Конституционное право – ведущая отрасль в правовой системе российского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Конституционное право - юридическая основа демократии, ее закрепление и мера. Демократия - широкое понятие, включающее экономический, социальный и политический аспекты. Конституционное право призвано закреплять основы народовластия во всех этих аспектах, поскольку современная демократия это не стихийное, а упорядоченное состояние общества, полноправие, основанное на добровольном согласии людей на определенное ограничение своей свободы во имя ее сохранения.

Содержание

Введение 3
1.Понятие и предмет Конституционного права РФ 4
2.Роль конституционного права в демократических преобразованиях в России 12
3.Конституция Российской Федерации - основный источник конституционного права 19
Заключение 25
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Конституционное право - ведущая отрасль в правовой системе российского права.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

    -военное  положение (ч. 3 ст. 87);

    -образование  новых субъектов Российской Федерации  (ч. 1 ст. 137);

    -порядок  принятия в Российскую Федерацию  новых субъектов (ч. 2 ст. 65, ч. 1 ст. 137);

    -порядок  изменения статуса субъектов Российской Федерации (ч. 5 ст. 66);

    -описание  и порядок официального использования  государственных символов - государственного  флага, герба, гимна (ч. 1 ст. 70);

    -порядок  назначения референдума (п. "в"  ст. 84);

    -статус  Уполномоченного по правам человека (п. "д." ч. 1 ст. 103);

    -порядок  деятельности Правительства Российской  Федерации (ч. 2 ст. 114);

    -судебная  система (ч. Зет. 118, ч. Зет. 128);

    -порядок  созыва Конституционного Собрания (ч. 2 ст. 135).

Федеральный договор как источник конституционного права

    Четвёртую часть источников конституционного права образуют три договора о  разграничении предметов ведения  и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти ее субъектов от 31 марта 1992 г., которые объединяются общим наименованием Федеративный договор. Эти договоры оформили превращение России в действительную федерацию (до этого она была федерацией лишь по названию, а вопрос о том, кто является ее субъектами был совершенно неясен и практического значения не имел). Федеративный договор был включен 21 апреля 1992 г. в качестве приложения в действовавшую тогда Конституцию Российской Федерации - России, а его основные положения вошли в состав ее текста.

    В ныне действующей Конституции Российской Федерации в части 3 статьи 11 указано, что предметы ведения и полномочия разграничиваются между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, как самой Конституцией, так и Федеративным договором и иными договорами. А в абзаце четвертом части 1 раздела второго Конституции "Заключительные и переходные положения" установлено, что в случае несоответствия положений Федеративного договора положениям Конституции действуют положения Конституции. Отсюда можно сделать вывод, что в той мере, в какой положения Федеративного договора положениям Конституции не противоречат, они имеют ту же силу, что и Конституция.

Договоры  о разграничении  или взаимном делегировании  предметов ведения  и полномочий между  органами государственной  власти Российской Федерации и ее субъектов как источники конституционного права

    Следующим видом источников конституционного права являются договоры о разграничении  или взаимном делегировании предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, заключаемые на основании упомянутой части 3 статьи II Конституции Российской Федерации.

    К сожалению, возможные рамки такого договорного разграничения (взаимного  делегирования) предметов ведения  и полномочий конституционно не определены. Не определена и процедура заключения и прекращения указанных договоров.

    На  практике договорами нередко изменяется разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов, установленное  статьями 71-73 федеральной Конституции. Оно, как мы видели, имеет преимущество перед разграничением, содержащимся в Федеративном договоре.

    Отсюда  следует, что положения соответствующих  договоров имеют более высокую  юридическую силу, чем упомянутые статьи Конституции, не говоря уже о  положениях федеративного договора. Такой вывод вытекает из части 3 статьи II, находящейся в главе 1, которая представляет собой как бы конституцию в Конституции, ибо ее юридическая сила выше, чем у остальной части Конституции. Следовательно, отступления в договорах от норм статей 71- 73 Конституции нельзя рассматривать как ее нарушение.

    В литературе встречается и иная позиция. Так, в одном из комментариев Конституции  Российской Федерации утверждается, что договоры, о которых идет речь в части 3 статьи II Конституции (помимо Федеративного договора), не должны противоречить Конституции и федеральным законам, поскольку такое условие предусмотрено в части 2 статьи 78 Конституции.

    Не  столь бесспорен, однако, порядок  заключения таких договоров, сложившийся  на практике. Он заключается в том, что договоры подписываются Президентом Российской Федерации с федеральной стороны и Президентом или главой республики, главой администрации со стороны субъекта Российской Федерации и вступают в силу обычно со дня опубликования. Само официальное опубликование на федеральном уровне не всегда имеет место (в печати субъектов Российской Федерации договоры обычно публикуются). С более или менее значительным опозданием часть договоров публикуется в газете "Российские вести", которая предназначена для официального опубликования правительственных и ведомственных актов. Однако, как показано выше, уровень юридической силы договоров таков, что требует официального опубликования в первом разделе "Собрания законодательства Российской Федерации" и, соответственно, в "Российской газете".

    Еще более важен вопрос о субъектах, участвующих в заключении договоров. Поскольку в договорах содержатся нормы конституционного характера, вряд ли правильно отстранять от их создания законодательную власть. Представляется, что договоры для вступления в силу должны бы утверждаться Федеральным Собранием и представительным органом законодательной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

  Постановления Конституционного Суда Российской Федерации как источники конституционного права

    Значительной частью источников конституционного права являются постановления Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации, выносимые на основании части 5 статьи 125 Конституции. Эти постановления также содержат нормы конституционного характера.

    Следует оговориться, что Конституционный  Суд толкует Конституцию не только при разрешении дел, рассмотренных  по специальным запросам управомоченных органов о даче такого толкования. Рассматривая и разрешая другие дела своей компетенции, относящиеся к проверке конституционности нормативных актов (ч. 2 и 4 ст. 125 Конституции), Конституционный Суд подчас также должен формулировать свою правовую позицию, представляющую собой толкование Конституции. Но она в этих случаях содержится только в мотивировочной части постановлений, а следовательно, вряд ли может безусловно считаться нормой.

    Постановления Конституционного Суда, выносимые в  связи с разрешением споров о  компетенции (ч. 3 ст. 125 Конституции), тоже, как представляется, должны содержать нормы конституционного характера, но таких дел в практике Конституционного Суда еще не было.

 

Заключение

    Цель  данной работы представлялась мне как  определение Конституционного права  ведущей отраслью российского права. Эта важнейшая роль данной отрасли обусловлена значением тех общественных отношений, которые ей закрепляются и регулируются. Юридически определяя основополагающие принципы устройства общества и государства, то есть основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливая общие основы управления всеми общественными процессами, Конституционное право тем самым дает необходимые ориентиры, отражающие главное сущностное направление правового регулирования во всех сферах общественных отношений.

    Таким образом:

    Конституционное право - ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы, т.е. основы конституционного строя РФ, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

    1. Конституция РФ от 12.12.93 г.

    2. Мирошникова В.А. Комментарии к Конституции Российской Федерации.- М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем". Издательство ЭКМОС, 1998.-176с.

    3. Коваленко А.И.Основы конституционного  права РФ М.1994

    4. Богданова Н.А. К новой концепции  преподавания Конституционного  права. // Государство и право, 1994, № 7.

    5. Макаров О.В. Соотношение права  и государства // Государство и  право, 1995, № 5.

    6. Конституционное право Российской  Федерации. Учебник для студентов  юридических вузов и факультетов.  Баглай М.В.-М. Норма-Инфра-М, 1999,-741 с.

    7. Маклаков В.В.Конституционное право.Словарь.-М.  Юристъ,2001-560с.

    8. Кутафин О.Е.Предмет конституционного  права.-М. Юристъ, 2001-444с.

    9. Воеводин Л.Д. Конституция РФ  и правовые отрасли: проблемы  соотношения. Вестник Моск. ун-та. Сер 11, Право. 1994. N 5

    10. Белкин А.А. Наименование отрасли:  государственное и конституционное  право// Правоведение.1997.№4

    11. Братусь С.Н. Юридическая ответственность  и законность.

    12. Шон Д.Т. Конституционная ответственность  // государство и право.1995.№7

    13. Конституционное право Российской Федерации. Екатеренбург,1995 
 

Информация о работе Конституционное право – ведущая отрасль в правовой системе российского права