Кодификация современного Российского законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2011 в 05:08, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является комплексный, взаимосвязанный анализ современного уровня кодификации и прогрессивного развития законодательства Российской Федерации, определение актуальных проблем и перспектив кодификации.

Основные задачи исследования:

Рассмотреть историю кодификации и прогрессивного развития законодательства с начала 90-х годов по настоящий момент.
Определить формы, виды и направления, а также специфику кодификации современного российского законодательства.
Рассмотреть проблемы и перспективы кодификации современного российского законодательства.

Содержание

Введение…..3
Понятие кодификации ……6
Кодификация современного законодательства Российской Федерации: проблемы и перспективы…….9
Кодификация гражданского законодательства……14
Кодификация гражданско-процессуального законодательства……18
Кодификация налогового законодательства ……19
Кодификация уголовно-процессуального законодательства …...21
Кодификация трудового законодательства……23
Кодификация арбитражного процессуального законодательства……24
Кодификация бюджетного законодательства……25
Заключение……26
Источники и литература…….29

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по ИОГП для Камиллы.docx

— 58.45 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКАЯ  ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ  

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 

КОДИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 

                   Выполнила:

                студентка 1 курса

                    заочного отделения 

                    Алиева Камилла  Назимовна 

                Проверил:

                Аверин  Михаил Борисович 
                 
                 

Москва 

2008

Сожержание.

 

  1. Введение…..3
  2. Понятие кодификации ……6
  3. Кодификация современного законодательства Российской Федерации: проблемы и перспективы…….9
    1. Кодификация гражданского законодательства……14
    2. Кодификация гражданско-процессуального законодательства……18
    3. Кодификация налогового законодательства ……19
    4. Кодификация уголовно-процессуального законодательства …...21
    5. Кодификация трудового законодательства……23
    6. Кодификация арбитражного процессуального законодательства……24
    7. Кодификация бюджетного законодательства……25
  4. Заключение……26
  5. Источники и литература…….29
 
 
 
 
 
 

    Введение. 

    Одна  из главных особенностей развития российского  законодательства в нынешних условиях - его кардинальное обновление. По своей  содержательной характеристике новое  законодательство должно соответствовать  смыслу и целям осуществляемого  в стране реформирования важнейших  сфер общественной жизни. Поэтому и  в работе по упорядочению законодательства на первый план выдвигается идея существенной модернизации нормативных правовых актов.

    Провозглашение  суверенитета Российской Федерации, разрушение Союза Советских Социалистических Республик и неудовлетворительное состояние законодательства послужили  предпосылками начавшихся кодификационных работ. Задача кардинального обновления российского законодательства потребовала, прежде всего, принятия новых базовых системообразующих законов в главных отраслях законодательства. С начала 90-х гг. проводится большая, серьезная работа по радикальному обновлению некоторых действующих кодексов, созданию новых законов сводного характера. Существенное значение для обновления и упорядочения российского законодательства имело принятие Гражданского, Налогового, Бюджетного, Таможенного, Трудового, Уголовного, ряда процессуальных кодексов и др.

    Вместе  с тем можно разделить обоснованную обеспокоенность российских правоведов в отношении того, что создание многих кодексов не сопровождается проведением  глубокой кодификации: нет программ кодификации, в результате за каждым кодексом "вдогонку" готовится  пакет законов и подзаконных  актов; остаются без изменений многие акты, теряющие смысл в связи с  принятием кодексов; кодексы иногда бывают "тонкими" по объему регулирования, сказывается отсутствие единых принципов и методологических подходов.1 Нельзя не согласиться с тем, что пока не вполне ясны критерии выбора кодекса как одной из форм законов; на практике нередко кодекс "возникает" на пустом месте при отсутствии накопленного нормативного материала когда, по сути дела, нечего кодифицировать.2

       Совокупность  изложенных факторов обусловливает  актуальность настоящего исследования.

       Объект  исследования – развитие и систематизация российского законодательства посредством  кодификации. Предметом исследования являются  нормативно-правовые акты, принятые после провозглашения суверенитета Российской Федерации, разрушения Союза  Советских Социалистических Республик.

       В отношении общих вопросов кодификации  и прогрессивного развития российского  законодательства, следует отметить весьма значительное количество работ  таких видных специалистов как Тихомиров  Ю.А., Сорокин В.В., Матузов Н.И., Баранов  В.М., Топорнин Б.Н., Авдеенкова М.П. и  др.

       Целью исследования является комплексный, взаимосвязанный  анализ современного уровня кодификации  и прогрессивного развития законодательства Российской Федерации, определение  актуальных проблем и перспектив кодификации.

     Основные задачи исследования:

  1. Рассмотреть историю кодификации и прогрессивного развития законодательства с начала 90-х годов по настоящий момент.
  2. Определить формы, виды и направления, а также специфику кодификации современного российского законодательства.
  3. Рассмотреть проблемы и перспективы кодификации современного российского законодательства.

       Нормативную базу исследования составляют огромный массив российского законодательства, в частности, Гражданский, Гражданско-процессуальный, Арбитражный процессуальный, Уголовно-процессуальный, Налогового, Трудовой кодексы и другие.

       В данной курсовой работе были использованы научные публикации Тихомирова Ю.А., Сорокина В.В., Авдеенковой М.П. и др. специально посвященные проблемам кодификации и прогрессивного развития российского законодательства в целом и отдельных его отраслей.

       Структура курсовой работы обусловлена логикой исследования темы, поставленными задачами и целями и включает, помимо введения, две главы, подглавы, заключение и библиографию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Понятие кодификации. 

    Считаю, что для внесения ясности, следует  уточнить, что является кодификацией.

    Итак, существуют три основные формы систематизации законодательства: кодификация, инкорпорация и консолидация.

    Инкорпорация - это форма систематизации законодательства посредством объединения нормативных  актов определенного уровня (журналы, сборники) без внесения изменений  в их содержание (за исключением  внесенных законодателем изменений  и дополнений) в определенном порядке (хронологическом, алфавитном, системно-предметном). Виды инкорпорации: официальная, официозная (полуофициальная) и неофициальная.

    Консолидация - это форма систематизации законодательства, выражающаяся в объединении в  единый документ блока законодательных  актов, предназначенных регулировать определенный вид общественных отношений  в логической последовательности без  внесения изменений в их содержание.3

    Кодификация - это наиболее совершенная форма  систематизации законодательства, выражающаяся в подготовке обладающего системным  характером нового комплексного (сводного) законодательного акта, предназначенного регулировать наиболее важные сферы  общественных отношений на протяжении длительного времени. Виды кодификации: всеобщая, отраслевая и специальная (комплексная).4

    Кодификация - наиболее сложная и совершенная  форма систематизации, направленная на коренную переработку действующего законодательства. Формы кодификации (основы, кодексы, уставы, положения) представляют собой органические законы, где объединены различные правовые нормы и институты, регламентирующие отношения в рамках определенной правовой отрасли. 5

    Правоведы выделяют следующие  вида кодификации:

    1. Общеправовая кодификация;
    2. отраслевая кодификация;
    3. межотраслевая кодификация;
    4. институциональная кодификация;
    5. автономная кодификация.

    В ходе кодификации в одном новом  кодифицирующем акте объединяются все  нормативно-правовые предписания систематизируемого массива законодательства, при этом с принятием этого кодифицирующего  акта все старые акты утрачивают свою регулятивную необходимость и отменяются. Поэтому этот вид систематизации является одной из форм законотворчества.

    Впрочем, некоторые исследователи высказывают  мнение, что кодификация представляет собой не систематизацию законодательства, а только совершенно особую самостоятельную форму законотворчества.6 Другие правоведы с этим мнением согласиться не могут, объясняя это тем, что в ходе систематизации новых норм права не формулируются, а только в новой форме закрепляются уже ранее выраженные в законодательстве.7

    Кодификационная деятельность ведется как в официальной, так и неофициальной (доктринальной) форме.

    Следует отметить, что кодификация законодательства и создание кодекса - явления не тождественные. Нередко в научной литературе отражается точка зрения на кодификацию только как на правотворческий процесс, результатом которого является создание Кодекса. Однако наряду с этим пониманием кодификации есть еще одно: одновременно она - форма систематизирующей деятельности. По этой причине в результате кодификации как известной формы систематизации могут создаваться не только кодексы, и сами «кодификационные акты далеко не всегда могут иметь всеобъемлющий характер и разрешать все вопросы правового регулирования соответствующей области общественных отношений».8 При необходимости кодифицируются правовые нормы, формирующие один правовой институт, регулирующие отдельные виды общественных отношений. Более того, кодификационными могут быть и правительственные, и ведомственные акты.

    Кроме того, следует отметить, что кодификация  представляет собой очень удобный  способ восполнить существующие пробелы  в законодательстве. Главной целью  кодификации является системность  законодательства, его стройность, структурное совершенство, а, стало  быть, целостный характер, всеобъемлемость, отсутствие пробелов, которые тоже суть нарушение системности. В ходе проведения кодификации в законодательстве выявляются не только повторения и  коллизии, но и пробелы. У участников законотворчества появляется прекрасная возможность определить и восполнить эти пробелы как нарушение  единства и системности нормативных  правовых предписаний. В ходе проведения кодификации пробелы в законодательном  регулировании как грубейшее  нарушение его системности, скоординированности  и единства становятся заметны. 
 

  1. Кодификация современного законодательства Российской Федерации: проблемы и перспективы.
 

       Современное состояние правовой системы России характеризуется динамичным развитием  основных блоков системы законодательства, призванных обеспечить радикальные  социально-экономические преобразования. Сегодня в России принимается  в среднем около 150 законов в  год. Следствием ускоренных темпов законотворческой деятельности явились определенная хаотичность, бессистемность в принятии нормативных правовых актов. В таких  условиях перед законодателем вполне обоснованно встает вопрос о целесообразности проведения работ по кодификации  законодательства, подвергающегося  ломке и обновлению. Действительно, будет ли такая работа эффективной, если учесть неустойчивый, нестабильный характер правового регулирования (как, впрочем, и характер самих общественных отношений, подвергающихся правовому  воздействию) в переходные периоды?

       По  логике вещей систематизацию, как  и крупную кодификацию, следует  осуществлять после того, как нормативный  материал достаточно стабилизировался, ибо, в известном смысле, это не только "субъективная акция", но и  вполне объяснимая закономерность развития правовой системы. Нужно время, чтобы  созданное в значительной своей  части заново законодательство устоялось, стабилизировалось. Этим отчасти объясняется  тот факт, что в условиях коренной ломки законодательства проблемы кодификации  и объединения нормативных правовых актов оказываются как бы в  тени. Некоторые юристы полагают даже, что принятие кодексов в переходных условиях является ошибкой, и предлагают на принятие кодексов - за исключением  процессуальных кодифицированных актов - объявить своего рода мораторий.9 Кодекс, принятый в переходных условиях, по их мнению, в принципе не может являть собой согласованную систему правовых мер. Есть ли смысл в принятии крупноблочных, устойчивых кодифицированных актов права, замечает, например, В.В. Сорокин, если преобразования, итоги которых они призваны закрепить, еще не завершены?10

Информация о работе Кодификация современного Российского законодательства