Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 22:52, курсовая работа
В работе раасматриваются аспекты реализации права на жизнь в России
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЕСТЕСТВЕННОЕ И ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО НА ЖИЗНЬ 5
1.1 Позитивное право на жизнь. 5
1.2 Естественное право на жизнь 6
ГЛАВА II.ПРАВО НА ЖИЗНЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ И РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 11
2.1. Международная нормативно-правовая база 11
2.2. Российское законодательство о праве на жизнь. 14
2.3 История становления права на жизнь 15
ГЛАВА III.ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА НА ЖИЗНЬ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
Жизнь является величайшим и самым важным из социальных и правовых благ личности, ибо все остальные права, свободы и обязанности производны и утрачивают смысл и значение в случае гибели человека.
Лишение жизни необратимо и, по сути, означает прекращение существования индивида, личности, члена общества.
Опыт криминологии, ходатайства приговоренных к смертной казни о помиловании свидетельствуют о том, что большинству людей даже жалкое прозябание в стенах тюрьмы представляется более привлекательным, чем полная потеря жизни. Более высокого сознания о том, что величайшим благом является свобода, достигают единицы. Некоторые люди, например, совершившие особо тяжкие преступления, приходят к такому выводу только после долгих и мучительных лет тюремного заключения.
Для среднестатистического человека, на которого, кстати, прежде всего и направлено действие права, наивысшим благом является именно жизнь. Поэтому главнейшее общественное благо состоит в ее обеспечении. И наоборот - общество, государство оправдывают и обеспечивают свое существование только тогда, когда они в силах защитить жизнь своих граждан.
Положение о праве на жизнь провозглашено всеми важнейшими международно-правовыми документами по правам человека. Так, в ст. 3 Всеобщей декларации прав человека, констатируется, что «каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность»7.
В ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах сказано: «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни»8.
Связь права на жизнь и запрета произвольного ее лишения подчеркивается и в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.9
Региональные конвенции
также придерживаются устоявшейся
традиции. Аналогична по содержанию Конвенция
Содружества Независимых
Американская конвенция о правах человека, закрепляя право на жизнь в ст. 4, основное содержание посвящает ограничениям применения смертной казни. Пункт 2 указывает, что таковая может устанавливаться только за наиболее серьезные преступления. Далее расшифровывается, что она не может быть назначена за политические и схожие с ними преступления.
Арабская хартия прав человека, подобно Всеобщей декларации прав человека, объединяет в одной статье (ст. 4) право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, дополняя, что эти права защищены законом10.
Фундаментальный характер права
на жизнь широко признается как международными
судами по правам человека, так и
многими теоретиками, исследующими
эту область общественно-
Конституция Словацкой республики
(ст. 15) и Конституция Чешской
Нередко конституционное закрепление права на жизнь происходит в комплексе с другими правами в рамках одной статьи. Примером может служить ст. 15 Конституции Испании: «Все имеют право на жизнь, физическую и моральную неприкосновенность, никого ни в коем случае нельзя подвергать пыткам или бесчеловечному или унижающему достоинство обращению. Отменяется смертная казнь, за исключением случаев, предусмотренных военными уголовными законами во время войны»12.
В Российской Федерации основные
принципы и нормы международного
права нашли отражение в
Так, в ст. 17 Конституции Российской Федерации говорится о том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, однако не уточняется, о каких именно основных правах и в каких случаях идет речь. Однако, как представляется, не все права, зафиксированные во второй главе Конституции, можно относить к числу естественных. Не являются таковыми, например, право обвиняемого на рассмотрение его дела судом присяжных (ст. 47), право потерпевшего на компенсацию причиненного ущерба (ст. 52) и др. Ряд прав, например, право на жилище (ст. 40), при определенных обстоятельствах подлежат отчуждению и также не могут быть отнесены к числу неотчуждаемых. Заметим, что, например, не может быть отнесено к неотчуждаемым право на собственность, поскольку владелец собственности может произвести отчуждение по своей воле -- передать, подарить, наследовать и т. д. Вместе с тем не вызывает никаких сомнений неотчуждаемость таких прав человека, как право на жизнь, на свободу, на достоинство, на личную неприкосновенность.
Значение конституционного закрепления права на жизнь трудно переоценить. При этом российский путь не является чем-то особенным. Как показывают исследования, не менее 90 национальных конституций, принятых после 1948 г., закрепили это право.
Итак, право на жизнь - одно из важнейших личных прав и свобод, гарантирующих телесное существование человека как биологического существа и субъекта общественных отношений. И, либо благодаря этому, либо вопреки - содержание, соблюдение и защита этого права порой становится предметом острой полемики, поскольку затрагивает широкий спектр различных сфер жизнедеятельности общества и государства: право, политику, мораль, религию, философию, медицину.
Как правило, при характеристике права на жизнь делается акцент на его естественном характере. Под этим подразумевается, что «мать естественного права есть сама природа человека»15.
Теория естественных прав человека, формировавшаяся в XVI - XVII в.в., рассматривала право на жизнь как неотъемлемое свойство бытия. Джон Локк, один из основателей понятия «естественного права», писал, «человек рождается, имея право на полную свободу и неограниченность пользования всеми правами и привилегиями естественного закона... и по природе своей обладает властью охранять свою собственность, т.е. свою жизнь, свободу и имущество»16. При этом среди естественных прав Дж. Локк, одним из первых, выделял именно право на жизнь.
Шарль Луи Монтескье также подчеркивает, что всем гражданским и политическим законам «предшествуют законы природы, названные так потому, что они вытекают единственно из устройства нашего существа»17.
Иными словами, сторонники
концепции естественных прав
человека подчеркивали
Идеи ценности человеческой жизни красочно и образно воплотились в этическом принципе «благоговения перед жизнью», сформулированном в 1915 г. известным гуманистом А. Швейцером, который утверждал: «Человек, отныне ставший мыслящим, испытывает потребность относиться к любой воле к жизни с тем же благоговением, что и к собственной. Он ощущает другую жизнь как часть своей. Благом считает он сохранять жизнь, помогать ей; поднимать до высшего уровня жизнь, способную к развитию; злом уничтожать жизнь, вредить ей... Это и есть главный абсолютный принцип этики... Этика благоговения перед жизнью, таким образом, объемлет все, что можно назвать любовью, преданностью, сопереживанием...»19.
Однако само право на жизнь впервые нашло свое нормативное закрепление лишь в конце XVIII в. в декларации независимости США 4 июля 1776 г., в которой в качестве первой среди «самоочевидных истин» провозглашалась та, что «все люди сотворены равными и что все они наделены определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью»20. (14)
С принятием Декларации в мире стали утверждаться правила о том, что, представляя собой абсолютную ценность мировой цивилизации, право на жизнь должно находиться под максимальной правовой защитой. Право обязано охранять жизнь любого человека вне зависимости от его пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, вне зависимости от места и роли в обществе, вне зависимости от того, может этот человек жить еще много лет или его дни сочтены. Жизнь человека должна охраняться как абсолютное благо, на которое никто не вправе посягать.
Прошло много лет, но проблема обеспечения права на жизнь и сегодня находится в центре внимания всего мирового сообщества, российских ученых, общественности, является злободневной задачей в деятельности каждого цивилизованного государства.
И это нисколько не удивительно, так как реальность обеспечения права на жизнь, возглавляющего всю существующую в современном обществе систему прав личности, один из важнейших показателей уровня демократичности государства, если хотите - точка отсчета института прав и свобод личности в правовом государстве.
В середине XIX века известными русскими юристами П. И.Новгородцевым и И. А. Покровским в качестве основного компонента права на жизнь выделялось право на существование (имеются в виду необходимые и достаточные условия для поддержания физиологической деятельности организма, как-то: пища, медикаменты и т, п.). «Речь идет о том, чтобы обеспечить для каждого возможность существования и освободить от гнета таких условий жизни, которые убивают физически и нравственно», - писал П. И. Новгородцев21. Право, согласно его научной концепции, должно взять на себя определение известных условных границ, очерчивающих тот уровень жизни, который считается нормой. За его пределами начинается недопустимая крайность, которая, в частности, может выражаться в реальной угрозе голодной смерти конкретного лица.
Развивая эту мысль, И. А. Покровский подчеркнул, что «если государство признает себя обязанным спасать людей от голодной смерти - значит, каждый отдельный человек имеет право требовать этого от государства, и, таким образом, искомое право на существование уже есть!».
Такой позиции придерживаются и наши современники, например, в стать, опубликованной в 2010 году в журнале «ЕврАзЮж», говорится, что «право на жизнь является своеобразным международным стандартом, который направлен защитить человеческую жизнь от неисполнения государством своих позитивных и негативных обязанностей. Таким образом, государственная защита права на жизнь должна быть направлена в первую очередь на защиту человека и его жизни от государственного произвола»22.
И, тем не менее, весьма опрометчиво проводить знак равенства между правом на жизнь и правом на существование. Поскольку право на существование скорее составляет содержание другого самостоятельного социального права индивида - права на достаточный уровень жизни.
Развивая эту мысль, ряд
ученых утверждает, что право на
жизнь квалифицируется в