Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 00:21, курсовая работа
В середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ, которые, коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах меняются многие принципы жизни общества, появляются новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства. Все прочнее в нашу жизнь входят такие понятия, как гуманизм, демократия, правовое государство, гражданское общество и многие другие. Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в качестве основы конституционного строя Российской Федерации в Конституции 1993 года. Что же привлекло реформаторов российского государства в данной концепции? Обратимся к истории.
государственными органами, разрешение споров о соответствии конституции
важнейших
нормативных актов
соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в
государственной
измене или совершении иного тяжкого
преступления.
Особое положение среди
которую очень трудно отнести к той или иной ветви власти, хотя авторы
Конституции Российской Федерации помещают статью о Прокуратуре в главу
"Судебная власть". Этот орган, не входя в систему разделения властей ,как
мне кажется, тем не менее служит достижению целей, которые ставит перед
собой данная концепция - обеспечение свобод. Прокуратура, будучи
независимой от других органов государствен-ной власти, способствует
укреплению законности и правопорядка в стране, осуществляя прокурорский
надзор
за исполнением законов
Как уже отмечалось выше, большое значение для реального разде-ления
властей имеет существование "четвертой власти". Конституция 1993 года
закрепила ряд положений, обеспечивающих независимость средств массовой
информации и их возможность влиять на государствен-ную
власть."Гарантируется свобода средств массовой информации.Цензура
запрещена."(29
ст.).
Глава "Переходные положения " даровала ряд сюрпризов с точки зрения
принципа разделения властей. Разрешение министрам участвовать в работе
Парламента(п.9) - конъюнктурно введена черта парламентарной республики.
Последняя же строчка конституционного документа дает членам Совета
Федерации право осуществлять полномочия на непостоянной основе, за что
нещадно критиковался якобы "недопар-ламент" - Съезд народных депутатов
России."(7).
Итак, подводя некоторые итоги, можно сказать, что теория разде-ления
властей нашла свое признание не только в российской государственно-правовой
науке, но и на практике. Теория разделения властей - общедемократическая
концепция, завоевание передовой общественной мысли, общечеловеческая
ценность, которая может служить целям демократии в государственном
управлении. Но теория разделения властей осуществима прежде всего в плане
общего принципа, начала, которым следует руководствоваться при создании
структуры государственных органов и определении контуров их полномочий.
Однако не следует абсолютизировать эту концепцию: создавать непроходимые
преграды между ветвями власти, нарушать единство государственной политики.
Воплощение в жизнь теории Монтескье почти всеми признается необходимым для
становления в России правового государства, гражданского общества, для
защиты прав и свобод человека и гражданина. Однако вряд ли стоит
переоценивать (как и недооценивать) полезность теории, "разделение властей
- отнюдь не панацея от всех бед ... плохого государственного управления.
Необходима политическая культура, развитое общественное правосознание и
многое другое".(2). Пока же мы можем констатировать лишь то, что
закрепленная в конституции форма правления имеет серьезнейшие изъяны и явно
не соответствует теории разделения властей. "Здесь открыта не просто дорога
самовластию, но - злоупотреблениям самовластием"(7). Закрепленные в
Конституции положения носят явно временный характер, они обречены на
пересмотр. В перспективе, если в нашей стране будут и дальше развиваться
идеи демократии и правового государства, то можно предсказать изменения в
структуре
взаимоотношений
более
полной реализации теории разделения
властей.
1. Возникновение и развитие теории разделения властей, ее
сущность.
2. Теория разделения властей в российской истории и государственно-правовой
науке.
3.
Принцип разделения властей в
Конституции РФ 1993 года.
Информация о работе Концепция разделения властей: теория и опыт, история и современность