Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 06:29, курсовая работа
Вопрос об иерархии нормативно-правовых актов и о наивысшей юридической силе закона в целом является острейшей проблемой современного законодательства. Федеративное устройство российского государства требует слаженной системы законодательства, которая смогла бы обеспечить четкую иерархию нормативно-правовых актов: превосходство федеральных – над актами субъектов федерации, а Конституции – над всеми действующими в стране нормативно-правовыми актами. Но, в настоящее время, к сожалению такого слаженного механизма не существует и в стране происходит так называемая «Война законов», которая приводит к изданию противоречивых или даже взаимоисключающих правовых актов, которые как бы нейтрализуют друг друга и бездействуют. А ведь именно закон является главным ориентиром и регулятором общественных отношений, от системы законодательства зависит весь государственный механизм и жизнь общества. А в идеале законотворчество должно обеспечивать условия, при которых отсутствуют как пробелы в праве, так и излишняя зарегламентированность общественных отношений. И к этой «золотой середине» необходимо стремиться российскому государству в настоящее время.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и виды законов. Юридическая сила закона
1.1 Понятие и виды законов………………………………………….......................4
1.2 Юридическая сила закона……………………………………………………...14
1.3 «Война законов»………………………………………………………………..17
Глава 2. Законодательный процесс
2.1 Стадии законодательного процесса в РФ….…………………………………19
2.2 Субъекты законодательной инициативы……………………………………..25
Глава 3. Действие нормативного правового акта во времени, пространстве и по кругу лиц.
3.1 Действие нормативно-правового акта во времени ………..…………………27
3.2 Действие нормативно-правового акта в пространстве…..…………………..30
3.3 Действие нормативно-правового акта по кругу лиц.………………………...32
Заключение………………………………………………………………………….35
Список литературы……………..…………………………………………………..36
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Факультет заочного обучения
Кафедра теории и истории государства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория государства и права»
на тему «Юридическая сила закона»
Выполнена студентом
Клюевым Александром
1 курса ЮГРз-111 шифр группы заочной формы обучения
специальности юриспруденция
Руководитель кандидат юридических наук, доцент. Даньшин Александр
Владимирович
Отметки о допуске (не допуске) к
защите________________________
(подпись руководителя)
Кемерово 2012
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие и виды законов. Юридическая сила закона
1.1 Понятие и виды законов………………………………………….......
1.2 Юридическая сила закона……………………………………………………...
1.3 «Война законов»…………………………………………………………
Глава 2. Законодательный процесс
2.1 Стадии законодательного процесса в РФ….…………………………………19
2.2 Субъекты законодательной инициативы……………………………………..25
Глава 3. Действие нормативного правового акта во времени, пространстве и по кругу лиц.
3.1 Действие нормативно-правового акта во времени ………..…………………27
3.2 Действие нормативно-правового акта в пространстве…..…………………..30
3.3 Действие нормативно-правового акта по кругу лиц.………………………...32
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………..…………………………………
Вопрос об иерархии нормативно-правовых актов и о наивысшей юридической силе закона в целом является острейшей проблемой современного законодательства. Федеративное устройство российского государства требует слаженной системы законодательства, которая смогла бы обеспечить четкую иерархию нормативно-правовых актов: превосходство федеральных – над актами субъектов федерации, а Конституции – над всеми действующими в стране нормативно-правовыми актами. Но, в настоящее время, к сожалению такого слаженного механизма не существует и в стране происходит так называемая «Война законов», которая приводит к изданию противоречивых или даже взаимоисключающих правовых актов, которые как бы нейтрализуют друг друга и бездействуют. А ведь именно закон является главным ориентиром и регулятором общественных отношений, от системы законодательства зависит весь государственный механизм и жизнь общества. А в идеале законотворчество должно обеспечивать условия, при которых отсутствуют как пробелы в праве, так и излишняя зарегламентированность общественных отношений. И к этой «золотой середине» необходимо стремиться российскому государству в настоящее время.
Цель данной работы – исследовать место закона в иерархии нормативно-правовых актов.
Задачи работы заключаются в том, чтобы рассмотреть иерархию нормативно-правовых актов, определить место закона в ней, рассмотреть виды законов, порядок их принятия, вступления в силу, обозначить элементы юридической техники, проанализировать действие закона во времени, пространстве и по кругу лиц.
Предметом исследования является закон как нормативно-правовой акт высшей юридической силы.
Объектом исследования является процесс законотворчества.
Глава 1. Понятие и виды законов. Юридическая сила закона
1.1 Понятие и виды законов.
Нормативный правовой акт - установленный государством акт, содержащий общие правила поведения (норма права). Данная форма права известна всем обществам. По юридической силе нормативные акты делятся на законы и подзаконные акты.
Нормативно-правовой акт характеризуется следующими признаками:
- имеет письменную форму;
- имеет атрибуты,
позволяющие выделить его из
множества других нормативно-
- наименование акта, название издавшего его органа, дату принятия, номер, подпись соответствующего должностного лица и т.д. (реквизиты);
- обладает определенной
юридической силой в
"Официальный
характер акта заключается в
его издании от имени органа,
организации либо государства.
- имеет внутреннюю структуру - разделы, главы, статьи, части статей, которые содержат нормы права; - имеет определенный предмет регулирования (то есть соответствующую сферу общественных отношений). "Это достигается с помощью разных способов - путем установления правовых норм, возникновения, изменения и прекращения правоотношений, признания, создания и изменения юридического состояния, посредством обеспечения реализации правовых норм, правовой защиты законных интересов" [6, с.15].
- действует в течение определенного срока (который указывается в самом акте либо бессрочно до его отмены компетентным органом);
- охватывает своим действием конкретную территорию (всю страну, ее часть, отдельное учреждение и т.д.);
- входит в
единую иерархию нормативно-
- содержит правила поведения общего характера, общеобязателен для всех, кому он адресован. "Игнорирование правовых актов, их нарушения, воспрепятствование реализации актов являются нарушениями законности и недопустимы. Они влекут различные способы восстановления "баланса актов" и их юридической силы и авторитета, с одной стороны, применение мер дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности к виновным лицам - с другой. Словом, юридическая защита правового акта служит его прочной гарантией" [6, с.15]. - подкреплен возможностью государственного принуждения в случае нарушения его предписаний.
Нормативно правовой акт - "изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом"
Нормативный правовой акт, имеющий межведомственный характер - это "акты, содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт" .
Исторически выделяют две тенденции развития права и закона - европейскую и восточную.
В рамках
каждой из них существуют свои
разновидности верховенства
Сами термины "закон", "законодательство" во многих европейских языках происходят от латинского lex (множественное число leges). Роль закона возрастает по мере создания централизованных государств и особенно усиливается в период абсолютизма. Но его верховенство утверждается лишь с наступлением буржуазной эпохи и только в странах романо-германской правовой семьи.
Сегодня под верховенством закона в большинстве стран понимают прежде всего верховенство конституции. Конституцию определяют как центр, ядро правовой системы, источник государства и т.д. Неодинаковая юридическая сила иных законов порождает проблему их соподчиненности. Она дополняется проблемой соотношения закона и подзаконных актов, а в федеративных государствах - соотношения нормативных актов федерации и ее субъектов.
С тех пор
как право приобрело
Европейская доктрина предполагает формальное закрепление закона в системе источников права и наличие политико-правовых гарантий верховенства закона, а также ряда неправовых условий. [3, с.144]
Верховенство закона неразрывно связано с его легитимностью. Легитимность (от лат. legitimus — согласный с законами, законный, правомерный) — политико-правовое понятие, означающее положительное отношение населения страны, его больших групп, общественного мнения к действующим в конкретном государстве институтам государственной власти, признание их правомерности.
Критерием легитимности законов выступает конституция. Критерием ее легитимности - высшие принципы справедливости. В процессе судебного конституционного контроля происходит отсев не конституционных законов (норм), т.е. по существу их корректировка с позиции легитимности. Одновременно корректируется путем толкования сама конституция. [4, с.45]
В России законы делятся
на конституционные и
Федеральные конституционные законы занимают особое место в российском законодательстве. Особая юридическая сила федеральных конституционных законов состоит в том, что им не должны противоречить обыкновенные федеральные законы.
В Конституции Российской Федерации дается перечень вопросов, по которым должны приниматься федеральные конституционные законы. К ним, в частности, отнесены законы:
- об условиях и введении
чрезвычайного положения, а
- о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта, а также об изменении конституционного статуса Федерации (ст. 65, 66, 137);
- о государственном гербе, флаге, гимне России (ст. 70);
- о референдуме (ст. 84);
- об Уполномоченном по правам человека (ст. 103);
- о деятельности Правительства (ст. 114);
- о судебной системе
Российской Федерации, о
- о Конституционном Собрании (ст. 135). [1]
По органу, принимающему закон, в Российской Федерации различают законы федеральных представительных органов и законы федеральных органов субъектов Федерации.
По объему и объекту регулирования законы делятся на общие и специальные. Общие законы посвящены определенной сфере общественных отношений. К ним относятся основы законодательства, основные принципы законодательства, кодексы. Специальные законы регулируют более узкие сферы общественных отношений (например, Законы РФ "О милиции", "О залоге" и др.).
Подзаконный нормативный правовой акт - это документ, издаваемый в соответствии с законом и ему не противоречащий, содержащий нормы права, конкретизирующие, детализирующие и организационно обеспечивающие действие закона. Он является понятием собирательным и представляет собой иерархию актов, начиная от высших представительных органов, Президента, Правительства и кончая актами местных органов власти и управления. В федеративном государстве необходимо также различать подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти и субъектов Федерации.
Указом Президента
РФ от 5 декабря 1991 г. на Министерство юстиции
была возложена функция по государственной
регистрации издаваемых министерствами
и ведомствами нормативных
Новое направление в деятельности Министерства юстиции представляет собой контрольную функцию, преследующую цель обеспечить соблюдение законности. Таким способом исполнительная власть осуществляет внутренний контроль за министерствами и ведомствами, направленный на пресечение возможных нарушений в процессе осуществления ими своих нормотворческих функций.