История формирования конституционного суда рф

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 06:49, реферат

Описание работы

Правоохранительная деятельность - это деятельность государства в лице его специально уполномоченных органов по обеспечению законности, правопорядка, охране прав и законных интересов общества, государства, общественных и иных объединений граждан, защите прав и свобод человека и гражданина, борьбе с преступлениями и другими правонарушениями, которая осуществляется в установленном законом порядке посредством применения в строгом соответствии с законом мер юридического воздействия (в т. ч. мер государственного принуждения)2.
Признаки правоохранительной деятельности:
• правоохранительная деятельность осуществляется только специально уполномоченными государственными органами, в отношении которых законодательством установлен жесткий порядок комплектования, организации и функционирования;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ….…6
ПОЛНОМОЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ……………….........9
ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ………………………………………………………………….….10
Состав и порядок образования Конституционного Суда РФ………10
Занятия и действия, несовместимые с должностью судьи Конституционного Суда Российской Федерации…………………...12
СТРУКТУРА И ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ…………………………………………………….……………….15
ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ………………..….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...21
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….22

Работа содержит 1 файл

Konstitutsionnyy_sud.docx

— 44.77 Кб (Скачать)

             Каждый судья Конституционного  Суда Российской Федерации назначается  на должность в индивидуальном  порядке тайным голосованием. Назначенным  на должность судьи Конституционного  Суда Российской Федерации считается  лицо, получившее при голосовании  большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

             В случае выбытия судьи из  состава Конституционного Суда  Российской Федерации представление  о назначении другого лица  на вакантное место судьи вносится  Президентом Российской Федерации  в Совет Федерации не позднее  месяца со дня открытия вакансии.

             Судья Конституционного Суда  Российской Федерации, срок полномочий  которого истек, продолжает исполнять  обязанности судьи до назначения  на должность нового судьи  или до принятия итогового  решения по делу, начатому с  его участием.

             Численный состав Конституционного  суда теперь равен 19, в отличие от предусмотренных по закону 1991 г. 15 (напомним , что реально тогда было избрано 13 человек). Изменен порядок формирования Суда, что связано с новой системой органов государственной власти, установленной Конституцией 1993 г.. Конституционный суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия самого Конституционного суда не ограничены сроком, тогда как полномочия судей ограничиваются сроком в 12 лет. Верхняя возрастная граница членов Конституционного суда не должна превышать 70 лет. Повторное назначение судьи на должность не допускается. Ранее же действовавший Закон 1991 г. фактически придерживался принципа несменяемости членов Суда.

             Судья Конституционного суда  считается вступившим в должность  с момента принесения им присяги,  а истекают его полномочия  в последний день месяца, в  котором заканчивается его избирательный  срок или в котором ему исполняется  70 лет.

             Независимость судьи Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными настоящим Федеральным конституционным законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.       

             Судья Конституционного Суда  Российской Федерации неприкосновенен.    Он не может быть привлечен  к уголовной или административной  ответственности, налагаемой в  судебном порядке, задержан, арестован,  подвергнут обыску без согласия  Конституционного Суда Российской  Федерации, за исключением случаев  задержания на месте преступления, а также подвергнут личному  досмотру, за исключением случаев,  когда это предусмотрено федеральным  законом для обеспечения безопасности  других людей. 

 

 

3.2  Занятия  и  действия,  несовместимые  с   должностью

судьи Конституционного Суда Российской Федерации

 

      Судья Конституционного  Суда Российской Федерации не  может быть  членом 

       (депутатом)  Совета  Федерации,  депутатом  Государственной

     Думы, иных  представительных  органов,  занимать либо сохранять  за

     собой другие государственные   или  общественные  должности,  иметь

     частную практику,     заниматься     предпринимательской,     иной

     оплачиваемой деятельностью,  кроме  преподавательской,  научной и

     иной творческой    деятельности,   занятие   которой   не   должно

     препятствовать выполнению  обязанностей судьи Конституционного  Суда

   Российской Федерации   и  не  может  служить   уважительной причиной

   отсутствия на   заседании,   если   на   то   не   дано   согласия

   Конституционного Суда Российской  Федерации.

                     Судья Конституционного Суда  Российской  Федерации не  вправе

   осуществлять защиту   или   представительство,   кроме   законного

   представительства, в суде,  арбитражном  суде  или  иных  органах,

   оказывать кому  бы  то  ни было покровительство в получении прав и

   освобождении от обязанностей.

                     Судья Конституционного  Суда  Российской  Федерации не  может

   принадлежать к политическим  партиям и  движениям,  материально   их

   поддерживать, участвовать    в    политических    акциях,    вести

   политическую пропаганду  или агитацию,  участвовать в  компаниях  по

   выборам в   органы   государственной   власти  и   органы  местного

   самоуправления, присутствовать   на   съездах    и    конференциях

   политических партий   и  движений,  заниматься  иной  политической

   деятельностью. Он не  может  также  входить   в  руководящий  состав

   каких-либо общественных  объединений, даже если они  и не преследуют

   политических целей.

             Судья Конституционного  Суда  Российской  Федерации не вправе,

   выступая в печати,  иных  средствах  массовой  информации  и  перед

   любой аудиторией,  публично  высказывать  свое  мнение  о вопросе,

   который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде

   Российской Федерации,  а   также  который  изучается или принят к

   рассмотрению Конституционным   Судом   Российской   Федерации,   до

   принятия решения по этому  вопросу.

             Ничто   не   может   рассматриваться   как ограничение права судьи

Конституционного  Суда Российской Федерации свободно выражать

 свою  волю  гражданина   и   избирателя   путем голосования  на выборах и референдуме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.СТРУКТУРА И ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА.

 

             Структура и организация деятельности  Конституционного Суда составлена  следующим образом:  в состав Конституционного суда входят две палаты, включающие в себя соответственно  9 и 10 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного суда.

             Конституционный суд РФ рассматривает  и разрешает дела в пленарных  заседаниях и заседаниях палат.  В пленарных заседаниях участвуют  все судьи, в заседаниях палат  - судьи, входящие в их состав. Пленарный состав палат не  должен оставаться неизменным  более, чем 3 года подряд. В состав одной палаты не могут входить Председатель и заместитель Председателя Конституционного суда.   

             В ходе пленарных заседаний  Конституционный суд  избирает  Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаря Конституционного  суда; формирует персональные составы  палат Конституционного Суда; принимает  Регламент Конституционного суда  и вносит в него изменения  и дополнения; устанавливает очередность  рассмотрения дел в пленарных  заседаниях, а также распределяет  дела между палатами; принимает  решения о приостановлении или  о прекращении полномочий судьи  Конституционного Суда, а также  в случае необходимости - о  досрочном освобождении от должности  Председателя, его заместителя или  судьи-секретаря Конституционного  суда.

             В заседаниях палат Конституционный  суд решает дела, отнесенные к  ведению Конституционного суда  и не подлежащие рассмотрению  в пленарных заседаниях. В их  число входят дела о соответствии  Конституции Российской Федерации  следующих нормативных актов:

- федеральных законов, нормативных  актов Президента России, Совета  Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

- законов и иных нормативных  актов субъектов РФ, изданных  по вопросам, относящимся к ведению  органов государственной власти  РФ и совместному ведению органов  государственной власти России  и органов государственной власти  ее субъектов;

-договоров между органами государственной  власти России и органами государственной  власти субъектов РФ, а также  договоров между органами государственной  власти самих субъектов Российской  Федерации;

- не вступивших в силу международных  договоров Российской Федерации;

             В заседаниях палат Конституционный  суд России решает также споры  о компетенции:  между федеральными  органами государственной власти; между органами государственных  властей Российской Федерации и ее субъектов; между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

             В пленарном заседании Конституционного  суда тайным голосованием большинством  голосов от общего числа судей  избирается Председатель - сроком  на три года, заместитель Председателя  и судья-секретарь Конституционного  суда.

Председатель Конституционного суда РФ выполняет следующие функции:

1)  руководит подготовкой пленарных  заседаний Конституционного суда, созывает их и присутствует  на них;

2) вносит на обсуждение Конституционного  суда вопросы, подлежащие рассмотрению  в пленарных заседаниях;

3) представляет Конституционный  суд в сношениях с государственными  органами и организациями; выступает  от имени Конституционного суда.

4)  осуществляет общее руководство  аппаратом Конституционного суда.

Председатель Конституционного суда издает приказы и распоряжения Суда.

             После возобновления деятельности  Конституционного суда в 1995 г.  структура его аппарата была  усовершенствована. В ней можно  выделить две составляющие части: 

первая из часть - это так называемый аппарат судей. При каждом судье состоят три работника, призванных помогать непосредственно ему и ему подчиненным. (Аппарат Председателя суда, его заместителя и судьи-секретаря по численности выше.)

вторая часть аппарата - это секретариат, состоящий из ряда управлений (Управление конституционного надзора, Управление конституционных программ частного права, Управление международного права и т.д.). В их задачи входит первичное ознакомление с поступившими обращениями, подготовка экспертных заключений по принятым к рассмотрению делам, подготовка аналитических материалов.

             Общая численность секретариата - около 150 штатных единиц.

             При Суде действует также Научно-консультационный  совет, а по вопросам своей  внутренней деятельности Конституционный  суд принимает Регламент Конституционного  суда. В нем устанавливаются: порядок  определения персонального состава  палат Конституционного суда, порядок  распределения дел между ними, порядок определения очередности  рассмотрения дел в пленарных  заседаниях и в заседаниях  палат и т.д..

 

 

 

                                         

 

 

 

 

5 . ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО  СУДА .

 

                     “Конституционный суд Российской  Федерации - судебный орган конституционного  контроля, самостоятельно и независимо  осуществляющий судебную власть  посредством конституционного судопроизводства”, - гласит ст.1 Закона о Конституционном  суде РФ. В нем четко определены  характер, сущность и место Конституционного  суда в системе органов государственной  власти. Следовательно, Конституционный  суд - прежде всего - составная  часть судебной власти России, предназначенная для того, чтобы  удерживать все ветви власти  в рамках права. 

Полномочия Конституционного суда определяются Конституцией Российской Федерации 1993 г. (ст.125) и Федеральным  конституционным законом о Конституционном  суде     Российской Федерации  от 21 июля 1994 г..

В целях защиты основ конституционного строя в Российской Федерации  Конституционный суд РФ обладает следующими полномочиями:

  • Решать дела о соответствии Конституции Российской Федерации; федеральных законов, нормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации;    договоров между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации,  еще не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
  • Разрешать споры о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
  • Проверять конституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам на нарушения конституционных прав граждан и по запросам судов;
  • Давать толкование Конституции РФ;
  • Давать заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинений в адрес Президента России в государственной измене или совершении другого тяжкого преступления;
  • Выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;                                                                                                              

С запросом о толковании Конституции, согласно тексту Закона,  в Суд  могут обращаться исключительно: Президент  РФ, Совет Федерации, Государственная  Дума, Правительство РФ, органы законодательной  власти субъектов федерации. Конституционный  Суд РФ решает исключительно вопросы  права.

Информация о работе История формирования конституционного суда рф