Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:42, курсовая работа
Целью работы является теоретико-правовой анализ классификаций политических режимов в современном мире.
Для реализации поставленной цели выполняются следующие задачи:
В соответствии с указанной целью и предметом исследования автор поставил перед собой следующие задачи:
- рассмотреть понятие «политический режим»;
- сформулировать научные критерии (основания) классификации политических режимов, подчеркнуть роль всякой классификации как метода познания;
- дать развернутую характеристику основных видов политических режимов в современном мире;
- раскрыть сущность, принципы и основные формы демократического режима;
- исследовать истоки и предпосылки возникновения, выделить основные черты и формы тоталитаризма;
- рассмотреть сущность, эволюцию и характерные черты авторитарного политического режима.
Введение……………………………………………………………………………..........3
1 Теоретико-методологический анализ категории «политический режим»………….5
1.1 Понятие политического режима…………………………………………………......5
1.2 Виды государственно-политических режимов……………………………...……...8
2 Классификация политических режимов в современных условиях………………...14
2.1 Демократические режимы……………………………………………………...…...14
2.2 Недемократические режимы…………………………………………………...…...17
Заключение………………………………………………………………………….…...23
Глоссарий………………………………………………………………………………..25
Список использованных источников………………………………...………………...28
Список сокращений……………………………………………………………………..30
Версия шаблона | 1.1 |
Филиал | Балаковский |
Вид работы | Курсовая работа |
Название дисциплины | Теория государства и права |
Тема | Классификация политических режимов в современном мире |
Фамилия студента | Кирюхина |
Имя студента | Виктория |
Отчество студента | Валерьевна |
№ контракта | 717904090109002 |
Введение…………………………………………………………
1 Теоретико-методологический
анализ категории «
1.1 Понятие
политического режима…………………………
1.2 Виды государственно-политических режимов……………………………...……...8
2 Классификация
политических режимов в
2.1 Демократические
режимы……………………………………………………...…
2.2 Недемократические
режимы…………………………………………………...….
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список
использованных источников………………………………...……………
Список
сокращений……………………………………………………
Приложение
А………………………………………………………………………….
В каждой стране политический режим определяется соотношением раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил или достигнуто долговременное национальное согласие результатом такого согласия является стабильный политический режим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы политический режим постоянно изменяется.
Государственно-правовой режим выражает особенности функционирования государственного механизма.1 При выполнении своего функционального назначения органы государства взаимодействуют друг с другом и населением, используя определенные наборы средств и способов управленческого воздействия.
Современное государственное строительство требует детального изучения национальных политико-правовых институтов. Любой политико-правовой режим, необходимо рассматривать как совокупность принципов организации государства, способов функционирования государственного механизма, как систему определенных правовых процедур, которые регулируют управленческое воздействие на общество, легализуют властные институты.2
Именно
стремление осмыслить особенности
функционирования государственного механизма
в новых социально-
В работе исследуется такое общественное явление, как политический режим. Предметом исследования является политический режим, виды, критерии классификации.
Методологической основой исследования служили исторический и логический методы, а также другие частно-научные (специальные) методы: функциональный, сравнительный, конкретно-социологических исследований.
Целью работы является теоретико-правовой анализ классификаций политических режимов в современном мире.
Для реализации поставленной цели выполняются следующие задачи:
В соответствии с указанной целью и предметом исследования автор поставил перед собой следующие задачи:
-
рассмотреть понятие «
- сформулировать научные критерии (основания) классификации политических режимов, подчеркнуть роль всякой классификации как метода познания;
-
дать развернутую
- раскрыть сущность, принципы и основные формы демократического режима;
-
исследовать истоки и
-
рассмотреть сущность, эволюцию
и характерные черты
Настоящая работа подготовлена на основе изучения Конституции РФ, отечественной и зарубежной научной литературы. При подготовке работы были использованы труды: В.Я. Кикоть, В.В. Лазарева, Н.И. Матузова, М.Н. Марченко и других ученых.
При написании работы использовались научные публикации, монографии отечественных ученых. Среди них можно выделить работы: А.Б. Венгерова, В.А. Четвернина и других.
1
Теоретико-методологический
анализ категории «политический
режим»
1.1
Понятие политического
режима
Обращение к истории идей как методологии гуманитарных исследований это не просто некая дань старомодной эвристической традиции, но необходимый первый шаг любого фундаментального труда. История идеи придает вещам фактурность, мыслям - значение, а понятиям смысл. Задача же всестороннего и основательного рассмотрения различных подходов к определению сущности политико-правового режима, представляется на сегодняшний момент достаточно актуальной. Последнее связано со стремлением науки о государстве и праве, как, впрочем, и любой иной науки, выработать единообразный понятийный аппарат, позволяющий закрепить за существующими в научном лексиконе терминами, по возможности, однозначные понятийные конструкции. Но это цель, скорее всего, идеальная, и в условиях плюрализма существующего современном гуманитарном дискурсе, по большому счету, недостижимая. Кроме того, указанная актуальность в определении сущности политического режима, предопределена важностью данного понятия для разрешения вопроса о классификации форм существующих или конструируемых режимов.3
Понятия, составляющие основу определения политического (государственно-правового, политико-правового и т.д.) режима, в конечном итоге служат определенными маркерами для разграничения тех или иных его составляющих, с последующим отнесением определяемого к той или иной существующей группе. Здесь необходимо заметить, что сложившееся мнение о государствоведении, как о предмете исключительно ретроспективном, получило достаточно широкое распространение в правовой среде. Однако данное утверждение представляется глубоким заблуждением. И хотя действительно приходиться признать, что плоды просвещения в данной научной области созревают не столь быстро, как в иных научных отраслях, имеющих исключительно практическую привязанность, ценность таких плодов трудно преувеличить.
Наступивший
двадцать первый век со всей очевидностью
показал, что человечество вступило
в период глобального, и, что важнее,
острого кризиса мировых
Необходимо признать, что и уровень экономического благополучия не является безусловным показателем устойчивости системы к проявлениям этого кризиса. Негативные последствия возникшего кризиса приняли угрожающий характер для судьбы человечества в целом, и для отдельных государственно-правовых образований в частности.
Возьмем на себя смелость утверждать, что одна из причин этого острого и глобального кризиса заключается в том, что сформировавшиеся представления, в том числе и научные, о политической системе государства не включили в рамки своего восприятия какие-то необходимые составляющие. В результате этого, оставшиеся без внимания указанные составляющие стали проявлять себя бесконтрольно, неожиданно и непредсказуемо.
Традиционные способы реагирования на такие проявления не только не привели к желаемой стабильности, но даже наоборот, катализировали ситуацию. Проблема выхода из сложившегося кризиса до настоящего времени должного разрешения не находит. Вместе с тем, острая необходимость поисков такого выхода очевидна, как и очевидны негативные последствия отказа от таких попыток. В рамках науки о государстве, как нам представляется, эти попытки должны быть начаты со строгой ревизии самих понятий «государственный», «политический», «политико-правовой» «правовой» режим.4
Первым шагом в этом направлении должно стать соотнесение этих понятий между собой, с тем, чтобы выработать единый критерий понимания.
Словарь русского языка С.И. Ожегова предлагает следующие варианты понимания категории «режим»: «Режим, 1. Государственный строй. Царский режим. Старый режим, Демократический режим. 2. Установленный порядок чего-нибудь...3. Условия деятельности, работы, существования чего-нибудь...». Таким образом, понятие «политический (государственно-правовой) режим», очевидно, должно быть сопряжено со всеми приведенными значениями, а именно со «строем», «порядком», «условиями деятельности (функционирования), существования».
В
настоящее время в
Наиболее же распространенным представлением о политическом (политико-правовом) режиме является понимание его как совокупности средств, методов, способов и приёмов осуществления государственной (политической) власти.
Среди аналогичных, но в, то, же время отличающихся от него определений можно выделить такое понимание политического режима как "конкретного проявления государственной организации, выражающегося в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе". В данном определении режим, понимаемый также как процесс осуществления, "проявления" государственной власти и организации, дополняется ссылкой на то, что это "конкретное проявление", которое выражается как в "состоянии и характере", иными словами, в уровне развития демократии, так и в состоянии политической свободы в обществе.
Другим определением политического режима может быть рассмотрение его как системы форм, методов и способов властвования, "через которые государственная власть легитимирует своё существование и функционирование".
В
данном случае режим сопоставляется
с процессом самого существования
государственной власти, а не только с
процессом её функционирования. Кроме
этого, политический режим связывается
с процессом легитимации государственной
власти. В первом приближении, легитимность
власти предполагает принятие и поддержку
её гражданами как отвечающую их представлениям
о правоте и справедливости. Более же глубокое
проникновение в сущность категории «легитимации»
неизбежно выводит исследователя на рассмотрение
данного феномена в теснейшей связи с
такими явлениями, как «правовой и политический
порядок», «национальный политико-правовой
менталитет», «традиции и обычаи» и др.
1.2
Виды государственно-политических
режимов
Информация о работе Классификация политических режимов в современном мире