Избирательные системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 09:27, реферат

Описание работы

В этой работе речь пойдет об избирательных системах как о способе распределения мандатов между кандидатами в зависимости от итогов голосования. Таких способов существует несколько, и каждый из них, будучи применен к одним и тем же итогам голосования, может дать иной результат.
Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, в основе которой лежит принцип большинства (франц. majorite - большинство): избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов.

Содержание

Введение 3
Понятие избирательной системы 5
Мажоритарная избирательная система 6
Пропорциональная избирательная система 12
Смешанная избирательная система 20
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

Избирательные системы.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

      Вакантные места членов Палаты депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства, замещаются кандидатами той же партии, которые остались на первых местах в соответствующих региональных списках.

      Применяемая избирательная система и количество избирательных округов могут  быть различными для каждых выборов. Федеральная избирательная комиссия на основе анализа служебных записок  и проектов, подготовленных соответствующими органами, а также учитывая количество политических партий, предполагающих участвовать в выборах, оценку поведения избирателей на выборах и имеющиеся мнения о применении избирательной системы, принимает решение о выборе избирательной системы, которая будет применяться на данных выборах.

      Несомненный интерес представляет смешанная  избирательная система, применявшаяся  на муниципальных выборах во Франции. Суть ее состоит в следующем: голосование  ведется строго по партийным спискам, но распределение мандатов осуществляется последовательно по мажоритарной и пропорциональной системе. Как это происходит?

      Вся территория муниципалитета представляет собой единый многомандатный округ. Политические партии выставляют списки кандидатов (каждый список включает столько кандидатов, сколько депутатов избирается в муниципальный совет).

      Половина  мандатов распределяется на основе мажоритарной системы: партия, чей список кандидатов получил большинство голосов  избирателей, получает половину депутатских  мест.

      Остальные мандаты распределяются между всеми участвовавшими в выборах партиями пропорционально количеству полученных ими голосов избирателей. Причем партия, уже получившая половину депутатских мест, участвует во вторичном распределении мандатов по пропорциональной системе наравне с остальными партиями.

      Такая вариация смешанной избирательной  системы не только дает возможность  партии, пользующейся поддержкой большинства  избирателей, обеспечить себе большинство  депутатских мест в представительном органе, но и гарантирует наличие в этом органе оппозиции в лице депутатов от других политических партий.

      Таким образом, как видно из вышеизложенного, смешанная избирательная система, построенная на едином принципе - сочетании  элементов мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, - имеет самые различные вариации, отличаясь большей или меньшей степенью демократизма, приспосабливаемости к конкретным условиям каждой страны.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Я рассмотрела в работе основные виды избирательных системах как способы распределения мандатов между кандидатами.

      Избирательное право образует важную составную часть конституционного права Республики Таджикистан, один из наиболее значимых его институтов и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента РТ, депутатов законодательных (представительных) органов власти и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления. Под избирательной системой в Республике Таджикистан понимается порядок выборов Президента РТ, депутатов Маджлиси Оли и местные маджлисы, порядок выборов в иные государственные органы, предусмотренные Конституцией Республики Таджикистан и избираемые непосредственно гражданами Республики Таджикистан в соответствии с государственными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов РТ, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с государственными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов государства.

      Многообразие  избирательных систем объясняется  существованием большого числа способов распределения мандатов между кандидатами  в зависимости от итогов голосования. Каждая система имеет свои преимущества перед другими видами и свои недостатки. С точки зрения времени возникновения мажоритарная система является первой из всех видов избирательных систем. Появление дальнейших видов избирательных систем (пропорциональная, смешанная) является результатом естественного общественного развития и потребностей людей найти оптимальную форму избирательной системы с учетом особенностей форм правления, государственного режима каждой страны.

      Установление  той или иной избирательной системы есть результат субъективного выбора, который нередко определяется соотношением политических сил в законодательном органе. Те или иные способы определения итогов выборов часто оказываются более выгодными отдельным партиям, и естественно, что они добиваются включения в избирательное законодательство именно этих выгодных им способов.

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Веденеев  Ю. А. Избирательная власть: исторический контекст, политико-правовая сущность и механизм осуществления // Бюл. Центральной избирательной комиссии РФ. 1999. № 2 (28). С. 39-49.
  2. Избирательное право в вопросах и ответах. М., 2001.
  3. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб. для студентов юрид. вузов и ф-тов. Изд. 2-е. Т. 1-2. Общая часть / Отв. ред. Б. А. Страшун. М.: БЕК, 1998.
  4. Конституционное право: Учеб. М.: БЕК, 1999.
  5. Кукушкин М. И., Югов А. А. Выборы - конституционный институт прямого народовластия // Рос. юрид. журнал. 1998. № 2. С. 72-86.
  6. Лейкман Д., Ламберт Дж. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. М., 1998.
  7. Лейпхарт А. Конституционные альтернативы для новых демократий // Политические исследования. 1999. № 2. С. 135—146.
  8. Маклаков В. В. Избирательное право стран - членов европейских сообществ / ИНИОН РАН. М., 1998.
  9. Очерки по истории выборов и избирательного права / Фонд "Символ". М.; Калуга, 1999.
  10. Шапиро И. Демократия и гражданское общество // Политические исследования. 1999. № 4. С. 17-29.

Информация о работе Избирательные системы