История становления антимонопольного законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 10:20, контрольная работа

Описание работы

Центральный вопрос государственного регулирования – проблема разработки стратегии социально-экономических преобразований в стране с четким определением конечных целей, приоритетов, этапов. Направления Закона о конкуренции:
А. Ценовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке.
Б. Правовое оформление политики демонополизации.
В. Создание специального законодательства, развивающего правила добросовестной конкуренции применительно к отдельным сферам хозяйственного оборота.
5. Пятый этап связан с отменой монополии внешней торговли, либерализацией экспортно-импортной деятельности, которые потребовали обеспечения зашиты интересов российских товаропроизводителей в условиях конкуренции с импортерами.
6. Шестой этап — формирование законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, так как российское конкурентное право нельзя было бы считать достаточно полным, если бы оно не охватывало такой важной сферы, как рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами юридических и физических лиц.
Система антимонопольных органов и порядок их формирования. Основные задачи и цели федерального антимонопольного органа. Полномочия по осуществлению государственного контроля соблюдения антимонопольного законодательства.

Содержание

Роль государства в регулировании рыночной экономики……………………………….3
Нормативно-правовая база антимонопольной деятельности…………………………9
Система антимонопольных органов и порядок их формирования……………….20
Задачи и цели антимонопольных органов…………………………………………..…………22
Полномочия федерального антимонопольного органа и его территориальных органов………………………………………………………………………..……. 24
Связь полномочий антимонопольных органов с их задачами…………………….. 25
Список использованной литературы……………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

История становления антимонопольного законодательства.docx

— 44.55 Кб (Скачать)

Приказом  Госкомитета Российской Федерации  по антимонопольной политике и поддержке  новых экономических структур от 14 июля 1994 г. № 83 утверждено "Положение  о порядке рассмотрения дел о  нарушениях принципов добросовестной конкуренции и прав потребителей на достоверную информацию". При  рекламе услуг банков, финансовых, страховых и инвестиционных предприятий, организаций, граждан-предпринимателей, акционерных обществ, а также  иных юридических лиц, привлекающих средства граждан либо реализующих  свои финансовые программы в соответствии в этим приказом предписывается:

- указывать  дату и номер регистрации выпуска  рекламируемых ценных бумаг, место  их регистрации и место, где  можно ознакомиться с условиями  выпуска;

- не допускать  объявления гарантий, обещаний или  предложений о будущей эффективности  (доходности) своей деятельности;

- не допускать  сравнения между рекламируемыми  и другими юридическими лицами, их услугами (товарами), если данное  сравнение невозможно подтвердить  данными статистической отчетности  или бухгалтерского баланса, заверенного  аудиторами;

- не обещать  проведения работ, оказания услуг,  предоставления товаров, если  таковые фактически не осуществляются (не производятся) на день рекламы;

- акционерным  обществам в рекламе указывать  только фактически выплаченные  по итогам не менее одного  года размеры дивидендов по  обыкновенным акциям. 

При наличии  перечисленных нарушений соответствующей  комиссией выносится решение, подлежащее обязательному рассмотрению рекламодателем и органом, осуществившим лицензирование.

Рекламодатель, реклама которого признана недобросовестной, обязан снять свою рекламу с распространения  в трехдневный срок с момента  окончания срока на рассмотрение решения и информировать об этом ГКАП России (территориальное управление) и орган, осуществивший лицензирование рекламодателя. Иначе приостанавливается действие выданной рекламодателю лицензии.

При рассмотрении дел ГКАП России и его территориальные  управления руководствуются Законом  РСФСР от 22 марта 1991 г. "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках", Указом президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1183, Положением о ГКАП России, утвержденным Указом Президента РФ от 24 августа 1992 г. № 915, положениями  о территориальных управлениях  ГКАП России, Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденными приказом ГКАП России от 12 мая 1994 г. № 53.

Дела по фактам нарушения требований к рекламной  деятельности рассматриваются территориальными управлениями ГКАП России по месту  нахождения рекламодателя, за исключением  случаев, когда дела принимаются  к рассмотрению ГКАП России.

Основанием  для рассмотрения дела является выявление  фактов недобросовестной рекламы; несоблюдение рекламодателями следующих обязанностей: 

- указывать  реальные размеры дивидендов, выплаченных  по простым именным акциям  в течение последнего финансового  года;

- указывать  реальные проценты, выплаченные  по различным видам вкладов  в течение последнего финансового  года с разбивкой по месяцам  (кварталам), если выплаты производились  ежемесячно (ежеквартально).

 

Система антимонопольных  органов и порядок  их формирования.

 В соответствии  с Законом о конкуренции (ст. 3) государственную политику по  содействию развитию товарных  рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической  деятельности и недобросовестной  конкуренции проводит федеральный  орган исполнительной власти  — федеральный антимонопольный  орган. Таким образом, федеральный  антимонопольный орган фактически  действует в двух основных  направлениях.

 Во-первых (и это основная цель его  деятельности), он проводит государственную  политику, направленную на демонополизацию  экономики

 Российской  Федерации на федеральном уровне, в отдельных отраслях и регионах, на формирование, развитие и эффективное  функционирование товарных рынков  в их многообразных продуктовых  и географических границах.

 Во-вторых (и это, скорее, обеспечивающая  задача), федеральный антимонопольный  орган обеспечивает предупреждение, ограничение и пресечение монополистической  деятельности и недобросовестной  конкуренции т.е. устранение неблагоприятных последствий для развития конкуренции и нормального функционирования рынка, вызванных действиями и соглашениями хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти и местного самоуправления.

 Под предупреждением  монополистической деятельности  понимается комплекс мер, принимаемых  антимонопольным органом по созданию  экономических, организационных  и правовых условий, в которых  появление монополизма и концентрация  рыночной власти у отдельных  хозяйствующих субъектов становятся  невозможными в силу особенностей  товарного рынка

(демонополизация  экономики, устранение барьеров  входа на рынок, либерализация  внешней торговли, деконцентрация рынков и расширение их географических границ).

 Ограничение  монополистической деятельности  — процесс формирования и реализации  условий, не позволяющих доминирующим  на рынке хозяйствующим субъектам  злоупотреблять своей рыночной  властью, ограничивая конкуренцию  и ущемляя интересы других  хозяйствующих субъектов или  граждан. Сюда относятся, например, такие функции антимонопольного  органа как ведение реестра  хозяйствующих субъектов, занимающих  на рынке определенного товара  долю свыше 35 процентов, контроль за экономической концентрацией, проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства.

Пресечение  монополистической деятельности —  собственно правоприменительная деятельность антимонопольного органа по выявлению  фактов нарушения запретов и иных ограничений, установленных антимонопольным  законодательством, возбуждение и  рассмотрение дел и принятие по ним решений, обязательных для нарушителей, контроль за исполнением решений и предписаний. 

 Федеральный  антимонопольный орган входит  в структуру федеральных органов  исполнительной власти, формируемую  в порядке, установленном

 Конституцией  Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

 Территориальные  органы федерального антимонопольного  органа независимы не только  в организационно-структурном, но  и в финансовом отношении, поскольку  финансируются из средств федерального  бюджета.

 Законом  не предусмотрены какие-либо ограничения  в отношении количества, структуры  и местоположения территориальных  органов федерального антимонопольного  органа, однако традиционной стала  практика их формирования в  соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации.

Федеральный антимонопольный орган, как установлено  п. 1 ст. 78

 Конституции  Российской Федерации и Законом,  наделяет территориальные органы  полномочиями в пределах своей  компетенции. 

  Задачи и цели  антимонопольных  органов.

Основные  задачи и цели федерального антимонопольного органа, а также ответственность  его должностных лиц определяются Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К основным задачам федерального антимонопольного органа, непосредственно указанным  в Законе, относятся:

 • содействие  формированию рыночных отношений  на основе развития конкуренции  и предпринимательства;

 • предупреждение, ограничение и пресечение монополистической  деятельности и недобросовестной  конкуренции;

 • государственный  контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

 Федеральный  антимонопольный орган выполняет  следующие основные функции, прямо  перечисленные в Законе:

 • направляет  в Правительство Российской Федерации  предложения по вопросам совершенствования  антимонопольного законодательства  и практики его применения, заключения  о проектах законов и других  нормативных актов, касающихся  функционирования рынка и развития  конкуренции;

 •дает  рекомендации федеральным органам  исполнительной власти, органам  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации и местного  самоуправления о проведении  мероприятий, направленных на  содействие развитию товарных  рынков и конкуренции;

 • разрабатывает  и осуществляет меры по демонополизации  производства и обращения;

 • контролирует  соблюдение антимонопольных требований  при создании, реорганизации и  ликвидации хозяйствующих субъектов;

• контролирует приобретение акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных  обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках в Российской Федерации хозяйствующих  субъектов либо к ограничению  конкуренции.

Для содействия развитию товарных рынков и конкуренции, поддержки предпринимательства  и демонополизации федеральный  антимонопольный орган может направлять соответствующим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендации:

• о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов или освобождении от них  хозяйствующих субъектов, впервые  вступающих на рынок определенного  товара;

 • об  изменении сфер применения свободных,  регулируемых и фиксированных  цен;

 • о  создании и развитии параллельных  структур в сферах производства  и обращения, в том числе  за счет централизованных инвестиций  и кредитов;

 • о  финансировании мероприятий по  расширению выпуска товаров в  целях устранения доминирующего  положения отдельных хозяйствующих  субъектов;

 • о  привлечении иностранных инвестиций, создании организаций с иностранными  инвестициями и свободных экономических  зон;

• о лицензировании экспортно-импортных операций и  изменении таможенных тарифов; 

 • о  внесении изменений в перечни  видов деятельности, подлежащих  лицензированию, и в порядок их  лицензирования.

 Федеральный  антимонопольный орган принимает  участие в реализации федеральных  программ демонополизации, программ  развития конкуренции и поддержки  предпринимательства.

Полномочия  федерального антимонопольного органа и его территориальных органов.

 Полномочия федерального антимонопольного органа (в настоящее время

 — Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства), а также его задачи предусмотрены несколькими федеральными законами, связанными с функционированием и развитием товарного рынка. Они различаются сферой применения, регулируемыми отношениями и методом регулирования. В связи с этим представляется целесообразным раздельное рассмотрение полномочий, определенных Законом о конкуренции, Законом о естественных монополиях, Законом о рекламе,Законом о защите конкуренции, т.е. законами, составляющими конкурентное законодательство. 

  Связь полномочий  антимонопольных  органов с их  задачами. 

 Основной  задачей антимонопольных органов  является содействие формированию  рыночных отношений на основе  развития конкуренции и предпринимательства,  защита интересов малого предпринимательства.  Эту задачу можно рассматривать  как созидательную. Ее выполнение неразрывно связано с другой — государственным контролем соблюдения антимонопольного законодательства. Контроль осуществляется по разным направлениям: предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, предупреждение необоснованной концентрации капитала. Методы реализации этих задач дают основания назвать их репрессивными.

Информация о работе История становления антимонопольного законодательства