Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 06:29, курсовая работа
Вопрос об иерархии нормативно-правовых актов и о наивысшей юридической силе закона в целом является острейшей проблемой современного законодательства. Федеративное устройство российского государства требует слаженной системы законодательства, которая смогла бы обеспечить четкую иерархию нормативно-правовых актов: превосходство федеральных – над актами субъектов федерации, а Конституции – над всеми действующими в стране нормативно-правовыми актами. Но, в настоящее время, к сожалению такого слаженного механизма не существует и в стране происходит так называемая «Война законов», которая приводит к изданию противоречивых или даже взаимоисключающих правовых актов, которые как бы нейтрализуют друг друга и бездействуют. А ведь именно закон является главным ориентиром и регулятором общественных отношений, от системы законодательства зависит весь государственный механизм и жизнь общества. А в идеале законотворчество должно обеспечивать условия, при которых отсутствуют как пробелы в праве, так и излишняя зарегламентированность общественных отношений. И к этой «золотой середине» необходимо стремиться российскому государству в настоящее время.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и виды законов. Юридическая сила закона
1.1 Понятие и виды законов………………………………………….......................4
1.2 Юридическая сила закона……………………………………………………...14
1.3 «Война законов»………………………………………………………………..17
Глава 2. Законодательный процесс
2.1 Стадии законодательного процесса в РФ….…………………………………19
2.2 Субъекты законодательной инициативы……………………………………..25
Глава 3. Действие нормативного правового акта во времени, пространстве и по кругу лиц.
3.1 Действие нормативно-правового акта во времени ………..…………………27
3.2 Действие нормативно-правового акта в пространстве…..…………………..30
3.3 Действие нормативно-правового акта по кругу лиц.………………………...32
Заключение………………………………………………………………………….35
Список литературы……………..…………………………………………………..36
"Собрание законодательства
Российской Федерации"
Федеральный конституционный
закон, федеральный закон, акт палаты
Федерального Собрания, в который
были внесены изменения или
Таким образом, высшая юридическая сила закона проявляется в его непререкаемости (никакой другой орган, кроме законодательного, не может отменить или изменить закон), законам должны соответствовать акты всех государственных органов. Закон занимает главенствующее положение в системе правовых актов государства; содержащиеся в законах нормы регулируют обычно основные, наиболее важные общественные отношения; в законах наиболее полно выражается государственная воля правящего класса, его экономические и политические интересы.
1.3 «Война законов».
Современное российское общество характеризуется множеством различных противоречий, с одной стороны, правовой нигилизм, с другой - правовой идеализм, оба эти несовместимые явления образуют вместе общую картину юридического бескультурья.
В первом случае законы откровенно игнорируются, нарушаются, не исполняются, их не ценят, не уважают; во втором, напротив, им придается значение силы, способной одним махом разрешить все наболевшие проблемы. Указанные крайности - следствие многих причин, без преодоления которых идея правового государства неосуществима.
Война законов - наиболее разрушительная форма правового нигилизма.
Война законов приводит к изданию противоречивых или даже взаимоисключающих правовых актов, которые как бы нейтрализуют друг друга и бездействуют. Нередко подзаконные акты становятся "надзаконными". Принимаемые в большом количестве юридические нормы не стыкуются. В результате возникают острейшие коллизии.
С другой стороны, имеются значительные пласты общественных отношений, не опосредуемых правом, хотя объективно нуждающихся в этом. Вместе с тем имеет место и перенасыщенная регламентация отдельных сторон жизни общества. Все это создает правовой беспорядок, неразбериху, войну законов и властей. Запутанность законодательства дает простор для волюнтаристских действий должностных лиц, властных структур. Поэтому наше общество нередко называют обществом, где все можно и в то же время ничего нельзя.
Война идет в рамках России между законами, указами, судебными решениями, правительственными постановлениями, а также между федеральными и региональными актами. Большинство госчиновников по-прежнему руководствуются не законами, а инструкциями, многие из которых либо повторяют нормы законов и указов, либо противоречат им, извращают их суть, вводят дополнительные обязанности граждан. Появляется основа для бюрократического произвола, своеволия, правового нигилизма.
Единое правовое пространство страны размывается вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации, недостаточной отлаженности государственного управления на различных уровнях. В субъектах Российской Федерации государственный орган или должностное лицо может уклоняться от исполнения решения суда, признавшего закон или иной нормативный правовой акт неконституционным или противоречащим федеральному законодательству, может продолжать применять акты, признанные судом недействительными. Кстати, ни в одной стране мира с федеративным устройством региональные законы не имеют превосходства перед федеральными. [10, с 57]
Но существует не только война законов, но и война с законом. Когда закон подменяется, сводится на нет указами и другими подзаконными актами, изменяется или дополняется.
Проблема в том, что Конституция РФ четко не разграничивает предметы законотворчества и "указотворчества", не оговаривает твердо и однозначно, что закон обладает высшей юридической силой по сравнению со всеми иными нормативными актами, в том числе и указами, хотя этот основополагающий принцип является общепризнанным во всем мировом опыте. В ней лишь говорится о том, что "указы и распоряжения Президента не могут противоречить Конституции РФ" (ст. 90), что "Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации" (ч. 2 ст. 4). [10, с71]
Таким образом, можно сделать вывод, что «война законов» возникает в результате правового нигилизма с одной стороны и правового идеализма – с другой. Она приводит к изданию противоречивых или даже взаимоисключающих правовых актов, которые как бы нейтрализуют друг друга и бездействуют.
Глава 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
2.1 Стадии законодательного
Законодательный процесс – «установленные порядок прохождение проектов законов вплоть до их принятия и вступления в силу, существенная составная часть всего правотворческого процесса»[Цитата 12, с.94]. Законодательная процедура в каждой стране имеет свои особенности, собственно принятие законов характеризует этот процесс в целом. Но везде такой процесс регулируется и закрепляется в конституциях, а также в специальных регламентах, текущих законах, положениях, устанавливающий порядок законодательной деятельности аппарата государства. Кроме законов в правотворчестве существуют подзаконные правовые обычаи, нормативные акты, юридические прецеденты. Вся законодательная процедура строго регламентирована и состоит из совокупности юридически зафиксированных правил, регулирующих принятие законов, порядок подготовки и их опубликования.
Законотворчество – неоднородный, сложный процесс, включающий в себя несколько стадии:
В соответствии с регламентом Государственной Думы и статьей 105 Конституции законопроект начинает рассматриваться Государственной Думой. Законопроект обычно рассматривается в 3-ех чтениях (но есть исключение, например проект федерального бюджета - подвергается рассмотрению в 4-ёх чтениях). В 1-ом чтении при рассмотрении проекта анализируется концепция закона, оценивается практическая и жизненная значимость, актуальность и практическое применение, соответствие его основного положения Конституции РФ, Затем, уже после 1-ого чтения есть возможность внесение поправок и дополнений к законопроекту. Законопроект может быть вынесен на всенародное обсуждение Государственной Думой. По вопросам же совместного ведения субъектов РФ и РФ после его принятия в 1-ом чтении адресуются в законодательные органы субъектов РФ для внесения в них (в месячный срок) предложений и замечаний, во время всего этого срока законопроект не может быть принят и рассмотрен во 2-ом чтении. Во втором чтении нижняя палата парламента рассматривает законопроект, дополнения и поправки к нему. Затем осуществляется редакционная поправка законопроекта и устранение всех противоречий. В 3-ем чтении закон принимается уже в окончательной редакции. Федеральные законы (установлено Конституцией РФ) принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Федеральные законы, принятые нижней палатой парламента в течение 5 дней передаются Совету Федерации на рассмотрение.
В верхнюю палату парламента вместе с принятым законопроектом отправляют также сопровождающие материалы: например, стенограмму заседания Государственной Думы по этому вопросу и иные документы, переданные субъектом права законодательной инициативы при внесении этого законопроекта в Думу. К бюджетным, финансовым, налоговым законопроектам обязательно прилагается заключение данное правительством. Отсутствие такого заключения может выступить основанием для отклонения законопроекта Советом Федерации.
Секретариат председателя Совета Федерации, зарегистрировав федеральный закон, поступивший из нижней платы парламента, направляет его «сенаторам». Остальные официальные документы, сопровождающие данный федеральный закон, тоже регистрируются и принимаются на рассмотрение на заседании Совета Федерации совместно с соответствующим законом.
Затем Председатель Совета Федерации (иногда может быть и заместитель Председателя Совета Федерации) определяет комитет, который будет нести ответственность за рассмотрение этого законопроекта. Один комитет выполняет роль ведущего, хотя может рассматриваться несколькими комитетами.
В Совете Федерации обязаны рассмотреть федеральный закон, который поступил из Государственной Думы, в течение 14-и дней (установлено Конституцией ч.4 ст.105) На 1-ом этапе с документом проводится основная работа на комитетском уровне. Комитет, который назначен ведущим в Совете Федерации, обобщает, получает и рассматривает поступившие предложения, замечания и дополнения на собственном заседании.
Рассмотрение законопроекта, принятого нижней палатой, проводится открыто и гласно. На заседание комитета могут присутствовать и приглашаться широкий круг лиц (например, ученые, представители СМИ, инициаторы законопроекта, специалисты-эксперты, сотрудники Правового управления Аппарата Совета Федерации ученые, которые могут предоставить письменной или в устной форме справку правового характера по разбираемому федеральному закону).
По итогам такой комитетской работы делается заключение по принятому нижней палатой парламента федерального закона, которое проводится путем открытого голосования, для принятия требуется большинство голосов от всего числа членов комитета.
Затем, после всей этой процедуры федеральный закон рассматривается на заседании Совета Федерации. Перед началом всех заседаний верхней палаты парламента проходит регистрация членов Совета Федерации (необходимо, чтобы на рассмотрении присутствовало больше половины от числа членов Совета Федерации). Также возможна дополнительная регистрация перед каждым голосованием.
Раздельное заседание палат парламента не означает их изолированности друг от друга. На заседаниях Совета Федерации могут присутствовать депутаты Государственной Думы (представители Совета Федерации вправе присутствовать на заседании нижней палаты). Возможность участия представителей общественных организаций, государственных органов, различных организаций, научных учреждений, ученых и независимых экспертов-специалистов очень важно. Благодаря этому можно получить необходимые сведенья, провести более детальное обсуждение закона, сделать необходимые заключения по рассматриваемому закону, принятого нижней палатой парламента. Во время экспертной работы можно выявить недостатки и пробелы в законе. Поэтому в Совете Федерации происходит сортировка, принятых Государственной Думой законов с участием представителей различных слоев общества и учетом мнений регионов.
Вопросы, внесенные на рассмотрение палаты, заранее доводятся до Членов Совета Федерации. Они получают информацию, документы необходимую для их деятельности. До начала заседания проекты постановлений и другие материалы предоставляются членам Совета Федерации.
Федеральные законы рассматриваются в соответствии с Регламентов Совета Федерации и Конституцией РФ, а именно статьями 105 и 106.Обязательному рассмотрению подлежат федеральные законы, принятые Государственной Думой, по вопросам Кредитного, валютного, таможенного, финансового, кредитного регулирования, вопросы, касающиеся федерального бюджета, денонсации и ратификации международных договоров РФ, эмиссии денег, вопросы войны и мира, а также статуса и защиты границы государства. Верхняя палата парламента обязана рассмотреть федеральный законы, принятый Государственной Думой, в течение 14 дней. Если же Федеральный закон остается не рассмотренным в течение этого времени, он считается принятым верхней палатой парламента. Одобренный федеральный закон Советом Федерации передается Председателем Совета Федерации для подписания и опубликования Президенту РФ.
Если Федеральный закон отклоняется Советом Федерации палаты парламента могут создать специальную согласительную комиссию, которая образуется из представителей обоих палат на паритетных началах, стремясь создать согласованную вариацию законопроекта. Государственная Дума может не согласиться с решением верхней палаты и рассмотреть закон в его ранее принятой редакции или повторно федеральный закон в новой редакции. Для принятия закона необходимо не менее двух третий голосов от общего числа членов Государственной Думы.
К конституционной обязанности Президент РФ относится подписание и обнародование федерального закона, после его принятие двумя палатами парламента. В течение 5 дней, после принятия закона Советом Федерации он направляется президенту. Точно таким же порядком направляются федеральные законы, принятые Государственной Думой законы, но не рассмотренные Советом Федерации в течение 14 дней.
Столько же времени отводится президенту для подписания и обнародования федерального закона, принятого парламентом. За это время Глава государства может ознакомиться с содержанием закона, привлекая специалистов и ученых, Администрацию Президента в случае необходимости. Вместе с тем у Главы государства есть возможность отклонить закон, вернув палаты парламента к его повторному рассмотрению, для его усовершенствования и устранения замечаний.
Глава государства может указать на обстоятельства, препятствующие, по его мнению, подписанию документа, предлагаю свои предложения и замечания, касаемо отдельных глав, статей, пунктов или частей, отдельных разделов и или в целом на федеральный закон. Президент может вернуть закон, воздерживаясь от комментариев по его содержанию. Это может произойти в тех случаях, когда был нарушен процесс принятия федерального закона.