Эволюция формы государства на Древнем Востоке. Восточная деспотия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 23:34, курс лекций

Описание работы

Преимущественное значение экономической функции государства требовало его активного вмешательства в хозяйственную жизнь. Поэтому на первом плане в странах восточной деспотии находилось так назваемое “ведомство общественных работ”, которое требовало огромного штата чиновников. Главной обязанностью чиновников было следить за всеми работами, относящимися к главной отрасли производства – сельскому хазяйству. Вся многочисленная администрация государства была организована по бюрократическому принципу, что предполагало деление на ранги, строгую субординацию, зависимость общественного положения от места на служебной лестнице.

Работа содержит 1 файл

ИГПЗС.docx

— 43.96 Кб (Скачать)

С установлением империи постепенно изменилось и положение преторов в политической системе Рима. Формально  преторы сохраняли право на издание  эдикта, но их активное правотворчество  приходило в противоречие с растущим самовластием императоров. Поэтому  уже в первые века нашей эры  преторы взяли за правило полностью  копировать эдикт своего предшественника. Таким образом, содержание эдикта становилось  неизменным, и он не порождал новых  норм права. В связи с этим император  Адриан решил кодифицировать преторское право, поручив эту работу известному юристу Юлиану (между 125 и 138 гг. н.э.): Составленный последним эдикт (известный как эдикт "Юлиана) был официально одобрен сенатус-консультом и получил название "вечного эдикта" (edictum perpetuum). Он стал обязательным для всех последующих магистратов. С этого времени преторский эдикт по сути дела застывает и перестает быть источником новых правовых норм.

10. Салическая Правда (история  составления, структура, основные  черты, историческое значение).

 

Формирование государственности  у франкских племен сопровождалось созданием права. Это осуществлялось с помощью записи древнегерманских обычаев. Так появились «варварские  правды»: Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеменская и др.

Наиболее типичным и одним из самых древних сборников записей  обычного права германцев является Салическая правда, созданная в 507—511 гг.— в последние годы жизни  и правления первого франкского короля Хлодвига.

Первоначальный текст Салической правды до настоящего времени не сохранился. В течение ряда веков этот судебник переписывался, дополнялся и изменялся. В результате до нас дошло несколько  вариантов Салической правды, из которых  наиболее близкой к древнейшему  первоначальному тексту памятника  считается Парижская рукопись.

Салическая правда характеризуется  отсутствием общих, абстрактных  понятий, ей присущ казуистический характер. Правовые действия и акты, описанные  в Салической правде, отличаются формализмом.

Основное содержание документа  — нормы, посвященные судебному  процессу и определяющие штрафы за различные правонарушения. Нормы  гражданского права, занимающие второстепенное положение, дают представление о  процессе развития права собственности на землю. Из текста Салической правды можно также составить представление об общественном строе франков начала VI в.

Вместе с тем Салическая правда показывает процесс разложения и  упадка родовых отношений, что связано  с имущественным расслоением  общества. Об этом свидетельствуют  ст. 58 и 60. Статья 58 «О горсти земли» предусматривает  случай, когда обедневший сородич  не мог помочь своему родственнику в уплате вергельда: «Если же кто  из них окажется слишком бедным, чтобы заплатить падающую на него долю, он должен в свою очередь бросить  горсть земли на кого-нибудь из более  зажиточных, чтобы он уплатил все  по закону». Статья 60 «О желающем отказаться от родства» выражает стремление со стороны  более зажиточных членов выйти из союза родичей; публичный отказ  от родственников в судебном заседании  освобождал от соприсяжничества, от участия в уплате и получении вергельда, от наследства и от других отношений с родичами.

Салическая правда упоминает о  вольноотпущенниках и литах. Вольноотпущенники — это отпущенные на волю рабы. Что касается литов, то происхождение их не выяснено. Правовое положение этих двух категорий было одинаковым. Они выполняли различные службы и оброки для своего господина, однако имели собственность, могли вступать в сделки, выступать в суде, браки их признавались законными. Особый акт освобождения делал вольноотпущенников и литов полноправными членами общества.

Самое низкое положение в обществе занимали рабы. Убийство и кража  раба приравнивались к убийству и  краже животных; за преступления, совершенные  рабом, отвечал его господин, обязанный  возместить ущерб, причиненный рабом  потерпевшему. Браки свободных с  рабами влекли за собой потерю для  первых свободы.

Основное внимание в Салической правде уделяется преступлениям  и наказаниям. Ни определения преступления, ни термина, определяющего это понятие, Салическая правда не дает. Из смысла статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включалось причинение вреда личности или имуществу  и нарушение королевского мира. Все  известные Салической правде преступления можно свести к четырем видам: 1) преступления против личности (убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование и некоторые другие); 2) преступления против собственности (кража, поджог, грабеж); 3) преступления против порядка отправления правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство); 4) нарушение предписаний короля (примером может служить ст. 45 «О переселенцах»).

11. 1.2. Развитие права. Место уголовного права в правовой системе

В период средневековья  широкое распространение получило "кулачное право". Обычай разрешал феодалу для охраны имущественных  и личных интересов применять  оружие, разрешать спор на основе силы. Процветали внесудебные респрессии и судебный произвол. Строго преследовались неверность сеньору, государственная измена, преступления против светской власти и церкви. Богохульство, атеизм, ересь, колдовство чаще всего карались смертной казнью. Широко практиковалась квалифицированная смертная казнь (колесование, четвертование, распятие на кресте, закапывание живьем, вытягивание внутренностей из живого тела и т.п.). Казнь часто осуществлялась публично и нередко приобретала массовый характер. По наиболее тяжким преступлениям преследовались родственники и даже опекуны виновного. Наказание сопровождалось конфискацией имущества. Среди других наказаний необходимо отметить ссылку на галеры, прогон через строй, каторжные работы, тюремное заключение. Нередко мужчины и женщины, взрослые и дети, новички и рецидивисты содержались в тюрьме вместе, закованные в кандалы или связанные цепью.

Английские суды различали преступления (филонии) и проступки (мисдиминоры). Последние исторически вели свое происхождение из гражданских правонарушений. К мисдиминорам относились лжесвидетельство, подлог и т.д.

В интересах нарождающегося класса буржуазии закон принуждал  работника принимать навязываемые ему условия работы, преследовал  бродяг. Последним предписывалось отрезать уши, а при рецидиве подвергать телесным наказаниям и смертной казни. [2]

В XIIXIII вв. в странах  Западной Европы на смену состязательному  процессу приходит инквизиционный. Частное  возбуждение уголовных дел заменяется государственным преследованием. Инквизиционный розыскной процесс был тайным и с применением пыток. Оценка свидетельских показаний велась по теории формальных доказательств. Защита не допускалась. Признание обвиняемого  считалось царицей доказательств.

Некоторые особенности  были присущи английскому процессу. Например, от обвиняемого не требовали  доказательств невиновности, ему  не вручалась копия обвинительного акта и об инкриминированном ему  преступлении он узнавал в ходе следствия. Предварительное следствие проводилось  возбудившей дело стороной с помощью  адвокатов. Присяжные производили  оценку доказательств, которые представляли суду стороны. По окончании следствия  судья резюмировал его результаты перед присяжными, которые затем  в отдельной комнате выносили вердикт (виновен  не виновен). После этого судья выносил приговор. При определении наказания наблюдалась свобода судейского усмотрения. В английском уголовном праве доказанное намерение совершить преступление влекло за собой такое же наказание, как и совершение его. Судьи Англии руководствовались правилом: злой умысел равносилен злому делу.[3]

Закончившаяся компромиссом английская буржуазная революция не привела к какимнибудь существенным изменениям в области уголовного права, которое не задевало непосредственно интересов капиталистических предпринимателей. Господствовавшие до реформы 1832 г. земельная аристократия и крупная торговая буржуазия вполне довольствовались нормами, восходящими к феодализму. Сохранялась сложившаяся еще в эпоху средневековья трехчленная структура: тризы (измена), фелония (тяжкое уголовное преступление), мисдиминор (остальные, главным образом мелкие, преступления). Эта традиционная схема лишь пополнилась в XVIII в. новыми видами преступлений. Особенно выросло число деяний, квалифицируемых как фелония и наказуемых смертной казнью.

В развитии английского  уголовного права в XVIII в. особенно ясно проступает стремление буржуазии любыми, в том числе самыми жестокими, средствами внушить обездоленным и  трудящимся массам "уважение" к  частной собственности. В это  время смертная казнь устанавливается  за умышленное ранение скота, за порубку  садовых деревьев, за поджог посевов, за посылку письма с фиктивной  подписью с целью вымогательства денег, за мелкую кражу денег (свыше  одного шиллинга) и т.д.

В XVIII в. в Англии не только сохранились жестокие и  чисто средневековые меры наказания, но и вводились новые способы  устрашения публики и самого наказуемого. В 1752 г. был принят акт, в котором  говорилось, что "смертная казнь  должна быть дополнена дальнейшими  ужасами и особыми знаками  бесчестия. Осужденного на смерть предварительно сажали на хлеб и воду, после казни  труп публично вывешивали в цепях, затем  его рассекали на части. Широко применялись  в XVIII в. и такие наказания, как  выставление у позорного столба, бичевание кнутом, конфискация имущества, штрафы и т.д.

Либерализация в  карательной политике в Англии в  это время осуществлялась лишь в  той мере, в какой это было необходимо для самой буржуазии, стремившейся гарантировать себя от преследований  со стороны короля и правительственной  власти. Изменения коснулись и  уголовного процесса. Об этом свидетельствует  прежде всего "Habeas corpus act" 1679 г., процессуальные нормы Билля о правах 1689 г. и Акта об устроении 1701 г. По закону 1696 г. о рассмотрении дел об измене копия обвинительного заключения должна была вручаться обвиняемому по крайней мере за 5 дней до судебного разбирательства дела. Обвиняемый получил право на свидание с адвокатом, мог настаивать на вызове новых свидетелей. Однако он мог быть и не уведомлен о свидетелях, дающих показания против него.

12.


Информация о работе Эволюция формы государства на Древнем Востоке. Восточная деспотия