Компетенции Конституционного суда РФ как судебного органа конституционного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Настоящая работа ориентирована на комплексное исследование компетенции Конституционного суда РФ как судебного органа конституционного контроля.
Для достижения указанной цели были поставлены соответствующие задачи исследования:
– Конституционный Суд Российской Федерации как судебный орган конституционного контроля;
– полномочия Конституционного Суда Российской Федерации;
– иные полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как обособленный вид полномочий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…….... 3
1. Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля……………4
1.1. Задачи и принципы деятельности Конституционного Суда РФ……….…4
2. Компетенция Конституционного Суда РФ…………………………………..8
2.1. Проверка отдельных видов юридических актов на их соответствие Конституции РФ………………………………..8
2.2. Разрешение споров о компетенции…………………………………..…….13
2.3. Проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле………….17
2.4. Толкование конституции РФ…………………………………………...…..18
2.5. Заключение Конституционного суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ……………………..……….21
2.6. Особые полномочия Конституционного суда РФ…………………...……23
Заключение……………………………………………………………………….27
Библиографический список……………………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

Текст.docx

— 62.85 Кб (Скачать)

 

План

 

Введение…………………………………………………………………..…….... 3

1. Конституционный Суд РФ – судебный орган

конституционного контроля………………………………………………….….4

1.1. Задачи и принципы деятельности Конституционного Суда РФ……….…4

2. Компетенция Конституционного  Суда РФ…………………………………..8

2.1. Проверка отдельных  видов юридических актов на  их соответствие Конституции  РФ…………………………………………………………………..8

2.2. Разрешение споров  о компетенции…………………………………..…….13

2.3. Проверка конституционности  закона, примененного или подлежащего  применению в конкретном деле……………………..………………………….17

2.4. Толкование конституции  РФ…………………………………………...…..18

2.5. Заключение Конституционного  суда о соблюдении установленного  порядка выдвижения обвинения  Президента РФ……………………..……….21

2.6. Особые полномочия  Конституционного суда РФ…………………...……23

Заключение……………………………………………………………………….27

Библиографический список……………………………………………………..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время происходит очередной этап в развитии общества – становление информационного общества, одной из основных черт которого является ускорение темпов развития общественных отношений. В связи с этим защита конституционных прав человека и гражданина превращается в важнейший глобальный ресурс человечества.

Изучение полномочий Конституционного суда и тенденций их развития необходимо в период, когда меняются цели, ценности, допустимые средства реализации социальных потребностей, в обществе устанавливаются  новые правила правового взаимодействия.

В России проблемы конституционного контроля оказались в сфере повышенного  научного внимания. Такая активность вполне объяснима: этот институт является важнейшим элементом построения правового государства, и в современной  России он стал наиболее зримым его  воплощением.

Актуальность темы данной работы состоит в том, что в  свете происходящих перемен, связанных  со становлением гражданского общества в условиях демократизации, повышения  уровня правовой сознательности в обществе Конституционный суд является важным органом контроля критериев законности.

Настоящая работа ориентирована  на комплексное исследование компетенции  Конституционного суда РФ как судебного органа конституционного контроля.

Для достижения указанной  цели были поставлены соответствующие  задачи исследования:

– Конституционный Суд  Российской Федерации как судебный орган конституционного контроля;

– полномочия Конституционного Суда Российской Федерации;

– иные полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как обособленный вид полномочий;

 

1. Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля

1.1. Задачи и  принципы деятельности Конституционного  Суда РФ

Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством  конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования  и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации (ст. 125) и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации»1.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых  на должность Советом Федерации  по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд  вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе  не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком. Такой срок имеют судьи Конституционного Суда. Судья Конституционного Суда назначается на должность на срок 15 лет. Назначение на должность судьи на второй срок не допускается2.

Следует подчеркнуть, что  Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно  вопросы права. При осуществлении  конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию  других судов или иных органов.

Конституционный Суд независим  в организационном, финансовом и  материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование Конституционного Суда производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны  на всей территории Федерации для  всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной  власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений1.

Конституционный Суд в  нашей стране в его нынешнем виде появился в 1994 г. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г., федеральный  конституционный закон «О Конституционном  Суде в РФ» был принят 21 июля 1994 г., т.е. практически спустя полгода  после Конституции РФ. Причиной принятия федерального конституционного закона, определяющего правовое положение  Конституционного Суда, послужило:

Во-первых, сама Конституция  РФ предусматривает, что деятельность Конституционного Суда должна регулироваться именно Федеральным  конституционным  законом, а не просто федеральным  законом1. Она дает Конституционному Суду РФ особые полномочия, которые значительно отличают его от других судебных органов власти.

В литературе отражены основные черты Конституционного Суда РФ:

– правовой статус – судебный орган;

– функция – осуществление  конституционного контроля;

– главные принципы деятельности – самостоятельное и независимое  осуществление судебной власти;

– процессуальная форма  деятельности – конституционное  судопроизводство2.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда РФ

____________________________

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. (в последней ред. Закона о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; Собрание законодательства РФ. 2009. № 1. Ст. 2.

2 Гаджиев Г.А. Правовые позиции Конституционного Суда РФ как новый источник российского гражданского права // Закон.2006.№11. –С. 10-13.

 

являются следующие.

1. Независимость. Судьи  Конституционного Суда РФ независимы  и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией и Законом о Конституционном Суде РФ.

В своей деятельности судьи  Конституционного Суда РФ выступают  в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп1.

Решения и другие акты Конституционного Суда РФ выражают соответствующую Конституции  правовую позицию судей, свободную  от политических пристрастий. Судьи  Конституционного Суда РФ принимают  решения в условиях, исключающих  постороннее воздействие на свободу  их волеизъявления. Они не вправе запрашивать  или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным  Судом РФ2.

Какое бы то ни было вмешательство  в деятельность Конституционного Суда РФ не допускается и влечет за собой  предусмотренную законом ответственность.

2. Коллегиальность. Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом РФ коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. Конституционный Суд РФ правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а в заседании палаты – при наличии не менее трех четвертей ее

____________________________

1 Никитин С.В. Конституционный Суд РФ: компетенция, принципы и формы защиты прав и свобод человека и гражданина // Государство и право. 2010. №3. С. – 7-9

2. Гошуляк В.В. Решения конституционных (уставных судов) субъектов Российской Федерации как источник права // Законодательство и экономика. 2007. №9. – С. 5-8

состава. При определении  кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в  рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.

3. Гласность. Рассмотрение  дел в заседаниях Конституционного  Суда РФ проводится открыто.  Проведение закрытых заседаний  допускается лишь в случаях,  предусмотренных законом. Решения,  принятые как в открытых, так  и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.

4. Устность разбирательства. Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда РФ ведется устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд РФ заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы. В заседании Конституционного Суда РФ могут оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу.

5. Язык конституционного судопроизводства. Производство в Конституционном Суде РФ ведется на русском языке. Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.

6. Непрерывность судебного заседания. Заседание Конституционного Суда РФ по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания. Конституционный Суд РФ до принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, не может рассматривать в пленарном заседании другие дела.

7. Состязательность и равноправие сторон. Стороны имеют равные права и возможности по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседании Конституционного Суда РФ.1

____________________________

1 Никитин С.В. Конституционный Суд РФ: компетенция, принципы и формы защиты прав и свобод человека и гражданина // Государство и право. 2010. №3. С. – 7-9

2. Компетенция  Конституционного Суда РФ

2.1. Проверка отдельных  видов юридических актов на  их соответствие Конституции  РФ

Конституционный Суд РФ занимает высшее положение в механизме конституционного контроля в стране, не поднадзорен никаким инстанциям, его решения носят обязательный характер, в том числе для всех других высших государственных структур, связан при осуществлении судопроизводства только Конституцией РФ как вершиной правовой системы и федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде». В силу такого особого статуса Конституционного Суда из всех высших судебных органов только его компетенция наряду с компетенцией Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ определена непосредственно и развернуто в Конституции РФ1.

Конституционное судопроизводство – это процессуальная форма деятельности конституционных судов, которые  применяют и интерпретируют конституционные  нормы и решают различные юридические  дела, относящиеся к их компетенции. Результат конституционного судопроизводства – устранение неопределенности в  вопросе о соответствии нормативного акта либо договора Конституции РФ, подтверждение или отрицание  полномочий соответствующего органа государственной  власти издать акт или совершить  действие правового характера либо дать официальное истолкование Конституции  РФ. В отличие от других высших государственных  структур, например Федерального Собрания, Президента, полномочия Конституционного Суда как органа не ограничены каким-либо сроком, что обеспечивает его большую  самостоятельность, независимость  во взаимоотношениях с законодательной  и исполнительной ветвями власти. Этим же целям служит принцип несменяемости  конституционных судей в течение  срока, на который  они назначены. Полномочия судьи Конституционного Суда не ограничены

____________________________

1 Худолей К.М. Полномочия Конституционного Суда РФ: проблемы теории и практики конституционного правосудия //Вестник Пермского университета. 2011. №2 (12). – С. 71-81.

определенным сроком, но предельный возраст пребывания в  этой должности – 70 лет. Это последнее изменение сроков полномочий внесено в ФКЗ о Конституционном Суде в апреле 2005 г. В течение указанного периода полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе, как в порядке и по основаниям, установленным ФКЗ о Конституционном Суде.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

Полномочия, порядок деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации (статья 125)1, Федеральным конституционном законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» и Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации, последняя редакция которого была принята самим Конституционным Судом 24 января 2011 года.

Отдельным вопросам статуса  Конституционного суда посвящены нормы  Федерального конституционного закона 1996г. «О судебной системе Российской Федерации» и Федерального закона 1995г. Конституционные (уставные) суды субъектов  Российской Федерации включены в  судебную систему РФ, но отнесены не к системе федеральных судов, а к числу судов субъектов  Федерации2.

Информация о работе Компетенции Конституционного суда РФ как судебного органа конституционного контроля