Конституционная реформа в Российской Федерации: ретроспектива и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 04:27, курсовая работа

Описание работы

Конституция для России сегодня значит очень много. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Разумеется, Конституция — это не собрание политических программ и философских концепций. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Общественно-политические предпосылки принятия Конституции 1993 г.
5
1.1. Трансформация Основного закона РСФСР (1978 г.) в 1989-1992 гг.
5
1.2. Принятие Конституции РФ 1993 г., ее особенности
9
Глава 2. Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации
18
2.1. Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 г.
18
2.2. Порядок пересмотра положений конституции РФ 1993 года и внесение в нее поправок и изменений
21
2.3. Перспективы развития и реформирования Конституции Российской Федерации 1993 г.
27
Заключение
31
Глоссарий
34
Список использованных источников
36
Приложения
38

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 447.00 Кб (Скачать)

3. Рассмотрение Государственной Думой проекта закона в трех чтениях.

В ходе рассмотрения законопроекта заслушиваются доклад инициатора проекта закона, содоклад Комитета по законодательству и судебно - правовой реформе, выступления представителя Президента Российской Федерации, представителя Правительства Российской Федерации, представителей фракций и депутатских групп, а также экспертов и иных лиц, приглашенных по решению палаты для участия в обсуждении.

Каждая поправка к проекту обсуждается и ставится на голосование в отдельности. Для принятия поправки необходимо, чтобы за нее проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

После постатейного обсуждения и голосования поправок, проверки текста проекта и устранения имеющихся в нем противоречий Государственная Дума принимает федеральный закон о внесении поправки в соответствующую статью гл. 3 - 8 Конституции в целом, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 130 - 133 Регламента Государственной Думы).

Принятый проект закона в течение пяти дней со дня одобрения направляется в Совет Федерации.

4. Рассмотрение проекта закона в соответствующих комитетах Совета Федерации и принятие решения к рассмотрению либо его возвращение в Государственную Думу.

5. Рассмотрение Советом Федерации проекта закона. Закон о поправке к Конституции считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации[20].

Если Совет Федерации отклоняет представленный закон либо принимает его в ином виде, то для преодоления возникших разногласий создается согласительная комиссия, порядок деятельности которой устанавливается регламентами палат Федерального Собрания.

6. Опубликование Председателем Совета Федерации не позднее пяти дней со дня принятия закона уведомления для всеобщего сведения, включающего текст закона о поправке к Конституции с указанием дат его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации[21].

7. Направление Председателем Совета Федерации закона о поправке к Конституции не позднее пяти дней со дня его принятия в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации для рассмотрения.

8. Рассмотрение закона в срок не позднее одного года со дня его принятия законодательным (представительным) органом субъекта РФ и направление его в Совет Федерации в течение 14 дней со дня принятия постановления о законе РФ о поправке к Конституции.

9. Установление Советом Федерации результатов одобрения закона (не менее 2/3 голосов) законодательными (представительными) органами субъектов РФ, оформление их в соответствии с регламентом Совета Федерации и направление в течение семи дней со дня установления результатов Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования.

10. Подписание Президентом Российской Федерации в срок не позднее 14 дней со дня получения закона и осуществление официального опубликования.

11. Вступление закона Российской Федерации о поправке к Конституции в силу со дня его официального опубликования, если самим законом не установлена иная дата вступления в силу.

12. Внесение Президентом Российской Федерации принятой поправки к Конституции Российской Федерации и осуществление официального опубликования Конституции в месячный срок со дня вступления в силу закона[22].

Третья часть - это изменения ст. 65 Конституции РФ, касающиеся состава субъектов РФ. Согласно ч. 1 ст. 137, они вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.

Четвертая часть - изменения, касающиеся наименования субъекта РФ. В ч. 2 ст. 137 Конституции указано: в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 28 ноября 1995 г. (Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации// "Российская газета" от 14 декабря 1995 г.) по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции определил, что изменения наименования субъекта включаются в текст ст. 65 указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им (т.е. субъектом) порядке.

В спорных случаях, говорится в постановлении, Президент использует полномочия, предусмотренные ч. 1 ст. 85 Конституции РФ. В ч. 1 ст. 85 сказано, что Президент использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также между такими органами субъектов.

В случае недостижения согласованного решения Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Думается, поскольку речь идет об изменении Конституции РФ, это будет КС РФ.

Во всех случаях, рассмотренных выше, поправки к ст. 65 не подлежат, в отличие от федеральных законов о внесении поправок к иным положениям гл. 3 - 8 Конституции, одобрению со стороны законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

Многие российские государственные деятели и политики осторожно относятся к пересмотру и внесению поправок в Конституцию, примером могут служить выборы Президента РФ. В 2008 году истекал срок полномочий Президента РФ В. Путина, но, несмотря на множественные просьбы, он отказался вносить поправку в ч.3 ст.81 Конституции РФ. Явно видится стремление главы государства в укреплении образовавшегося конституционного порядка, поэтому он как гарант Конституции РФ беспрекословно исполнил конституционно-правовую норму, хотя у него были все возможности внести поправку в действующую Конституцию. Казалось бы, в данной ситуации о пересмотре Конституции в целом и речи быть не может, но с приходом вновь избранного Президента Д. Медведева наметились некоторые тенденции к изменению Конституции.

 

              2.3. Перспективы развития и реформирования Конституции Российской Федерации 1993 г.

 

     Конституция 1993 г. установила новые основы правового статуса человека и гражданина, экономической системы, социальных отношений, политической системы, духовной жизни общества. Положения, определяющие основы общественного и государственного строя, роль личности в обществе, содержатся, прежде всего, в первой главе Конституции "Основы конституционного строя". Эта глава имеет особое значение: ее положения могут быть изменены только в результате принятия новой конституции, а все остальные положения действующей Конституции не могут противоречить ее нормам.

Все варианты реформирования предполагают сложный порядок. На практике имеет место так называемое "ползучее" реформирование. Оно идет примерно следующими путями.

Во-первых, что-то подправляет Конституционный Суд Российской Федерации.

Во-вторых, многое исправляется практикой. Например, Конституция 1993 г. дает Президенту РФ возможность довольно легкого роспуска Государственной Думы, если та дважды выразит недоверие Правительству в течение трех месяцев (ч. 3 ст. 117 Конституции) либо откажет в доверии Правительству (ч. 4 ст. 117). Первый Президент РФ, имея возможность роспуска Государственной Думы при споре о недоверии-доверии Правительству в 1995 году, не пошел на роспуск Государственной Думы и нашел мирные пути разрешения конфликта.

В-третьих, нормы Конституции корректируются текущим регулированием. Например, когда в том же 1995 году Государственная Дума выразила недоверие Правительству, оно тут же обратилось с просьбой решить вопрос о доверии ему. Конфликт был разрешен политическим путем. Но все же Государственная Дума записала позже в своем Регламенте: если она выразила недоверие Правительству, то не будет рассматривать обращение по поводу выражения доверия, пока не истекут три месяца, в течение которых она вправе выразить повторное недоверие (см. ст. 152). Конституция не дает такого простора Думе, но и не запрещает его.

При определенных плюсах таких путей корректирования норм Конституции все равно остается проблема их качества и удачности этих вариантов конституционного реформирования. К тому же они вызывают вопросы, на которые все равно надо давать ответы.

Все подобные варианты опосредованного реформирования имеют место в российской правовой действительности. Но с другой стороны в подобных случаях есть опасность и обесценивания норм самой Конституции, и их изменения нормами текущего законодательства. И то и другое в равной мере нежелательно.

Туманность многих конституционных норм - признак их несовершенства. Неясность некоторых позиций Конституции вызывает и стремление "подправить" ее текущими актами.

Процесс внесения поправок в Конституцию начался с процесса реформирования государственного устройства РФ в 2004 г., когда в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации - Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа с 1 декабря 2005 г. образовался новый субъект Российской Федерации - Пермский край[23], также в период до 2007 года аналогично были объединены Красноярский край, Таймырский и Эвенкийского автономный округа в Красноярский край[24], Камчатская область и Корякский автономный округ в Камчатский край[25], Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ в Иркутскую область[26], Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа в Забайкальский край[27]

Действующий Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, обращаясь с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию 5 ноября 2008 г., инициировал внесение поправок в действующую Конституцию РФ. Он предложил расширить конституционные права Федерального Собрания, отнести к предметам ведения Государственной Думы (статья 103) контрольные функции в отношении исполнительной власти, установив конституционную норму, обязывающую Правительство России ежегодно отчитываться в Государственной Думе по итогам деятельности и по вопросам, поставленным непосредственно парламентом, а также увеличить сроки конституционных полномочий Президента и Государственной Думы до 6 и 5 лет соответственно.

Предложенные в Послании поправки были приняты в установленном порядке и вступили в силу в 2009 г.[28]

Однако, комментируя свои предложения заявил: "Российская Конституция эффективна, она работает, и ее базовые положения должны на многие годы вперед оставаться незыблемыми. Права и свободы граждан, суверенитет народа, государственный строй, федеративное устройство, принципы организации судебной власти и принципы местного самоуправления, другие основы конституционного строя установлены на длительный исторический период"[29].

Направления дальнейшего государственного реформирования также были определены президентом на научно-практической конференции, посвященной 15-летию принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 2008 г.[30]:

      Совершенствование организации публичной власти. Одной из главных задач остается четкое разграничение полномочий и ответственности между уровнями власти.

      Совершенствование законодательства о местном самоуправлении.

      Организация общественного контроля за деятельностью органов власти, в том числе внедрение современных технологий, которые обеспечивают доступность для граждан государственных и муниципальных услуг.

      Реализация гарантированной Конституцией свободы экономической деятельности, защиты всех форм собственности

Требуется серьезное развитие законодательства в социальной сфере. Государство обязано обеспечивать равенство стартовых возможностей граждан, защищать их социальные права в качестве основных и неотчуждаемых.

Развитие и реформирование Конституции РФ возможно и в других направлениях активно предлагаемых научным сообществом, но при этом должны строго соблюдаться основополагающие принципы конституционного строя и процедура внесения изменений, закрепленная в самой Конституции.

 

Заключение

Потребность в новой конституции в любой стране возникает  после  каких-либо  масштабных  событий  общественно-политического  характера:  революции, завоевание   независимости,   распада   государства,   образование    нового государственного  единства,  изменение  формы  правления   и   политического режима.

Каждая новая конституция обобщает конкретный опыт истории  и  обогащает его новым содержанием.

Сегодня Россия поднялась до самого прогрессивного начала в отношении к личности - признания ее приоритета в государстве. Причем для каждого времени были характерны свои парадоксы: не ценя достоинство отдельной личности, авторитарная власть немало создавала материальных благ, которыми пользовался индивид. Нынешняя власть высоко ценит свободу, права человека и гражданина, однако позволяет расти все большей и большей пропасти между относительно небольшой частью благоденствующих и миллионами едва сводящих концы с концами граждан.

Надо ли долго доказывать, что радикальные события, происходящие в любой стране, непременно отражаются в ее основных законах. Не составляет исключения и Россия (см. Приложение Б). В XX веке она пошла по пути многих стран и для закрепления важнейших социально-экономических и общественно-политических отношений прибегает к документу, именуемому конституцией.

Мы переживаем особый момент в нашей истории. Момент, когда прерывание необходимой модернизации может превратиться не в очередной эксцесс, что уже немало, а в окончательную катастрофу народа и государства

С момента принятия Конституции прошло уже более 16 лет, и есть возможность подвести некоторые итоги.

Процесс разработки и принятия новой Конституции РФ, отправным пунктом которого явилось принятие Декларации о государственном суверенитете 12 июня 1990 г., растянулся на три года. В течение этих лет страна продолжала жить по старой конституции РСФСР (1978 г.), статьи которой расходились с проводимыми преобразованиями. Чтобы устранить несоответствия, в нее вносились изменения и дополнения, влияющие на ее содержание, но подобное массовое и спешное внесение поправок в конституционный текст порождало в нем рассогласованность статей и противоречивость идей.

Информация о работе Конституционная реформа в Российской Федерации: ретроспектива и перспективы