Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 22:52, курсовая работа
В работе раасматриваются аспекты реализации права на жизнь в России
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЕСТЕСТВЕННОЕ И ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО НА ЖИЗНЬ 5
1.1 Позитивное право на жизнь. 5
1.2 Естественное право на жизнь 6
ГЛАВА II.ПРАВО НА ЖИЗНЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ И РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 11
2.1. Международная нормативно-правовая база 11
2.2. Российское законодательство о праве на жизнь. 14
2.3 История становления права на жизнь 15
ГЛАВА III.ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА НА ЖИЗНЬ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЕСТЕСТВЕННОЕ И ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО НА ЖИЗНЬ 5
1.1 Позитивное право на жизнь. 5
1.2 Естественное право на жизнь 6
ГЛАВА II.ПРАВО НА ЖИЗНЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ И РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 11
2.1. Международная нормативно-правовая база 11
2.2. Российское законодательство о праве на жизнь. 14
2.3 История становления права на жизнь 15
ГЛАВА III.ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА НА ЖИЗНЬ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
На протяжении всего времени развития научной мысли было много идей на тему: что такое жизнь.
С точки зрения философии, особенно античной, жизнь воспринималась как получение счастья, получение удовольствия. Другие считали, что жизнь человека должна приносить добродетель, а тем самым удовлетворение для него самого.
С точки зрения физики, жизнь во Вселенной возникает и развивается в соответствии с законами этой науки, в частности, законом временных иерархий и вторым началом термодинамики.
С точки зрения биологии жизнь — процесс размножения и эволюции, происходящий благодаря способности запоминать благоприобретённые признаки.
Юриспруденция отчасти объединяет все эти понятия и вносит свое определение. Жизнь человека можно рассматривать как поступки и взаимоотношения с другими людьми. От того, насколько правильны или не правильны эти отношения и поступки зависит жизнь человека. Взаимоотношения между людьми подчинены определенным законам, установленным государством - организацией политической власти.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что право на жизнь, по моему мнению, является основополагающим конституционным принципом. На этом фундаментальном принципе построена вся Конституция России, а также вся мировая политическая система базируется на этом принципе. В самом простом смысле это предстает в следующем виде: основа любого общества – индивид, человек. Человек имеет право на жизнь – это положение относится к первому поколению прав, что является основой для реализации всех остальных прав: личных прав и свобод, политических, социально-экономических.
Целью данной работы является исследование конституционного права на жизнь в системе основных прав и свобод человека.
Для достижения поставленной цели необходимо будет решить ряд задач:
Исторические предпосылки, предшествующие формированию права как самостоятельной науки, свидетельствуют: философское осмысление правовой реальности началось с разграничения права на естественное (jus naturale) и позитивное (jus civile). Именно их противоречивое единство и составляет, в самом первом приближении, структуру правовой реальности. Свое воплощение в нормах естественного права находят такие социальные ценности, как право на жизнь и здоровье, которые юридически оформляются в системе права позитивного.
Право на жизнь изначально связывается с доктриной естественного права, с общим положением, согласно которому «мать естественного права есть сама природа человека»1.
В отличие от естественного права позитивное право в юридической литературе находит несравненно большее отражение. Это и понятно, ведь в случаях, когда право не разделяется на естественное и позитивное (а так чаще всего и бывает), то имеется в виду именно позитивное право. Между тем для естественного права, как отмечалось, не обязательно одобрение или усмотрение какого бы то ни было государственного органа.
1.1 Позитивное право на жизнь.
Позитивное, или положительное (positivus
- положительный, лат.) право представляет
собой право официальное, т. е. издаваемое
государственными органами в установленном
порядке и соответствующим
В действующей Конституции России впервые закреплено «первейшее» естественное право - право на жизнь (ст. 20), а также такие первичные естественные права, как право на достоинство личности (ст. 21), право на свободу, право наличную неприкосновенность (ст. 22). Все вышеперечисленное является примером позитивного права. Стоит отметить, что в случае отсутствия в основном документе закрепленных естественных прав гражданина, все равно эти права каждый человек имел бы с самого своего рождения. Однако их реализация была бы затруднительна, тогда как закрепление их в Конституции усиливает правовые возможности реализации этих естественных прав, поскольку, обретя форму позитивных прав, они одновременно получают соответствующую конституционную обязанность государства гарантировать провозглашенные права человека и гражданина.
Особенностью закрепления в Конституции естественных прав является то, что естественные права получают развитие в позитивных правах, но на более низком правотворческом уровне. То же естественное право на жизнь обеспечивается целым рядом позитивных прав. Например, ст. 1 Закона «О полиции» гласит: «Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности»2.
Нетрудно заметить, в том числе и по названию, что естественные права человека базируются на естественной теории права, ранее подвергавшейся в нашей стране критике, что, видимо, является одной из причин явно недостаточной разработанности в правовых науках соответствующих проблем. Между тем еще Г. Ф. Шершеневич в начале нынешнего века писал о том, что уяснение сущности права «невозможно без понимания природы человека во всех ее проявлениях, без проникновения в потребности человека, его способности, стремления. Теория права должна начинать с антропологического момента»3.
Нормы естественного права призваны защищать права человека, которые обусловлены особенностями его природы. Это — право на жизнь, продолжение рода, общение, самоутверждение, собственность, личное достоинство, свободное волеизъявление, свободу совести, мысли, слова и др. Естественно-правовые доктрины предполагают, что все эти права являются безусловным достоянием человека и даны ему уже самим фактом его рождения и существования в качестве человека.
Требования естественного права обладают безусловной непреложностью, категоричностью, неподвластностью конкретным ситуациям (в том числе произволу отдельных лиц), неотвратимостью спонтанного наступления отрицательных последствий при игнорировании естественно-правовых требований.
Естественное право служит и должно служить моральной основой и моральным ориентиром при формировании позитивного права. Можно соглашаться или не соглашаться с мнением Е. Н. Трубецкого, что позитивное, или положительное право, как его иногда называют, «не есть единственная форма права, что над ним есть иное, высшее право» и что «эта высшая форма права, отличная от права положительного, независимо от какого бы то ни было авторитета, и есть то, что называется естественным правом». Однако одно остается бесспорным: естественное право является первоначальной основой «любого иного права, а вместе с ним и правопорядка»4.
Предписания естественного
права по своему содержанию и отношению
к позитивному праву, писал автор,
будучи «внутренним законом нашего
разума», являются по своей сути нравственными
предписаниями. Естественное право
— то же, что правда. Оно вбирает
в себя всю совокупность тех нравственных
требований, в силу которых мы подчиняемся
или не подчиняемся тому или иному
общественному и
. В ст. 17 Конституции РФ
речь идет об основных правах,
таких как жизнь человека, его
достоинство, свобода - естественных
правах, характеризующихся
Известный дореволюционный
российский правовед и философ П.
И. Новгородцев естественное право
трактовал как вечное, неотъемлемое
право человеческой личности, имеющее
нравственную природу и характер
абсолютной ценности. По мнению С. С. Алексеева,
естественное право представляет собой
«исходный в жизни людей
С учетом изложенного естественное право (как социальное явление) можно определить как совокупность сформированных человеческим сообществом прав на фундаментальные социальные блага, обретаемые человеком с рождения.
Так, в основе права на
жизнь лежит биологическое
Изложенное позволяет
подчеркнуть еще две
Во-первых, они реализуются непосредственно, т. е. без какого бы то ни было правоприменительного акта. Правами на свободу, достоинство, личную неприкосновенность обладают все без исключения люди. Другое дело, что при определенных обстоятельствах они могут быть уменьшены в объеме, в то время как для других конституционных прав (например, на собственность, на жилище, на труд) требуется оформление юридических документов.
Во-вторых, реализация естественных прав осуществляется объективно, независимо от воли людей. Такой вывод основывается на следующих положениях. Человек не выбирает родителей, времени и места рождения, пола; все это он, повзрослев, воспринимает как объективную данность, совершенную помимо его желаний и интересов.
Наряду с правом на жизнь наиболее значимыми естественными правами являются права на свободу, на достоинство личности, на личную неприкосновенность, зафиксированные в международно-правовых документах по правам человека, а также в Конституции Российской Федерации (ст. 20,21). Именно они использовались для иллюстраций в ходе
рассуждений. Более того, именно эти права человека, абсолютно справедливо поставленные в первый ряд в перечне конституционных прав и свобод, исчерпывают круг обобщенных, целостных естественных прав человека, являются первичными естественными правами.
Все другие естественные права представляют собой так называемые вторичные права, исходящие из основных, первичных, либо входящих в первичные в качестве их частей, составляющих. Например, право на охрану здоровья (ст. 41 Конституции Российской Федерации), право на благоприятную окружающую среду (ст. 42) можно считать компонентами права на жизнь. Свобода передвижения (ст. 27), свобода мысли (ст. 29) - составляющие обобщенного понятия свободы.
И. Д. Невважай предлагает рассматривать естественное и позитивное правопонимание в их единстве, основываясь на признании тезиса о том, что «человек есть процесс становления человека»6. В соответствии с данной концепцией человек от рождения обладает некими способностями телесно-биологического, психического и поведенческого плана, в силу наличия которых он притязает на некоторые необходимые для него способы и формы существования. Эти притязания составляют основу норм человеческого бытия; нормы могут определяться тем, что человек как телесное и биологическое существо подчинен объективным законам природы, которые выступают как мера необходимого и запрещенного в бытии человека. Человек как сознательное существо способен осознавать конечность своего бытия, смертность. Отсюда следует притязание, или право, человека на жизнь.
Таким образом, процесс становления
человеческих качеств формирует
новые более высокие