Классификация политических режимов в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является теоретико-правовой анализ классификаций политических режимов в современном мире.
Для реализации поставленной цели выполняются следующие задачи:
В соответствии с указанной целью и предметом исследования автор поставил перед собой следующие задачи:
- рассмотреть понятие «политический режим»;
- сформулировать научные критерии (основания) классификации политических режимов, подчеркнуть роль всякой классификации как метода познания;
- дать развернутую характеристику основных видов политических режимов в современном мире;
- раскрыть сущность, принципы и основные формы демократического режима;
- исследовать истоки и предпосылки возникновения, выделить основные черты и формы тоталитаризма;
- рассмотреть сущность, эволюцию и характерные черты авторитарного политического режима.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..........3
1 Теоретико-методологический анализ категории «политический режим»………….5
1.1 Понятие политического режима…………………………………………………......5
1.2 Виды государственно-политических режимов……………………………...……...8
2 Классификация политических режимов в современных условиях………………...14
2.1 Демократические режимы……………………………………………………...…...14
2.2 Недемократические режимы…………………………………………………...…...17
Заключение………………………………………………………………………….…...23
Глоссарий………………………………………………………………………………..25
Список использованных источников………………………………...………………...28
Список сокращений……………………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

политические режимы.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

     При либерализме государственная власть формируется путем выборов, исход  которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых  для проведения избирательных кампаний. Осуществление государственного управления производится на основе принципа разделения властей. Система "сдержек и противовесов" способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью. Государственные решения принимаются большинством голосом.10

     В государственном управлении используется децентрализация: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть.

     Собственно демократический режим - это одна из разновидностей либерального режима, основанного на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате - широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.

     В демократическом государстве народ  является источником власти. И это  становится не просто декларацией, а фактическим положением дел. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания. Критерием избрания того или иного человека в представительный орган являются его политические взгляды, профессионализм. Профессионализация власти - отличительный признак государства, в котором существует демократический политический режим. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала, гуманизм.

     Демократическое общество характеризуется развитием  ассоциативных связей на всех уровнях  общественной жизни. При демократии существует институциональный и  политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции, общества, клубы объединяют людей по различным интересам и склонностям. Интеграционные процессы способствуют развитию государственности и свободы личности. 

     2.2. Недемократические режимы 

     Недемократические режимы делятся на два типа: тоталитарный и авторитарный.

     Среди всех когда-либо существовавших в мире тоталитарных режимов могут быть выделены, по меньшей мере, три основные разновидности. Во-первых, это национал-социализм, прежде всего, в Германии. Во-вторых, коммунизм, оказавшийся значительно более распространенным и исторически устойчивым. Два наиболее очевидных и бросающихся в глаза примера — СССР и Китай, однако в этом же ряду исследователи нередко называют режим Кваме Нкруме в Гане и некоторые другие африканские режимы, Румынию и Албанию в Восточной Европе, Кубу в Латинской Америке. В-третьих, это тоталитарная теократия, представленная, прежде всего, фундаменталистским режимом аятоллы Р.Хомейни в постреволюционном Иране.11

     Тоталитаризм - исторически обреченный строй. Это  общество - самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм - закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.

     Тоталитарный  режим является, как правило, порождением  XX века, это фашистские государства, социалистические государства периодов "культа личности". Сам термин появился в конце 1920-х годов, когда некоторые политологи стремились отделить социалистическое государство и искали четкое определение социалистической государственности. Тоталитарный режим является крайней формой авторитарного режима. Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и всепроникающая власть.12                                

     Тоталитарный  режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, вождем народа - в большинстве случаев харизматическим.

     Тоталитарный  режим допускает только одну правящую партию, а все другие, даже ранее  существовавшие партии стремится разогнать, запретить или уничтожить. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит    сращивание    партийного    и    государственного    аппаратов. В    результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты. Кроме того, осуществляется демагогическая ориентация всех членов общества на якобы имевшие место выдающиеся достижения правящей партии. Монополия на информацию делает это осуществимым.

     В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним  централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряемся, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются.

     Тоталитарный  режим широко и постоянно применяет  террор по отношению к населению. Физическое насилие, несмотря на его  широкое использование, уже не становится самоцелью, как при деспотии и  тирании. Оно выступает как главное  условие для укрепления и осуществления власти.

     При тоталитаризме устанавливается  полный контроль над всеми сферами  жизни общества. В экономической  жизни происходит процесс огосударствления в тех или иных формах собственности. В политической жизни общества личность, как правило, ограничивается в правах и свободах. Военно-промышленный комплекс, армия - основные опоры тоталитаризма.

     Разновидностью  тоталитаризма являются режимы, где  осуществляется "культ личности", культ вождя - непогрешимого, мудрого  заботливого. На деле же оказывается, что это лишь форма правления, в которой реализуются властолюбивые, порой патологические амбиции тех или иных политических лидеров.

     Фашистский  режим представляет одну из крайних  форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемой  националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, пасы господ и т. д.), крайней агрессивностью.

     Фашизм, как правило, основывается на националистической, расисткой демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Другие нации или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные нации, расы, они, в конечном счете, должны уничтожаться. Поэтому фашистский политический режим - это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям, прежде всего своего народа. Но фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищании масс. В их основе лежат определенные общественно-политические движения, в которые внедряются националистические идеи, популистские лозунги, геополитические интересы и т. п.

     В настоящее время фашизм в его  классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии  можно увидеть во многих странах. Фашистские идеологи при поддержке  шовинистических, люмпенизированных  слоев населения активно борются за овладение государственным аппаратом либо, по крайней мере, за участие в его работе.13

     Одним из наиболее распространенных в истории  типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным  чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.

     Авторитарной  политической системе присущи следующие  черты:

     1) Автократизм (самовластие) или  небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек  (монарх, тиран) или группа лиц  (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).

     2) Неограниченность власти, её не  подконтрольность гражданам, при  этом власть может править  с помощью законов, но их  она принимает по своему усмотрению.

     3) Опора (реальная или потенциальная) на силу.

     4) Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции.

     5) Отказ от тотального контроля  над обществом, невмешательство  во вне политические сферы  и прежде всего в экономику. 

     6) Рекрутирование политической элиты  путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

     Исходя  из вышеизложенного, авторитаризм - политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во вне политических сферах. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности.14

     Такое широкое определение авторитаризма оставляет значительный простор для классификации авторитарных режимов. Сюда могут быть отнесены и известные в истории абсолютные монархии, и феодальные аристократии, и режимы бонапартистского типа, и военные диктатуры, и многие иные смешанные формы, с трудом поддающиеся определению. Однако исследователи современных авторитарных режимов чаще всего выделяют следующие три группы: однопартийные системы, военные режимы и режимы личной власти. Главный критерий такого разделения режимов — правящая группировка, ее основные характеристики и способы взаимодействия с обществом. Во всех трех случаях существует устойчивое стремление свести к минимуму конкуренцию элит и массовое политическое участие. Единственное в этом ряду исключение — Южно-Африканский режим апартеида, представлявший собой расовую олигархию и исключавший из участия в политике более 70% населения, практикуя одновременно довольно широкую конкуренцию в рамках белого сообщества. К этим трем группам авторитарных режимов может быть добавлена еще одна — бюрократически-олигархические режимы. Власть в этих режимах осуществляется группой лиц, нередко представляющих интересы различных общественных слоев, однако в формулировании и принятии решений главная и безусловная роль принадлежит здесь государственной бюрократии.

     Авторитарный  режим может осуществляться в  иных формах. Он может быть основан  на праве, моральных началах, но его  нельзя все же отнести к режимам, где население участвует в  управлении, а власть осуществляется наиболее эффективным способом.

     Все же при любой форме авторитаризма государственная власть не формируется и не контролируется народом. Несмотря на то, что существуют представительные органы, реально они никакой роли в жизни общества не играют. Парламент штампует решения, выработанные правящей элитой во главе с вождем или группой лиц (хунтой, олигархией).

     Зачастую  авторитарные режимы в относительно "мягкой" форме осуществляются для проведения реформ, укрепления государства, его целостности, единства, противопоставления сепаратизму, экономическому развалу. В авторитарном государстве управление осуществляется, как правило, централизованно.15

     Решения центральной власти, не учитывающие  зачастую экономические, национальные, географические, бытовые, религиозные  и другие особенности тех или  иных групп населения, исполняются отнюдь не добровольно. В случае отклонения людей от "генеральной линии" применяется принуждение. Использование насилия становится характерным для авторитарного режима. Вот почему авторитарное государство не может существовать без опоры на полицейский и военный аппараты. Суд в таком государстве - вспомогательный инструмент, поскольку широко используются внесудебные методы принуждения людей.

     Авторитарному режиму противостоит демократический  режим, прежде всего наиболее современная  форма последнего - либерально-демократический режим, который был рассмотрен ранее.  
 

     Заключение

 
 

     При всем многообразии всех типов и форм политических систем чаще всего их рассматривают в контексте существующего  в государстве политического  режима. Именно политическому режиму принадлежит весьма важная роль в жизнедеятельности общества, выражении интересов различных общностей, политических сфер, влияющих на экономическую, духовную и политическую жизнь. В мире происходит постоянная эволюция политических режимов. Практика показала, что помимо основных существуют многочисленные переходные, смешанные политические режимы, которые очень сложно проанализировать на основе устоявшихся в политической науке подходов.16

     Политические режимы осуществления государственной власти отличаются большим разнообразием. Их специфика определяется зависимостью как от элементов формы государства (абсолютная монархия и унитарная государственность тяготеют к более жестким, централизованным методам управления, а парламентская республика и федеративное построение государства — к введению альтернативных более демократических методов воздействия), так и от иных объективных и субъективных обстоятельств: национальные и исторические традиции, особенности культуры, религии и даже территориальные размеры государства и т.д.

Информация о работе Классификация политических режимов в современном мире