Юридические факты и юридические составы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Юридические факты — это конкретные жизненные обстоятельства, события и действия, которые связывают право с жизнью. Раскрывается понятие юридических фактов, классификация юридических фактов правовом регулировании общественных отношений. Подчеркивается значение правильного установления закреплении юридических фактов. Правоотношения не возникают сами по себе. Для их появления ещё недостаточно наличия правовой нормы, поскольку сама по себе норма права «мертва», и в этом смысле представляет собой лишь текст, изложенный на бумаге.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Характеристика юридических фактов
§ 1. Юридические факты…………………………………………………..4-6
§ 2. Теоретический факт………………………………………………….6-10
Глава 2. История вопроса
§ 1. История юридических фактов……………………………………..11-13
§ 2. Связь юридических фактов с нормой права……………………...13-16
Глава 3.Юридические Факты.
§ 1. Понятие юридических фактов………………………………………..17
§ 2. Классификация Юридических Фактов…………………………….17-21
Глава 4. Функции юридических фактов
§ 1. Основные Функции…………………………………………………21-22
Глава 5. Сложные юридические факты и юридические составы
§ 1. Фактические составы……………………………………………….22-25
§ 2. Конкретизация юридических фактов……………………………..25-26
§3. Проблема выбора юридических фактов…………………………...26-28
Заключение………………………………………………………………….29
Список используемой литературы……………………………………..30-31

Работа содержит 1 файл

курсовик ТГиП.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

От сложного юридического факта  фактический состав отличается тем, что состоит из разнородных юридических фактов. В ряде случаев для юридической полноценности фактического состава необходимо не только наличие всех элементов — юридических фактов, но и строгое соблюдение порядка их "накопления" в фактическом составе.

Например, для признания предпринимателя  банкротом факт неспособности удовлетворить законные требования кредиторов должен наступить до того, как эти требования будут заявлены в суде, в противном случае признание предпринимателя банкротом невозможно.

Способ связи элементов определяет функционирование фактического состава как сложной системы. В некоторых случаях процесс развития фактического состава сопровождается весьма сложным взаимодействием материальных и юридических отношений. Юридическая связь побуждает к развитию фактическую основу состава, a накопление очередного факта влечет дальнейшее развертывание юридических связей.

Фактические обстоятельства, связанные с возникновением, изменением, прекращением правоотношения не исчерпываются юридическими фактами. При внимательном рассмотрении выясняйся, что они включают более широкий круг фактов, имеющих юридическое значение — юридические условия. Юридические условия — это обстоятельства, имеющие юридическое значение для наступления правовых последствий, но связанные с ними не прямо, а через одно или несколько промежуточных звеньев. Например, для увольнения рабочего или служащею необходимо, помимо прочего, существование трудового правоотношения. Если правоотношения нет, его нельзя и прекратить. Но следует ли из этого, что все правообразующие факты трудового правоотношения входят в правопрекращающий фактический состав? Думается, что нет. Правопрекращающий состав не может и не должен вбирать в себя всю цепь предшествующих правообразующих и правоизменяющих юридических фактов. Они примыкают к нему иначе — в качестве юридических условий.

Это хорошо видно на следующем примере. Право собственности на вещь служит юридической предпосылкой для распоряжения этой вещью — вступления в правоотношения мены, дарения, купли-продажи и так далее Юридические основания приобретения права собственности, как правило, не входят в состав новой сделки, а примыкают к нему в качестве юридического условия.

К числу юридических условий  следует отнести также гражданство, пол, возраст, состояние здоровья, семейное положение, образование, местожительство и другие. Не являясь элементами конкретных фактических составов, эти юридически значимые обстоятельства выступают юридическими условиями для возникновения, изменения, прекращения целых массивов правовых связей. В литературе эти факты получили обобщенное наименование элементов гражданского состояния

В отличие от юридических фактов юридико-фактические условия создают возможность возникновения правоотношений, образуют правовую среду, в которой могут возникать и развиваться разнообразные правовые связи.

 

§ 2. Конкретизация юридических фактов

 

В механизме правового регулирования функции юридических фактов тесно переплетаются с функциями актов индивидуального регулирования. В механизме правового регулирования индивидуальные правовые акты, как правило, выступают элементами фактических составов. Появление индивидуального акта — необходимое условие для завершения фактических составов трудовых, пенсионных, жилищных и многих иных правовых отношений. Вместе с тем, индивидуальный акт — не рядовой элемент фактического состава Он как бы "аккумулирует" юридическое содержание фактического состава, подводит итог его развитию. Не случайно в большинстве составов индивидуальный акт предусмотрен в качестве его завершающего элемента. Включение индивидуального акта в фактический состав призвано обеспечить контроль со стороны государства за возникновением, изменением, прекращением правовых отношений

Но взаимоотношение юридических  фактов и актов индивидуального регулирования имеет и другую сторону В юридической практике их нередко рассматривают как различные и даже противоположные части фактического состава Задачу юридических фактов видят в том, чтобы ограничить акт индивидуального регулирования, выступить по отношению к нему в качестве своеобразною "противовеса". Например, гражданам Российской Федерации, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 года может быть предоставлена безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья. Предшествующие юридические факты ("признание в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий") не только создают предпосылку для принятия решения о выдаче субсидии, но и устанавливают для него известные рамки. В некоторых ситуациях стороны вынуждены "дожидаться"25 всех необходимых юридических фактов, чтобы получить право на принятие желательного для них юридического решения В данном случае, по нашему мнению, можно говорить еще об одной дополнительной функции юридических фактов с их помощью ограничиваются пределы свободного усмотрения при издании индивидуальных правовых актов.

Данная сторона функционирования юридических фактов иногда преувеличивается — они рассматриваются исключительно  как средство ограничения полномочий государственных органов и должностных лиц. Думается, это — односторонний подход. Юридические факты призваны не только "формализовать" деятельность государственных органов и должностных лиц, но и сигнализировать о возникновении социально-юридических ситуаций, обеспечивать своевременность и точность правовой реакции.

Индивидуальное регулирование  приводит к тому, что в процесс  правового регулирования "подключаются" фактические обстоятельства, которые не определены с достаточной отчетливостью в нормах права. Эту группу фактических обстоятельств можно назвать индивидуально-определяемыми (или относительно-определенными) фактами. Индивидуально-определяемые факты имеют юридическое значение для наступления правовых последствий — возникновения, изменения, прекращения прав и обязанностей субъектов правовых отношений. Их особенность заключается в том, что они требуют не только установления, как любые юридические факты, но еще и конкретизации со стороны правоприменительного органа.

 

§3. Проблема выбора юридических фактов

 

Практический смысл и научная  ценность изучения юридических фактов заключается в том, что они связывают право с жизнью, позволяют чутко реагировать на изменения в общественных отношениях.

Например, такие общественно опасные  деяния, как заведомо ложная реклама, заражение компьютерной сети вирусом, первоначально не расценивались в российском законодательстве как преступления. Соответствующие статьи заняли свое место в Уголовном кодексе Российской Федерации лишь после того, как подобные деяния получили распространение и была правильно понята их общественная опасность. Напротив, сделка с валютными ценностями, которая но ранее действовавшему Уголовному кодексу РСФСР рассматривалась как преступление, в новом Уголовном кодексе таковым уже не считается.

Устанавливая нормы права, законодатель должен "увидеть" юридические факты, выделить их из массы важных и второстепенных социальных обстоятельств и правильно отразить в нормах действующего законодательства Неточное выделение юридических фактов, неправильная их правовая оценка ведут к тому, что одним обстоятельствам не придается должного значения, другие, напротив, приобретают несвойственные им качества.Какие социальные обстоятельства могут и должны иметь юридическое значение? Как из массы важных и второстепенных признаков социальной ситуации выбрать именно те, которые должны стать юридическими фактами? В процессе выбора юридических фактов с известной долей условности можно выделить несколько шагов.Первый шаг — определение места юридических фактов в общей концепции правового регулирования. Прежде чем конструировав конкретные составы, необходимо решить вопрос, каким методом будут регулироваться данные отношения, какая группа юридических средств будет привлечена для их упорядочения. При этом, как уже отмечалось, принципиальное значение имеет точно выверенное соотношение между строго определенными юридическими фактами и объемом свободного усмотрения. Для административного метода это соотношение одно, для цивилистического или уголовно-правового — иное. Неверное определение места юридических фактов в общей картине правового регулирования — стратегическая ошибка, которую очень трудно исправить в дальнейшем.

Второй шаг в выборе юридических  фактов — определение социально-юридической ситуации (или вида ситуации), служащей объектом правового воздействия. Задача заключается в этом,чтобы в цепи общественных отношений найти звено, максимально удобное для правового регулирования. Очевидно, что далеко не каждый участок общественных отношений пригоден для этих целей.

Социально-юридическая ситуация должна отвечать ряду требований. Во-первых, она должна быть объективно контролируемой, удобной для социального контроля с использованием правовых средств. В зависимости от содержания, состава участников и так далее социальная ситуация может в большей либо в меньшей степени поддаваться социально-правовому контролю. Большое значение для такого контроля имеет наличие надежных организационных средств, необходимых материальных и кадровых ресурсов. Но дело, конечно, не только в этом. Социально-правовой контроль — это следует подчеркнуть — не должен вести к вторжению в личную жизнь граждан, ущемлять их законные права и интересы.

Ситуация, подлежащая юридическому регулированию, должна обладать, социальной определенностью. Достаточно

определенными должны быть круг участников отношений, их социальные роли, характер социального противоречия и другие. Легко объяснить в этой связи ту дискуссионность, которая существует в науке уголовного права вокруг понятия "хулиганство". Это понятие охватывает чрезвычайно широкий круг неоднородных ситуаций. Между тем, в юридической науке давно подмечена закономерность: чем больший круг правоограничений предусмотрен санкцией нормы, тем более точно должны быть определены действия, за которые она применяется.

В правовом регулировании следует  стремиться использовать социальные ситуации с минимальным разбросом вариантов. Ситуации большой вариабельности затрудняют правовое регулирование, поскольку правотворческий орган сталкивается с необходимостью охватить единым правилом большое количество неоднородных случаев Затруднения возникают и в правоприменительной практике при квалификации этих ситуаций.

Можно привести примеры, когда законодательство обходит ситуации с большим разбросом вариантов путем соответствующей конструкции правового регулирования. Такой группой ситуаций являются испытания, устанавливаемые рабочим и служащим при приеме на работу (ст. 21—23 КЗоТРФ). Для исчерпывающего определения "удовлетворительного" либо "неудовлетворительного" результата испытаний потребовалось бы зафиксировать значительное количество признаков, множество исключений, дополнений, уточнений к ним. Одним словом, потребовался бы целый институт законодательства. Как решена эта трудность практически? Испытание считается выдержанным при любом результате, если он удовлетворяет администрацию предприятия, учреждения, организации. Таким образом, конструкция правового регулирования позволила "выключить" из орбиты подробной регламентации обширный массив крайне неоднородных ситуаций.

Разумеется, существует немало случаев, когда законодательство вынуждено регламентировать социальные ситуации с большим разбросом вариантов. Здесь возможны и применяются различные юридические решения. Сложную многовариантную ситуацию можно разбить на несколько относительно простых ситуаций. В конструкцию правового регулирования можно ввести индивидуально определяемые факты и так далее. В сочетании с системой процессуальных гарантий эти средства обеспечивают надежное регулирование обширных массивов ситуаций.

Правильное определение общей  структуры правового регулирования и непосредственного участка воздействия (юридической ситуации) позволяет сделать третий шаг — перейти непосредственно к выбору юридических фактов. Выбирая юридические факты, следует исходить из того, что юридическое значение факта основывается на его социальном значении. Так, достижение совершеннолетия — свидетельство умственной и физической зрелости человека, его способности участвовать в широком круге социальных отношений, нести полную ответственность за свои действия. Именно из этого вытекает и юридическое значение факта. Если бы факт совершеннолетия не имел социальной ценности, он не мог бы иметь и юридического значения.

Вовлечение тех или иных обстоятельств  в орбиту правового регулирования зависит не только от социально-экономических причин, но и в немалой степени от уровня развития законодательства, зрелости научной мысли, существующих в государстве правовых традиций. Выбор юридических фактов — сложная творческая задача, решаемая в процессе разработки нормативного акта, при кодификации законодательства и в ряде других случаев.

 

                                                    III. Заключение

Юридические факты – разновидность  социальных фактов, каждый из которых  – не случайное изолированное  явление, а результат жизнедеятельности  социума, закрепленный конкретной правовой нормой.

Юридические факты проявляются  в определенном пространстве и времени, действуют и влияют на определенный круг лиц. Являясь зеркальным отображением состояния общественных отношений, в качестве юридически значимых выступают лишь те из них, которые затрагивают права и интересы общества, государства, социальных коллективов, личности, наций и этнических групп. Факты, не имеющие социальной значимости, не влекут за собой юридических последствий. Правовой характер юридических фактов вытекает из их философии. Обычно фактом называют фрагмент действительности, что является первой ступенью его формирования. Вторая ступень формирования – это такой элемент действительности, который дан человеку в восприятии, чувственном опыте. На третьей ступени формируется понятие «эмпирический факт» как воспринятое определенным образом, запечатленное, оформленное и осмысленное явление действительности.

Информация о работе Юридические факты и юридические составы