Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 23:34, курс лекций
Преимущественное значение экономической функции государства требовало его активного вмешательства в хозяйственную жизнь. Поэтому на первом плане в странах восточной деспотии находилось так назваемое “ведомство общественных работ”, которое требовало огромного штата чиновников. Главной обязанностью чиновников было следить за всеми работами, относящимися к главной отрасли производства – сельскому хазяйству. Вся многочисленная администрация государства была организована по бюрократическому принципу, что предполагало деление на ранги, строгую субординацию, зависимость общественного положения от места на служебной лестнице.
Параллельно были сужены судебные полномочия ареопага: в его ведении сохранялись лишь религиозные дела и некоторые уголовные. Ареопаг, таким образом, почти полностью был лишен политической власти.
Кроме того, с именем Эфиальта античная традиция связывает обычай выставлять все документы (декреты и постановления) на Агоре для всеобщего ознакомления.
После убийства Эфиальта афинскую демократию возглавил Перикл - выходец из знатного афинского рода, прекрасно образованный и одаренный политик.
Аристотель связывает с именем
Перикла два важнейших
Следовательно, вводя такое новшество, как оплата труда чиновников, Перикл открывал дорогу для участия в государственных делах самого широкого круга афинских граждан, в том числе - малообеспеченных.
В тесной взаимосвязи с началом выплат жалованья чиновникам находилась и другая проведенная Периклом реформа - гражданская. В соответствии с ее требованиями, гражданином Афин мог считаться лишь тот, чьи мать и отец были афинянами.
Кроме того, как сообщает Аристотель,
Перикл отнял некоторые права
у ареопагов и “особенно
Таким образом, в период правления Перикла происходит более четкое разделение властей: законодательная принадлежала Народному собранию, исполнительная - Совету 500 и магистратам, судебная - гелиэе. Одновременно принцип жеребьевки распространяется на большинство выборных должностей, что также свидетельствует об укреплении демократических начал в управлении.
В целом же можно сказать, что реформы Эфиальта и Перикла завершили процесс формирования системы афинской рабовладельческой демократии, обеспечили механизм ее успешного функционирования. Широкие круги граждан полиса получили возможность принимать участие в государственной деятельности - как через избираемые должности, так и через участие в работе Народного собрания. Право быть избранным распространялось на всех граждан без ограничения. Введение платы за выполнение общественных функций создавало реальную возможность для политической деятельности малообеспеченных граждан. Был признан и стал реальностью для любого афинского гражданина принцип свободы слова.
5. Право Древней Греции. Суд, его органы и процесс в Древних Афинах.
Древнейшим источником афинского права являлся естественный обычай. Обычное право впервые было записано в 621 г. до н.э. при архонте Драконте. В начале VI в. до н.э. и позже одним из основных источников гражданского права было законодательство Солона. В V-IV в. до н.э. все большее значение приобретает закон, т. е. постановление народного собрания.
В Афинах сравнительно высокого уровня достигла частная собственность, хотя она и носила на себе следы своего происхождения из коллективной общинной собственности. В интересах общества в целом частная собственность ограничивалась. Это выражалось в том, что на собственников государством налагались значительные повинности. Практиковались частные конфискации имущества.
Энергично защищалась собственность на раба, который, как и везде, считался "говорящим орудием", не имевшим даже собственного имени, а только кличку.
О широкой свободе распоряжения собственностью и владением свидетельствует наличие разного вида сделок: договора товарищества, купли-продажи, найма, ссуды, займа, личного найма и подряда, поклажи и т. д. В одном из законов говорилось: "Каждый может отдать свое имущество любому гражданину, если он не лишился рассудка, не выжил из ума от старости или не попал под влияние женщины".
Семейное право. Брак считался разновидностью договора купли-продажи, причем невеста рассматривалась как объект сделки. Вступление в брак считалось обязательным, уклонение от женитьбы расценивалось как забвение культа предков. К холостякам относились как к больным. Нарушение супружеской верности не имело для мужа юридических последствий. Супругу разрешалось иметь в своем доме наложницу. После отца господином женщины был муж. Женщина не могла от собственного имени заключать сделки. Застигнув на месте преступления любовника жены, оскорбленный супруг мог безнаказанно убить его.
Разрешался брак между дядей
и племянницей, братом и сестрой.
Последнее считалось
Уголовное право. В уголовном праве заметны пережитки родового строя. В ряде случаев признавалась кровная месть. Дела об убийстве, как правило, возбуждались родственниками. За убийство можно было откупиться. Обвинение могло носить характер частного или публичного. Афинскому уголовному праву были известны следующие виды преступлений:
* Государственные преступления (государственная
измена, оскорбление богов, обман
народа, внесение в народное собрание
противозаконных предложений,
* Преступления против личности. Помимо убийств, сюда следует отнести: причинение увечья, нанесение побоев, клевету, оскорбление.
* Преступления против семьи
(дурное обращение детей с
* Имущественные преступления. При
краже, если таковая
В числе наказаний встречались:
* смертная казнь;
* продажа в рабство;
* телесное наказание;
* лишение свободы;
* штрафы;
* конфискация;
* атимия, т. е. бесчестье (лишение некоторых, либо всех гражданских прав).
Изначально базилевс судил суд самостоятельно (иногда с помощью Совета старейшин) затем часть судебных полномочий была передана Ареопагу (Верховный Суд), затем с течением времени появлялись фесмофеты, гелиэя, тиранна (третейский суд). Т.е. судебные функции постепенно переходили от царя к народу. Во времена расцвета Афинской демократии система судебных инстанций была следующей:
Ареопаг. Судил умышленные убийства, нанесение тяжких ран и увечий, поджоги и отравления.
Эфеты. Коллегия из 51 человека. Ведала делами о непредумышленных убийствах, наемных убийцах, убийствах рабов и метэков.
Фесмофеты. Коллегия из 6 архонтов и одного секретаря. Указывали, какой комиссии гелиэи и где заседать, судили законы, если они противоречили основным законам Афин, надзирали за магистратами и т.д.
Гелиэя (суд присяжных) - одна из главных судебных ин¬станций Афин. Заседала каждый день в составе 10 судебных присутствий по 501 члену. Избирались жре¬бием архонтами и фесмофетами из числа граждан по филам. Гелиастом мог стать гражданин, которому исполнилось 30 лет, если он не лишен чести и не является должником государ¬ства.
Полномочия – обширны. Через коллегию номофетов отменяла старые и принимала новые законы. Суд второй инстанции по отношению к решениям магистратов. Рассматривали апелляции, устанавливали более строгое наказание за преступление по делам, рассматриваемым магистратом.
Диэтеты (мировые судьи). Точное количество диэтетов не известно. Дизтетом или мировым судьей мог быть гражданин Афин, достигший 60-летнего возраста. Отказываться от должности диэтета было нельзя. Диэтеты разбирали иски свыше 10 драхм. Суть этого суда состоит в примирении сторон. Решение диэтетов можно было обжаловать.
1. Первая римская кодификация
права восходит к середине V столетия
до н. э. Она получила название
"Законов XII таблиц". В течение
многих веков они считались
в Риме основным источником
права - публичного и частного
(fons ornnis publici privatique juris).
Свое название Законы получили в связи
с тем, что были написаны на 12 деревянных
досках, выставлявшихся на городской площади.
Никто поэтому не мог "отговариваться
незнанием закона". По некоторым сведениям,
от всякого вступающего в ряды граждан
юноши требовалось знание законов наизусть.
Считалось, что без этого нельзя выполнять
обязанности гражданина, в особенности
судейские.
Законы XII таблиц были в своей основе записью
обычного права. Больше всего в ней нуждались
плебеи (для защиты от произвола патрицианских
судей). Кодификация права была для них
этапом в борьбе за уравнение с патрициями.
Сами законы до нас не дошли. Они известны
лишь в отрывках, которые сохранились
в сочинениях древних авторов, в особенности
юристов, - Цицерона, Ульпиана, Гая и др.
Среди этих источников особое место занимает
сочинение юриста II века н. э. Гая, автора
"Институций" - учебника для римских
юридических школ. Его случайно обнаружил
историк Нибур в 1816 году в итальянском
городе Вероне. "Институций" Гая были
найдены под текстом сочинения богословского
содержания.
Существует предание, будто Нибур опрокинул
чернильницу и, стирая на рукописи пятно,
обнаружил сочинение Гая.
От слова "цивитас", что значит "город",
"городская община", право Таблиц
называли "цивильным", то есть принадлежащим
данной совокупности граждан; от слова
"квирит" (как любили называть себя
сами римляне в честь бога войны Януса
Квирина) - "квиритским". От "цивитас"
происходит доныне существующий термин
"цивилистика", означающий "гражданское
право", совокупность институтов, служащих
регулированию имущественных отношений.
2. Примечательной чертой Законов ХП таблиц
было четко проведенное разделение вещей
на две категории. К первой принадлежали
главным образом земля, рабы, рабочий скот.
Ко второй - все остальные вещи.
Практическое значение такого разделения
обнаруживалось в способе отчуждения
вещей; при их продаже, дарении и пр. Именно
по этому признаку определилось и само
название указанных категорий. Первая
называлась res mancipi (рес манципи), вторая
- res пес mancipi (рес нек манципи).
Отчуждение земли, рабов, рабочего скота
должно было совершаться в строго установленной
форме. Она называлась mancipatio (манципация).
Слово это происходит от manus - рука. Первоначальное
образное представление о собственности
шло от завладения вещью, захвата. Отсюда
"манус".
Манципация производилась следующим образом.
Продавец и покупатель (если взять наиболее
частый случай) приглашали пять свидетелей
(не менее) и весодержателя. Покупатель
(приобретатель) касался рукой купленной
им вещи ("хватал раба"), говоря при
этом: "Я утверждаю по праву квиритов,
что этот... (предположим, раб) принадлежит
мне и я купил его за эту медь". Продавец
мог ограничиться молчанием, которое считалось
знаком согласия.
Медный слиток бросался на весы, символизируя
уплату денег. В этом обряде пережиточно
сохранилось воспоминание о тех временах,
когда еще не умели чеканить монету и металл
переходил из рук в руки в виде слитков
определенного веса. Из этого можно заключить,
что обычай манципации много древнее Законов
XII таблиц, знающих уже и денежный штраф.
Пропуск слова в формуле покупки, отсутствие
хотя бы одного из пяти положенных свидетелей,
какое-нибудь упущение в обряде и т. д.
были достаточными основаниями для признания
сделки недействительной, даже если были
уплачены деньги.
Здесь выступает перед нами строгий юридический
формализм, красной нитью проходящий через
все законодательство 1 Таблиц.
Присутствие свидетелей, как и все другие
условия манци- ^ нации, - дань традиции.
Они играли двоякую роль. Запоминая .' самый
факт сделки и ее условия, свидетели обязывались
удостоверять ее законность каждый раз,
когда это требовалось (например, при судебном
споре); кроме того, они были последним
' напоминанием о том контроле, который
в свое время осуществляла община во всем,
что касалось сделок с землей, рабами,
рабочим скотом. Ее права легко объяснимы.
В течение всех первых веков республики
римская земля (а затем и италийская) была
коллективной собственностью и соответственно
с тем называлась ager publicus (агер публикус)
- общее поле.
Коллективным было на первых порах и рабовладение.
Такой вид собственности, который принято
называть античной, возникает благодаря
объединению - путем договора или завоевания
-нескольких племен, избирающих местом
поселения один из родовых поселков. Непременным
атрибутом античной собственности является
рабство. Движимая, а впоследствии и недвижимая
частная собственность развивается в
данных условиях как отклоняющаяся от
нормы и подчиненная общинной собственности
форма. Античная собственность - это "совместная
частная собственность активных граждан
государства, вынужденных перед .лицом
рабов сохранять эту естественно возникшую
форму ассоциации"". Античная собственность
имела форму государственной собственности,
вследствие чего право отдельного индивида
на нее ограничивалось простым владением
(possessio). Настоящая частная собственность
- и здесь мы снова согласны с Марксом и
Энгельсом - появляется у римлян, как и
у всех древних народов, лишь вместе с
движимой собственностью.
Каждая римская семья получала участок
для обработки. Когда его не хватало, прибегали
к дозволенному "захвату" никем не
обрабатываемой целины. Спустя два года
участок становился законным владением.
Часто спрашивают, почему в число "рее
манципи" не входят орудия труда -плуг,
борона и пр. Дело в том, что они весьма
рано перешли в частную собственность.
Объясняется же это, во-первых, той индивидуализацией
пользования орудиями, с которой начинается
процесс возникновения частной собственности;
во-вторых, сравнительной несложностью
и доступностью указанных орудий.
7. Источники права в классический период. В III веке до н.э. — III веке н.э. формально продолжали действовать Законы XII таблиц (официально они были отменены в VI веке н.э. в ходе законодательных реформ византийского императора Юстиниана). Глубокое уважение римлян к своим правовым традициям и особенно благоговейное отношение к Законам XII таблиц не позволяли им открыто отказаться от этого исторического памятника. Но существенные изменения в экономической и политической жизни Рима сделали необходимым фактический отказ в повседневной правовой практике от устаревших норм Законов XII таблиц и квиритского права в целом. Возникла насущная необходимость в создании новых форм правотворчества, более гибких и позволяющих учитывать меняющиеся общественные условия.
На новом этапе истории римского права его наиболее характерным источником становятся эдикты преторов, на базе которых наряду с цивильным правом (по-прежнему уважаемым, но все менее применяемым) вырастают две новые и совершенно самостоятельные правовые системы: "преторское право" (jus praetorium) и "право народов" (jus gentium). Обе эти системы были результатом правотворческой деятельности преторов. Таким образом, в Риме возникла сложная (по сути дела — тройная) система источников права.
Вступая в должность, претор обнародовал свой эдикт, где содержались юридические формулы, с помощью которых он намеревался поддерживать порядок и вершить суд. Эти формулы существенно отклонялись от норм цивильного права, хотя формально претор должен был действовать в его рамках. Положения, которые содержались в эдиктах, сами не имели силу закона, но были обязательными, поскольку поддерживались преторской властью. Сам претор был обязан следовать своему эдикту, срок действия которого истекал через год. Приходящий ему на смену претор, как правило, лишь несколько изменял эдикт своего предшественника, внося в него новые положения (edictum novum) и отбрасывая устаревшие. Но поскольку основная часть эдикта сохранялась (edictum tralaticium), преторское право, наряду с гибкостью и приспособляемостью, характеризовалось определенной преемственностью и стабильностью.
Особую роль в развитии права в классический период сыграли эдикты претора перегринов, должность которого была учреждена в 242 году до н.э. Последний регулировал отношения между римскими гражданами и иностранцами (перегринами), а поэтому вообще не был связан нормами цивильного права. В своем правотворчестве (при издании эдикта) он обладал большой свободой усмотрения, мог в своих правоположениях ссылаться на "справедливость" (aegitas) или на "естественный разум" (naturalis ratio). Созданное преторами перегринов "право народов" было не международным, а внутригосударственным, т.е. римским правом, причем его наиболее развитой и совершенной частью.
Информация о работе Эволюция формы государства на Древнем Востоке. Восточная деспотия