Конституционное право – ведущая отрасль в правовой системе российского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Конституционное право - юридическая основа демократии, ее закрепление и мера. Демократия - широкое понятие, включающее экономический, социальный и политический аспекты. Конституционное право призвано закреплять основы народовластия во всех этих аспектах, поскольку современная демократия это не стихийное, а упорядоченное состояние общества, полноправие, основанное на добровольном согласии людей на определенное ограничение своей свободы во имя ее сохранения.

Содержание

Введение 3
1.Понятие и предмет Конституционного права РФ 4
2.Роль конституционного права в демократических преобразованиях в России 12
3.Конституция Российской Федерации - основный источник конституционного права 19
Заключение 25
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Конституционное право - ведущая отрасль в правовой системе российского права.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

    Осуществление демократических преобразований в  России возможно лишь на основе политического многообразия. Конституционное право закрепляет принцип политического многообразия и основные гарантии его реализации на практике.

    Принцип политического многообразия (плюрализма) означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках конституции. Он способствует повышению эффективности народовластия, вовлечено в политическую деятельность широких слоев населения, легализует конституционную политическую оппозицию, создает условия для преодоления апатии народа и отчуждения его от власти, порожденных годами тоталитаризма.

    Преимущества  принципа политического плюрализма в полной мере могут быть раскрыты только в рамках конституционности. Иными словами, для реализации принципа политического плюрализма необходимо, чтобы все социально-политические структуры, способные в полной мере гарантировать право граждан на объединение в общественные организации и защитить конституционные устои нашего общества посредством исключения в судебном порядке из общественной жизни политических организаций, угрожающих этим устоям, функционировали на правовой основе.

    Такую основу создают нормы конституционного права, признающие политическое многообразие, многопартийность, равенство всех общественных объединений перед законом. Ими запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

    Политический  плюрализм - это свобода политических мнений и политических действий, что проявляется в деятельности независимых объединений граждан. Вот почему надежная конституционно-правовая защита политического плюрализма служит предпосылкой не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.

    Конституционно-правовое регулирование отношений собственности  имеет свою специфику. Она выражается в том, что главной задачей  является юридическое закрепление  форм собственности, признаваемых государством. Таким образом, именно конституционно-правовые нормы решают вопрос о том, какие формы собственности государством признаются и гарантируются.

    Нормы конституционного права предусматривают  охрану собственности в ее различных  формах и на равных основаниях. "В  Российской Федерации, - указывается в ст. 8 Конституции РФ, - признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности". В ст. 35 подчеркивается, что право частной собственности охраняется законом.

    Конституционное право играет ведущую роль в реорганизации федеративного устройства. В России федерализм - это, прежде всего государственная организация национальных отношений. Исторический опыт российского федерализма подтвердил его жизненную необходимость для разрешения национального вопроса в республике, для осуществления суверенитета наций, составляющих многонациональный народ Российской Федерации.

    Современный российский федерализм обеспечивает суверенитет  наций, свободное развитие наций  и народностей, проживающих на территории России, развитие национальных языков. Такое развитие Федерации опирается на прочную юридическую базу, которую образуют нормы конституционного права.

    Однако  российский федерализм - форма не только разрешения национального вопроса  в многонациональной республике, но и демократизации управления государством. Демократизация государственной власти и распределение ее по регионам является важной гарантией демократизма в управлении государством. Центр в таких условиях лишается монополии на власть и поэтому не может употребить ее произвольно, она повсеместно ограничивается "сдержками и противовесами". Открывается больше возможностей для организации управления на местах в соответствии с интересами регионов, а интересы одного региона не приносятся в жертву интересам других. В результате образуются многочисленные "центры интересов", со своими особенностями, и вместо единообразия, установленного центром, создание единство в разнообразии, что составляет высшую цель общественного развития.

    Базирующаяся  на закрепленном в конституционном  праве принципе федерализма децентрализация государственной власти обеспечивается разграничением предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением. В соответствии принципом федерализма основы правового статуса субъектов Федерации устанавливаются и гарантируются нормами конституционного права. Полномочия, не отнесенные к ведению Федерации либо к совместному ведению Федерации и ее субъектов, осуществляются в соответствии с нормами конституционного права субъектами Федерации самостоятельно.

    Федеративное  устройство Российской Федерации основывается на ряде принципов, закрепленных нормами  конституционного права и обусловленных ее демократической сущностью. Эти принципы являются исходными началами территориального устройства не только самой Российской Федерации, но и ее субъектов. К ним относятся: государственная целостность Российской Федерации; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов; равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации; равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

    Принципы  государственного устройства Российской Федерации тесно взаимосвязаны. Их главная цель и назначение состоят  в том, чтобы способствовать успешному  государственному строительству.

    Формирование  в России правового государства  требует завершения разработки всех предусмотренных Конституцией федеральных  конституционных и федеральных  законов, имеющих важное значение для  развития демократических процессов  в стране, совершенствования и обновления действующего федерального конституционно-правового законодательства с учетом той практики, которая сложилась в стране процессе демократических преобразований. Настало время устранения коллизий между конституционно-правовым законодательством Федерации и ее субъектов, которые возникли как следствие "парада суверенитетов" и разного рода политических игр, ведущихся как на федеральном, так и на региональном уровнях. Нуждаются во внимательном изучении и договоры, заключенные между Российской Федерацией и ее субъектами, на предмет их соответствия федеральным конституционно-правовым нормам.

    Решение этих и некоторых других задач - важное условие формирования Российской Федерации  как демократического и правового  государства, правового обеспечения ее подлинного суверенитета.

    Для современной России характерно расширение объема конституционно-правового регулирования, возрастающее влияние на конституционное  право общегуманных ценностей, уменьшение в нем удельного веса идеологизации  и усиление элементов политизации и социализации. Все это, несомненно, будет способствовать дальнейшему развитию демократических преобразований в нашей стране.

 

3. Конституция Российской Федерации - основный источник конституционного права

    Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря и вступившая в силу 25 декабря 1993 г., с изменениями, которые внесены в статью 65 двумя Указами Президента Российской Федерации на основании части 2 ее же статьи 137, истолкованной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 28 ноября 1995 г. представляет собой основной источник конституционного права и вообще всего права России.

    К числу особенностей Конституции  Российской Федерации можно отнести  следующие:

    1) нормы, устанавливаемые в Конституции, имеют учредительный характер, являются первичными. Они не связаны какими-либо законами, которые были бы для них юридически обязательными, могут устанавливать ,в частности, новые институты, изменять систему государственных органов;

    2) в Конституции устанавливаются государственно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для всего государственно-правового регулирования. В них определяются все основные связи, посредством которых данная общность людей объединяется в гражданское общество, определяет механизмы управления государственными и общественными делами;

    3) Конституция как источник права  характеризуется и широтой содержания  выраженных в ней норм. Они  охватывают устройство государства,  его сущность и формы, определяют  субъекты власти, механизм её реализации, принципы участия в управлении всех субъектов политической деятельности. В Конституции закреплены и принципы экономической структуры общества, формы собственности, способы охраны прав всех субъектов экономической жизни. Через конституционные нормы определяются основы правового статуса личности, права и свободы граждан, охраняемые и гарантируемые от нарушений государством. Таким образом, нормы Конституции касаются всех сфер жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной. Такой широтой содержания своих норм Конституция отличается от всех иных источников конституционного права;

    4) Конституция имеет высшую юридическую  силу, прямое действие и применяется  на всей территории России. Законы  и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции(ст.15);

    5) в Конституции определяются многие  другие виды источников федерального  уровня. В ней устанавливаются  наименования правовых актов,  их юридическая сила, порядок  принятия, отмены и опубликования;

    6) значение Конституции как основного  источника определяется и тем,  что установленные в ней нормы  выступают в качестве формы  воплощения государственной воли  народа. В Конституции определяются  те цели, которые общество перед  собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности;

    7) Конституция по сравнению с  другими источниками является  актом наивысшего не только  правового уровня, но и общественного  значения. Её нормы касаются каждого  гражданина, всех субъектов общественной  деятельности.

    Таким образом, Конституция Российской Федерации  как основной источник конституционного права служит формой установления норм, составляющих ядро данной отрасли, всего  государственно-правового регулирования  общественных отношений, входящих в её предмет.

Федеральные конституционный законы как источник конституционного права

    Следующим источником конституционного права  России являются федеральные конституционные  законы.

    Идея  таких законов преследовала цель уменьшить объем самой Конституции  Российской Федерации. По своей юридической силе федеральные конституционные законы занимают промежуточное место между Конституцией Российской Федерации и обычными федеральными законами, принимаются по более сложной процедуре, чем последние, требуя более высокой степени общественного согласия. Такое представление о соотношении юридической силы Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и обычных федеральных законов преобладает. Основанием для него могут служить положения части 1 статьи 15 ("Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации") и части 3 статьи 76 Конституции ("Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам"). Нельзя, однако, не признать определенных оснований и для иной позиции, согласно которой федеральные конституционные законы имеют ту же силу, что и Конституция, как это, например, имеет место в Италии или Франции. К числу федеральных конституционных законов относятся : вставить

    Согласно части 1 статьи 108 Конституции, федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией. Вопросы, подлежащие, согласно Конституции, урегулированию федеральными конституционными законами, упоминаются в 13 ее статьях. Это:

    -чрезвычайное  положение (ст. 56, 88);

Информация о работе Конституционное право – ведущая отрасль в правовой системе российского права