Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:04, курсовая работа
Любая система для сохранения своего устойчивого состояния должна определенным образом регулироваться. В случае же дисбаланса внутренних сил системы и внешнего воздействия она подвержена риску выхода из состояния равновесия и переходу в новую, измененную форму существования.
Введение
Глава 1. Понятие и признаки нормы права
Глава 2. Структура нормы права
Глава 3. Виды норм права
Заключение
Список использованной литературы
обязывающие, содержащие обязанность совершения определенных положительных действий;
запрещающие,
которые устанавливают
6. Отраслевые
нормы подразделяются на
Первые являются правилами поведения субъектов, определяют содержание прав, обязанностей и запретов, непосредственно направленных на регулирование общественных отношений, указывают "что делать".
Вторые содержат предписания, устанавливающие порядок, процедуру, форму реализации или охраны норм материального права, указывают, "как делать".
7. По сфере
действия вычленяются нормы
«Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.
Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей, и др.
Локальные
нормативные предписания
8. По времени
действия нормы права
9. По кругу
лиц. «Распространяются или на
всех, кто подпадает под их
действие, или на четко обозначенную
группу субъектов:
10. По субъектам
правотворчества различают
В первом
случае это нормы органов
Во втором
случае нормы принимаются
В третьем случае это нормы международного права, которые представляют собой результат согласования интересов субъектов из разных стран.
11. По юридической
силе правовые нормы делятся
на нормы закона и нормы
подзаконных актов,
При выявлении противоречия между нормами, установленными на разных законодательных уровнях, применяются определения норм, содержащиеся в нормативных актах Российской Федерации, которые имеют преимущество по отношению к нормам, установленным в актах субъектов Федерации.
«Во всех случаях расхождения норм закона и подзаконных актов действуют определения законов.
Последующий нормативный акт того же (или вышестоящего) государственного органа вносит изменения в предыдущие.»54
12.По степени
специализации различают общие
и специальные нормы.
13. Особо
стоит остановиться на
Такие нормы выделяют А.В. Поляков55, авторские коллективы под руководством В.В. Лазарева56 и С.С.Алексеева57.
Нормы-принципы (учредительные нормы) – это нормы, закрепляющие основные, исходные начала права. Они не создают непосредственно прав и обязанностей, но указывают принципиальное направление правового регулирования, в чем и заключается их функциональное предназначение. Таковы многие конституционные нормы.
Декларативные
нормы - это положения программного
характера, которые определяют задачи
правового регулирования
Дефинитивные нормы содержат определения каких-либо юридических понятий.
Оперативные нормы отменяют действующие нормативные положения или вводят новые, распространяют данные нормы на новый круг отношений и т.д.
Коллизионные нормы направлены на разрешение правовых коллизий, понимаемых в узком смысле слова. Они указывают, право какого государства должно быть применено к гражданскому, семейному, трудовому и иному правоотношению, сторонами которого являются субъекты разных государств.
Другую
позицию высказывают А.Б.
Мое мнение относительно специализированных норм близко к позиции второй группы авторов по следующим причинам. Во-первых, как было изначально показано, что норма права – это правило поведения человека или группы лиц. Таким образом, если в правовых положениях не изложена какая-либо модель поведения, следовательно, нельзя говорить о наличии полноценной правовой нормы. Во-вторых, если рассмотреть более внимательно отдельные специализированные нормы во взаимосвязи с другими правовыми нормами, то будет очевидно, что они являются составными частями последних, а не выступают в качестве независимых, самодостаточных норм права, с помощью которых возможно регулирование общественных отношений.
Остановимся на дефинициях.
В разных пунктах Правил дорожного движения изложены определение и правило:
"Остановка"
- преднамеренное прекращение
Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии - на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, - на тротуаре. (12.1. ПДД РФ).
Можно изложить одно в составе другого:
Остановка, означающая преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства, и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии - на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, - на тротуаре.
Обратим внимание на случаи, касающиеся момента вступления в силу или отмены правовых актов или их отдельных частей.
Рассмотрим
изложенные правовые положения в
самом Постановлении
«2. Настоящее Постановление вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования.»
«9) пункт 9.2 изложить в следующей редакции:
"9.2. На
дорогах с двусторонним
Можно было бы изложить их в следующем виде:
«9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается с 20.11.2010 года выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой."
Таким образом, дефиниции, указания на сроки изменения действия правовых норм можно «растворить» в гипотезе, диспозиции или санкции правовой нормы, без ущерба для содержания. Их отдельное расположение в нормативно-правовых актах осуществляется лишь с целью удобства применения, без оказания влияния на содержание самого правила поведения.
Мне представляется,
что коллизионные, учредительные
и декларативные правоположения
также возможно ввести в состав одного
из элементов правовой нормы без
искажения содержания нормы права.
При этом, совместное их прочтение
может облегчить понимание
Заключение
Нормы права,
являясь исходными, основополагающими
элементами построения правовой системы
государства и механизма
Следует
отметить, что конструкции правовых
моделей поведения, изложенные в
действующем законодательстве, во многих
случаях отличаются от научного представления
о классической структуре нормы
права. Вероятно, законодатель при создании
новых правовых актов и формировании
текстов правил ориентируется в
первую очередь на большинство людей,
не имеющих юридического образования
и всесторонних знаний о норме
права, поэтому преподносит их в
упрощённом виде, делает доступным
заложенный в документах смысл, пытается
довести до сознания людей то, что
от них требуется. Но с другой стороны,
такое изложение создает
В ходе анализа
различных точек зрения авторов
учебных юридических пособий
относительно нормы права, можно
сделать вывод, что профессиональные
юристы, ученые, педагоги и практики,
порой не могут придти к единообразному
пониманию отдельных моментов, касающихся
структуры правовой нормы, ее составных
элементов и их соответствующих
положении в многообразии правовых
положений и актов. Конечно, наличие
противоположных точек зрения является
движущей силой развития и прогресса
научной мысли, в том числе
и в правовых науках, но нельзя также
упускать из виду необходимость направления
научные усилий на формирование единообразного
понимания основополагающих элементов
системы права, на создание теоретической
базы для эффективного законотворчества,
которые бы позволили оптимизировать
законодательство, сделав его понятным,
простым, действенным и без правовых
пробелов.