Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 10:42, курсовая работа
Приемы и средства юридической техники и их классификация.
Введение
1. Понятие и сущность юридической техники
2. Приемы и средства юридической техники и их классификация
3. Качество закона и проблемы юридической техники
Заключение
Список литературы
Качество
закона можно понимать не только с
точки зрения его качества как
документа, но также в плане оценки
того, насколько полно закон или
иной нормативный правовой акт решает
определенную социальную задачу. Если
текст закона хорошо написан, но он
не помогает решить проблему урегулирования
конкретных общественных отношений, этот
нормативный акт останется
Задачи закона часто формулируются в преамбуле,
которая необходима в тексте акта только
тогда, когда она определяет цель правового
регулирования и направлена на изменение
ситуации в определенной сфере жизнедеятельности
общества. Однако сейчас содержание большинства
преамбул не всегда соответствует их назначению.
Очень важной качественной стороной закона
является его цель перевести сложившуюся
ситуацию в положительную сторону. В этой
связи особое значение имеет юридическое
проектирование, которое в содержательном
плане выражается в подготовке концепций
законов, финансово-экономических обоснований
законопроектов, сборе соответствующей
аналитической информации, составлении
программ и иных документов. Задача проектирования
является очень сложной, так как одновременно
включает в себя как содержательные аспекты,
так и аспекты составления текста законопроекта
и его оформления. Можно выделить следующие
критерии качества закона, связанные с
юридическим проектированием. Во-первых,
правотворческий процесс является очень
сложным процессом познания, во многом
противоречивым. Адекватное отражение
общественных потребностей, выбор меры
правового регулирования являются основными
показателями качества закона. Важно правильно
определить предмет регулирования закона,
краткосрочные и долгосрочные цели принятия
того или иного нормативного правового
акта. Возникает проблема, актуальная
как для правотворчества, так и для правоприменения
– проблема правовых циклов, которая заключается
в смене периодов усиления и ослабления
внимания отдельных государственных органов
и общественности к тому или иному правовому
вопросу, массиву правовых актов, регулирующих
определенную сферу общественных отношений.
Существует пять типов «плохих» законов:
законы, принимаемые вне реальных публичных
интересов; законы, в которых происходит
путаница в использовании демократических
принципов (особенно это заметно на примере
избирательного законодательства); «скупые»
законы, вносящие мало нового в регулирование
общественных отношений и практически
не действующие; законы, принятие которых
искусственно опережает появление тех
или иных социальных условий; «краткие»
законы, оставляющие «пустоты» в правовом
регулировании. Во-вторых, важен правильный
выбор формы актов на различных иерархических
уровнях. Разумной должна быть и корреляция
нормативных актов между собой: если в
определенной сфере отношений ослабевает
роль государственного регулирования,
то должна усиливаться роль локального
регулирования; если наблюдается сильная
децентрализация, то нужно уменьшать роль
централизации, в этом случае не обязательно
принимать нормативные правовые акты
в форме законов и постановлений и т.д.
Нередко нормативные акты «пропадают»
под обширным массивом направленных на
их реализацию правовых документов различного
характера. В-третьих, необходим правильный
порядок выработки правовых решений. Закон
должен восприниматься как результат
нормативного разрешения определенной
социальной проблемы. Однако практика
показывает, что эти проблемы остаются.В-четвертых,
необходимо предвидеть правовые последствия
принятия закона, здесь нужны четкие расчеты
и достоверная статистическая и иная информация.
Следует возобновить интерес науки к социальной
информации, это позволит наполнить юридические
нормы конкретным жизненным содержанием,
предвидеть риски и возможные социальные
отклонения, которые может вызвать принятие
того или иного акта.
Правовым
решениям неизбежно сопутствуют
юридические ошибки – это неправильный
выбор предмета регулирования; неправильный
выбор формы акта (закона, постановления
или другого акта); неправильный
выбор способа правового
Можно
предпринять следующие
Изучение
правового феномена «идея законопроекта»
может постепенно перерасти в
самостоятельное серьезное
Внедрение в теорию и практику юриспруденции феномена идеи законопроекта необходимо по следующим соображениям: во-первых, для формирования более четкого представления о структуре и механизме правотворчества, первой стадией которого должна быть идея законопроекта; во-вторых, четкое формулирование и оформление идеи законопроекта и последующая аналитическая работа участников правотворческого процесса позволят уменьшить затраты трудовых и материальных ресурсов, сразу отбросить заведомо неприемлемые законопроекты; в-третьих, признание идеи законопроекта поможет усовершенствовать научно-исследовательскую работу в аспирантурах и докторантурах, т.е. формулируемые в исследованиях молодых ученых предложения о принятии новых нормативных правовых актов должны стать более обоснованными. Критика действующих нормативных актов в учебной литературе должна быть более конструктивной. В отдельных случаях целесообразно возвратить некоторые идеи действовавшего ранее законодательства в современную практику законотворчества.
Официальное
закрепление идей законопроекта
и правотворческого статуса этих
идей может послужить катализатором
всплеска народной инициативы. Написать
концепцию или текст
Фиксация и системное определение идеи законопроекта, оперирование этой категорией необходимо для ранней диагностики правотворческих ошибок и других недостатков подготавливаемого и планируемого к изданию нормативного правового акта. Законотворческая деятельность по сути своей рискогенна, на стадии оформления идей законопроектов можно снизить некоторые риски принятия законов. Идеи законопроектов можно формулировать и в предвыборных программах партий, сейчас некоторые партии выдвигают очень широкие идеи, часто они оторваны от жизни.
Существует ряд вопросов, обусловленных требованиями воплощения идей законопроектов в жизнь, а именно: должно ли государство и институты гражданского общества оценивать новеллы, вносимые политическими партиями или они являются объектом только политической борьбы; на основе каких критериев эти предложения следует квалифицировать в качестве идей законопроектов или отказывать им в статусе идеи; обязана ли выигравшая на выборах партия обобщить идеи партий, оставшихся в меньшинстве, подвергнуть их объективной экспертизе и включить в планы своих законопроектных работ; этично ли правящей партии публиковать отрицательные отзывы на необоснованные, популистские идеи оппозиционных партий. Требует своего изучения проблема конкуренции идей законопроектов, следует решить, кто и как будет оценивать жизнеспособность тех или иных идей законопроекта. Необходимо создать многоуровневую систему сбора, систематизации и анализа идей законопроектов.
Начальник отдела систематизации законодательства Правового управления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации кандидат юридических наук Л.Ф. Апт на одной из конференций сформулировала ряд теоретических вопросах юридико-технической экспертизы законов.Теоретические разработки советского периода в области юридической техники способствовали тому, что некоторые из них были воплощены в жизнь в виде систематических собраний законодательства Союза ССР и союзных республик. Научные исследования того времени в сфере юридической техники опирались на такую правовую категорию, как «акты законодательства», которая сегодня употребляется редко, а в практике законотворчества не применяется вовсе. Категория же «законодательные акты» в настоящее время используется достаточно широко. Однако существует проблема признания тех или иных нормативных правовых актов законодательными актами, тем более что такое понятие не закреплено в ныне действующей Конституции РФ 1993 г. Представляется, что к законодательным актам следует относить федеральные законы и те акты палат Федерального Собрания РФ, которые не относятся напрямую к реализации ст. 102 и 103 Конституции РФ. Говоря об экспертизе закона, Л.Ф. Апт сослалась на статистические данные, собранные в отделе систематизации законодательства Правового управления Совета Федерации Федерального Собрания РФ: каждый седьмой акт, подписанный Президентом РФ, содержит юридические ошибки. В основном это ошибки орфографического и синтаксического характера, иногда в статье закона используется несколько причастных оборотов, часто трудно понять, к какому предмету регулирования они относятся. Большинство ошибок на этапе экспертизы законопроектов в Совете Федерации Федерального Собрания РФ касается неправильного указания источников официального опубликования нормативных правовых актов при внесении изменений в законодательные акты. Существует проблема правильного наименования законов, сейчас эти наименования не всегда отражают предмет регулирования закона и зачастую так обширны и запутанны, что юристам легче называть законы по номерам. Согласно возникшей еще в советское время традиции законы чаще всего обращены к гражданам и юридическим лицам, однако при этом не учитывается такой довольно большой пласт населения, как мигранты, предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица. Многих ошибок правотворчества и правоприменения можно было бы избежать, если бы действовал Федеральный закон «О нормативных правовых актах Российской Федерации».
Следует
различать юридические
Предмет
регулирования комплексных
В российскую практику законотворчества введен принцип «пакетного» принятия законопроектов, посвященных регулированию одного и того же вопроса. В ряде зарубежных стран этот принцип стал правилом, однако в России его воплощение в жизнь пока затруднено. Должно быть принято правило, заключающееся в том, что законопроекты, преследующие общую цель правового регулирования или комплексно регламентирующие определенный правовой институт, вносятся в законодательный орган в виде одного законодательного акта. Представляется неправильной точка зрения, согласно которой законодателя следует обязывать, помимо основного закона, готовить весь пакет подзаконных актов, направленных на его реализацию, предложения о внесении изменений в законодательство в связи с принятием нового закона. Законодатель выражает волю на принятие конкретного закона и не должен готовить сопутствующие нормативные акты.