Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:50, реферат
В истории Российской Федерации насчитывается пять конституций - соответственно 1918, 1925, 1937, 1978 годов и ныне действующая Конституция 1993 г. Сроки действия прежних конституций РСФСР составляли последовательно 7, 12, свыше 40 и 15 лет, что говорит, учитывая сложный исторический путь развития России, в целом об относительной стабильности конституций. Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и совершенствование прежних. Изучение порядка разработки и принятия каждой из конституций, общего их содержания относится к предмету науки истории государства и права России.
провозглашает лозунг: «Не трудящийся, да не ест!»
19. В целях всемерной охраны завоеваний Великой
Рабоче-Крестьянской Революции Российская Социалистическая
Федеративная Советская Республика признает обязанностью всех
граждан Республики защиту социалистического Отечества и
устанавливает всеобщую воинскую повинность. Почетное право
защищать революцию с оружием в руках предоставляется только
трудящимся; на нетрудовые же элементы возлагается отправление
иных военных обязанностей.
20. Исходя из солидарности
трудящихся всех наций,
Социалистическая Федеративная Советская Республика предоставляет
все политические права российских граждан иностранцам,
проживающим на территории Российской Республики для трудовых
занятий и принадлежащим к рабочему классу или к не пользующемуся
чужим трудом крестьянству, и признает за местными Советами право
предоставлять таким иностранцам, без всяких затруднительных
формальностей, право российского гражданства.
21. Российская Социалистическая Федеративная Советская
Республика предоставляет право убежища всем иностранцам,
подвергающимся преследованию за политические и религиозные
преступления.
22. Российская Социалистическая Федеративная Советская
Республика, признавая равные права за гражданами независимо от их
расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим
основным законам Республики установление или допущение каких-либо
привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то
ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их
равноправия.
23. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, 246
Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика
лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которые
используются ими в ущерб интересам социалистической революции.
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ
КОНСТРУКЦИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
А. Организация центральной власти
Глава шестая
О Всероссийском съезде Советов рабочих, крестьянских,
красноармейских и казачьих депутатов
24. Всероссийский съезд Советов является высшей властью
Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
25. Всероссийский съезд Советов составляется из
представителей городских Советов по расчету 1 депутат на 25000
избирателей и представителей губернских съездов Советов по
расчету 1 депутат на 125000 жителей.
Примечание 1. В случае, если губернский съезд Советов не
предшествует Всероссийскому съезду Советов, то делегаты на
последний посылаются непосредственно уездными съездами Советов.
Примечание 2. В случае, если областной съезд Советов
непосредственно предшествует Всероссийскому съезду Советов, то
делегаты на последний могут быть посланы областным съездом
Советов.
26. Всероссийский съезд Советов созывается Всероссийским
Центральным Исполнительным Комитетом Советов не реже двух раз в
год.
27. Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов созывается
Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов по 247
собственному почину или по требованию Советов местностей,
насчитывающих не менее 1/3 всего населения Республики.
28. Всероссийский съезд Советов избирает Всероссийский
Центральный Исполнительный Комитет Советов в числе не свыше
200 человек.
29. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов
всецело ответствен перед Всероссийским съездом Советов.
30. В период между съездами высшей властью Республики
является Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет
Советов.
Глава седьмая
О Всероссийском
Центральном Исполнительном
31. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов
является высшим законодательным, распорядительным и
контролирующим органом Российс
Советской Республики.
32. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов
дает общее направление деятельности рабоче-крестьянского
правительства и всех органов Советской власти в стране,
объединяет и согласует работы по законодательству и управлению и
наблюдает за проведением в жизнь Советской Конституции,
постановлений Всероссийских съездов Советов и центральных органов
Советской власти.
33. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов
рассматривает и утверждает проекты декретов и иные предложения,
вносимые Советом Народных Комиссаров или отдельными ведомствами,
а также издает собственные декреты и распоряжения.
34. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов
созывает Всероссийский съезд Советов, которому представляет отчет 248
о своей деятельности и доклады по общей политике и отдельным
вопросам.
35. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов
образует Совет Народных Комиссаров для общего управления делами
Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и
отделы (народные комиссариаты) для руководства отдельными
отраслями управления.
36. Члены Всероссийского Центрального Исполнительного
Комитета Советов работают в отделах (народных комиссариатах) или
выполняют особые поручения Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета Советов.
Глава восьмая
О Совете Народных Комиссаров
37. Совету Народных Комиссаров принадлежит общее управление
делами Российской Социалистической Федеративной Советской
Республики.
38. В осуществление этой задачи Совет Народных Комиссаров
издает декреты, распоряжения, инструкции и вообще принимает все
меры, необходимые для правильного и быстрого течения
государственной жизни.
39. О всех своих
постановлениях и решениях
Комиссаров немедленно сообщает Всероссийскому Центральному
Исполнительному Комитету Советов.
40. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов
вправе отменить или приостановить всякое постановление или
решение Совета Народных Комиссаров.
41. Все постановления и решения Совета Народных Комиссаров,
имеющие крупное общеполитическое значение, представляются на
рассмотрение и утверждение Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета Советов.
Примечание. Мероприятия, требующие неотложного выполнения, 249
могут быть осуществлены Советом Народных Комиссаров
непосредственно.
42. Члены Совета Народных Комиссаров стоят во главе
отдельных народных комиссариатов.
43. Народных комиссариатов образуется 17, а именно:
а) по иностранным делам;
б) по военным делам;
в) по морским делам;
г) по внутренним делам;
д) юстиции;
е) труда;
ж) социального обеспечения;
з) просвещения;
и) почт и телеграфов;
к) по делам национальностей;
л) по финансовым делам;
м) путей сообщения;
н) земледелия;
о) торговли и промышленности;
п) продовольствия;
р) Государственного контроля;
с) Высший Совет Народного Хозяйства;
т) здравоохранения.
44. При каждом народном комиссаре, под его
председательством, образуется коллегия, члены которой
утверждаются Советом Народных Комиссаров.
45. Народный комиссар вправе единолично принимать решения по
всем вопросам, подлежащим ведению соответствующего Народного 250
комиссариата, доводя о них до сведения коллегии. В случае
несогласия коллегии с тем или иным решением народного комиссара
коллегия, не приостанавливая исполнения решения, может обжаловать
его в Совет Народных Комиссаров или в Президиум Всероссийского
Центрального Исполнительного Комитета Советов.
То же право обжалования принадлежит и отдельным членам
коллегии.
46. Совет Народных Комиссаров всецело ответствен перед
Всероссийским съездом Советов и Всероссийским Центральным
Исполнительным Комитетом
47. Народные комиссары
и коллегии при народных
всецело ответственны перед Советом Народных Комиссаров и перед
Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов.
48. Звание народного комиссара принадлежит исключительно
членам Совета Народных Комиссаров, ведающего общими делами
Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, и
никаким иным представителям Советской власти как в центре, так и
на местах присвоено быть не может.
Глава девятая
О предметах ведения Всероссийского съезда Советов и
Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов
49. Ведению Всероссийского
съезда Советов и
Центрального Исполнительного Комитета Советов подлежат все
вопросы общегосударственного значения, как-то:
а) Утверждение, изменение и дополнение Конституции
Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
б) Общее руководство всей внешней и внутренней политикой 251
Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
в) Установление и изменение границ, а равно отчуждение
частей территории Российской .Социалистической Федеративной
Советской Республики или принадлежащих ей прав.
г) Установление границ и компетенции областных Советских
союзов, входящих в состав Российской Социалистической
Федеративной Советской Республики, а также разрешение споров
между ними.
д) Принятие в состав Российской Социалистической
Федеративной Советской Республики новых сочленов Советской
Республики и признание выхода из Российской Федерации отдельных
частей ее.
е) Общее административное
разделение территории
Социалистической Федеративной Советской Республики и утверждение
областных объединений.
ж) Установление и изменение системы мер, весов и денег на
территории Российской Социалистической Федеративной Советской
Республики.
з) Сношение с иностранными государствами, объявление войны и
заключение мира.
и) Заключение займов, таможенных и торговых договоров, а
равно финансовых соглашений.
к) Установление основ и общего плана всего народного
хозяйства и отдельных его отраслей на территории Российской
Социалистической Федеративной Советской Республики.
л) Утверждение бюджета Российской Социалистической
Федеративной Советской
м) Установление
н) Установление основ организации вооруженных сил Российской
Социалистической Федеративной Советской Республики.
о) Общегосударственное законодательство, судоустройство и 252
судопроизводство, гражданское, уголовное законодательство и пр.
п) Назначение и смещение как отдельных членов Совета
Народных Комиссаров, так и всего Совета Народных Комиссаров в
целом, а также утверждение Председателя Совета Народных
Комиссаров.
р) Издание общих постановлений о приобретении и утрате прав
российского гражданства и о правах иностранцев на территории
Республики.
с) Право амнистии, общей и частичной.
50. Сверх перечисленных вопросов ведению Всероссийского
съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного
Комитета Советов подлежат все вопросы, которые они признают
подлежащими их разрешению.
51. Исключительному ведению Всероссийского съезда Советов
подлежат:
а) Установление, дополнение и изменение основных начал
Советской Конституции.
б) Ратификация мирных договоров.
52. Разрешение вопросов, указанных в пунктах «в» и «з»
ст.49, предоставляется Всероссийскому Центральному Исполнительному
Комитету Советов лишь при невозможности созыва Всероссийского
съезда Советов.
Б. Организация Советской власти на местах
Глава десятая
О съездах Советов
53. Съезды Советов
составляются следующим
а) Областные — из представителей городских Советов и уездных
съездов Советов по расчету 1 депутат на 25000 жителей, а от
городов — по 1 депутату на 5000 избирателей, но не более 500 253
делегатов на всю область, либо из представителей губернских