Компентенция Президента Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 00:21, курсовая работа

Описание работы

Президент Российской Федерации занимает в системе федеральных государственных органов особое положение. Конституция возлагает на него задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами. Именно Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, хотя сам он непосредственно не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти.

Содержание

Введение_________________________________________________________ 3
Основная часть:
1. Компетенция Президента Российской Федерации в сфере внутренней политики _________________________________________________________6
1.1. Полномочия, связанные с формированием органов государственной власти ____________________________________________6
1.2. Полномочия в сфере законотворчества _______________________9
1.3. Полномочия, связанные с функционированием исполнительных органов государственной власти ____________________________________11
1.4. Полномочия, связанные с обеспечением осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации ____________________________________________13
2. Полномочия Президента российской Федерации в области внешней политики страны _________________________________________________18
2.1. Руководство внешней политикой ___________________________18
2.2. Основные направления оборонной политики страны __________18
3. Иные полномочия Президента Российской Федерации _______________21
Заключение _____________________________________________________25
Глоссарий ______________________________________________________ 27
Список использованных источников ________________________________28

Работа содержит 1 файл

Ненарокомова М.А. , УЗЮ 809-11 - Компетенция Президента Российской Федерации..doc

— 175.00 Кб (Скачать)

    В формировании органов исполнительной власти полномочия Президента наиболее широки, так как именно эти органы практически реализуют программу Президента. Президент назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы, назначает на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров по предложению Председателя Правительства и освобождает их от должности. Своим Указом устанавливает структуру федеральных органов исполнительной власти.

    Президент представляет Совету Федерации кандидатуры  для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуры Генерального прокурора РФ. Также вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора РФ. В порядке, установленном федеральным законом, Президент назначает судей других федеральных судов.

    Подобный  порядок формирования федеральных  органов государственной власти должен явиться гарантией против их ориентации на одну из ветвей власти.

    С этой же целью закрепляется участие Президента в формировании и некоторых иных федеральных органов. Так, Президент представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации, ставит перед Думой вопрос об освобождении его от должности (п. "г" ст. 83 Конституции).

    Значительное  число должностных лиц, указанных  в п. "к", "л" и "м" ст. 83 Конституции РФ так же, как и  судьи "других федеральных судов" (п. "е" ст. 83), назначаются и освобождаются  от должности лично Президентом Российской Федерации. К ним относятся и полномочные представители Президента в субъектах Федерации, и представители Президента в Федеральном Собрании и Межпарламентской Ассамблее СНГ, и некоторые другие лица, назначаемые Президентом, например для участия в рассмотрении законопроектов, внесенных Президентом в Государственную Думу. Это также высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации, что совершенно оправданно, особенно потому, что Президент Российской Федерации является по должности Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

    Назначает и отзывает Президент и дипломатических  представителей Российской Федерации  в иностранных государствах и  международных организациях. Следует  заметить, что в соответствии с п. "м" ст. 83 право назначения и отзыва дипломатических представителей может быть реализовано "после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания". Надо, однако, заметить, что в данном пункте ст. 83 устанавливается обязанность только проводить консультации, но само назначение не связывается с результатами этих консультаций.

    Статья 83 Конституции РФ указывает, что  Президент формирует Администрацию  Президента Российской Федерации. Это  орган, являющийся собственно рабочим аппаратом Президента в исполнении возложенных на него Конституцией и федеральными законами функций.

     Президент в установленном Конституцией порядке  принимает меры по охране суверенитета, независимости и государственной  целостности Российской Федерации. В этом ему помогает Совет Безопасности, который он на основании п. "ж" ст. 83 Конституции РФ формирует и возглавляет. Являясь совещательным органом, Совет Безопасности осуществляет подготовку решений по вопросам государственной безопасности, которые оформляются указами Президента.

    Президент в соответствии с п. "з" ст. 83 Конституции РФ утверждает военную  доктрину Российской Федерации. Представляется, что эта функция Президента непосредственно  обусловлена тем, что он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами нашей страны и возглавляет ее Совет Безопасности.  

    1.2. Полномочия, связанные с  участием в законотворчестве 

    На  Президента возложен Конституцией и  ряд полномочий, связанных с деятельностью  парламента (ст. 84). Он назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией.

    Президент подписывает и обнародует федеральные  законы Российской Федерации (см. Приложение Б), обладает правом отлагательного вето (ст. 107 Конституции РФ). При отклонении федерального закона мотивы принятого Президентом решения должны быть сообщены обеим палатам Федерального Собрания. Право вето Президент использовал многократно, преимущественно по мотивам несоответствия норм принятых законов положениям и принципам Конституции, нарушения этими законами прав и свобод человека и гражданина, противоречия другим законам.

     В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. по делу о толковании отдельных положений ст. 107 Конституции Президент как гарант Конституции вправе вернуть федеральный закон в случае нарушения установленного порядка его принятия, если эти нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принятие закона. В таком случае федеральный закон не может считаться принятым, а его возвращение в палаты Федерального Собрания - отклонением в смысле ч. 3 ст. 107 Конституции.

     Президент вносит законопроекты в Государственную Думу, т.е. обладает правом законодательной инициативы; наделен полномочиями обращаться в Конституционный Суд с запросами о соответствии Конституции РФ предусмотренных в ст. 125 нормативных актов, о толковании Конституции. Президент имеет право, наряду с другими субъектами, указанными в ст. 134 Конституции, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

     Для определения порядка реализации права законодательной инициативы Президента, и его участия в законотворческом процессе при принятии федеральных законов Указом Президента от 13 апреля 1996 г. (внесены, утверждено Положение о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе (с изменениями и дополнениями от 15.07.2008 г. № 1095)). В названном Положении определены задачи Администрации Президента, ее структурных подразделений, задачи полномочных представителей Президента в палатах Федерального Собрания по разработке проектов законов, предполагаемых Президентом к внесению в Государственную Думу, по представлению законопроектов на заседаниях палат; по обоснованию позиции Президента при отклонении им федеральных законов; по обоснованию кандидатур, вносимых Президентом на соответствующие, предусмотренные Конституцией должности, и прочее.

     Президент назначает также своего полномочного представителя в Конституционном  Суде Российской Федерации, Положение, об обеспечении деятельности которого утверждено Указом от 31 декабря 1996 г. 

          1.3. Полномочия, связанные с функционированием исполнительных органов государственной власти 

    Наибольший  объем полномочий закреплен за Президентом  в сфере, связанной не только с  формированием, но и с деятельностью  исполнительной власти.

    Президент по Конституции не является главой исполнительной власти. Поэтому действовавшая ранее конституционная норма о том, что Президент "руководит деятельностью Совета Министров", не воспринята в Конституции 1993 г. Однако специфика полномочий Президента и Правительства, связь и соотношение этих полномочий таковы, что делают неизбежными достаточно активные каналы влияния Президента на деятельность Правительства. Кроме решения вопросов о составе Правительства, Президент имеет право председательствовать на его заседаниях, принимает решения об отставке Правительства. Постановления и распоряжения последнего в установленных Конституцией случаях могут быть отменены Президентом. Перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия3.

    В соответствии с ч. 1 ст. 112 Конституции  Председатель Правительства после своего назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, т.е. их перечне. Длительное время в советской России перечень министерств и государственных комитетов закреплялся непосредственно в Конституции РСФСР. В настоящее время законодательно перечень федеральных исполнительных органов не устанавливается. Установление системы и структуры названных органов отнесено к полномочиям Президента. Под системой понимается определение видов этих органов. Так, Указом от 14 августа 1996 г. "О системе федеральных органов исполнительной власти" (с изменениями и дополнениями, внесенными Указом №1445 от 22 июня 2009 г.) установлено, что в эту систему входят министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры, а также Управление делами Президента.

    Федеральные органы исполнительной власти создаются  только с такими наименованиями и  статусом, которые предусмотрены  настоящим Указом.

    Президент определяет не только систему, но и структуру федеральных органов исполнительной власти, т.е. устанавливает конкретный их перечень. Эта структура утверждается каждым новым Президентом при решении вопроса о формировании Правительства. В указе о структуре федеральных органов исполнительной власти определяются те изменения, которые вносятся в структуру этих органов, т.е. устанавливается, какие органы упраздняются, каким органам передаются их полномочия, какое наименование придается органам, каково число заместителей Председателя Правительства. Этим же указом фиксируется конкретный перечень действующих Министерств, Государственных комитетов, федеральных комиссий, федеральных служб и других органов. Последний Указ такого рода был принят Президентом 17 мая 2000 г. (в редакции от 01.12.2000 г.).

     Президент в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью  целого ряда федеральных органов  исполнительной власти. Среди них: Министерство внутренних дел, Министерство чрезвычайных ситуаций, Министерство иностранных дел, Министерство обороны, Министерство юстиции, а также федеральные службы: фельдъегерская; разведки; железнодорожных войск; безопасности; налоговой полиции; охраны; пограничная; специального строительства и некоторые иные органы: Управление делами Президента; Комитет Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами; Главное управление специальных программ Президента, Государственная техническая комиссия при Президенте. Президент утверждает по представлению Председателя Правительства положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности. Правительство координирует деятельность названных органов. 

     1.4. Полномочия, связанные с обеспечением  осуществления полномочий федеральной  государственной власти на всей  территории РФ 

     Президент как глава государства совместно  с Правительством обеспечивает в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации (ч. 4 ст. 78 Конституции РФ).

     В реализации этих функций Президента важное значение имеет такой орган, как Государственный Совет Российской Федерации, а также институт полномочных представителей Президента в федеральных округах.

     Государственный Совет Российской Федерации был  образован в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации с тем, чтобы обеспечить участие глав исполнительной власти, высших должностных лиц субъектов Федерации, переставших быть членами Совета Федерации, в решении важных вопросов государственной жизни, обеспечить наиболее эффективный учет интересов и потребностей субъектов Федерации.

     Указом  Президента от 1 сентября 2000 г. было утверждено Положение о Государственном  Совете Российской Федерации. По своему статусу Государственный Совет  является совещательным органом, содействующим  реализации полномочий Президента по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. На его заседаниях обсуждаются проблемы, имеющие особое государственное значение, касающиеся взаимоотношений Федерации и её субъектов, важнейших вопросов государственного строительства, укрепления основ федерализма. По результатам обсуждения вносятся предложения Президенту. По предложению Президента Совет рассматривает проекты Указов, имеющих общегосударственное значение, вопросы исполнения Конституции РФ, федеральных законов, Указов. Совет оказывает содействие Президенту в использовании согласительных процедур, рассматривает проект федерального бюджета.

     В состав Государственного Совета входят Председатель и члены - на общественных началах. Председателем Совета является Президент, членами - по должностям высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Федерации. Для решения оперативных вопросов формируется Президиум Государственного Совета из семи его членов. Его состав определяется Президентом, причем ротация состава осуществляется один раз в полгода. Учреждена и должность Секретаря Государственного Совета. На общественных началах им является один из заместителей руководителя Администрации Президента. Секретарь не входит в состав Государственного Совета. Решения Совета осуществляются путем достижения консенсуса в ходе обсуждения. По решению Председателя может проводиться голосование.

Информация о работе Компентенция Президента Российской Федерации