Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:47, курсовая работа
Юридические факты — это конкретные жизненные обстоятельства, события и действия, которые связывают право с жизнью. Раскрывается понятие юридических фактов, классификация юридических фактов правовом регулировании общественных отношений. Подчеркивается значение правильного установления закреплении юридических фактов. Правоотношения не возникают сами по себе. Для их появления ещё недостаточно наличия правовой нормы, поскольку сама по себе норма права «мертва», и в этом смысле представляет собой лишь текст, изложенный на бумаге.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Характеристика юридических фактов
§ 1. Юридические факты…………………………………………………..4-6
§ 2. Теоретический факт………………………………………………….6-10
Глава 2. История вопроса
§ 1. История юридических фактов……………………………………..11-13
§ 2. Связь юридических фактов с нормой права……………………...13-16
Глава 3.Юридические Факты.
§ 1. Понятие юридических фактов………………………………………..17
§ 2. Классификация Юридических Фактов…………………………….17-21
Глава 4. Функции юридических фактов
§ 1. Основные Функции…………………………………………………21-22
Глава 5. Сложные юридические факты и юридические составы
§ 1. Фактические составы……………………………………………….22-25
§ 2. Конкретизация юридических фактов……………………………..25-26
§3. Проблема выбора юридических фактов…………………………...26-28
Заключение………………………………………………………………….29
Список используемой литературы……………………………………..30-31
Действия - это такие юридические факты, наступление которых зависит от воли и сознания людей. Действия разделяются на правомерные, и неправомерные (правонарушения). Правомерные действия совершаются в рамках предписаний действующих норм. Правомерные например, заключение гражданско-правовых сделок, подача заявления на поступление в вуз и др. Неправомерные (проступок, преступление). Правомерные действия, в свою очередь, деляться на юридические акты-действия, совершённые с намерением породить юридические последствия, например, совершить гражданско-правовую сделку и юридические поступки действия, совершённые без намерения породить юридические последствия, но последние возникают в силу указания закона. Например, гражданин написал письмо в газету с целью решения экологической проблемы района. После опубликования письма у гражданина появляется право авторства на эту публикацию, хотя такой цели при написании письма он не преследовал.
Они подразделяются на индивидуальные — внешне выраженные решения людей, направленные на достижение правового результата. К ним относятся акты применения права, договоры между организациями, гражданско-правовые сделки, подача лицом заявления на трудовой отпуск, и другие волеизъявления, вызывающие правовые последствия. Есть ещё и коллективные например, совершение преступления в соучастии в виде соисполнительства. Юридические поступки есть фактическое поведение людей, составляющее содержание реальных жизненных отношений (например, выполнение трудовых обязанностей, передача вещей и денег по договору купли-продажи). Юридические поступки вызывают правовые последствия независимо от того, были они направлены на достижение указанных последствий или нет. Неправомерные действия — это преступления и проступки, идущие вразрез с правовыми предписаниями.
Бездействие — это пассивное поведение, не имеющее внешнего выражения. Бездействие может быть правомерным (соблюдение запретов) и неправомерным (неисполнение обязанности).По характеру наступающих последствий юридические факты разделяются также на: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие.
Правообразующие факты вызывают возникновение правоотношений. Это гражданско-правовые сделки, заключение трудового договора, заключение брака в соответствии с нормами семейного права, совершение преступных действий, вызывающих уголовно-правовые отношения, и др.
Правоизменяющие факты изменяют правоотношения. Например, перевод на другую работу изменяет содержание трудового правоотношения между сторонами, хотя в целом правоотношение сохраняется.
Правопрекращающие факты обусловливают прекращение правоотношений. Таковыми являются действия лица по осуществлению субъективного права или исполнению юридической обязанности. Однако правоотношение может прекращаться не только в результате реализации субъективных прав и обязанностей, но и вследствие, например, смерти человека (субъекта права), гибели вещи (объекта правоотношения). Один и тот же факт способен вызвать несколько юридических последствий. В частности, смерть гражданина одновременно может вызвать возникновение правоотношений по наследованию, прекращение трудового правоотношения, изменение правоотношения по найму жилого помещения. Во многих случаях для возникновения, изменения или прекращения правоотношений требуется не один, а несколько юридических фактов.
В этом случае речь идёт о сложном
юридическом факте (его ещё называют
комплексным юридическим
Некоторые авторы в качестве23 самостоятельных выделяют ещё материальные и процессуальные, оформленные и неоформленные, скрытые и расчётные юридические факты. С точки зрения связи с соответствующими правовыми отношениями юридические факты подразделяются на материальные и процессуальные. К числу первых принадлежат фактические обстоятельства, являющиеся основаниями наступления "материальных" правоотношений. Вторая категория связана с юридическим процессом, его движением и развитием. По признаку их документального закрепления юридические факты могут быть подразделены на оформленные и неоформленные. Эта классификация перекликается с предыдущей, но с ней не совпадает. Как уже отмечалось, большинство юридических фактов существует в оформленном, зафиксированном виде. Вместе с тем, определенные фактические обстоятельства могут существовать в неоформленном виде. Это, например, устная сделка между гражданами, отказ от осуществления права и другие. Подобные юридические факты можно назвать латентными, скрытыми. В латентном виде существует определенная часть фактов-правонарушений.
Разновидность юридических фактов — расчетные юридические факты. Это фактические показатели, коэффициенты, индексы, рассчитываемые на основе некоторых первичных фактических обстоятельств и служащие основанием для возникновения права на вознаграждение, надбавку или скидку и тому подобное. Использование формализованных расчетов в системах заработной платы в некоторых видах сделок заставляет обратить внимание и на эту категорию фактов. В качестве юридического факта могут выступать презумпции и фикции. Презумпция (лат. praesumptio-предположение, предвкушение, ожидание, предупреждение) – предположение о наличии или отсуствии определённых фактов, основанное на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтверждёнными.
Презумпции – это обобщения не достоверные, вероятные.
Правовые презумпции - разновидность общих презумпций – делятся на различные виды: По факту правого закрепления: фактические в законе не выражены и поэтому не имеют юридического значения. Учитываются при формировании внутреннего убеждения того лица, которое применяет право;
законные - предположения прямо или косвенно закреплённые в законодательстве (презумпция отцовства); по сфере действия: отраслевые - в пределах одной отрасли. Пример: предположение о компетентности вышестоящего государственного органа в вопросах, относящихся к ведению нижестоящего государственного органа.Общеправовые действуют во всех отраслях, своего рода общеправовые принципы. Правовая фикция – несуществующее положение, признанное законодательством существующим, и ставшее в силу этого общеобязательным. Например, днём смерти гражданина, объявленного умершим в силу безвестного отсутствия определённое время, считается день вступления в законную силу соответствующего решения суда, хотя на самом деле, фактически, он умер в другой день или даже находится в живых.
Глава 4. Функции юридических фактов
§ 1. Основные Функции
Функции юридических фактов — это обобщенная характеристика их роли и задач в механизме правового регулирования. Правовое регулирование— сложная, многоплановая система, соответственно, не одинаковы и (функции, которые выполняют в ней юридические факты. В зависимости от связи с элементами правовой системы можно выделить основную и дополнительные функции юридических фактов.
Основная функция. Главная задача, выполняемая юридическими фактами в правовом регулировании, — обеспечение возникновения, изменения, прекращения правовых отношений. Каждый юридический факт вызывает либо правообразующие, либо правоизменяющие, либо правопрекращающие правовые последствия.
Правильно понять и оценить значение указанной функции юридических фактов можно лишь в более широком контексте, в связи с функциями других элементов механизма правового регулирования. Отправным, ведущим элементом механизма правового регулирования выступают юридические нормы. Именно норма права содержит общую (абстрактную) программу (модель) поведения субъектов, рассчитанную на неопределенный круг лиц и неопределенное число случаев реализации. Другим элементом механизма правового регулирования выступает правоотношение — конкретная модель поведения для конкретных субъектов, программа действий в определенной социально-юридической ситуации. Юридические факты обеспечивают переход от общей модели прав и обязанностей к конкретной. В этом — основная задача, главная функция юридических фактов в механизме правового регулирования. Обеспечивая надежное возникновение, изменение, прекращение правовых отношений, юридические факты тем самым способствуют стабильному и надежному функционированию всей системы правового регулирования.
Дополнительные функции. Помимо своей основной задачи, юридические факты могут быть "нагружены" рядом дополнительных функций. Так, в некоторых случаях юридические факты выполняют функцию гарантии законности. Существуют юридические факты, связанные с особо важными участками правового регулирования, на которых покоится повышенная ответственность за состояние законности. Имеются в виду, например, основания для отказа в приеме искового заявления (ст. 129 ГПК РСФСР), основания для возбуждения и прекращения уголовного дела (ст. 5, 108 УПК РСФСР), обстоятельства, исключающие преступность деяния(ст.37—42 УК РФ) и другие. Эти юридические факты — своего рода24 "ключевые точки" правового регулирования. Законное принятие искового заявления, возбуждения или прекращения уголовного дела предопределяет правомерность всех последующих действий. Поэтому закрепление данных юридических фактов выступает как важная гарантия законности.
Другая дополнительная функция юридических фактов связана с предварительным воздействием норм права на общественные отношения. В области права люди не только ориентируются на правовые последствия, но и учитывают юридические факты, которые эти последствия обусловливают. Появление одних юридических фактов соответствует интересам субъектов, и они делают необходимые шаги к тому, чтобы эти факты возникли (основания для премирования, поощрения, предоставления отсрочек и льгот), появления других юридических фактов стараются избежать (основания для применения мер ответственности, пропуск сроков исковой давности и т.д.).
Юридические факты, таким образом, — не пассивный элемент механизма правового регулирования. Установление тех или иных юридических фактов может использоваться и реально используется законодательством как средство воздействия на поведение субъектов.
Глава 5. Сложные юридические факты и юридические составы
§ 1. Фактические составы
Отражение в праве общественных отношений — далеко не простой процесс. Конкретная социальная ситуация представляет собой подчас переплетение элементом объективного и субъективного, закономерного и случайного. Поэтому в качестве, юридических фактов выступают не только простые фрагменты социальной действительности, но и довольно сложные ее "срезы". В результате в правовом регулировании появляются сложные юридические факты — такие фактические обстоятельства, которые состоят (складываются) из нескольких юридически значимых сторон (признаков). Например, факт дееспособности (недееспособности) гражданина включает в себя как субъективный элемент — "способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их", так и объективный элемент — возраст. Типичный пример сложных по составу юридических фактов — факты-правонарушения, которые складываются, как правило, из нескольких элементов как субъективного, так и объективного характера.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что "волевой критерий", согласно которому все юридические факты подразделяются на события и действия, нельзя абсолютизировать. В качестве юридических фактов могут выступать не только "чистые" события и действия, но и фактические обстоятельства, охватывающие своим содержанием и то, и другое — сложные юридические факты.
Закрепление сложных юридических фактов — в принципе положительное явление в законодательстве. Сложные юридические факты (например, местожительство, безвестное отсутствие, недееспособность и др.) помогают охватить многосторонние социальные ситуации, способствуют повышению системности в правовом регулировании. В некоторых отраслях (трудовом, семейном, уголовном праве и др.) использование сложных юридических фактов объективно необходимо и неизбежно. Вместе с тем, можно привести немало примеров (в лесном, водном законодательстве), когда сложные юридические факты порождены недостаточной дифференцированностью правового регулирования. Так, статья 1. Водного кодекса Российской Федерации определяет загрязнение водных объектов как "сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов" Таким образом, под "загрязнением" закон понимает как умышленные действия ("сброс"), так и неумышленные ("поступление иным способом"), а также события, возникшие случайно, хотя и в связи с деятельностью человека, но без его прямого умысла ("образование вредных веществ"). На наш взгляд, в данном случае закон отражает социально-правовую ситуацию чересчур "укрупненно". Данный юридический факт мог бы быть заменен несколькими более конкретными юридическими фактами, позволяющими дифференцировать различные случаи "загрязнения".
Базируясь на достигнутом уровне интеграции и дифференциации правового регулирования, компетентный правотворческий орган должен в каждом конкретном случае нащупать меру сложности юридических фактов, выбрать оптимальную форму их закрепления в законодательстве.
Сложные юридические факты не следует смешивать с фактическими составами. Фактический состав представляет собой совокупность (точнее систему) юридических фактов, необходимых для наступления правовых последствий — возникновения, изменения, прекращения правоотношения.
Например, для призыва гражданина на действительную военную службу необходимо наличие российского гражданства, достижение установленного в законе возраста, наличие необходимого состояния здоровья, отсутствие установленного законом права на отсрочку. Совокупность указанных фактических обстоятельств (плюс сам акт призыва) порождают для гражданина комплекс прав и обязанностей, связанных с прохождением действительной военной службы.