Истоки теории разделения властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является всестороннее исследование разделения властей, как теории и принципа.

Для того, чтобы поставленная цель была достигнута необходимо рассмотреть следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть исторические предпосылки и сам процесс возникновения теории о разделении властей.

2. Изучить реализацию принципа разделения властей в современной российской государственно-правовой действительности.

3. Исследовать разночтения по вопросу о месте и роли самой концепции разделения властей в современной государственно-правовой теории и практике.

Содержание

Введение….……………………………….……………………………………….3

Глава 1. Сущность и роль теории разделения властей…………...………….....5

1.1. Сущность теории разделения властей ...................................................6

1.2. Роль и значение теории разделения властей..........................................8

Глава 2. Истоки теории разделения властей…………………………….…..…16

2.2. Возникновение теории разделения властей на Западе .......................16

2.2. Идеи разделения властей в России…………..…………...…………..24

Заключение….........................................................................................................27

Список использованной литературы…………….……………………………..29

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

    Если  первая из сравниваемых между собой  потенциальных систем, анализировал он, «имеет только вид закона», то другая есть «самое существо его». Если первая недолговечна и «издалека сама готовит  себе прекращение», то другая при благоприятных обстоятельствах «может утвердиться, долгое время без важных перемен постепенно следовать за гражданским усовершенствованием». Наконец, если первая может быть «оправданна в народе своевольном, непостоянном, преклонном ко всем новым умствованиям и особливо тогда, когда народ сей выходит из анархии с превратными привычками», то вторая «одна может быть свойственна народу, который имеет более доброго смысла, нежели пытливости, более простого и твердого разума, нежели воображения, коего характер трудно обольстить, нелегко убедить простою истиною» 38.

                              

Заключение

    В результате проделанного исследования, мы пришли к следующим выводам:

    1. Разделение властей, как теория о соотношении властей в государстве, была впервые выдвинута Дж.Локком и затем развитая Ш.Монтескье. Непосредственно связана со школой естественного права - сыграла прогрессивную роль в борьбе против абсолютизма. Верно предполагалось, что для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная, судебная. Именно поэтому, в настоящее время по принципу разделения властей построены конституции многих государств.

    2. Различное понимание реализации принципа разделения властей в научных кругах современных западных стран сводится к следующему:

    Во-первых, разночтения по вопросу о месте  и роли самой концепции разделения властей в современной государственно-правовой теории и практике.

    Во-вторых, различная интерпретация проблем  соотношения общей теории разделения властей и «национальной» практики ее применения.

    В-третьих, разноречивое понимание и неодинаковое толкование вопросов, касающихся оптимального соотношения законодательной и  исполнительной властей, с одной  стороны, и места и роли в рассматриваемой  триаде судебных органов — с другой.

    3. Как показывает практический  опыт функционирования властей  после принятия Конституции России 1993 г., обладая относительной самостоятельностью  и сдерживая в своей повседневной  деятельности друг друга, государственные  власти далеко не всегда уравновешивают друг друга.

    В особенности это касается законодательной  и исполнительно- распорядительной властей. В отношениях между ними, равно как и в отношениях с  другими ветвями и разновидностями  властей, неизменно доминирует президентская, а точнее, исполнительная власть.

    Во  взаимоотношениях с судебной властью  это предопределяется прежде всего  тем, что президент обладает огромными  конституционными возможностями оказывать  влияние на кадровый состав судебных органов.

    В отношениях с законодательной властью доминирование исполнительной власти во многом предопределяется тем, что президент обладает такими весьма действенными рычагами, как право роспуска Государственной Думы, право назначения выборов в Государственную Думу, право назначения референдумов, право на внесение законопроектов в Думу, подписывания и обнародования федеральных законов. Президент обладает также правом вето на принимаемые законы.

    К сожалению сложившаяся ситуация, в значительной степени предопределяет в настоящее время в России формально-юридическое и фактическое доминирование исполнительной ветви над остальными ветвями государственной власти, что способствует установлению авторитарной формы правления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                     

Список  использованной литературы 

    Нормативно-правовые акты:

    1.   Декларация прав человека и гражданина 1789 года//Антология мировой правовой мысли: в 5 т. - М., 1999.

    2. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993.//Справочная система Консультант плюс. 

    Специальная и научная литература:

    1.  Абашмадзе В. В. Учение о разделении государственной власти и его критика. — Тбилиси, 1972.

    2. Азаркин Н. М. Из истории политической и правовой мысли. М., 1988.

    3. Алексеев С. С. Право России/ Независимая газета. 25 мая 1993.

    4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма-Инфра-М, 2001.

    5. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. М.: «Инфра», 1996.

    6. Барнашев А. Ш. Теория разделения властей: Становление, развитие, применение. Томск, 1988.

    7. Безуглов А. Л. Принципы разделения властей / Государство и право, 1998.

    8. Валуев М. Исторические типы философии. М.: «Знания» 1992.

    9. Кутафин О.Е. Основы государства и права, М: Юрист, 1998.

    10. Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т. 3. М., 1988.

    11. Нернесянц В. С. Гегелевская философия права. — М., 1974.

    12. Исаев И.А., Золотухина М.Н., История политических и правовых учений России. М.: «Юрист», 1995.

    13. Политология. Энциклопедический словарь. М.,1993.

    14. Прозорова Н. С. Теория “Разделения властей” и современное буржуазное государство./ Советское государство и право. 1974.

    15. Проблемы теории государства и права/ Под ред. М. Н. Марченко. — М.: «Проспект» , 1999.

    16. Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь. М.: Инфра- М. НОРМА, 1997.

    17. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юрист, 1997.

    18. Тихомиров Ю. А. Власть в обществе: единство и разделение/ Советское государство и право. 1990.

    19. Хропанюк «Теория государства и права», М.: «ДТД», 1996.

    20. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права, М.: «Юрист», 1996. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Истоки теории разделения властей