Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:42, курсовая работа
Целью работы является теоретико-правовой анализ классификаций политических режимов в современном мире.
Для реализации поставленной цели выполняются следующие задачи:
В соответствии с указанной целью и предметом исследования автор поставил перед собой следующие задачи:
- рассмотреть понятие «политический режим»;
- сформулировать научные критерии (основания) классификации политических режимов, подчеркнуть роль всякой классификации как метода познания;
- дать развернутую характеристику основных видов политических режимов в современном мире;
- раскрыть сущность, принципы и основные формы демократического режима;
- исследовать истоки и предпосылки возникновения, выделить основные черты и формы тоталитаризма;
- рассмотреть сущность, эволюцию и характерные черты авторитарного политического режима.
Введение……………………………………………………………………………..........3
1 Теоретико-методологический анализ категории «политический режим»………….5
1.1 Понятие политического режима…………………………………………………......5
1.2 Виды государственно-политических режимов……………………………...……...8
2 Классификация политических режимов в современных условиях………………...14
2.1 Демократические режимы……………………………………………………...…...14
2.2 Недемократические режимы…………………………………………………...…...17
Заключение………………………………………………………………………….…...23
Глоссарий………………………………………………………………………………..25
Список использованных источников………………………………...………………...28
Список сокращений……………………………………………………………………..30
Видов политических режимов очень много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни и состояние экономики, формы социальной борьбы или сотрудничества. Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле — своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся подчас вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя или вразрез с директивными прогнозами. На вид политического режима может оказать воздействие и международная обстановка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.
Так,
периоду рабовладения присущи деспотические,
теократически-монархические, аристократические,
олигархические режимы, режим рабовладельческой
демократии. Во времена феодализма
характерными были режимы абсолютистский,
режим своеобразной «феодальной демократии»,
клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский
или режим «просвещенного абсолютизма».
При капитализме существуют либеральный,
буржуазно-демократический, или конституционный,
бонапартистский, военно-полицейский,
фашистский, а также «фашизмоподобный»,
например корпоративный или расистско-националистический,
а также диктаторски-монополистический
и марионеточный, в некоторых исламских
странах — клерикально-
Опыт социализма свидетельствует о возможности проявления народно-демократических, общенародных политических режимов, но одновременно и авторитарных, тоталитарных режимов, режима рабоче-крестьянской диктатуры.
Между различными элементами формы государства существует известное соответствие. Так, монархическая форма правления феодального государства периода абсолютизма тяготеет к унитарной, централизованной форме государственного устройства и автократическому политическому режиму. Республиканские формы правления хорошо вписываются в условия либерально-демократического политического режима, а при наличии двух- или многонационального состава населения могут определять федеративное государственное устройство.
В
зависимости от характера используемых
государственной властью
В работе преимущественное внимание будет отведено классификации политических режимов на демократические и недемократические. Такой подход вполне обоснован, учитывая то место, которое данная классификация занимает в политической науке. Тем не менее следует еще раз подчеркнуть, что это — лишь рамочная классификация, помогающая организовать многообразие имеющихся в политической науке концепций, сформулировать самое общее представление о том или ином политическом устройстве, но не способная послужить достаточным ориентиром в проведении конкретных исследований.
Рассмотрим коротко лишь некоторые из возможных и использующихся в политической науке концепций. Их список, конечно же, может быть продолжен.
Президентские и парламентские режимы
В рамках конституционного правления принято выделять два основных вида режимов — парламентские и президентские. Их различие весьма существенно с точки зрения как организации осуществления власти, так и шансов ее стабилизации в процессе перехода от авторитаризма. В условиях парламентаризма основным органом власти является парламент, избираемый народом на определенный срок и наделенный властью выбирать из числа своих представителей премьер-министра.6
Основное отличие президентского режима от парламентского — независимое избрание народом главы государства, президента, который благодаря этому получает огромную степень независимости, назначает (или представляет на одобрение парламенту) премьер-министра, обладает правом законодательной инициативы, руководит вооруженными силами, принимает основные внешнеполитические решения, является нередко лидером правящей партии и т.д.
Традиционные, мобилизационные и автономные режимы
Разделение режимов на традиционные, мобилизационные и автономные может быть использовано в нескольких случаях. Во-первых, для того, чтобы показать характер взаимосвязей между правящей элитой и обществом, тем, каким образом общество, широкие социальные слои подключены к политическому процессу — в качестве автономных участников, наделенных свободой политического самоопределения в результате всеобщих и равных выборов или же в качестве базы поддержки любых действий правящей элиты. Исходя их такого понимания политическое участие может быть "автономным" или "мобилизованным". Во-вторых, термин "мобилизационный" может быть использован для характеристики способа социально-экономического развития, избираемого обществом и его элитой. Еще шире вслед за М. Вебером используется термин "традиционный режим".7 Наконец, данные термины применимы для анализа сложившегося в обществе типа политической стабильности, того, каким образом то или иное общество обеспечивает для себя базу необходимой устойчивости.
Либеральные и террористические режимы
Разделение режимов на либеральные, умеренные, репрессивные и террористические сделано исходя из того, каким образом, с использованием каких методов правящая элита воздействует на общество и добивается поставленных ею целей. В зависимости от того, какие методы в деятельности элиты преобладают — убеждение или принуждение — режимы считаются более или менее либеральными. Политический режим считается либеральным, если преимущественное внимание уделяется убеждению общества и политической оппозиции в правильности проводимой политики. Он считается умеренным, если в его политике убеждение и принуждение разделены примерно в равной пропорции, если для достижения своих целей режиму приходится прибегать к репрессиям и к использованию органов государственного принуждения в отношении меньшей части общества. Режим может считаться репрессивным или террористическим, если в своей повседневной деятельности преимущественно опирается на репрессии и террор.
Светские и теократические режимы
Светские и теократические режимы различаются между собой тем, на какой основе происходит легитимизация власти правящей группировкой. Светская власть, независимо от того, авторитарная она или демократическая, обосновывает свои претензии на управление обществом, опираясь либо на доверие народа (выборами), либо на право силы и способность навязать обществу свое нолю. Теократия же всегда стремится подвести под свое правление религиозную основу, утверждая, что в основе государственной власти лежит не только (или даже не столько) доверие народа, но и ее богоизбранность.
Режимы реформ и контрреформ
Классификация режимов на реформистские и нереформистские нередко используется историками при анализе политических изменений. Одна и та же политическая система может функционировать в различных режимах в зависимости от того, каковы намерения правящей элиты
Таковы лишь некоторые из типологий политических режимов, использующиеся в современных исследованиях.
Особо следует сказать о переходных и чрезвычайных государственно-правовых режимах, которые, как правило, носят временный характер.
Переходные режимы формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями и отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди них своей спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в центре и на местах принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам.
Чрезвычайные государственно-правовые режимы устанавливаются при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, экологических и иных катастрофах, угрожающих жизни и безопасности граждан нормальному функционированию государственных институтов (п. 4 Закона РФ «О чрезвычайном положении»). Они могут распространяться как на всю территорию государства, так и на его отдельные регионы.
В юридической литературе в качестве самостоятельной разновидности государственно-правовых режимов называют иногда либеральный режим. Однако этот режим был достаточно распространен в XIX в. Сейчас же он относится к числу переходных и имеет место лишь в странах с низким уровнем жизни основной массы населения (Индия, Филиппины), где жители вследствие своей культурной отсталости не могут осознанно пользоваться демократическими политическими институтами. Правящая в них социальная элита, опираясь на немногочисленную социальную базу, гораздо чаще использует методы насильственного воздействия, чем при демократических режимах.8
Известная
преемственность и наличие
2
Классификация политических
режимов в современных
условиях
2.1
Демократические режимы
Демократический
режим - характеризуется высокой
степенью политической свободы человека,
реальным осуществлением его прав,
позволяющим ему оказывать
Характерные черты демократического режима:
1) Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их.
2) Периодическая выборность основных органов государства. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. Поэтому, необходимое условие демократического государства - лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок, смена правительства должна происходить в результате выборов, а не по желанию некоего генерала.
3)
Демократия защищает права
4)
Равенство прав граждан на
участие в управлении
Либерально-
Либеральный
режим отстаивает ценность индивидуализма,
противопоставляя его коллективистским
началам в организации
Информация о работе Классификация политических режимов в современном мире