Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2011 в 05:08, курсовая работа
Целью исследования является комплексный, взаимосвязанный анализ современного уровня кодификации и прогрессивного развития законодательства Российской Федерации, определение актуальных проблем и перспектив кодификации.
Основные задачи исследования:
Рассмотреть историю кодификации и прогрессивного развития законодательства с начала 90-х годов по настоящий момент.
Определить формы, виды и направления, а также специфику кодификации современного российского законодательства.
Рассмотреть проблемы и перспективы кодификации современного российского законодательства.
Введение…..3
Понятие кодификации ……6
Кодификация современного законодательства Российской Федерации: проблемы и перспективы…….9
Кодификация гражданского законодательства……14
Кодификация гражданско-процессуального законодательства……18
Кодификация налогового законодательства ……19
Кодификация уголовно-процессуального законодательства …...21
Кодификация трудового законодательства……23
Кодификация арбитражного процессуального законодательства……24
Кодификация бюджетного законодательства……25
Заключение……26
Источники и литература…….29
Едва ли можно спорить с тем, что кодификация играет колоссальную роль в развитии законодательства как согласованной устойчивой системы. Поэтому начинать предварительные кодификационные работы нужно уже в переходный период, постепенно укрупняя нормативный материал, вовлекая в процесс кодификации все новые уровни и пласты законодательства. Но верно и то, что наибольшую отдачу, максимальный эффект дает кодификация, осуществляемая в условиях достаточно развитой, сложившейся, стабильной правовой системы.
Нельзя игнорировать и тот факт, что в переходные периоды сами кодификационные акты несколько утрачивают свое важнейшее качество - быть опорным, устойчивым элементом правовой системы. В условиях быстрых экономических и социальных перемен законодательство "обречено" на частые изменения, свидетелями чему мы и являемся. Принятые в таких условиях кодексы нередко демонстрируют свои слабые стороны, дефекты; в них приходится почти сразу после принятия вносить многочисленные изменения.
Далеко не всякий кодекс является единственным источником права в своей отрасли, далеко не во всяком отраслевом кодексе особенная часть исчерпывает все конкретные правовые предписания этой отрасли. Любой нормативный правовой акт, действует в определенной иерархически структурированной системе, находясь в тех или иных системных связях с другими актами. В практике российского законотворчества фактически действует принцип приоритета кодекса над отраслевыми законами. При разных вариантах решения проблемы в разных кодексах - практика идет по пути наделения кодексов более высокой, по сравнению с обычными федеральными законами, юридической силой. Но с формально-юридической позиции нормы кодекса не обладают приоритетом в иерархии правовых норм. По юридической силе, по процедуре принятия кодексы - те же федеральные законы и, следовательно, подчиняются утвердившемуся в теории и практике правотворчества правилу о приоритете среди актов одинаковой юридической силы акта, который принят позднее. Кроме того Конституционный Суд РФ подчеркивает, что «ни один федеральный закон в силу статьи 76 Конституции Российской Федерации не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой»11. При этом КС РФ указывает на то, что «Конституцией РФ не определяется и не может определяться иерархия актов внутри одного их вида, в конкретном случае - федеральных законов»12.
В ходе последней волны кодификаций в нашей стране получила достаточное распространение практика указания в тексте самого кодекса, что в случае противоречия его положений нормам вновь создаваемого законодательства действуют положения кодекса. Например, в действующем Трудовом кодексе РФ (ч. 8 ст. 5) определено, что в случае противоречий между Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Кодекс. Согласно п. 2 ст. 3 Гражданского кодекса РФ, гражданское законодательство состоит из самого ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Такой же иерархический приоритет установлен, например, в Бюджетном кодексе и некоторых других кодексах. При создании кодексов могут применяться и другие юридические конструкции, подчеркивающие их юридический приоритет среди других актов, равных по юридической силе: "законодательство состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов", "нормы права, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу", "в случае противоречия между Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы права, применяется Кодекс" и т.д.
С
развитием правовой системы под
влиянием тех или иных факторов возникают
новые формы кодификации. Например,
с развитием новых форм саморегуляции
появляются кодексы, которые "выходят"
за рамки традиционных кодексов. Это
- корпоративные кодексы по профессиям
(например, Профессиональный кодекс нотариусов
Москвы, Кодекс этики профессионального
участника рынка ценных бумаг
и др.), кодексы, принятые ассоциациями
банков, производителей и т.п., международными
экономическими структурами. Действуют
также Кодекс врачебной этики
РФ (одобрен Всероссийским
Существует
такое мнение, что как таковая
кодификация российского
Далее
мною будут исследованы некоторые
кодифицированные законы в частности.
Для систематизации исследования,
считаю целесообразным дальнейший анализ
разбить на подглавы.
3.1. Кодификация гражданского законодательства
Основным нормативным правовым актом регулирующим гражданско-правовые отношения является Гражданский кодекс Российской Федерации, является одним из наиболее крупных законов.
Часть
первая была введенна в действие с 1
января 1995 г. Опираясь на положения
Конституции РФ, ГК РФ определяет основные
правовые устои экономики рыночного
типа: равенство и механизм использования
различных форм собственности, организационно-правовые
формы предпринимательской
С 1 марта 1996 г. вступила в действие часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации, принятая Государственной Думой 22 декабря 1995 г.
Прежде всего, это Закон, упорядочивающий рыночные отношения. Гражданский кодекс, другие гражданские законы направлены на придание рынку современного, цивилизованного характера.
Это находит свое выражение прежде всего в том, что Гражданский кодекс Российской Федерации, разработанный на основе отечественного и мирового опыта, данных современной коммерческой деятельности, международных документов, упорядочивает отношения рынка, содержит отработанное юридическое регулирование многообразных и сложных рыночных отношений, имущественных и личных неимущественных прав граждан, других субъектов.
До принятия второй части ГК нормы об отдельных видах договоров и других обязательств содержались в формально не отмененных положениях раздела III Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. и многочисленных правительственных и ведомственных актах, принятых до проведения экономических реформ и подчиненных принципам административно управляемой экономики.
С 1 марта 2002 г. введена в действие часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой сосредоточены весьма важные для граждан России, да и иностранных граждан также, во многом новые (по сравнению с Гражданским кодексом РСФСР 1964 г.) нормы и институты, регламентирующие наследственное и международное частное право.
Прежде всего обращает на себя внимание регулируемое третьей частью Гражданского кодекса наследование по завещанию. Нормы о наследовании по завещанию изложены ранее норм о наследовании по закону (в отличие от Гражданского кодекса РСФСР 1964 г.). Таким образом, установлен приоритет свободного волеизъявления личности.
Впервые в России в Гражданском кодексе в качестве самостоятельного раздела представлен крупный блок норм и институтов под общим наименованием "Международное частное право". Таким образом, в России на уровне федерального закона закреплено это широко распространенное в зарубежных странах понятие в тесной связи с гражданским правом.
В
Основах законодательства СССР и
республик 1991 г. имелись нормы, относящиеся
к международному частному праву. Они
содержались в разделе VII Основ. Но
назывался этот раздел иначе: "Правоспособность
иностранных граждан и
Принятие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации ознаменовало собой завершение первой в новейшей истории нашей страны кодификации гражданского законодательства. Начало этого процесса должно быть отнесено к 1990 г., когда работавшим в Союзном парламенте над новым законом о собственности юристам стало ясно, что без кардинального изменения гражданского законодательства (а значит, без нового Гражданского кодекса) в целом не может быть создана эффективная система правового регулирования подлинно рыночного экономического оборота. Первым шагом новой кодификации стало принятие в 1991 г. Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, введенных в действие на территории России в 1992 г. Затем последовала часть первая ГК (1994 г.), посвященная лицам, праву собственности, общей части обязательственного права. Через год была принята часть вторая ГК (1995 г.), в которую вошли нормы о договорных и внедоговорных обязательствах. Спустя еще шесть лет была принята часть третья ГК (2001 г.), регулирующая наследственное право и международное частное право. Наконец, спустя пять лет была принята часть четвертая ГК (2006 г.), целиком посвященная отношениям, складывающимся в связи с созданием и использованием многообразных результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Таким образом, за 15 лет была создана полномасштабная и полноценная кодификация цивилистических норм, посвященных традиционному для отечественного правопорядка кругу отношений - от общих положений гражданского законодательства до международного частного права.
Что
касается собственно части четвертой
ГК, то формально работа над проектом,
получившим в декабре 2006 г. силу федерального
закона, была начата в июне 2005 г., после
того как распоряжением
Первый (1995 г.) и второй (1999 г.) проекты предусматривали включение в ГК помимо общих положений, распространяющихся на все виды интеллектуальных прав, также основных положений о каждом виде прав с сохранением действия специальных законов, принятых в этой сфере в 1992 - 1993 гг. (так называемая полносистемная схема). Эти проекты готовились в составе соответственно второй и третьей частей ГК. Третий проект (2003 г.) был подготовлен по инициативе Мининформпечати России и был построен по так называемой усеченной схеме, содержащей только общие положения об интеллектуальных правах, рассредоточенные к тому же по всему Кодексу. После отклонения указанных проектов в Исследовательском центре частного права был подготовлен четвертый проект (2004/2005 г.), построенный по исчерпывающей схеме, как правило, исключающей специальное законодательное регулирование интеллектуальных прав за рамками ГК. Именно этот проект после доработки был внесен в июле 2006 г. Президентом РФ на рассмотрение Федерального Собрания.
Все
проекты, может быть, за исключением
третьего, не получившего широкой
известности, постоянно находились
в поле зрения юридической общественности
и правоприменителей как внутри
страны, так и за ее пределами. Внимание
это преимущественно было критическим,
что немало способствовало усилиям
разработчиков по созданию полноценного
как по кругу охватываемых отношений,
так и по степени детализации,
а главное - современного регулирования
интеллектуальных прав.
3.2. Кодификация гражданско-процессуального законодательства
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК РФ) принят Государственной Думой 23 октября 2002 г., одобрен Советом Федерации 30 октября 2002 г. и подписан Президентом Российской Федерации 14 ноября 2002 г.
На
основании ст. 1 Федерального закона
"О введении в действие Гражданского
процессуального кодекса
3.3. Кодификация налогового законодательства.
16.07.1998 была принята Государственной
Думой РФ первая часть
Информация о работе Кодификация современного Российского законодательства