Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 00:21, курсовая работа
В середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ, которые, коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах меняются многие принципы жизни общества, появляются новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства. Все прочнее в нашу жизнь входят такие понятия, как гуманизм, демократия, правовое государство, гражданское общество и многие другие. Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в качестве основы конституционного строя Российской Федерации в Конституции 1993 года. Что же привлекло реформаторов российского государства в данной концепции? Обратимся к истории.
2.Теория разделения властей в российской истории и государственно-правовой науке.
Итак, после исследования генезиса теории разделения властей возникает ряд вопросов о применении данной концепции в истории российского государства, об отношении деятелей российской государственно-правовой науки к теории разделения властей.
В российской истории было не так много примеров хотя бы частичной реализации теории разделения властей. До начала XX века трудно было говорить даже о разграничении полномочий между различными государственными органами, не говоря уже о разграничении власти между различными социальными силами. Всевозможные реформы системы государственных органов в лучшем случае приводили к весьма расплывчатому разграничению функций государства между его органами, о разделении же политической власти не шло и речи. Монарх считался абсолютным до 1905 года, когда вопрос о разделении властей встал с особой остротой. 1905 год - важный рубеж в истории России, помимо многих преобразований в жизни общества и государства, проведенных в результате революции, встал вопрос и о разделении властей в России. Как и в 18 веке во Франции, в России возникла новая социальная сила - буржуазия, которая стремилась освободиться от тормозящей развитие общества абсолютной монархии. В результате первой российской революции появился первый в России парламент - Государственная Дума. Безусловно, законодательные полномочия первых российских парламентов часто ставились монархом под сомнение, система "сдержек и противовесов" действовала лишь тогда, когда этого хотел император, но это был первый серьезный шаг на пути к реализации принципов теории разделения властей в России. Реальные шаги к воплощению концепции Монтескье в России были сделаны лишь в начале XX века, но теоретические обоснования необходимости реализации теории разделения властей можно найти в работах и более раннего периода, среди которых особенно можно выделить труды М.М.Сперанского, М.М.Ковалевского, А.И.Елистратова, Б.Н.Чичерина.
Другой
период нашей истории, на который
следует обратить внимание в
связи с исследованием разделения властей
в нашей стране - это советский
период. С установлением советской
власти надежды сторонников
теории разделения властей на скорое ее
воплощение в России стали менее
оправданы. Сначала была провозглашена
диктатура пролетариата, что прямо
противоречило идее разделения
властей, позже в социалистической
доктрине все более укреплялся
принцип-лозунг:"Вся власть Советам!".Вообще,
концепция единства власти была
воспринята всеми авторитарными
режимами. При фашизме ее
олицетворял фюрер, в теократическом Иране
- руководитель государства.(2)."С
момента появления особых органов
- Советов ... сложился взгляд
на их полновластие. Только Советам
принадлежала полнота власти, а
другие органы являлись органами
управления, правосудия, исполнительно-
Реформа системы государственных органов, которая началась во второй половине 80-х годов, явилась частью перестройки всех сфер жизни общества и государства. " Узловым требованием современных преобразований аппарата государственного управления выступает приведение его структур в наиболее полное соответствие с объективно необходимым в новых социально-экономических условиях содержанием управленческой деятельности"(1988 год)(8). Переходный период в нашей стране заставил многих переосмыслить принцип разделения властей и буржуазный парламентаризм(5). Рассмотрим, к примеру, реформу представительной системы. На XIX Всесоюзной Конференции КПСС в качестве задач были поставлены "ограничение власти исполнительных органов и утверждение полновластия Советов, создание механизма, исключающего возможность узурпации власти каким-либо органом государства или каким-либо должностным лицом партии или государственного аппарата"(5). Реально эти решения воплотились в следующее: учреждение Съезда народных депутатов СССР как органа высшей государственной власти, функция законодательствования была распределена между Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР, учрежден пост председателя Верховного Совета СССР - высшего должностного лица в государстве, сочетающего полномочия главы государства и спикера парламента, Президиум Верховного Совета СССР утратил право принимать указы, вносящие изменения в законы, были проведены некоторые другие изменения. Результаты же были весьма посредственные: "не заработала предполагаемая система "сдержек и противовесов", "в целом не оправдал себя институт председателя Верховного Совета СССР...он оказался юридически немощным при решении в оперативном порядке важных государственных и политических проблем", "идея конституционного закрепления руководящей роли КПСС как ядра государственных и общественных органов окончательно выявила свою несостоятельность"(5).
Таковы были первые шаги в перестройке представительной системы России. Одним из самых значительных изменений в системе органов исполнительной власти стало учреждение института президентства. М.С.Горбачев сказал, что "предназначение президентской власти в том, чтобы повысить эффективность функционирования не только высшего эшелона, но и всей системы государственного управления."("Известия", 1990, 29 марта). Однако, президентская власть начала все более усиливаться. В 1991 году был издан закон "О Президенте РСФСР", который, по сути, совместно с изменениями в Конституции, установил Суперпрезидентскую форму правления. В ноябре 1991 года Президент был наделен полномочиями издавать указы, имеющие силу законов, по вопросам экономической реформы. Принцип разделения властей был подвергнут серьезнейшему испытанию после 21 сентября 1993 года. Сам факт, что в Положении о федеральных органах власти, на переходный период, подменившем действовавшую Конституцию, не было норм о статусе Президента, свидетельствовал, что власть его становилась неограниченной.
Реформа судебной системы коснулась самых основ деятельности судов. Очень важно было обеспечить независимость судов от других государственных органов и, особенно, от партийного аппарата. "Очень важным шагом в деле судебной реформы, пожалуй наиболее практически значимым из всех сделанных до сих пор, стало принятие закона "О статусе судей в Российской Федерации" в 1992 году. Этот закон закрепил ряд положений, позволяющих обеспечить независимость судей: неограниченный срок полномочий судьи, невозможность привлечения судьи к ответственности(кроме как с санкции Генерального прокурора) и многое другое. Был создан Конституционный суд, который должен был обеспечить не только охрану прав и свобод, но и контроль за деятельностью государственных органов."(9)Были предприняты и многие другие меры для реализации принципа разделения властей, однако вряд ли можно утверждать, что эти меры были эффективны.
3.Принцип разделения властей
в Конституции РФ 1993 года.
Принятие на всенародном референдуме в 1993 году Конституции Рос-
сийской Федерации позволило закрепить принцип разделения властей в качестве
основы конституционного строя России, однако положения о полномочиях
различных органов не дают оснований утверждать, что принцип "сдержек и
противовесов" полностью реализуется в статьях нового "Основного закона".
Новая Конституция закрепила новую систему государственных органов и,
конечно же, по-новому распределила функции государства между различными
ветвями власти. Система "сдержек и противовесов", представленная в
Конституции 1993 года, очень отличается от тех принципов взаимодействия
государственных органов, которые существовали до принятия этого документа,
однако она является результатом тех изменений, которые произошли в России
за
время реформ.
В статье 10 Конституции Российской Федерации установ-
лено:"Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на
основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны."
Реализуется же данный принцип в последующих статьях Конституции,
закрепляющих полномочия различных государственных органов. Особое внимание
следует уделить отношениям органов законодательной и исполнительной власти,
поскольку именно эти органы занимают важнейшее место в законодательном
процессе, а закон(нормативный акт) в нашем государстве - основной источник
права. Следовательно, структура отношений между представительными и испол-
нительными органами играет решающую роль в государственном регулировании
жизни
общества.
Высшим представительным и законодательным органом власти является
Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат:
Государственной Думы и Совета Федерации. К основным полномочиям Совета
Федерации ( в сфере отношений с другими государ-ственными органами)
относятся:
назначение на должность судей
Суда и Высшего Арбитражного Суда;
назначение на должность и отрешение от должности Генерального Прокурора;
отрешение Президента от должности. К ведению же Государ- ственной Думы
относятся: дача согласия Президенту на назначение Председателя
Правительства, решение вопроса о доверии Правительству, выдвижение
обвинения против Президента для отрешения его от должности. В
законодательном процессе палаты Федерального Собрания занимают очень важное
место (ведь это все-таки законодательный орган), однако мы не можем
сказать, что они играют в законодательном процессе решающую роль. Законы
принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации,
направляются на подпись к Президенту; однако, законодательный процесс,
установленный в Конституции, имеет массу недостатков: если вето Совета
Федерации Государственная Дума может реально преодолеть, то вето Президента
преодолеть очень сложно, так как закон не действует, пока он не подписан
президентом и не опубликован. Законы, с которыми Президент принципиально не
согласен, могут быть им не подписаны неограниченное количество времени ( не
дей- ствовать), поскольку за неисполнение обязанности подписать закон в
течении семи дней ( после преодоления президентского вето ) не
предусмотренно никаких санкции со стороны других государственных органов.
На самом деле, за подобные действия Президента единственно возможными
санкциями являются реакция средств массовой информации, уменьшение шансов
на победу на следующих выборах Президента и т.д., но это все не всегда
способно заставить Президента соблюдать Конституцию. Безусловно, эту
проблему необходимо решать, что и пытаются сделать различные
государственные органы, например ни кого не удивит следующая заметка в
прессе: "Совет Федерации направит в Конституционный Суд ... запрос о
толковании части 3 статьи 107 Конституции РФ. В частности, судьям КС
придется объяснить, может ли Президент вернуть без рассмотрения в Парламент
те законы, по которым вето главы государства обе палаты успешно преодолели
и которые Президент обязан в семидневный срок подписать и направить для
Информация о работе Концепция разделения властей: теория и опыт, история и современность