Концепция разделения властей: теория и опыт, история и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 00:21, курсовая работа

Описание работы

В середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ, которые, коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах меняются многие принципы жизни общества, появляются новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства. Все прочнее в нашу жизнь входят такие понятия, как гуманизм, демократия, правовое государство, гражданское общество и многие другие. Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в качестве основы конституционного строя Российской Федерации в Конституции 1993 года. Что же привлекло реформаторов российского государства в данной концепции? Обратимся к истории.

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

    опубликования.("Независимая  газета",  10  декабря  1995   г.).   Одним   из

    действенных  рычаго  системы  "сдержек  и  противовесов"   должна   являться

    процедура импичмента ( отрешения от  должности  ),  но  в  ныне  действующей

    Конституции и этот институт имеет массу изъянов.  "По  Конституции  РФ  1993

    года  отрешение Президента от должности  становится  практически  невозможным.

    Нужно  получить   заключение   Верховного   Суда,   Конституционного   Суда,

    специальной комиссии Государственной Думы, а  также по две  трети  голосов  в

    каждой  палате  Федерального  Собрания(ст.93).Причем  две  трети  голосов  в

    Совете  Федерации собрать практически  невозможно,  ибо  половина  его  членов

    подчинены Президенту как работники органов  исполнительной  власти  субъектов

    Федерации."(7).Обращает  на  себя  внимание  вольное  право  Президента   на

    роспуск Федерального Собрания  при  обстоятельствах  весьма  сомнительных  и

    даже  -  гипотетически-спровацированных   посредством   выдвижения   заранее

    неподходящей  кандидатуры   Председателя   Правительства,   либо   "просьбы"

    Правительства проголосовать за доверие к нему.(ст.111,117). 

      Конституционные  принципы  парламентаризма   и  народного  представительства

    оказываются под угрозой. Неудивительно, что  в главе  "Федеральное  Собрание"

    пропало замечание, что парламент является  единственным  представительным  и

    законодательным органом Российской Федерации. Не означает ли  это,  что  его

    полномочия смогут при желании отправлять и другие  органы?  У Федерального

    Собрания  нет  самомтоятельности,  серьезных  контрольных   рычагов   ни   в

    кадровой,  ни  в  финансовой  области.  Исчезли   реальные   полномочия   по

    распоряжению  государственной казной. Финансовые законопроекты и решения о

    выделении средств из бюджета могут быть внесены  либо  Правительством,  либо

    при наличии его заключения(ст.104). Искусственное  разграничение  полномочий

    двух  палат Федерального  Собрания  приводит  к  утрате  целостности  единого

    органа  представительной  власти.   Некоторые   важнейшие   вопросы   решает

    немногочисленный  Совет  Федерации(102  ст.),  половина  депутатских  мест  в

    котором  отведена  "  сослуживцам  "  Президента  по  исполнительной  линии:

    например,  вопрос  об  утверждении указа о чрезвычайном   положении   или

    назначении  по предложению  Президента  Генерального  Прокурора.  Об  опасной

    декоративности  Парламента свидетельствует и то,  что  Совет  Федерации  свои

    решения по конституционным законопроектам должен  принимать  большинством  в

    три четверти голосов(ст.108). 

         Итак, уже из вышеперечисленных  положений Конституции  РФ  видно  особое

    положение Президента в системе разделения властей РФ. Каков  же  его  статус

    (реальный  и  номинальный)? В Конституции 1993  года  глава о Президенте

    подчеркнуто помещена перед главой о Федеральном  Собрании.

    В статье 80 Конституции записано: "Президент  Российской  Федерации  является

    главой  государства".В  принципе,  особое  положение  Президента  в  системе

    государственных  органов  обусловлено   множеством   объективных   факторов.

    Президент  призван  быть  "ответственным  перед   народом   за   суверенитет

    государства, главой которого  он  является,  за  надежность  и  устойчивость

    государственной  системы,   за   разумное   сотрудничество   государственных

    органов, за то, чтобы они не разошлись  слишком далеко и  не  подчинили  друг

    друга"(7).  Президент  должен  управлять  самой  властью,   заставлять    ее

    совокупно использовать самую широкую  палитру  средств  на  основе  строгого

    разделения  функций. Он организатор работы власти, должен  влиять  на  органы

    власти , но не командовать  ими.  Сильный  Президент  не  должен  быть  лишь

    "представителем  нации",  "олицетворением  единства  государства"   -   т.е.

    символической фигурой, подписывающей не им разработанные  решения.Ему  должны

    принадлежать    кадровая,    законодательная     инициатива,     контрольные

    полномочия.Слабая исполнительная власть -  причина  серьезных  потрясений  и

    негативных  последствий  для  всего  государства.В  условиях,  когда  анархия

    остается  в России постоянной угрозой, фигура сильного главы  государства  на

    фоне  возможных слабых коалиций и  неустойчивых  правительств  может  явиться

    гарантом  государственной  стабильности,  но  при  необходимых  сдержках   и

    противовесах. Конституционный статус Президента очерчен прямолинейно: он  не

    только  выводится за  рамки  трех  властей,  но  и  ставится  над  ними,  что

    присуще, главным образом, для весьма далеких  от демократии  форм  правления.

    "Отсутствие  реального контроля за его  действиями проходит рефреном  по  всему

    тексту"(7). Он не назван главой исполнительной власти, но  объем  полномочий

    свидетельствует о его фактическом  верховенстве  в  этой  сфере.  Закреплены

    чрезвычайные  единоличные полномочия, как решение об отставке  Правительства,

    руководство внешней  политикой,  утверждение  военной  доктрины,  назначение

    всех  судей федеральных  судов  (кроме  высших,  которые  назначаютя  Советом

    Федерации  по   представлению   Президента)   ,   назначе-ние   референдума,

    предложение кандидатур не только исполнительной власти,  но  и  Председателя

    Центрального  банка, Генерального прокурора и  других. 

           Отношения   судебной   власти   с   законодательной   и,    особенно,

    исполнительной  властью  также  не  является  образцом  системы  "сдержек  и

    противовесов". Следуя принципу разделения властей,  Конституция  содер-  жит

    следующие положения: "Правосудие в  Российской  Федерации  осу-  ществляется

    только  судом(118 ст.).Судьи  независимы  и  подчиняются  только  Конституции

    Российской  Федерации и федеральному закону (120 ст.)". На самом деле,  судьи

    не  столь независимы, как того требует  теория разделения властей, и  суды  не

    обладают  всеми  необходимыми  сдерживающими  полномочиями  по  отношению  к

    другим  органам  власти.  Порядок  назначения  судей  большинства  судов  на

    должность лично Президентом ставит под  сомнение независимость  суда,  а  тем

    более  представительный  характер   судебной   власти   (что   отмечал   еще

    Монтескье). Хотя,  надо  заметить,  что сейчас  введен  институт  присяжных

    заседателей,   призванный   гарантировать   независимость    суда,    однако

    действенность  этого  института  последнее  время   нередко   ставится   под

    сомнение  в научной литературе. 

            Особое значение в системе сдержек и противовесов  имеет судебный

    конституционный контроль. В  правовом  государстве  судебная  власть  должна

    быть  важным гарантом прав  и  свобод,  конституционного  строя.  Центральное

    место здесь занимает,  конечно  же,  Конституционный  Суд,  который  призван

    осуществлять  конституционный  контроль  (  судебные  органы  можно  назвать

    самыми  беспристрастными ). За период реформ в  нашей стране  действовало  два

    закона  о конституционном суде (1991 и 1994 года  )  и,  соответственно,  два

    Конституционных  Суда,  отношение  к  которым  неоднозначно.  Все   осознают

    полезность  этого органа: "Конституционный  суд призван  быть  высшим  органом

    судебной  власти  по  защите  конституционного  строя  России.  Он  мог   бы

    разрешать вопросы  по  спорным  действиям  органов  государственной  власти,

    имеющим конституционное значение. Являясь  окончательным  арбитром  в  споре

    между ветвями власти, он эффективно  оказывал  бы  правовое  воздействие  на

    политику, не уходя от нее,  но  исходя  из  правосознания людей"(7).  Автор

    этого высказывания отмечает также, что первый Конституционный Суд не  только

    принимал  решения  по   неконституционным   действиям   Президента,   но   и

    обеспечивал выполнение важнейших законов и  иных  нормативных  актов.  Многие

    отмечают  и печальное отсутствие в  Конституции  1993года  норм  о  том,  что

    решения  Конституционного  Суда  вступают  в  силу   немедленно   после   их

    провозглашения, об особой роли Конституционного Суда в приведении к  присяге

    Президента  и о многом другом. С другой стороны,  некоторые  говорят  о  том,

    что новый Конституционный Суд (действующий  на основе Конституции  1993  года

    и федерального конституционного  закона"О  Конституционном  Суде  РФ")  стал

    менее  политизированным  органом (за  счет  сужения   компетенции),   более

    демократичным (за счет ослабления фигуры Председателя КС),  что  делает  его

    более действенным и независимым. Несмотря на некоторые недостатки закона  "О

    Конституционном Суде", мы не можем умалять   роль  этого  органа  в  системе

    сдержек и противовесов: Конституция 1993года  наделяет  Конституционный  Суд

    такими  полномочиями, как разрешение споров о  компетенции  между  различными

Информация о работе Концепция разделения властей: теория и опыт, история и современность