Истоки теории разделения властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является всестороннее исследование разделения властей, как теории и принципа.

Для того, чтобы поставленная цель была достигнута необходимо рассмотреть следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть исторические предпосылки и сам процесс возникновения теории о разделении властей.

2. Изучить реализацию принципа разделения властей в современной российской государственно-правовой действительности.

3. Исследовать разночтения по вопросу о месте и роли самой концепции разделения властей в современной государственно-правовой теории и практике.

Содержание

Введение….……………………………….……………………………………….3

Глава 1. Сущность и роль теории разделения властей…………...………….....5

1.1. Сущность теории разделения властей ...................................................6

1.2. Роль и значение теории разделения властей..........................................8

Глава 2. Истоки теории разделения властей…………………………….…..…16

2.2. Возникновение теории разделения властей на Западе .......................16

2.2. Идеи разделения властей в России…………..…………...…………..24

Заключение….........................................................................................................27

Список использованной литературы…………….……………………………..29

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 167.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение….……………………………….……………………………………….3

Глава 1. Сущность и роль теории разделения властей…………...………….....5

    1.1. Сущность теории разделения властей  ...................................................6

    1.2. Роль и значение теории разделения властей..........................................8

Глава 2. Истоки теории разделения властей…………………………….…..…16

    2.2. Возникновение теории разделения  властей на Западе .......................16

        2.2. Идеи разделения властей в России…………..…………...…………..24

Заключение….........................................................................................................27

Список  использованной литературы…………….……………………………..29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    За  весь исторический период своего сознательного существования общество в лице самых ярких представителей по-разному отвечало на вопрос об идеальной модели государственного устройства. Основной мировой тенденцией конца XX века является приоритет модели правового государства и торжество теории естественного права. Российская Федерация в настоящее время переживает период экономических и социально-политических реформ, основной целью которых выступает создание условий для максимальной реализации личности в обществе и государстве. Поскольку, основным ориентиром для этого служат современные представления о демократии и основных принципах ее воплощения, особую важность приобретает изучение основных принципов, делающих такую демократию возможной на практике.

    Данная  курсовая работа посвящена исследованию «разделения властей». Указанное словосочетание несет в себе двусмысленное значение: во-первых, «разделение властей», как теория организации гражданского общества; во-вторых, «разделение властей», как один из основных принципов функционирования современного правового государства.

    Целью курсовой работы является всестороннее исследование разделения властей, как  теории и принципа.

    Для того, чтобы поставленная цель была достигнута необходимо рассмотреть следующие задачи исследования:

    1. Рассмотреть исторические предпосылки и сам процесс возникновения теории о разделении властей.

    2. Изучить реализацию принципа разделения властей в современной российской государственно-правовой действительности.

    3. Исследовать разночтения по вопросу  о месте и роли самой концепции разделения властей в современной государственно-правовой теории и практике.

    В процессе исследования автор опирался на следующие источники: Конституцию РФ 1993г., Конституции США, Франции. Учебная литература в работе представлена исследованиями известных отечественных специалистов в лице С.С. Алексеева, О.Е. Кутафина, Н.Е. Хропанюк Н.Е. и др.

    Рассматривая  проблему разделения властей невозможно проигнорировать первоисточники, а  именно труды основоположников самой теории: Дж. Локка и Ш. Монтескье.

    В целом необходимо отметить, что рассмотрение теории и принципа разделения властей только на первый взгляд, кажется легкой, поверхностной задачей, которую можно решить рядом общих фраз и выводов. На самом деле настоящее исследование проблемы демонстрирует противоречивое однообразие в подходах особенностях и нюансах в отношении к модели правового государства. Такое разнообразие является объективным отражением неоднородности в развитии мирового сообщества в современный период  так и адаптацию Российской государственности. На протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. Основными методами, используемыми в данной работе, являлись исследование научного материала по заданной теме, нормативные акты, в частности Конституция  Российской Федерации, помогут уяснить механизм действия принципа разделения властей.

    Данная  работа состоит из введения, двух глав: в первой главе освещается сущность и роль теории разделения властей; во второй рассматриваются истоки разделения властей; далее следует заключение и список использованной литературы. 

    Глава 1. Сущность и роль теории разделения властей

    Принцип разделения властей отнесен к  числу основных конституционных  принципов всех современных демократических  государств. Это вовсе не означает, что он обязательно упоминается  в тексте основного закона. Этот принцип находит свое отражение в построении механизма осуществления власти. А реальность существования разделения властей подтверждается (или опровергается) практикой формирования и функционирования последнего. Составными частями механизма власти повсеместно признаётся законодательная, исполнительная и судебная власти, каждая из которых, воплощая единство власти, принадлежащей народу, остается самостоятельной1.

    Во  всех странах демократии существуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Однако способы  их разделения и взаимодействия далеко не одинаковы. Иначе говоря, принцип один, а способы его реализации различны. В каждой стране государственный механизм отличается несомненной спецификой и многочисленными особенностями. Конкретное претворение в жизнь принципа разделения властей зависит от воздействия многочисленных факторов. Среди них можно отметить такие, как исторические особенности становления и эволюции государства, уровень социально-экономического развития, естесвенно-географические условия существования, этнонациональный состав населения и многие другие. Можно выделить этнонациональный состав, так как от этнонационального фактора зависит претворение в жизнь принципа разделения властей. Так же можно выделить социально-экономический уровень развития общества. Еще одно важное значение имеет расстановка политических сил в стране. Практика показывает, что очень часто те или иные положения, зафиксированные в конституции, могут по-разному трактоваться и применяться в зависимости от того, что собой представляет партийная система страны, и какие именно политические партии находятся у власти. 
 

    1.1. Cущность теории разделения властей

    Какими  бы ни были разными варианты механизма  действия принципа разделения властей  теория в основе определяет следующее  его содержание.

    «Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции2.

    Исполнительная  власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством её подотчётност и ответственности перед представительными органами государственной власти.

    Судебная  власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто  бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может  присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей является организационно – правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей»3.

    Таким образом, разграничение единой государственной  власти на три относительно самостоятельные  и независимые отрасли предотвращает  возможные злоупотребления властью  и возникновение тоталитарного  управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает своё место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно - правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Следует отметить, что принцип разделения властей является одним из принципов правового государства и эффективно действовать может только в связке с ними, важнейшими из которых являются принцип законности, взаимная ответственность государства и личности, реальность прав личности.

                 

                     

    1.2. Роль и значение  теории разделения  властей

    Анализируя  основные положения теории разделения властей под углом зрения их применения к современной действительности ученые-конституционалисты приходят к  выводу о том, что в реальной жизни  данная теория нередко остается ничем иным как лишь формальной теорией. Что же касается практики ее применения, то она зачастую носит если не откровенно негативный, то во всяком случае весьма противоречивый характер.

    Это не означает, что разделение властей  не имеет отношения к современному государству. Два основных принципа, лежащих в основе концепции, сохраняют свое значение: это необходимость разделения властных ресурсов с целью предотвращения их монополизации и абсолютного господства, основанного на произволе (тирании), и необходимость организационного и функционального обособления властных структур с целью более специализированного, профессионального и эффективного управления. Однако реализация этих принципов в современном обществе приобретает совершенно иные формы, серьезно отличающиеся от представлений философов восемнадцатого столетия4.

       Первой важной характеристикой современного разделения властей является организация тесного взаимодействия между исполнительной властью и законодательной. Французский государствовед Ж.-Л.Шабо различает государства, где деятельность представительной и исполнительной власти основана на их разделении (США), и государства, в основе которых лежит сотрудничество властей (Франция, Великобритания) или смешение властей (авторитарные режимы) как противоположность разделения.5 Таким образом, само понятие разделение властей релятивизируется и сводится к особенностям некоторых национальных систем государственного управления. Обязательной характеристикой многих современных конституций, в том числе российской, является также возможность роспуска законодательного органа и вынужденной отставки правительства. И то, и другое способствует эффективности управления, в частности - при разрешении серьезных кризисов, но имеет мало общего с классическими представлениями о взаимонезависимости властей.

         Вторая важная черта - усиление исполнительной власти в ущерб другим ветвям, прежде всего - власти законодательной. Согласно традиционной концепции разделения властей, законодательная власть разрабатывает и принимает законы, исполнительная занимается их реализацией, судебная - контролем и наказанием за нарушение. На практике органы исполнительной власти в большинстве современных государств разрабатывают 80-90% законопроектов. Это связано и с растущей технической сложностью законов (депутаты не обладают достаточной компетентностью для разработки всех деталей), и с неспособностью крупных коллегиальных органов, формируемых на конкурентной основе и обладающих переменным составом, самостоятельно создавать и принимать непротиворечивые документы, превосходящие своей сложностью простые дилеммы типа да - нет. Кроме того, постоянно увеличивается значение актов исполнительной власти: в большинстве современных государств существует сфера исключительной компетенции правительства или исполнительной власти в целом, куда парламент не вправе вмешиваться, - либо не вмешивается по традиции. Классический пример сфера регламентарной власти правительства во Франции. Другое, гораздо более распространенное проявление той же тенденции - многочисленные ситуации, когда подзаконные акты фактически имеют большее влияние на практику государственного управления, чем предшествующие им законы. В России такую роль играют как указы Президента, так и постановления Правительства, а также многочисленные ведомственные акты, акты региональной и местной исполнительной власти6.

Информация о работе Истоки теории разделения властей