Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 10:20, контрольная работа
Центральный вопрос государственного регулирования – проблема разработки стратегии социально-экономических преобразований в стране с четким определением конечных целей, приоритетов, этапов. Направления Закона о конкуренции:
А. Ценовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке.
Б. Правовое оформление политики демонополизации.
В. Создание специального законодательства, развивающего правила добросовестной конкуренции применительно к отдельным сферам хозяйственного оборота.
5. Пятый этап связан с отменой монополии внешней торговли, либерализацией экспортно-импортной деятельности, которые потребовали обеспечения зашиты интересов российских товаропроизводителей в условиях конкуренции с импортерами.
6. Шестой этап — формирование законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, так как российское конкурентное право нельзя было бы считать достаточно полным, если бы оно не охватывало такой важной сферы, как рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами юридических и физических лиц.
Система антимонопольных органов и порядок их формирования. Основные задачи и цели федерального антимонопольного органа. Полномочия по осуществлению государственного контроля соблюдения антимонопольного законодательства.
Роль государства в регулировании рыночной экономики……………………………….3
Нормативно-правовая база антимонопольной деятельности…………………………9
Система антимонопольных органов и порядок их формирования……………….20
Задачи и цели антимонопольных органов…………………………………………..…………22
Полномочия федерального антимонопольного органа и его территориальных органов………………………………………………………………………..……. 24
Связь полномочий антимонопольных органов с их задачами…………………….. 25
Список использованной литературы……………………………………………………………28
Первый в России антимонопольный нормативный акт - Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" был принят 22 марта 1991 года. При его подготовке был воспринят зарубежный опыт антимонопольного регулирования и учтены особенности экономики России: в нем предусмотрено ограничение монополистической деятельности не только хозяйствующих субъектов, но и органов власти и управления.
Закон явился
основой для формирования в Российской
Федерации антимонопольного законодательства,
подготовки и принятия соответствующих
нормативных документов.
К таким документам следует отнести Правила рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства (утверждены приказом ГКАП России от 12 мая 1994 г. № 53), Закон о дополнении Уголовного кодекса РСФСР и Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
Отдельный
блок составляют акты о Государственном
Реестре предприятий-
Для определения
предприятия-монополиста важно
ГКАП России согласно предоставленному Законом праву устанавливать предельную величину доли, достижение которой позволяет считать положение предприятия доминирующим, определил два условия, позволяющие охарактеризовать положение хозяйствующего субъекта как доминирующее: его доля на рынке и способность ограничивать конкуренцию.
Включение
предприятия в государственный
Реестр объединений и предприятий-
При составлении реестра использовался только один из признаков -доля на рынке, в то время как понятие "доминирующее положение" требует установления в каждом конкретном случае наличия некоторых признаков, характеризующих положение предприятия как доминирующего.
Порядок формирования
государственного Реестра, виды Реестров,
порядок исключения из Реестра определен
приказами ГКАП РФ № 60 от 10 октября
1991 г. и №45 от 20 февраля 1992 г. В них
предусмотрены порядок
Формирование
региональных реестров ГКАП России предоставил
своим территориальным
Включение и исключение из Реестра предприятий, признанных монополистами, постоянный контроль за ценами и производством осуществляется ГКАП России, Комитетом по ценам.
Доминирующее
положение хозяйствующего субъекта
вызывает другие правовые последствия:
отнесение имуществе к
Процедура исключения объединений и предприятий из Реестра монополистов предполагает, что в Реестр они были включены правомерно. На практике же оказывается, что в Реестр попали предприятия, доля которых на рынке ниже 35%, либо отсутствует второй признак доминирующего положения предприятия - способность ограничивать конкуренцию. Поэтому многие предприятия оспаривают правильность включения в Реестр. Законодательством предусматривается, что в этом случае предприятие вправе обратиться в арбитражный суд.
Включение предприятия в государственный Реестр вызывает применение к ним специального регулирования деятельности: восстановление сложившихся хозяйственных связей, введение принудительного распределения продукции, государственное регулирование цен и ряд иных жестких мер, вплоть до реорганизации предприятий, злоупотребляющих монопольным положением. Порядок применения этих .мер первоначально был определен Указом президента РФ от 20 февраля 1992 г. "О мерах по стабилизации работы промышленности РФ в 1992 г.". Дальнейшую детализацию он получил в постановлении правительства РФ от 27 февраля 1992 г. № 132, возложившим организацию мер по специальному регулированию хозяйственной деятельности предприятий-монополистов на Комиссию правительства по оперативному регулированию ресурсообеспечения. Этой Комиссии предоставлен целый ряд полномочий: внесение в ГКАП предложений о включении в Реестр и об исключении из него, регулирование поставок продукции. Комиссия вправе направлять поставщикам и покупателям предписания об обязательной поставке продукции в государственный резерв, направлять им документы на поставку продукции. Предписания и документы являются основанием для заключения договоров, а в случае отказа поставщика или его уклонении от заключения договора для обращения в арбитражный суд с заявлением о принуждении к заключению договора.
1 Приказом
ГКАП России от 12 мая 1994 г. №
53 утверждены правила
Для предприятий-монополистов, включенных в Реестр, предусмотрено декларирование цен на продукцию и товары, а также государственное регулирование цен, осуществляемое Комитетом по ценообразованию при Министерстве экономики России, установленное в Положении, утвержденном 29 декабря 1991 г. Министерством экономики и финансов Российской Федерации.
Ряд нормативных
актов предусматривает меры, касающиеся
демонополизации хозяйствующих
структур: разделение ассоциаций, концернов,
иных объединений предприятий, занимающих
доминирующее положение на товарных
рынках и нарушающих антимонопольное
законодательство, а также создание
самостоятельных предприятий с
правом юридического лица путем выделения
из состава действующих
Меры по
демонополизации экономики
Инструкция
"О порядке контроля за приобретением
паев, долей участия товариществ
и простых именных акций
Лицами, контролирующими имущество друг друга, признаются: лица, владеющие более 25% акций, паев или долей участия, лицо, владеющее акциями, обеспечивающими более 50% голосов акционеров другого юридического лица, либо наличие не менее 1/4 одних и тех же юридических лиц в выборных органах управления разных юридических лиц.
Контроль за приобретением инвестором 35 или более процентов акций, паев и долей участия осуществляется ГКАП РФ или его территориальными управлениями (в зависимости от величины уставного капитала хозяйствующего субъекта).
Согласие на приобретение заявленных объемов акций, паев или долей участия дается в случае, если их приобретение не приводит эмитента и инвестора, контролирующих имущество друг друга, в совокупности к доминирующему положению на рынке определенного товара (в соответствии с требованиями, изложенными в ст. 17 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках").
Совокупная доля эмитента и инвестора на рынке определенного товара рассчитывается как сумма их индивидуальных долей, а также долей других юридических лиц, контролирующих имущество друг друга, и (или) над имуществом одного из которых инвестор осуществляет непосредственный контроль. Определение доли эмитента и инвестора на товарных рынках осуществляется в соответствии с порядком, определенным ГКАП России при определении границ товарных рынков.
Отсутствие согласия ГКАП России или его территориального управления на приобретение 35 или более процентов акций, долей или паев участия является основанием для признания сделки недействительной.
В ходе приватизации
государственных предприятий и
создании холдинговых структур ГКАП
России и его территориальные
органы осуществляют контроль за доминирующим
положением предприятия на местном
или федеральном рынке товаров,
работ и услуг, а также при
создании самостоятельного предприятия
(предприятий) путем выделения из
состава существующего
Контроль осуществляется согласованием и выдачей антимонопольными органами заключения о приватизации, которое направляется в Госкомимущество России или его территориальный Комитет. В заключении могут высказываться предложения по использованию способа приватизации, реорганизации предприятия, включению определенных условий в план приватизации предприятия, в устав создаваемого акционерного общества либо в дополнительные условия при продаже предприятий на коммерческом или инвестиционном конкурсе.
При создании
холдинговой компании на основе крупной
хозяйствующей структуры из состава
соответствующего предприятия выделяются
подразделения (подразделение) в качестве
юридически самостоятельных (дочерних)
предприятий. ГКАП контролирует отражение
в учредительных документах наличия
контрольных пакетов акций
Этот Закон
достаточно четко разграничивает полномочия
Антимонопольного комитета и его
территориальных управлений и судебных
органов (исполнительной и судебной
власти). Так, ГКАП не вправе принимать
решения о расторжении и
Антимонопольный
комитет или территориальные
органы в случае невыполнения предписания,
неуплаты штрафа должны обращаться с
заявлениями о признании
Для реализации Закона РФ "О защите прав потребителей" на ГКАП России возложены функции контроля по вопросам нарушения законодательства (Приказ ГКАП РФ от 24 августа 1992 г. № 185). В частности, Комитет должен осуществлять контроль и пресекать монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов и недобросовестную конкуренцию на рынке потребительских товаров, работ и услуг посредством направления предписаний изготовителям (продавцам, исполнителям) о прекращении и предъявлении в общих и арбитражных судах исков к изготовителям и продавцам, а также исполнителям работ и услуг в случае нарушения прав потребителей.
Для реализации
этих задач в составе
Информация о работе История становления антимонопольного законодательства