История развития Конституции РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:50, реферат

Описание работы

В истории Российской Федерации насчитывается пять конституций - соответственно 1918, 1925, 1937, 1978 годов и ныне действующая Конституция 1993 г. Сроки действия прежних конституций РСФСР составляли последовательно 7, 12, свыше 40 и 15 лет, что говорит, учитывая сложный исторический путь развития России, в целом об относительной стабильности конституций. Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и совершенствование прежних. Изучение порядка разработки и принятия каждой из конституций, общего их содержания относится к предмету науки истории государства и права России.

Работа содержит 1 файл

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 349.00 Кб (Скачать)

Комиссаров.

 

РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ

О ГЕРБЕ И ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ

ФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ  РЕСПУБЛИКИ

 

     Глава семнадцатая

     89. Герб Российской  Социалистической Федеративной  Советской

Республики  состоит из изображений  на красном фоне в лучах солнца

золотых  серпа  и  молота,  помещенных  крест-накрест  рукоятками    261

книзу, окруженных венцом из колосьев и с надписью:

     а) Российская    Социалистическая   Федеративная   Советская

Республика и

     б) Пролетарии всех  стран, соединяйтесь!

     90. Торговый,   морской   и    военный    флаг    Российской

Социалистической  Федеративной  Советской  Республики  состоит  из

полотнища красного  (алого)  цвета,  в  левом  углу  которого,  у

древка,  наверху,  помещены  золотые  буквы  РСФСР  или  надпись:

Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика.

 

 

Конституция 1925

 

Некоторые авторы, пишущие сегодня об истории Конституции РФ, от Конституции 1918 г. склонны сразу переходить к Конституции РСФСР 1925 г., а о Конституции СССР 1924 г., как впрочем и о последующих союзных конституциях, говорить поменьше и как бы попутно. Создается ощущение, что вроде бы Союза ССР и не было, а Россия подается как существовавшее и во времена СССР самостоятельное государство. Однако не следует заштриховывать страницы истории России, в том числе и истории ее Конституции. В СССР Россия была одной из союзных республик, что сказалось как на характере ее развития в целом, так и на особенностях российских Конституций того времени. С учетом этого и будем рассматривать страницы последующего конституционного строительства. 
30 декабря I съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании нового государства - Союза Советских Социалистических Республик*(64). В Союз ССР объединились четыре советские социалистические республики - РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР), включавшая в себя Азербайджан, Армению и Грузию. Это был договор четырех равных республик, ставших после создания СССР союзными республиками в его составе. Декларация и Договор об образовании СССР были ратифицированы ЦИКами союзных республик в 1923 г. Например, ВЦИК РСФСР постановлением от 3 июля 1923 г. решил их ратифицировать и принять, что Декларация и Договор должны составлять Основной закон (Конституцию) СССР*(65). I съезд Советов СССР избрал Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) Союза ССР. На состоявшейся сразу после съезда первой сессии ЦИК был сформирован Президиум ЦИК из 19 человек: 11 - от РСФСР, 4 - от УССР, 3 - от ЗСФСР, 1 - от БССР. Были избраны 4 председателя ЦИК (по числу союзных республик), они должны были руководить работой ЦИК поочередно. 
Решение о разработке первой союзной Конституции принял ЦИК СССР. На заседании 10 января 1923 г. в соответствии с этим решением были разработаны конкретные мероприятия, Президиум ЦИК создал шесть комиссий по подготовке нормативных основ новой Федерации, на базе которых должна была формироваться и Конституция СССР: по выработке предложений о Совнаркоме, СТО и наркоматах Союза ССР; бюджетной; по выработке Положений о Верховном Суде при ЦИК СССР и объединенного ГПУ при Совнаркоме СССР; по выработке предложений о государственном флаге и гербе СССР; по выработке Положений о ЦИК СССР и членах ЦИК СССР; по составлению проекта организации наркоматов и предложений по персональному составу наркоматов для внесения на утверждение апрельской сессии ЦИК СССР. 
Таким образом, создание ряда органов Союза ССР, подготовка и принятие положений о них и формирование текста Конституции СССР шли одновременно*(66). При этом, естественно, решались вопросы, связанные с моделью этих органов, разграничением полномочий между Союзом и союзными республиками. Они были достаточно сложными, порождали довольно много споров. Первая Конституционная комиссия была создана ЦИК вскоре после I съезда Советов и состояла из 13 человек - под руководством М.И.Калинина. Однако в то время принципиальные вопросы новой Федерации решались в ЦК Компартии: что сконцентрировать на союзном уровне и соответственно изъять у республик с образованием одновременно органов СССР, формировать ли ЦИК СССР как двухпалатный орган (и если да, то каким должно быть в нем представительство от республик) и др. Поэтому была еще и Конституционная комиссия, созданная в конце февраля 1923 г. пленумом ЦК РКП(б), под руководством И.В.Сталина. После XII съезда партии (17-25 апреля 1923 г.), решения которого (в частности, по национальному вопросу) имели решающее значение для организационных основ новой Федерации, двухпалатной структуры ЦИК, было решено создать новую, расширенную Конституционную комиссию, пополнив ее представителями всех союзных республик. 27 апреля 1923 г. Президиум ЦИК СССР постановил создать новую, расширенную комиссию в составе 25 человек из представителей всех союзных ЦИКов, в которую передать все материалы прежних комиссий. Комиссию возглавил М.И.Калинин. 
По архивным данным*(67), введенным в научный оборот, в частности, С.И.Якубовской*(68), расширенная Конституционная комиссия работала с 8 по 16 июня 1923 г. И на ее первом заседании дискутировался вопрос о том, именовать ли Декларацию и Договор об образовании СССР Конституцией СССР. Комиссия решила не предрешать вопрос о том, как именовать союзный Основной закон - Договором или Конституцией. Однако на последнем заседании 16 июня 1923 г. было принято постановление комиссии, в котором говорилось, что Декларация и Договор об образовании СССР составляют Основной закон (Конституцию) СССР. 
Текст Конституции, подготовленный Комиссией, был обсужден и одобрен на пленуме ЦК РКП(б) в июне 1923 г. На 2-й сессии 6 июля 1923 г. ЦИК СССР постановил: Основной закон (Конституцию) Союза Советских Социалистических Республик утвердить и немедленно ввести в действие*(69). И даже постановлением Президиума ЦИК от 3 августа 1923 г. этот день - 6 июля - был признан "днем праздничным на всей территории Союза ССР"*(70). Однако в постановлении ЦИК от 6 июля 1923 г. предусматривалось внести принятый ЦИК текст Конституции на утверждение II съезда Советов СССР, что тот и сделал 31 января 1924 г.*(71). Поэтому она и вошла в историю как Конституция СССР 1924 г. 
Такие союзные органы как ЦИК и Президиум ЦИК, как уже можно было видеть, стали функционировать сразу после создания СССР. С принятием Конституции в июле 1923 г. приступили к работе Правительство и другие государственные органы Союза ССР. ЦИК СССР образовал Правительство СССР во главе с В.И.Лениным - СНК. 17 июля 1923 г. состоялось первое заседание СНК. Постановлениями ЦИК СССР от 6 июля 1923 г. СНК поручалось образовать Совет труда и обороны Союза ССР в целях успешного и быстрого решения вопросов, связанных с хозяйственным восстановлением и обороной СССР, а также реорганизовать Госбанк РСФСР в Госбанк СССР, учредить ЦСУ СССР*(72). 
Во второй половине 1923 г. принимались важные, приближавшиеся по значению к конституционным, акты по статусу новых союзных органов. В частности, 12 ноября 1923 г. ЦИКом СССР были утверждены "Положения" о ЦИК*(73), о СНК*(74), о народных комиссариатах Союза ССР*(75); 23 ноября 1923 г. Президиум ЦИК принял "Положение" о Верховном Суде Союза ССР (при котором состояла прокуратура СССР)*(76). 
Конституцию СССР 1924 г., формально говоря, составили краткая преамбула, Декларация и Договор об образовании Союза ССР. Но преамбула весьма кратка и лишь провозглашает, что Декларация и Договор составляют Основной Закон (Конституцию) СССР. 
Декларация стала разделом первым Конституции. Она не претерпела существенных изменений по сравнению с текстом 1922 г. 
Разделом вторым Конституции стал Договор об образовании СССР, который был существенно дополнен по сравнению с текстом 1922 г. Достаточно сказать, что в тексте Договора, утвержденном I-м съездом, было 26 статей, в вошедшем в Конституцию тексте - 72 статьи. Этот раздел состоял из 11 глав: о предметах ведения верховных органов власти Союза ССР; о суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве; о съезде Советов Союза ССР; о ЦИК СССР; о Президиуме ЦИК СССР; о СНК СССР; о Верховном Суде Союза ССР; о народных комиссариатах Союза ССР; об Объединенном Государственном Политическом Управлении (наследник ВЧК - С.Л.); о союзных республиках; о гербе, флаге и столице СССР. 
Как уже можно было видеть, новое государство имело весь необходимый набор своих органов. Верховным органом власти Союза ССР являлся съезд Советов, а в период между съездами - ЦИК, состоявший из Союзного Совета и Совета Национальностей. Двухпалатная структура высшего органа власти с того времени сохранилась до конца существования Союза ССР. 
Очередные съезды, согласно Конституции, созывались ЦИКом один раз в год, внеочередные - по собственному решению ЦИК, по требованию Союзного Совета, Совета Национальностей или же по требованию двух союзных республик. Делегаты на съезд избирались на губернских съездах Советов, а в республиках без губернского деления - на съездах Советов республик. Съезд составлялся из представителей городских Советов и Советов городских поселений (по расчету 1 депутат на 25 тыс. избирателей) и представителей губернских съездов Советов (по расчету 1 депутат на 125 тыс. жителей). 
Съезд избирал Союзный Совет из представителей союзных республик пропорционально населению каждой (всего 414 членов). А Совет Национальностей образовывался из представителей союзных и автономных республик (по 5 от каждой) и от автономных областей (по 1 от каждой). Состав Совета Национальностей в целом утверждался съездом Советов СССР. 
ЦИК работал в сессионном порядке, очередные сессии созывались его Президиумом три раза в год. ЦИК можно рассматривать как главенствующий орган в законотворчестве. Он издает кодексы, декреты, постановления и распоряжения, объединяет работу по законодательству и управлению, определяет круг деятельности Президиума ЦИК и СНК СССР. Все декреты и постановления, определяющие общие нормы политической и экономической жизни СССР, а также вносящие коренные изменения в существующую практику государственных органов СССР, должны вноситься на рассмотрение и утверждение ЦИК СССР. 
Президиум ЦИК по Конституции - высший законодательный, исполнительный и распорядительный орган власти Союза ССР в период между сессиями ЦИК. 
СНК СССР - Правительство - являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК, образовывался последним и был ответствен как перед ним, так и перед Президиумом ЦИК. Народные комиссариаты СССР делились на две группы: общесоюзные (единые для всей страны) и объединенные - когда в республиках имелись одноименные комиссариаты, выполнявшие задания союзных комиссариатов (впоследствии такие органы управления стали называться союзно-республиканскими). 
С самого начала на союзном уровне была создана разветвленная система правоохранительных (в том числе и карательных) органов. Высшим органом правосудия стал Верховный Суд СССР. Наряду с этим Верховный Суд выполнял функции конституционного правосудия и контроля. К его ведению относились вынесение заключений по требованию ЦИК СССР о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции (ст. 43 п. "в"), разрешение судебных споров между союзными республиками (ст. 43 п. "г"). Учреждалась должность Прокурора Верховного Суда СССР. В "целях объединения революционных усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом" при СНК учреждалось ОГПУ (ст. 61 Конституции), имевшее своих уполномоченных при СНК союзных республик. 
При создании Союза ССР и конституционном оформлении нового государственного устройства одним из острейших, ставший предметом споров и борьбы центра и республик, явился вопрос о соотношении компетенции Федерации и ее субъектов. Сопоставление Договора 1922 г. и соответствующих частей Конституции 1924 г. свидетельствует о том, что за короткий период сторонники концентрации важнейших полномочий на союзном уровне одержали победу. Так, именно к ведению Союза ССР Конституция отнесла следующие ключевые вопросы: определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение, установление общесоюзных налогов и доходов, разрешение дополнительных налогов и сборов на образование бюджетов союзных республик, руководство транспортным делом, внешней торговлей, международные отношения, не говоря уже об организации и руководстве Вооруженными Силами. 
Конституция 1924 г. не определяла компетенции союзных республик. В краткой главе второй - об их суверенных правах и союзном гражданстве (его установление - также одно из новшеств Конституции) - признавалось наличие суверенитета у союзной республики, который "ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза". Вне этих пределов, гласила Конституция, каждая союзная республика осуществляет государственную власть самостоятельно. СССР охраняет суверенные права республик. За каждой из союзных республик сохранялось право свободного выхода из Союза, причем для изменения, ограничения или отмены статьи, закреплявшей это положение, требовалось согласие всех республик, входивших в СССР. Республики имели свои конституции, в которые надлежало вносить изменения в соответствии с союзной Конституцией. Для граждан республик устанавливалось единое союзное гражданство. 
В девятой главе - "О союзных республиках" - Конституция СССР фиксировала уже сложившуюся в них систему органов власти (Съезд - Центральный Исполнительный Комитет - Совет Народных Комиссаров). При этом состав СНК республик определялся исчерпывающим образом, что не оставляло республикам никакой свободы маневрирования и жестко соответствовало разделению компетенции между СССР и его субъектами. Правительство республики включало в себя: председателя СНК, заместителей председателя, председателя ВСНХ, народных комиссаров земледелия, финансов, продовольствия, труда, внутренних дел, юстиции, рабоче-крестьянской инспекции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, а также с правом совещательного или решающего голоса - по решению ЦИК республик - уполномоченных наркоматов СССР по иностранным делам, военным и морским делам, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов. Причем наркоматы республик, подчиняясь ЦИК и СНК республик, осуществляют в своей деятельности директивы соответствующих наркоматов СССР (ст. 67-68 Конституции). 
Основной Закон 1924 г. имел конкретную цель - отразить природу и структуру СССР. Это прямо сказалось на содержании Конституции. Она исходила из существовавшего в республиках (а следовательно, и в целом по стране) социально-экономического положения, статуса граждан. Но сама Конституция СССР 1924 г. данных вопросов не касалась. Они нашли отражение в конституциях союзных республик, новые редакции или тексты которых были утверждены в период 1925-1931 гг. Конечно, на содержании этих конституций в существенной степени отразился факт вхождения республик в состав Союза ССР. 
Конституция РСФСР была принята 11 мая 1925 г. XII Всероссийским съездом Советов*(77). В значительной мере новый текст аналогичен, а то и идентичен с текстом Конституции 1918 г. Но есть и определенные новшества в структуре и содержании. Например, вместо прежних раздела первого, которым была "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа", и раздела второго - Общие положения Конституции РСФСР - текст 1925 г. имеет один раздел I ("Общие положения"), представленный главой первой. В нем объявляется, что эта Конституция исходит из названной Декларации и из основных начал Конституции 1918 г. и имеет своей задачей гарантировать диктатуру пролетариата в целях подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и осуществления коммунизма (ст. 1). 
Конституция объявляет (ст. 3), что РСФСР входит в состав СССР и передает ему полномочия, отнесенные к ведению органов Союза, согласно ст. 1 Конституции СССР. 
Ко времени принятия Конституции в стране уходили в прошлое революционные эйфория и фразеология, упиравшие на передачу собственности и власти народу, и более ощутимой становилась перспектива огосударствления соответствующих общественных отношений. И это, конечно, отразилось на ряде конституционных положений. К примеру, во включенной в Конституцию 1918 года "Декларации" говорилось, что частная собственность на землю отменяется, весь земельный фонд объявляется "общенародным достоянием" и передается "трудящимся"; также объявлялись "национальным достоянием" леса, недра и воды общегосударственного значения и др. Конституция 1925 г. четко говорит о том, что вся земля, леса, недра, воды, а равно фабрики и заводы, железнодорожный, водный и воздушный транспорт и средства связи составляют "собственность рабоче-крестьянского государства" на основах, определяемых особыми законами Союза ССР и верховными органами РСФСР (ст. 15). 
Конституция РСФСР 1918 г. не определяла конкретных полномочий Всероссийского съезда Советов и ВЦИКа, ограничиваясь общими положениями. Поскольку РСФСР стала союзной республикой в составе СССР, понадобилось сказать подробнее о компетенции указанных органов. Поэтому в Конституции 1925 г. появился раздел II "О предметах ведения Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета". 
К исключительному ведению съезда она отнесла установление, дополнение и изменение Конституции РФ, окончательное утверждение конституций автономных республик. 
Остальные правомочия были отнесены к ведению и съезда, и ВЦИКа, в том числе: общее руководство всей политикой и народным хозяйством РСФСР, установление плана народного хозяйства на территории РСФСР и бюджета РСФСР, налогов, сборов и неналоговых доходов, заключение внешних и внутренних займов РСФСР, утверждение кодексов РСФСР и др. Причем фактор вхождения в СССР становится весьма ощутимым: почти в каждом случае указано, что полномочие осуществляется этими российскими органами в соответствии с Конституцией и законодательством Союза ССР. Кроме того, в Конституцию была включена специальная ст. 19, гласившая о том, что по предметам компетенции Союза имеют обязательную силу на территории РСФСР постановления верховных органов СССР. 
В разделе III "Об устройстве Советской власти" Конституция 1925 г. отразила уже известную нам систему органов РСФСР: съезд - ВЦИК - Президиум ВЦИК - СНК - народные комиссариаты. Новым здесь было включение уполномоченных общесоюзных наркоматов в Правительство республики. В свою очередь для народных комиссаров РСФСР Конституция определяла, что, подчиняясь высшим органам РСФСР, они осуществляют в своей деятельности директивы соответствующих наркоматов СССР (ст. 38). Тенденция к централизации выражалась и в том, что союзные объединенные наркоматы могли отменять акты соответствующих наркоматов РСФСР, правда, если те не основывались на точных предписаниях ВЦИК, его Президиума, СНК РСФСР (ст. 43). 
Новшеством Конституции 1925 г. стала глава 4 "Об автономных советских социалистических республиках и областях". Впрочем, это и понятно - они появлялись в РСФСР, начиная с 1919 г. Предусмотрено, что АССР имеют свои основные законы (конституции); они принимаются их съездами Советов, представляются на утверждение ВЦИК и вносятся на окончательное утверждение Всероссийского съезда Советов. Положения об автономных областях принимаются их съездами Советов и утверждаются ВЦИКом (ст. 44). В остальном Конституция закрепляет систему органов власти автономий. Для автономных республик она определяет возможность принятия законодательных актов их центральными исполнительными комитетами.

 

 

Конституцмия 1937

 

КОНСТИТУЦИЯ РСФСР 1937 Г.


Конституция 
(Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 
(утверждена постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 г.) 
(в редакции от 11 декабря 1975 г.)

Глава I 
Общественное устройство

Статья 1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян. 
 
Статья 2. Политическую основу РСФСР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата. 
 
Статья 3. Вся власть в РСФСР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся. 
 
Статья 4. Экономическую основу РСФСР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком. 
 
Статья 5. Социалистическая собственность в РСФСР имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений). 
 
Статья 6. Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинотракторные станции и т.п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием. 
 
Статья 7. Общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их живым и мертвым инвентарем, производимая колхозами кооперативными организациями продукция, равно как их общественные постройки составляют общественную, социалистическую собственность колхозов и кооперативных организаций. 
Каждый колхозный двор, кроме основного дохода от общественного колхозного хозяйства, имеет в личном пользовании небольшой приусадебный участок земли и в личной собственности подсобное хозяйство на приусадебном участке, жилой дом, продуктивный скот, птицу и мелкий сельскохозяйственный инвентарь - согласно устава сельскохозяйственной артели. 
 
Статья 8. Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование, то есть навечно. 
 
Статья 9. Наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в РСФСР, допускается законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда. 
 
Статья 10. Право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собственности граждан - охраняются законом. 
 
Статья 11. Хозяйственная жизнь РСФСР определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости социалистического государства и усиления его обороноспособности. 
 
Статья 12. Труд в РСФСР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: "кто не работает, тот не ест". 
В РСФСР осуществляется принцип социализма: "от каждого по его способностям, каждому - по его труду".

Глава II

Государственное устройство

Статья 13. В целях осуществления взаимопомощи по линии экономической и политической, равно как и по линии обороны Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика добровольно объединилась с равноправными Советскими Социалистическими Республиками: Украинской ССР, Белорусской ССР, Азербайджанской ССР, Грузинской ССP, Армянской ССР, Туркменской ССР, Узбекской ССР, Таджикской ССР, Казахской ССР, Киргизской ССР в союзное государство - Союз Советских Социалистических Республик. 
Исходя из этого, РСФСР обеспечивает за СССР в лице его высших органов власти и органов государственного управления права, определенные статьей 14 Конституции СССР. 
Вне пределов статьи 14 Конституции СССР, РСФСР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права. 
 
Статья 14. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика состоит из краев: Алтайского, Краснодарского, Красноярского, Приморского, Ставропольского, Хабаровского; областей; Амурской, Архангельской, Астраханской, Белгородской, Брянской, Владимирской, Волгоградской, Вологодской, Воронежской, Горьковской, Ивановской, Иркутской, Калининградской, Калининской, Калужской, Камчатской, Кемеровской, Кировской, Костромской, Куйбышевской, Курганской, Курской, Ленинградской, Липецкой, Магаданской, Московской, Мурманской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Пермской, Псковской, Ростовской, Рязанской, Саратовской, Сахалинской, Свердловской, Смоленской, Тамбовской, Томской, Тульской, Тюменской, Ульяновской, Челябинской, Читинской, Ярославской; автономных советских социалистических республик: Башкирской, Бурятской, Дагестанской, Кабардино-Балкарской, Калмыцкой, Карельской, Коми, Марийской, Мордовской, Северо-Осетинской, Татарской, Тувинской, Удмуртской, Чечено-Ингушской, Чувашской, Якутской; автономных областей: Адыгейской, Горно-Алтайской, Еврейской, Карачаево-Черкесской, Хакасской. (в ред. Закона РСФСР от 16 декабря 1961 г., Закона РСФСР от 27 декабря 1958 г., Закона РСФСР от 30 января 1958 г.) 
 
Статья 15. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика сохраняет за собой право выхода из Союза Советских Социалистических Республик. 
 
Статья 16. Территория РСФСР не может быть изменяема без согласия РСФСР. 
 
Статья 17. Законы СССР обязательны на территории РСФСР. 
 
Статья 18. Каждый гражданин РСФСР является гражданином СССР. 
Граждане всех других союзных республик пользуются на территории РСФСР одинаковыми правами с гражданами РСФСР. 
 
Статья 19. Ведению Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в лице ее высших органов власти и органов государственного управления подлежат: 
а) установление Конституции РСФСР и контроль за ее исполнением; 
б) утверждение Конституций автономных советских социалистических республик; 
в) представление на утверждение Верховного Совета ССОР образования новых краев и областей, а также новых автономных республик и областей в составе РСФСР; 
г) утверждение границ и районного деления автономных советских социалистических республик и автономных областей; 
д) установление границ и районного деления краев и областей; 
е) законодательство РСФСР; 
ж) охрана государственного порядка и прав граждан; 
з) утверждение народнохозяйственного плана РСФСР; утверждение государственного бюджета РСФСР и отчета о его исполнении; (в ред. Закона РСФСР от 17 декабря 1965 г., Закона РСФСР от 27 декабря 1958 г.); 
и) руководство делом народнохозяйственного учета; (в ред. Закона РСФСР от 17 декабря 1965 г., Закона РСФСР от 5 апреля 1963 г.) 
к) установление, в соответствии с законодательством СССР, государственных и местных налогов, сборов и неналоговых доходов; 
л) руководство осуществлением бюджетов автономных республик и местных бюджетов краев и областей; 
м) руководство страховым и сберегательным делом; 
н) управление банками, промышленными, сельскохозяйственными и торговыми предприятиями и организациями республиканского подчинения, а также руководство местной промышленностью; 
о) контроль и наблюдение за состоянием и управлением предприятий союзного подчинения; 
п) установление порядка пользования землей, недрами, лесами и водами; 
р) руководство жилищным и коммунальным хозяйством, жилищным строительством и благоустройством городов и других населенных мест; 
с) дорожное строительство, руководство местным транспортом и связью; 
т) законодательство о труде; 
у) руководство делом здравоохранения; 
ф) руководство делом социального обеспечения; 
х) руководство делом начального, среднего и высшего образования; 
ц) руководство культурно-просветительными и научными организациями и учреждениями РСФСР и управление культурно-просветительными и научными организациями и учреждениями общереспубликанского значения; 
ч) руководство и организация дела физической культуры и спорта; 
ш) законодательство о судоустройстве и судопроизводстве; принятие гражданского, уголовного и исправительно-трудового кодексов; (в ред. Закона РСФСР от 18 декабря 1970 г.) 
щ) предоставление прав гражданства РСФСР; 
э) амнистия и помилование граждан, осужденных судебными органами РСФСР. 
 
Статья 20. Каждая Автономная республика имеет свою Конституцию, учитывающую особенности Автономной республики и построенную в полном соответствии с Конституцией РСФСР и Конституцией СССР. 
 
Статья 21. Законы РСФСР обязательны на территории Автономной республики. В случае расхождения закона Автономной республики с законом РСФСР, действует закон РСФСР.

Глава III

Высшие органы государственной власти Российской Советской Федеративной Социалистической Республики

Статья 22. Высшим органом государственной  власти РСФСР является Верховный  Совет РСФСР. 
 
Статья 23. Верховный Совет РСФСР осуществляет все права, присвоенные РСФСР согласно статей 13 и 19 Конституции РСФСР, поскольку они не входят, в силу Конституции, в компетенцию подотчетных Верховному Совету РСФСР органов РСФСР: Президиума Верховного Совета РСФСР, Совета Министров РСФСР и Министерств РСФСР. 
 
Статья 24. Верховный Совет РСФСР является единственным законодательным органом РСФСР. 
 
Статья 25. Верховный Совет РСФСР избирается гражданами РСФСР по избирательным округам сроком на 4 года по норме: один депутат на 150 тысяч населения. 
 
Статья 26. Закон считается утвержденным, если он принят Верховным Советом РСФСР простым большинством голосов. 
 
Статья 27. Законы, принятые Верховным Советом РСФСР, публикуются за подписями председателя и секретаря Президиума Верховного Совета РСФСР. 
 
Статья 28. Верховный Совет РСФСР избирает председателя Верховного Совета РСФСР и двух его заместителей. 
 
Статья 29. Председатель Верховного Совета РСФСР руководит заседаниями Верховного Совета РСФСР и ведает его внутренним распорядком. 
 
Статья 30. Сессии Верховного Совета РСФСР созываются Президиумом Верховного Совета РСФСР два раза в год. 
Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета РСФСР по его усмотрению или по требованию одной трети депутатов Верховного Совета. 
 
Статья 31. Верховный Совет РСФСР избирает Президиум Верховного Совета РСФСР в составе: Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР, семнадцати заместителей Председателя, в число которых входят заместители Председателя - по одному от каждой автономной республики, Секретаря Президиума и четырнадцати членов Президиума Верховного Совета РСФСР. (в ред. Закона РСФСР от 12 апреля 1967 г., Закона РСФСР от 16 декабря 1961 г., Закона РСФСР от 27 декабря 1958 г.) 
 
Статья 32. Президиум Верховного Совета РСФСР подотчетен Верховному Совету РСФСР во всей своей деятельности. 
 
Статья 33. Президиум Верховного Совета РСФСР: 
а) созывает сессии Верховного Совета РСФСР; 
б) дает толкование законов РСФСР, издает указы; 
в) производит всенародный опрос (референдум); 
г) отменяет постановления и распоряжения Совета Министров РСФСР, Советов Министров автономных республик, а также решения и распоряжения краевых (областных) Советов депутатов трудящихся и Советов депутатов трудящихся автономных областей в случае их несоответствия закону; 
д) в период между сессиями Верховного Совета РСФСР освобождает от должности и назначает отдельных Министров РСФСР по представлению председателя Совета Министров РСФСР с последующим внесением на утверждение Верховного Совета РСФСР; 
е) присваивает почетные звания РСФСР; 
ж) осуществляет право помилования граждан, осужденных судебными органами РСФСР. 
 
Статья 34. Верховный Совет РСФСР избирает мандатную комиссию, которая проверяет полномочия депутатов Верховного Совета РСФСР. 
По представлению мандатной комиссии Верховный Совет РСФСР решает либо признать полномочия, либо кассировать выборы отдельных депутатов. 
 
Статья 35. Верховный Совет РСФСР назначает, когда он сочтет необходимым, следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу. 
Все учреждения и должностные лица обязаны выполнять требования этих комиссий и представлять им необходимые материалы и документы. 
 
Статья 36. Депутат Верховного Совета РСФСР не может быть привлечен к судебной ответственности или арестован без согласия Верховного Совета РСФСР, а в период между сессиями Верховного Совета РСФСР, - без согласия Президиума Верховного Совета РСФСР. 
 
Статья 37. По истечении полномочий Верховного Совета РСФСР Президиум Верховного Совета РСФСР назначает новые выборы в срок не более двух месяцев со дня истечения полномочий Верховного Совета РСФСР. 
 
Статья 38. По истечении полномочий Верховного Совета РСФСР Президиум Верховного Совета РСФСР сохраняет свои полномочия вплоть до образования вновь избранным Верховным Советом РСФСР нового Президиума Верховного Совета РСФСР. 
 
Статья 39. Вновь избранный Верховный Совет РСФСР созывается Президиумом Верховного Совета РСФСР прежнего созыва не позже, как через месяц после выборов. 
 
Статья 40. Верховный Совет РСФСР образует Правительство РСФСР - Совет Министров РСФСР.

Глава IV

Органы государственного управления Российской Советской Федеративной Социалистической Республики

Статья 41. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти РСФСР является Совет Министров  РСФСР. 
 
Статья 42. Совет Министров РСФСР ответственен перед Верховным Советом РСФСР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета РСФСР - перед Президиумом Верховного Совета РСФСР, которому подотчетен. 
 
Статья 43. Совет Министров РСФСР издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение законов СССР и РСФСР, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и проверяет их исполнение. 
 
Статья 44. Постановления и распоряжения Совета Министров РСФСР обязательны к исполнению на всей территории РСФСР. 
 
Статья 45. Совет Министров РСФСР: 
а) объединяет и направляет работу Министерств РСФСР и других подведомственных ему хозяйственных и культурных учреждений; объединяет и проверяет работу уполномоченных общесоюзных Министерств; (в ред. Закона РСФСР от 17 декабря 1965 г., Закона РСФСР от 5 апреля 1963 г.) 
б) принимает меры по осуществлению народнохозяйственного плана; 
в) принимает меры по осуществлению государственного и местного бюджетов РСФСР; 
г) принимает меры по обеспечению общественного порядка, защите интересов государства и охране прав граждан; 
д) направляет и проверяет работу Советов Министров автономных республик, руководит и проверяет работу исполнительных комитетов краевых и областных Советов депутатов трудящихся; 
е) образует, в случае необходимости, специальные комитеты и Главные Управления при Совете Министров РСФСР по делам хозяйственного и культурного строительства. 
 
Статья 46. Совет Министров РСФСР имеет право отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов краевых и областных Советов депутатов трудящихся и исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся автономных областей, а также приостанавливать постановления и распоряжения Советов Министров автономных республик, решения и распоряжения краевых и областных Советов депутатов трудящихся и Советов депутатов трудящихся автономных областей. 
Совет Министров РСФСР имеет право отменять приказы и инструкции Министров РСФСР. (в ред. Закона РСФСР от 17 декабря 1965 г., Закона РСФСР от 5 апреля 1963 г., Закона РСФСР от 27 октября 1960 г.) 
 
Статья 47. Совет Министров РСФСР образуется Верховным Советом РСФСР в составе: 
Председателя Совета Министров РСФСР; 
Первых заместителей Председателя Совета Министров РСФСР; 
Заместителей Председателя Совета Министров РСФСР; 
Министров РСФСР; 
Председателя Государственной плановой комиссии РСФСР; 
Председателя Комитета народного контроля РСФСР; 
Председателя Государственного комитета Совета Министров РСФСР по делам строительства; 
Председателя Государственного комитета Совета Министров РСФСР по использованию трудовых ресурсов; 
Председателя Государственного комитета Совета Министров РСФСР по профессионально-техническому образованию; 
Председателя Государственного комитета Совета Министров РСФСР по кинематографии; 
Председателя Государственного комитета Совета Министров РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли; 
Председателя Государственного комитета цен Совета Министров РСФСР; 
Председателя Всероссийского объединения "Россельхозтехника" Совета Министров РСФСР; 
Начальника Центрального статистического управления при Совете Министров РСФСР. (в ред. Закона РСФСР от 11 декабря 1975 г., Закона РСФСР от 26 декабря 1972 г., Закона РСФСР от 1 июля 1970 г., Закона РСФСР от 12 апреля 1967 г., Закона РСФСР от 17 августа 1966 г., Закона РСФСР от 17 декабря 1965 г., Закона РСФСР от 9 июля 1965 г., Закона РСФСР от 18 декабря 1964 г., Закона РСФСР от 25 декабря 1963 г., Закона РСФСР от 5 апреля 1963 г., Закона РСФСР от 20 декабря 1962 г., Закона РСФСР от 16 декабря 1961 г., Закона РСФСР от 27 октября 1960 г., Закона РСФСР от 27 октября 1960 г., Закона РСФСР от 27 декабря 1958 г.) 
 
Статья 48. Правительство РСФСР или Министр РСФСР, к которому обращен запрос депутата Верховного Совета РСФСР, обязаны не более, чем в трехдневный срок дать устный или письменный ответ в Верховном Совет РСФСР. 
 
Статья 49. Министры РСФСР руководят отраслями государственного управления, входящими в компетенцию РСФСР. 
 
Статья 50. Министры РСФСР издают в пределах компетенции соответствующих Министерств приказы и инструкции на основании и во исполнение законов СССР и РСФСР, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР, приказов и инструкций союзно-республиканских Министерств СССР и проверяют их исполнение. 
 
Статья 51. Министерства РСФСР являются или союзно-республиканскими или республиканскими. 
 
Статья 52. Союзно-республиканские Министерства РСФСР руководят порученными им отраслями государственного управления РСФСР, за исключением лишь ограниченного числа предприятий по списку, утверждаемому Президиумом Верховного Совета СССР, подчиняясь как Совету Министров РСФСР, так и соответствующим союзно-республиканским Министерствам СССP. 
 
Статья 53. Республиканские Министерства РСФСР руководят порученными им отраслями государственного управления, подчиняясь непосредственно Совету Министров РСФСР. 
 
Статья 54. К союзно-республиканским Министерствам РСФСР относятся Министерства РСФСР: 
Высшего и среднего специального образования; 
Геологии; 
Заготовок; 
Здравоохранения; 
Иностранных дел; 
Культуры; 
Легкой промышленности; 
Лесного хозяйства; 
Мелиорации и водного хозяйства; 
Мясной и молочной промышленности; 
Обороны; 
Пищевой промышленности; 
Промышленности строительных материалов; 
Просвещения; 
Рыбного хозяйства; 
Сельского строительства; 
Сельского хозяйства; 
Текстильной промышленности; 
Торговли; 
Финансов; 
Юстиции. (в ред. Закона РСФСР от 15 июля 1975 г., Закона РСФСР от 31 июля 1973 г., Закона РСФСР от 30 июня 1972 г., Закона РСФСР от 18 декабря 1970 г., Закона РСФСР от 24 декабря 1969 г., Закона РСФСР от 12 апреля 1967 г., Закона РСФСР от 23 декабря 1966 г., Закона РСФСР от 17 августа 1966 г., Закона РСФСР от 17 декабря 1965 г., Закона РСФСР от 9 июля 1965 г., Закона РСФСР от 25 декабря 1963 г., Закона РСФСР от 5 апреля 1963 г., Закона РСФСР от 20 декабря 1962 г., Закона РСФСР от 25 июля 1962 г., Закона РСФСР от 16 декабря 1961 г., Закона РСФСР от 27 октября 1960 г., Закона РСФСР от 26 ноября 1959 г., Закона РСФСР от 27 декабря 1958 г.) 
 
Статья 55. К республиканским Министерствам РСФСР относятся Министерства РСФСР: 
Автомобильного транспорта; 
Бытового обслуживания населения; 
Жилищно-гражданского строительства; 
Жилищно-коммунального хозяйства; 
Местной промышленности; 
Речного флота; 
Социального обеспечения; 
Строительства и эксплуатации автомобильных дорог; 
Топливной промышленности. (в ред. Закона РСФСР от 30 июля 1971 г., Закона РСФСР от 24 декабря 1969 г., Закона РСФСР от 30 июля 1969 г., Закона РСФСР от 12 апреля 1967 г., Закона РСФСР от 23 декабря 1966 г., Закона РСФСР от 17 августа 1966 г., Закона РСФСР от 17 декабря 1965 г., Закона РСФСР от 9 июля 1965 г., Закона РСФСР от 25 декабря 1963 г., Закона РСФСР от 20 декабря 1962 г., Закона РСФСР от 25 июля 1962 г., Закона РСФСР от 16 декабря 1961 г., Закона РСФСР от 27 октября 1960 г., Закона РСФСР от 27 декабря 1958 г.) 
 
Статья 55-а. Исключена 
 
Статья 55-б. Исключена

Глава V

Высшие органы государственной  власти Автономных Советских Социалистических Республик

Статья 56. Высшим органом государственной  власти Автономной республики является Верховный Совет АССР. 
 
Статья 57. Верховный Совет Автономной республики избирается гражданами республики сроком на 4 года по нормам представительства, устанавливаемым Конституцией Автономной республики. 
 
Статья 58. Верховный Совет Автономной республики является единственным законодательным органом АССР. 
 
Статья 59. Верховный Совет Автономной республики: 
а) принимает Конституцию Автономной республики и вносит ее на утверждение Верховного Совета РСФСР; 
б) устанавливает районное деление Автономной республики и границы районов и городов и вносит на утверждение Верховного Совета РСФСР; 
в) утверждает народнохозяйственный план и бюджет Автономной республики; 
г) присваивает почетные звания Автономной республики. 
 
Статья 60. Верховный Совет Автономной республики избирает Президиум Верховного Совета АССР в составе: председателя Президиума Верховного Совета АССР, его заместителей, секретаря Президиума и членов Президиума Верховного Совета ACСР. 
 
Статья 61. Президиум Верховного Совета Автономией республики подотчетен Верховному Совету АССР. 
 
Статья 62. Полномочия Президиума Верховного Совета Автономной республики определяются Конституцией АССР. 
 
Статья 63. Для ведения заседаний Верховный Совет Автономной республики избирает председателя Верховного Совета АССР и его заместителей. 
 
Статья 64. Верховный Совет Автономной республики образует правительство Автономной республики - Совет Министров АССР.

Глава VI

Органы государственного управления Автономных Советских Социалистических Республик

Статья 65. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти АССР является Совет Министров ACСР. 
 
Статья 66. Совет Министров Автономной республики ответственен перед Верховным Советом АССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета Автономной республики - перед Президиумом Верховного Совета Автономной республики, которому подотчетен. 
 
Статья 67. Совет Министров Автономной республики издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение законов СССР, РСФСР и Автономной республики, постановлений и распоряжений Советов Министров СССР и РСФСР и проверяет их исполнение. 
 
Статья 68. Совет Министров Автономной республики имеет право отменять приказы и инструкции Министров АССР, решения и распоряжения исполнительных комитетов окружных, городских и районных Советов депутатов трудящихся на территории АССР, а также приостанавливать решения и распоряжения окружных, городских и районных Советов депутатов трудящихся. 
 
Статья 69. Совет Министров Автономной республики образуется Верховным Советом Автономной республики в составе: 
Председателя Совета Министров Автономной республики; 
Заместителей Председателя Совета Министров; 
Министров: 
Бытового обслуживания населения; 
Внутренних дел; 
Жилищно-коммунального хозяйства; 
Здравоохранения; 
Культуры; 
Мелиорации и водного хозяйства; 
Просвещения; 
Сельского хозяйства; 
Социального обеспечения; 
Торговли; 
Финансов; 
Юстиции; 
Председателя Государственной плановой комиссии; 
Председателя Комитета народного контроля Автономной республики; 
Председателя Комитета по телевидению и радиовещанию Совета Министров Автономной республики; 
Председателя Комитета государственной безопасности при Совете Министров Автономной республики; 
Председателя Республиканского объединения "Сельхозтехника" Совета Министров Автономной республики; 
Начальников Управлений: 
Кинофикации; 
По делам строительства и архитектуры; 
По использованию трудовых ресурсов; 
Снабжения и сбыта; 
Начальника Отдела цен; 
и, кроме того, в соответствии с особенностями хозяйства республики, с утверждения Верховного Совета РСФСР, - Министров или Начальников Управлений: 
Лесного хозяйства; 
Местной промышленности; 
Пищевой промышленности; 
Топливной промышленности. (в ред. Закона РСФСР от 26 декабря 1972 г., Закона РСФСР от 9 декабря 1971 г., Закона РСФСР от 18 декабря 1970 г., Закона РСФСР от 1 июля 1970 г., Закона РСФСР от 30 июля 1969 г., Закона РСФСР от 19 декабря 1968 г., Закона РСФСР от 12 апреля 1967 г., Закона РСФСР от 17 августа 1966 г., Закона РСФСР от 17 декабря 1965 г., Закона РСФСР от 9 июля 1965 г., Закона РСФСР от 11 июня 1964 г., Закона РСФСР от 25 декабря 1963 г., Закона РСФСР от 20 декабря 1962 г., Закона РСФСР от 25 июля 1962 г., Закона РСФСР от 16 декабря 1961 г., Закона РСФСР от 27 октября 1960 г.) 
 
Статья 70. Министры Автономной республики руководят отраслями государственного управления, входящими в компетенцию Автономной республики согласно Конституций РСФСР и АССР. 
 
Статья 71. Министры Автономной республики издают в пределах компетенции соответствующих Министерств приказы и инструкции на основании и во исполнение законов СССР, РСФСР и АССР, постановлений и распоряжений Советов Министров СССР, РСФСР и АССP, приказов и инструкций Министров РСФСР. 
 
Статья 72. Министерства Автономной республики руководят порученными им отраслями государственного управления, подчиняясь как Совету Министров АССР, так и соответствующим Министерствам РСФСР.

Глава VII

Органы государственной  власти автономных областей

Статья 73. Органом государственной власти автономной области является Совет депутатов трудящихся автономной области. 
 
Статья 74. Совет депутатов трудящихся автономной области избирается гражданами автономной области сроком на два года по нормам представительства, определяемым Конституцией РСФСР. 
 
Статья 75. Исполнительным и распорядительным органом Совета депутатов трудящихся автономной области является избираемый им исполнительный комитет. 
 
Статья 76. Совет депутатов трудящихся каждой автономной области представляет на утверждение Верховного Совета РСФСР "Положение об автономной области", учитывающее национальные особенности автономной области.

Глава VIII

Местные органы государственной  власти

Статья 77. Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, национальных округах, административных округах, районах, городах, поселках, селах (станицах, деревнях, хуторах, аулах) являются Советы депутатов трудящихся. 
 
Статья 78. Краевые, областные Советы депутатов трудящихся, Советы депутатов трудящихся национальных и административных округов, районные, городские, районные в крупных городах, поселковые, сельские (станиц, деревень, хуторов, аулов) Советы депутатов трудящихся избираются соответственно трудящимися края, области, национального округа, административного округа, района, города, села сроком на 2 года. 
 
Статья 79. Советы депутатов трудящихся (края, области, округа, района, города, поселка, села) руководят культурно-политическим и хозяйственным строительством на своей территории, устанавливают местный бюджет, руководят деятельностью подчиненных им органов управления, обеспечивают охрану государственного порядка, содействуют усилению обороноспособности страны, обеспечивают соблюдение законов и охрану прав граждан. 
 
Статья 80. Советы депутатов трудящихся принимают решения и дают распоряжения в пределах прав, предоставленных им законами СССР, РСФСР и автономной республики. 
 
Статья 81. Исполнительными и распорядительными органами краевых, областных Советов депутатов трудящихся, Советов депутатов трудящихся национальных и административных округов, районных, городских и сельских Советов депутатов трудящихся являются избираемые ими исполнительные комитеты в составе: председателя, его заместителей, секретаря и членов. 
 
Статья 82. Исполнительным и распорядительным органом сельских Советов депутатов трудящихся (станиц, хуторов, аулов) в небольших поселениях являются избираемые ими председатель, его заместитель и секретарь. 
 
Статья 83. Исполнительные комитеты Советов депутатов трудящихся (края, области, округа, района, города, поселка, села) осуществляют руководство культурно-политическим и хозяйственным строительством на своей территории на основе решений соответствующих Советов депутатов трудящихся и вышестоящих государственных органов. 
 
Статья 84. Сессии краевых и областных Советов депутатов трудящихся созываются их исполнительными комитетами не реже 4 раз в год. 
 
Статья 85. Сессии районных Советов депутатов трудящихся и Советов депутатов трудящихся административных округов созываются их исполнительными комитетами не реже 6 раз в год. 
 
Статья 86. Сессии городских и сельских Советов депутатов трудящихся созываются их исполнительными органами не реже одного раза в месяц. 
 
Статья 87. Краевые, областные Советы депутатов трудящихся, Советы депутатов трудящихся национальных и административных округов, районные и городские Советы депутатов трудящихся избирают на время своей сессии председателя и секретаря для ведения заседаний сессии. 
 
Статья 88. Председатель сельского Совета созывает сельский Совет и ведет его заседания. 
 
Статья 89. Исполнительные органы Советов депутатов трудящихся непосредственно подотчетны как Совету депутатов трудящихся, их избравшему, так и исполнительному органу вышестоящего Совета депутатов трудящихся. 
 
Статья 90. Вышестоящие исполнительные комитеты Советов депутатов трудящихся имеют право отменять решения и распоряжения нижестоящих исполнительных комитетов и приостанавливать решения и распоряжения нижестоящих Советов депутатов трудящихся. 
 
Статья 91. Вышестоящие Советы депутатов трудящихся имеют право отменять решения и распоряжения нижестоящих Советов депутатов трудящихся и их исполнительных комитетов. 
 
Статья 92. Краевые, областные Советы депутатов трудящихся образуют нижеследующие отделы и управления исполнительных комитетов: 
отделы - 
здравоохранения; 
народного образования; 
общий; 
организационно-инструкторский; 
по делам строительства и архитектуры; 
социального обеспечения; 
финансовый; 
цен; 
юстиции; 
управления - 
бытового обслуживания населения; 
внутренних дел; 
коммунального хозяйства; 
культуры; 
местной промышленности; 
мясной и молочной промышленности; 
пищевой промышленности; 
сельского хозяйства; 
топливной промышленности; 
торговли; 
плановую комиссию; 
и, кроме того, краевые, областные Советы депутатов трудящихся, в соответствии с особенностями хозяйства края, области, с утверждения Совета Министров РСФСР, могут образовать и другие отделы или управления исполнительных комитетов. (в ред. Закона РСФСР от 26 декабря 1972 г., Закона РСФСР от 18 декабря 1970 г., Закона РСФСР от 1 июля 1970 г., Закона РСФСР от 19 декабря 1968 г., Закона РСФСР от 18 октября 1967 г., Закона РСФСР от 17 декабря 1965 г., Закона РСФСР от 9 июля 1965 г., Закона РСФСР от 20 декабря 1962 г., Закона РСФСР от 25 июля 1962 г., Закона РСФСР от 27 октября 1960 г.) 
 
Статья 93. В соответствии с условиями края (области), на основе законов ССCP и РСФСР, общесоюзные Министерства и Министерство Внутренних дел образуют при краевых (областных) Советах депутатов трудящихся свои управления. 
Комитет заготовок назначает при краевых (областных) Советах депутатов трудящихся своих уполномоченных. 
 
Статья 94. Отделы и управления краевых (областных) Советов депутатов трудящихся подчиняются в своей деятельности как соответствующему краевому (областному) Совету депутатов трудящихся и его исполнительному комитету, так и соответствующему Министерству РСФСР. 
 
Статья 95. Советы депутатов трудящихся административных округов и их исполнительные комитеты образуют отделы и ведут свою работу на основе законов и указов верховных органов РСФСР и решений краевых (областных) Советов депутатов трудящихся. 
 
Статья 96. Районные Советы депутатов трудящихся образуют нижеследующие отделы и управления исполнительных комитетов: 
отделы - 
внутренних дел; 
здравоохранения; 
культуры; 
народного образования; 
общий; 
социального обеспечения; 
финансовый; 
управление сельского хозяйства; 
плановую комиссию; 
и, кроме того, в соответствии с особенностями хозяйства района, с утверждения краевого, областного Совета депутатов трудящихся, районные Советы депутатов трудящиеся образуют отделы или управления: 
коммунального хозяйства; 
местной промышленности; 
торговли. (в ред. Закона РСФСР от 26 декабря 1972 г., Закона РСФСР от 24 декабря 1969 г., Закона РСФСР от 19 декабря 1968 г., Закона РСФСР от 17 декабря 1965 г., Закона РСФСР от 25 июля 1962 г., Закона РСФСР от 27 октября 1960 г.) 
 
Статья 97. В соответствии с условиями района, на основе законов СССР и РСФСР, с утверждения соответствующего краевого (областного) Совета депутатов трудящихся, Министерство Внутренних дел образует при районных Советах депутатов трудящихся свои управления. 
 
Статья 98. Отделы районных Советов депутатов трудящихся подчиняются в своей деятельности как районному Совету депутатов трудящихся и его исполнительному комитету, так и соответствующему отделу краевого (областного) Совета депутатов трудящихся. 
 
Статья 99. Городские Советы депутатов трудящихся образуют нижеследующие отделы и управлений исполнительных комитетов; 
отделы - 
здравоохранения; 
культуры; 
народного образования; 
общий; 
социального обеспечения; 
торговли; 
финансовый; 
отдел (управление) внутренних дел; 
управление коммунального хозяйства; 
плановую комиссию; 
и, кроме того, в соответствии с особенностями промышленности города, его городского и пригородного хозяйства: 
отдел местной промышленности; 
управление сельского хозяйства. (в ред. Закона РСФСР от 24 декабря 1969 г., Закона РСФСР от 19 декабря 1968 г., Закона РСФСР от 18 октября 1967 г., Закона РСФСР от 17 декабря 1965 г., Закона РСФСР от 25 июля 1962 г.) 
 
Статья 100. Отделы городских Советов депутатов трудящихся подчиняются в своей деятельности как городскому Совету депутатов трудящихся и его исполнительному комитету, так и соответствующему отделу районного Совета депутатов трудящихся или непосредственно соответствующему отделу краевого (областного) Совета депутатов трудящихся. 
 
Статья 101. Отделы городских Советов депутатов трудящихся Москвы и Ленинграда подчиняются в своей деятельности как Совету депутатов трудящихся Москвы и Ленинграда и его исполнительному комитету, так и соответствующему Министерству РСФСР непосредственно. 
 
Статья 102. Советы депутатов трудящихся национальных округов и их исполнительные комитеты осуществляют на территории округа права и обязанности, возлагаемые на них "Положением о национальных округах", а также решениями соответствующего краевого (областного) Совета депутатов трудящихся. 
"Положение о национальных округах" устанавливается Верховным Советом РСФСР.

Глава IX

Бюджет Российской Советской  Федеративной Социалистической Республики

Статья 103. Государственный бюджет РСФСР  составляется Советом Министров  РСФСР и вносится им на утверждение  Верховного Совета РСФСР. 
Утвержденный Верховным Советом РСФСР государственный бюджет РСФСР публикуется во всеобщее сведение. 
 
Статья 104. Верховный Совет РСФСР избирает бюджетную комиссию, которая докладывает Верховному Совету свое заключение по государственному бюджету РСФСР. 
 
Статья 105. Отчет об исполнении государственного бюджета РСФСР утверждается Верховным Советом РСФСР и публикуется во всеобщее сведение. 
 
Статья 106. В бюджеты автономных республик и в местные краевые (областные) бюджеты, а также в бюджеты автономных областей, национальных и административных округов, районных, городских и сельских Советов включаются доходы от местного хозяйства, отчисления от поступающих на их территории государственных доходов, а также поступления от местных налогов и сборов в размерах, устанавливаемых законодательством СССР и РСФСР.

Глава Х

Суд и прокуратура

Статья 107. Правосудие в РСФСР осуществляется Верховным Судом РСФСР, Верховными Судами автономных республик, краевыми, областными судами, судами автономных областей, судами национальных округов, судами административных округов, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами. 
 
Статья 108. Рассмотрение дел во всех судах осуществляется с участием народных заседателей, кроме случаев, специально предусмотренных законом. 
 
Статья 109. Верховный Суд РСФСР является высшим судебным органом РСФСР. На Верховный Суд РСФСР возлагается надзор за судебной деятельностью всех судебных органов РСФСР, автономных республик и областей. 
 
Статья 110. Верховный Суд РСФСР избирается Верховным Советом РCФСР сроком на пять лет. 
 
Статья 111. Верховные суды автономных республик избираются Верховными Советами автономных республик сроком на пять лет. 
 
Статья 112. Краевые и областные суды, суды автономных областей, суды национальных и административных округов избираются краевыми, областными Советами депутатов трудящихся или Советами депутатов трудящихся автономных областей, или Советами депутатов трудящихся национальных и административных округов сроком на пять лет. 
 
Статья 113. Народные судьи районных (городских) народных судов избираются гражданами района (города) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. 
Народные заседатели районных (городских) народных судов избираются на общих собраниях рабочих, служащих и крестьян по месту их работы или жительства, военнослужащих - по воинским частям сроком на два года. (в ред. Закона РСФСР от 27 октября 1960 г.) 
 
Статья 114. Судопроизводство в РСФСР ведется на русском языке или на языке автономной республики или автономной области или национального округа с обеспечением для лиц, не владеющих этим языком, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также права выступать на суде на родном языке. 
 
Статья 115. Разбирательство дел во всех судах РСФСР открытое, поскольку законом не предусмотрены исключения, с обеспечением обвиняемому права на защиту. 
 
Статья 116. Судьи независимы и подчиняются только закону. 
 
Статья 117. Высший надзор за точным исполнением законов всеми Министерствами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами на территории РСФСР осуществляется как Прокурором СССР непосредственно, так и через Прокурора РСФСР. 
 
Статья 118. Прокурор РСФСР назначается Прокурором СССР сроком на пять лет. 
 
Статья 119. Краевые и областные прокуроры, а также прокуроры автономных республик и автономных областей назначаются Прокурором СССР сроком на пять лет. 
 
Статья 120. Прокуроры национальных и административных округов, районные и городские прокуроры назначаются Прокурором РСФСР с утверждения Прокурора СССР сроком па пять лет. 
 
Статья 121. Органы прокуратуры осуществляют свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Прокурору СССР.

Глава XI

Основные права и обязанности  граждан

Статья 122. Граждане РСФСР имеют право  на труд, то есть право на получение  гарантированной работы с оплатой  их труда в соответствии с его  количеством и качеством. 
Право на труд обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы. 
 
Статья 123. Граждане РСФСР имеют право на отдых. 
Право на отдых обеспечивается установлением для рабочих и служащих семичасового рабочего дня и сокращением рабочего дня до шести часов для ряда профессий с тяжелыми условиями работы и до четырех часов - в цехах с особо тяжелыми условиями работы; установлением ежегодных отпусков рабочим и служащим с сохранением заработной платы; предоставлением для обслуживания трудящихся широкой сети санаториев, домов отдыха, клубов. (в ред. Закона РСФСР от 27 октября 1960 г.) 
 
Статья 124. Граждане РСФСР имеют право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности. 
Это право обеспечивается широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в пользование трудящимся широкой сети курортов. 
 
Статья 125. Граждане РСФСР имеют право на образование. 
Это право обеспечивается всеобще-обязательным восьмилетним образованием, широким развитием среднего общего политехнического образования, профессионально-технического образования, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством, всемерным развитием вечернего и заочного образования, бесплатностью всех видов образования, системой государственных стипендий, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся. (в ред. Закона РСФСР от 26 ноября 1959 г.) 
 
Статья 126. Женщине в РСФСР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. 
Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских ясель и садов. 
 
Статья 127. Равноправие граждан РСФСР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом. 
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности, равно как всякая проповедь расовой или национальной исключительности или ненависти и пренебрежения - караются законом. 
 
Статья 128. В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в РСФСР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами. 
 
Статья 129. В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам РСФСР гарантируются законом: 
а) свобода слова; 
б) свобода печати; 
в) свобода собраний и митингов; 
г) свобода уличных шествий и демонстраций. 
Эти права граждан обеспечиваются предоставлением трудящимся и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, улиц, средств связи и других материальных условий, необходимых для их осуществления. 
 
Статья 130. В соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам РСФСР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества, а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных. 
 
Статья 131. Гражданам РСФСР обеспечивается неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора. 
 
Статья 132. Неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом. 
 
Статья 133. РСФСР предоставляет право убежища иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, или научную деятельность, или национально-освободительную борьбу. 
 
Статья 134. Каждый гражданин РСФСР обязан соблюдать Конституцию Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития. 
 
Статья 135. Каждый гражданин РСФСР обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества родины, как источник зажиточной и культурной жизни всех трудящихся. 
Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются врагами народа. 
 
Статья 136. Всеобщая воинская обязанность является законом. 
Воинская служба в Рабоче-Крестьянской Красной Армии представляет почетную обязанность граждан РСФСР. 
 
Статья 137. Защита отечества есть священный долг каждого гражданина РСФСР. Измена родине: нарушение присяги, переход на сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж - караются по всей строгости закона, как самое тяжкое злодеяние.

Глава XII

Избирательная система

Статья 138. Выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся: Верховный  Совет РСФСР, краевые и областные  Советы депутатов трудящихся, Верховные  Советы автономных республик, Советы депутатов  трудящихся автономных областей, Советы депутатов трудящихся национальных и административных округов, районные, городские и сельские (станицы, деревни, хутора, аула) Советы депутатов трудящихся, - производятся избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 
 
Статья 139. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане РСФСР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, имеют право участвовать в выборах депутатов и быть избранными, за исключением лиц, признанных в установленном законом порядке умалишенными. 
Депутатом Верховного Совета РСФСР и депутатом Верховного Совета АССР может быть избран каждый гражданин РСФСР, достигший 21 года, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности. (в ред. Закона РСФСР от 27 декабря 1958 г.) 
 
Статья 140. Выборы депутатов являются равными: каждый гражданин имеет один голос; все граждане участвуют в выборах на равных основаниях. 
 
Статья 141. Женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами. 
 
Статья 142. Граждане, состоящие в рядах Красной Армии, пользуются правом избирать и быть избранными наравне со всеми гражданами. 
 
Статья 143. Выборы депутатов являются прямыми: выборы во все Советы депутатов трудящихся, начиная от сельского и городского Совета депутатов трудящихся вплоть до Верховного Совета РСФСР, производятся гражданами непосредственно путем прямых выборов. 
 
Статья 144. Голосование при выборах депутатов является тайным. 
 
Статья 145. Выборы в краевые, областные, окружные, районные, городские, сельские и поселковые Советы депутатов трудящихся РСФСР производятся по избирательным округам по нормам, устанавливаемым "Положением о выборах в краевые, областные, окружные, районные, городские, сельские и поселковые Советы депутатов трудящихся РСФСР. (в ред. Закона РСФСР от 27 декабря 1958 г.) 
 
Статья 146. Кандидаты при выборах выставляются по избирательным округам. 
Право выставления кандидатов обеспечивается за общественными организациями и обществами трудящихся: коммунистическими партийными организациями, профессиональными союзами, кооперативами, организациями молодежи, культурными обществами. 
 
Статья 147. Каждый депутат обязан отчитываться перед избирателями в своей работе и в работе Совета депутатов трудящихся и может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.

Глава XIII

Герб, флаг, столица

Статья 148. Государственный герб Российской Советской Федеративной Социалистической Республики состоит из изображения  золотых серпа и молота, помещенных крест на крест, рукоятками книзу, на красном фоне в лучах солнца и в обращении колосьев, с надписью: "РСФСР" и "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" 
 
Статья 149. Государственный флаг Российской Советской Федеративной Социалистической Республики состоит из красного полотнища, в левом углу которого, у древка наверху, помещены золотые буквы "РСФСР". 
 
Статья 150. Столицею Российской Советской Федеративной Социалистической Республики является город Москва.

Глава XIV

Порядок изменения Конституции

Статья 151. Изменение Конституции РСФСР производится лишь по решению Верховного Совета РСФСР, принятому большинством не менее двух третей голосов Верховного Совета.



Информация о работе История развития Конституции РФ