Конституционная реформа в Российской Федерации: ретроспектива и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 04:27, курсовая работа

Описание работы

Конституция для России сегодня значит очень много. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Разумеется, Конституция — это не собрание политических программ и философских концепций. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Общественно-политические предпосылки принятия Конституции 1993 г.
5
1.1. Трансформация Основного закона РСФСР (1978 г.) в 1989-1992 гг.
5
1.2. Принятие Конституции РФ 1993 г., ее особенности
9
Глава 2. Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации
18
2.1. Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 г.
18
2.2. Порядок пересмотра положений конституции РФ 1993 года и внесение в нее поправок и изменений
21
2.3. Перспективы развития и реформирования Конституции Российской Федерации 1993 г.
27
Заключение
31
Глоссарий
34
Список использованных источников
36
Приложения
38

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 447.00 Кб (Скачать)


 

Курсовая работа

Конституционное (государственное) право России

Конституционная реформа в Российской Федерации: ретроспектива и  перспективы

Содержание

 

Введение

3

Глава 1. Общественно-политические предпосылки принятия Конституции 1993 г.

5

1.1. Трансформация Основного закона РСФСР (1978 г.) в      1989-1992 гг.

5

1.2. Принятие Конституции РФ 1993 г., ее особенности

9

Глава 2. Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации

18

2.1. Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 г.

18

2.2. Порядок пересмотра положений конституции РФ 1993 года и внесение в нее поправок и изменений

21

2.3. Перспективы развития и реформирования Конституции Российской Федерации 1993 г.

27

Заключение

31

Глоссарий

34

Список использованных источников

36

Приложения

38

 

Введение

 

Ничего неподвластного времени нет. Конституция Российской Федерации тут никакого исключения не составляет. Протекающие во времени события прямо или косвенно, конечно, воздействуют на нее; они детерминируют ее восприятие, темпы и формы ее объективации, меру воплощения в действительность.

     Но, пожалуй, главное заключается в том, что именно во времени (а, отнюдь, не мгновенно) происходит становление текста конституции, его официальное принятие, видоизменения, равным образом во многом обусловленная им динамика российского конституционализма.

На изменение конституции влияют многие  факторы  -  интересы  различных социальных  групп,  преобразование  формы  правления  или   государственного устройства, господствующие в обществе официальные  взгляды  и  воззрения  на государство, право, их общественную роль.

Конституция для России сегодня значит очень много. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Разумеется, Конституция — это не собрание политических программ и философских концепций. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе. В ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и права. И Конституция тем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она ближе к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки. Конституция, которая расходится с национальной идеей, игнорирует ее, не говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной идеи, не может иметь никаких шансов на понимание и на его признание со стороны общества.

Актуальность темы исследования состоит в том, что реализация Конституции представляется главнейшим правовым институтом, на котором основывается вся система общеобязательных норм. От реализации Основного закона напрямую зависит реализация основных принципов права на всех его уровнях (от федерального до местного), а также понимание самой науки конституционного права, методов ее изучения.

Спор о конституционной реформе ведется на протяжении всего существования Конституции РФ и, не теряет своей актуальности по сей день.

Цель курсовой работы - проанализировать этапы, исторические аспекты и перспективы конституционной реформы в России.

Предмет исследования – причины принятия и реформирования российской Конституции 1993 г.

В рамках поставленной цели необходимо раскрыть две ключевые проблемы:

Во-первых, особенно важным представляется рассмотрение процесса принятия Конституции РФ в сложившихся исторических и политических условиях, а также тех предпосылок, которые послужили основной причиной ее принятия

Во-вторых, необходимо рассмотреть характерные особенности Конституции Российской Федерации 1993 года и ее развитие на современном этапе.

В силу чего данная курсовая работа разделена на две части, каждая из которых призвана изучить соответствующую проблему.

Источниковую базу исследования составили Конституция РФ 1993 г., законодательные и иные нормативные акты РФ.

Теоретическую основу работы составили труды советских и современных российских ученых, обращавшихся к данной проблеме, таких как С.А. Авакьян, М.В. Баглай, Е.А. Лукьянова, В.И. Лафитский, О.Г. Румянцев - монографии, учебники, научные статьи теоретико-правового и специально-юридического характера.

Правовой основой являются: Конституция Российской Федерации 1993 г., федеральные законы, монографии и научные статьи, посвященные вопросу конституционной реформы.

Основная часть

Глава 1. Общественно-политические предпосылки принятия Конституции 1993 г.

 

 

1.1. Трансформация Основного закона РСФСР (1978 г.) в 1989-1992 гг.

 

 

Глубокие перемены общественного строя после начала в 1985 году процесса перестройки в СССР и Российской Федерации, особенно после провала августовского путча 1991 года, распад СССР не могли не отразиться на содержании Конституции РСФСР 1978 года. Она неоднократно и существенно менялась. Процесс реформирования, начавшийся в 1989 году, шел по линии постепенного изменения, прежде всего, ее сущностных характеристик.

Начавшийся процесс перестройки, демократизации всех сторон жизни общества, в правовой форме в РСФСР был ознаменован Законом "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР", и "О выборах народных депутатов в РСФСР", принятых в 1989 году. С принятием этих законов существенно изменилась система органов РСФСР и порядок выборов народных депутатов.

В качестве высшего органа государственной власти учреждался Съезд народных депутатов в составе 1068 депутатов, который избирал тайным голосованием Верховный Совет — постоянно действующий законодательный, исполнительный, распорядительный и контрольный орган РФ. Причем впервые за всю историю конституционного развития России, Верховный Совет стал двухпалатным органом. [7, 41] К исключительному ведению Съезда был отнесен широкий круг вопросов, в том числе и принятие Конституции РСФСР, внесение в нее изменений и дополнений.

Новый избирательный закон, хотя и не предусматривал обязательной альтернативности выборов, тем не менее, открыл своими нормами полный простор для возможностей ее реализации, что и было осуществлено в практике первых свободных выборов. Объективно и неотвратимо назревшая, накопившаяся за годы застоя потребность перемен достигла своей критической точки и первоначально выразилась в требованиях реформирования союзной федерации. Это происходило в остром противоборстве союзных и республиканских властей.

Дальнейшее реформирование Конституции России осуществлял Съезд народных депутатов. В этом процессе могут быть выделены следующие тенденции: постепенные изменения сущности конституции как классовой, советской, социалистической, переход на принципы общедемократического характера, воплощение в ней воли всего народа.

В этом плане также следует отметить поэтапные изменения Конституции, выразившиеся в следующих нововведениях:

отказ от характеристики государства как социалистического и советского, определение его как суверенного федеративного;

постепенно были сняты и такие определения, как "социалистическая собственность", "социалистическая демократия", "социалистическая законность" и т. п.;

исключены положения о строительстве коммунизма как цели общества;

устранены из Конституции положения о коммунистической партии-ядре политической системы;

произошло коренное изменение содержания ст. 6, означающее

 

      конституционные признаки многопартийности;

      признание приоритета прав человека и граждан;

      признание частной собственности, защищаемой государством наряду с другими формами собственности;

      отказ от признания государственной собственности в качестве основной;

      допущение свободы экономической деятельности.

 

Все названные, а также ряд других изменений Конституции, свидетельствовал о постепенном преобразовании ее сущности. С распадом СССР Конституция РФ приобретает иное сущностное свойство. Это уже была не Конституция субъекта Федерации, а Конституция независимого самостоятельного государства.

В основном, процесс ее реформирования пошел по пути внесения многочисленных поправок в действующую Конституцию. В связи с этим Конституция приобретала противоречивый характер. Одни ее нормы противоречили другим. Эта несогласованность являлась правовой основой ожесточенного противостояния и противоборства законодательной и исполнительной властей, высшей точкой явились события в октябре 1993 года, разрешившиеся роспуском Съезда и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис в России.

В этих условиях принятие новой конституции должно было явиться той основой, которая могла бы способствовать установлению необходимой стабильности в обществе.

С учетом поправок 1989 – 1992 гг. Конституция Российской Федерации приобрела принципиально новые черты: отказ от социальной модели общественного развития, монопольного положения КПСС в политической системе, признание идеологии плюрализма, концепции разделения властей.

Из официального названия страны и республик в составе РФ были исключены определения "советская", "социалистическая", что означало признание несостоятельности социалистической модели развития. Были узаконены политический плюрализм, многопартийность и равноправие форм собственности, в том числе частной. В соответствии с теорией разделения властей проводилась реорганизация институтов государственной власти (были учреждены институт Президента РФ, Конституционный суд РФ), расширялись права местного самоуправления, обновлялась избирательная система.

В Конституцию была инкорпорирована Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991 г. Открылись возможности для свободного создания политических партий и общественных движений, что существенно изменило политическую жизнь, но не привело в то время к созданию крупных влиятельных партий.

Принятие 12 июня 1990 года Декларации о государственном суверенитете России стало решающим пунктом в начале работы по подготовке новой российской Конституции. Была создана Конституционная комиссия, но страна продолжала жить по старой конституции, статьи которой расходились с проводимыми преобразованиями. Чтобы устранить несоответствия, вносились изменения, дополнения, влиявшие на ее содержание. Массовое и спешное внесение поправок в конституционный текст порождало в нем рассогласованность статей и противоречивость идей.

Конституция сохраняла обязанность государственных и общественных организаций, должностных лиц соблюдать Конституцию уже не существующего СССР и законы СССР, а также старый герб с его девизом "Пролетарии всех стран соединяйтесь!".

Форма правления оставалась крайне рыхлой и неопределенной — не президентской и не парламентской. Отсутствовал ясно изложенный принцип разделения властей между законодательной и исполнительной властью — напротив, действовал формально присущий советской власти принцип всевластия Советов с полной подконтрольностью им исполнительной власти. Юридическое несовершенство механизма государственной власти сказывалось тем пагубнее, что в стране усилилась острая поляризация политических сил. В самом парламенте борьба двух тенденций — реформаторской и оппозиционной — постоянно порождала осложнения и кризисы.

Информация о работе Конституционная реформа в Российской Федерации: ретроспектива и перспективы