Концепция разделения властей: теория и опыт, история и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 00:21, курсовая работа

Описание работы

В середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ, которые, коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах меняются многие принципы жизни общества, появляются новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства. Все прочнее в нашу жизнь входят такие понятия, как гуманизм, демократия, правовое государство, гражданское общество и многие другие. Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в качестве основы конституционного строя Российской Федерации в Конституции 1993 года. Что же привлекло реформаторов российского государства в данной концепции? Обратимся к истории.

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

    государственными  органами,  разрешение  споров  о  соответствии  конституции

    важнейших нормативных актов государственных  органов, вынесение заключения  о

    соблюдении  установленного  порядка  выдвижения   обвинения   Президента   в

    государственной измене или совершении иного тяжкого  преступления. 

         Особое положение среди государственных органов  занимает  Прокура-тура,

    которую очень трудно отнести к  той  или  иной  ветви  власти,  хотя  авторы

    Конституции Российской Федерации  помещают  статью  о  Прокуратуре  в  главу

    "Судебная  власть". Этот орган, не входя  в систему  разделения  властей  ,как

    мне кажется, тем не менее служит  достижению  целей,  которые  ставит  перед

    собой  данная  концепция   -   обеспечение   свобод.   Прокуратура,   будучи

    независимой  от  других  органов   государствен-ной   власти,   способствует

    укреплению законности и  правопорядка  в  стране,  осуществляя  прокурорский

    надзор  за исполнением законов государствен-ными органами. 

         Как уже отмечалось выше, большое   значение  для  реального   разде-ления

    властей  имеет  существование  "четвертой  власти".  Конституция  1993  года

    закрепила  ряд  положений,  обеспечивающих  независимость  средств  массовой

    информации    и    их     возможность     влиять     на     государствен-ную

    власть."Гарантируется   свобода    средств    массовой    информации.Цензура

    запрещена."(29 ст.). 

         Глава "Переходные положения  " даровала ряд  сюрпризов   с  точки  зрения

    принципа  разделения  властей.  Разрешение  министрам  участвовать  в  работе

    Парламента(п.9) -  конъюнктурно  введена  черта  парламентарной  республики.

    Последняя  же  строчка  конституционного  документа   дает   членам   Совета

    Федерации право осуществлять  полномочия  на  непостоянной  основе,  за  что

    нещадно критиковался  якобы  "недопар-ламент"  -  Съезд  народных  депутатов

    России."(7). 

         Итак, подводя некоторые итоги, можно сказать,  что теория  разде-ления

    властей нашла свое признание не только в  российской  государственно-правовой

    науке, но и на практике. Теория  разделения  властей  -  общедемократическая

    концепция,  завоевание  передовой   общественной   мысли,   общечеловеческая

    ценность,  которая  может  служить  целям   демократии   в   государственном

    управлении. Но теория разделения властей осуществима  прежде  всего  в  плане

    общего  принципа, начала,  которым  следует  руководствоваться  при  создании

    структуры государственных органов  и  определении  контуров  их  полномочий.

    Однако  не следует абсолютизировать  эту  концепцию:  создавать  непроходимые

    преграды  между ветвями власти, нарушать единство  государственной  политики.

    Воплощение в жизнь теории Монтескье почти всеми признается  необходимым  для

    становления в  России  правового  государства,  гражданского  общества,  для

    защиты  прав  и  свобод  человека  и  гражданина.  Однако  вряд   ли   стоит

    переоценивать (как и недооценивать) полезность теории,  "разделение  властей

    - отнюдь не панацея от всех  бед  ...  плохого  государственного  управления.

    Необходима  политическая  культура,  развитое  общественное  правосознание  и

    многое  другое".(2).  Пока  же  мы  можем  констатировать   лишь   то,   что

    закрепленная  в конституции форма правления  имеет серьезнейшие изъяны и  явно

    не  соответствует теории разделения властей. "Здесь открыта не просто  дорога

    самовластию,  но  -  злоупотреблениям   самовластием"(7).   Закрепленные   в

    Конституции  положения  носят  явно  временный  характер,  они  обречены  на

    пересмотр. В перспективе, если в нашей стране  будут  и  дальше  развиваться

    идеи  демократии и правового государства, то можно  предсказать  изменения  в

    структуре взаимоотношений государственных органов, ветвей власти  в  сторону

    более полной реализации теории разделения властей. 
 
 

                                    План работы. 

    1.   Возникновение   и    развитие    теории    разделения    властей,    ее

    сущность.

    2. Теория разделения властей в российской истории и  государственно-правовой

    науке.

    3. Принцип разделения властей в  Конституции РФ 1993 года. 
 

Информация о работе Концепция разделения властей: теория и опыт, история и современность