Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 06:29, курсовая работа
Вопрос об иерархии нормативно-правовых актов и о наивысшей юридической силе закона в целом является острейшей проблемой современного законодательства. Федеративное устройство российского государства требует слаженной системы законодательства, которая смогла бы обеспечить четкую иерархию нормативно-правовых актов: превосходство федеральных – над актами субъектов федерации, а Конституции – над всеми действующими в стране нормативно-правовыми актами. Но, в настоящее время, к сожалению такого слаженного механизма не существует и в стране происходит так называемая «Война законов», которая приводит к изданию противоречивых или даже взаимоисключающих правовых актов, которые как бы нейтрализуют друг друга и бездействуют. А ведь именно закон является главным ориентиром и регулятором общественных отношений, от системы законодательства зависит весь государственный механизм и жизнь общества. А в идеале законотворчество должно обеспечивать условия, при которых отсутствуют как пробелы в праве, так и излишняя зарегламентированность общественных отношений. И к этой «золотой середине» необходимо стремиться российскому государству в настоящее время.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и виды законов. Юридическая сила закона
1.1 Понятие и виды законов………………………………………….......................4
1.2 Юридическая сила закона……………………………………………………...14
1.3 «Война законов»………………………………………………………………..17
Глава 2. Законодательный процесс
2.1 Стадии законодательного процесса в РФ….…………………………………19
2.2 Субъекты законодательной инициативы……………………………………..25
Глава 3. Действие нормативного правового акта во времени, пространстве и по кругу лиц.
3.1 Действие нормативно-правового акта во времени ………..…………………27
3.2 Действие нормативно-правового акта в пространстве…..…………………..30
3.3 Действие нормативно-правового акта по кругу лиц.………………………...32
Заключение………………………………………………………………………….35
Список литературы……………..…………………………………………………..36
В политической сфере на территории государства действуют законы собственного государства, в частности уголовные законы. Территориальная характеристика действия собственных законов обеспечивает суверенитет государства. При разрешении вопроса о том, какой закон должен действовать в конкретном случае - отечественный или иностранный, принимается во внимание природа тех правовых отношений, которые регулируются каждым законом. "В дореволюционной юридической литературе для этих целей выделяли так называемую статутную теорию, которая различала правовые статусы. Утверждалось, что все вопросы, возникающие относительно состояния лица, решаются на основании законов его родины. Законы, которые определяют имущественное положение, имеют двоякое действие. В отношении движимого имущества возникающие споры, столкновения разрешаются на основании законов того государства, где проживает владелец движимого имущества. Во втором случае все споры разрешаются по законам местонахождения вещи. Наконец, может быть и смешанный случай, когда вопросы решаются договорами о том, какие законы будут применяться при решении конкретных споров" [2, с.502].
В ряде случаев, хотя закон и действует на всей территории, он распространяется лиц на определенный круг лиц.
3.3. Действие нормативно-правового акта по кругу лиц.
По кругу лиц
законы и другие нормативно-
Вместе с тем существуют специальные нормативно-правовые акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан или должностных лиц (военнослужащих, пенсионеров, милиционеров, студентов, преподавателей, госслужащих, врачей, избирателей, депутатов, судей, прокуроров, ветеранов войны, многодетных матерей и т.д.). "В отношении формального равенства также существуют исключения - принцип экстерриториальности, т.е. внеземельности" [2, с.503].
Он действует в отношении
некоторых категорий
Все граждане (подданные)
обязаны быть законопослушными,
но из этого вытекает
Ведущее значение нормативно-правовых актов в системе источников права досталось в наследство современной России от всех предшествующих эпох развития ее правовой системы, начиная с XII - XIV вв. Оно прошло через всю историю Российской империи и Советского государства. Вместе с тем система нормативно-правовых актов Российской Федерации существенно отличается от соответствующих систем источников русского права прошлых эпох. Всякое общество требует упорядочения своей жизнедеятельности и развития. Иначе оно рискует быть раздробленным и хаотично развивающимся. Среди средств организации и упорядочения видимое место занимает право. Отличаясь от других видов социальных норм, оно выступает в качестве публично-официального, общеобязательного регулятора общественных отношений.
Право опирается на государство, которое непосредственно создает правовые нормы и различными способами гарантирует их соблюдение и реализацию. Список использованной литературы Действие нормативного правового акта в пространстве.
Исторически выделяют две тенденции развития права и закона - европейскую и восточную. В рамках каждой из них существуют свои разновидности верховенства права (и закона). Роль закона возрастает по мере создания централизованных государств и особенно усиливается в период абсолютизма. Но его верховенство утверждается лишь с наступлением буржуазной эпохи и только в странах романо-германской правовой семьи.
Высшая юридическая сила закона проявляется в его непререкаемости (никакой другой орган, кроме законодательного, не может отменить или изменить закон), законам должны соответствовать акты всех государственных органов. Закон занимает главенствующее положение в системе правовых актов государства; содержащиеся в законах нормы регулируют обычно основные, наиболее важные общественные отношения; в законах наиболее полно выражается государственная воля правящего класса, его экономические и политические интересы.
«Война законов»
возникает в результате правово
Юридическая техника призвана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует собой определенный уровень правовой культуры конкретного общества.
Для правильного применения правовых норм необходимо уметь точно определить действие нормативно-правового акта, содержащего эти нормы, во времени, в пространстве и по кругу лиц.
3) Тихомиров, Ю.А. Правовые акты / Ю.А. Тихомиров, И.В. Комелевская: учебно-практическое пособие. - М.: Юридический колледж МГУ, 2005. - 162 с.
4) " Теория государства и права: учебник" (Н.И. Матузов, А.В. Малько – Юристъ, 2004)
5) " Теория государства и права: учебник для юридических вузов" (под ред. А.С. Пиголкина – ОАО "Издательский Дом "Городец", 2003)
6) А.И. Абрамова «Взаимодействие палат российского парламента в современном законодательном процессе» ("Журнал российского права", 2008, N 7)
7) В.А. Куроптев «Проблемы законодательной техники» ("История государства и права", 2008, N 10)
8) Г.И. Денисов «Юридическая техника: теория и практика» ("Журнал российского права", 2005, N 8)
9) О.А. Иванюк «Качество закона и проблемы юридической техники (Обзор научно-практической конференции) ("Журнал российского права", 2008, N 2)
10) Р.Н. Донченко «Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление» ("Юрист", 2005, N 6)
11) ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов, конституционных законов, актов палат Федерального Собрания».