Истоки теории разделения властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является всестороннее исследование разделения властей, как теории и принципа.

Для того, чтобы поставленная цель была достигнута необходимо рассмотреть следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть исторические предпосылки и сам процесс возникновения теории о разделении властей.

2. Изучить реализацию принципа разделения властей в современной российской государственно-правовой действительности.

3. Исследовать разночтения по вопросу о месте и роли самой концепции разделения властей в современной государственно-правовой теории и практике.

Содержание

Введение….……………………………….……………………………………….3

Глава 1. Сущность и роль теории разделения властей…………...………….....5

1.1. Сущность теории разделения властей ...................................................6

1.2. Роль и значение теории разделения властей..........................................8

Глава 2. Истоки теории разделения властей…………………………….…..…16

2.2. Возникновение теории разделения властей на Западе .......................16

2.2. Идеи разделения властей в России…………..…………...…………..24

Заключение….........................................................................................................27

Список использованной литературы…………….……………………………..29

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

    Говоря  о конкретных условиях и предпосылках возникновения теории разделения властей  в Англии (в интерпретации Дж. Локка) и во Франции (в представлении  Ш. Монтескье), необходимо не только исходить из анализа объективных факторов но и принимать во внимание субъективные воззрения ее основателей.

    В частности, для глубокого понимания  истоков, роли и назначения данной концепции  в Англии весьма важным является не только констатация таких объективно существовавших факторов, которые самым непосредственным образом сказались на содержании теории разделения властей, но и установление более «удобной» для набиравшего в тот период силу нового класса буржуазии конституционной монархии, получившей затем законодательное закрепление в Билле о правах (1689 г.) и Акте об устроении (1701 г.), а также достижение социально-политического компромисса между земельной и денежной аристократией, между фактически господствовавшей в стране буржуазией и официально правящим дворянством, и др.

    Объективные факторы - реально существующие условия  и предпосылки несомненно являются той базой, основой, на которой возникают  и функционируют как отдельные  идеи, так и сама теория разделения властей. Они, безусловно, имеют важнейшее значение для процесса возникновения и развитая рассматриваемой концепции и играют при этом доминирующую роль19.

    Однако  далеко не второстепенное значение для  данного процесса имеют и субъективные факторы, в частности политико-правовые и философские воззрения самого основателя доктрины разделения властей Дж. Локка.

    Представляя государство как совокупность людей, объединившихся в одно целое под  эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты  между ними.20 Дж. Локк считал, что только такой, а не какой бы то ни было иной институт, как государство - носитель публичной (политической) власти, способен защитить права и свободы граждан, гарантировать их участие в общественно-политической жизни, добиться «главной и великой цели»21 - сохранения собственности, ради которой люди объединяются в политическое сообщество.

    Однако  успешное выполнение этой сложной и  весьма многогранной миссии со стороны  государства непременно требует, согласно воззрениям знаменитого философа, четкого разделения его публично-правовых полномочий на уравновешивающие друг друга составные части и соответственно наделения ими различных «сдерживающих» друг друга от чрезмерных властных притязаний государственных органов.

    В соответствии с этим видением вопроса полномочия принимать законы (законодательная власть) возлагаются на парламент, а полномочия осуществлять их (исполнительная власть) — на монарха и правительство (кабинет министров). Все виды публично-властной деятельности и реализующие их государственные органы располагаются в иерархическом порядке. Верховной властью объявляется законодательная власть. Все иные ветви власти подчиняются ей, но вместе с тем оказывают на нее активное воздействие.

    Отстаивая данный способ организации власти и  распределения ее между различными государственными органами, Дж. Локк активно выступал против концепции абсолютизации и неограниченности власти.

    Абсолютная  монархия, писал в связи с этим автор, которую некоторые считают  «единственной формой правления  в мире», на самом деле «несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может быть формой гражданского правления» 22.

    Дело  в том, пояснял ученый, что поскольку  она сама не подчиняется закону, то, следовательно, она не может обеспечить подчинение ему и других властей и лиц. Такая власть не способна также гарантировать и естественную свободу человека.

    Последняя заключается в том, что человек  по природе своей полностью свободен «от какой бы то ни было стоящей  выше его власти на земле и не подчиняется власти другого человека, но руководствуется только законом природы».23 В отличие от естественной свободы, свобода человека в обществе состоит в том, что он не подчиняется никакой другой «законодательной власти, кроме той, которая установлена по согласию в государстве, и не находится в подчинении чьей-либо воле и не ограничен каким-либо законом, за исключением тех, которые будут установлены этим законодательным органом в соответствии с оказанным ему доверием» 24.

    Согласно  философским и политическим воззрениям Дж. Локка, если абсолютная монархия - эти  построенная тирания и беззаконие - находится в глубоком противоречии с природой человека и общественным договором, то публичная власть, построенная на основе принципа разделения властей, изначально  соответствует естественной природе людей.

    Обосновывая данный тезис, автор обращался к  таким природным чертам человека, как его способность создавать  общие для всех правила поведения  и в повседневной жизни руководствоваться  ими; как способность претворять в жизнь принимаемые им решения и применять общие правила к конкретным ситуациям; наконец, как способность не только устанавливать, но и поддерживать на определенном уровне и в определенных рамках свои отношения с другими людьми. Наличием данных природных черт человека обосновывалась необходимость и естественность разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную и федеративную (ведающую международными отношениями) власти25.

    Разумеется, реальное проявление названных черт, как и само разделение властей, возможно лишь в условиях государственного, а не догосударственного, естественного существования и состояния отдельного человека и всего общества. Ибо, во-первых, в естественном состоянии, по мнению Локка, не хватает установленного, определенного, известного закона, который был бы признан и допущен по общему согласию в качестве «нормы справедливости и несправедливости и служил бы общим мерилом»26, при помощи которого разрешались бы между ними споры.

    Во-вторых, в естественном состоянии не хватает знающего и беспристрастного судьи, который обладал бы властью разрешать все затруднения в соответствии с установленным законом.

    И в-третьих, в естественном состоянии  часто «недостает силы, которая мота бы подкрепить и поддержать справедливый приговор и привести его в исполнение» 27.

    Аналогичные идеи о разделении властей развивались  и дополнялись позднее в работах  Ш. Монтескье. В каждом государстве, писал он, «есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского.

    В силу первой части государь или учреждение создает законы, временные или  постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы. В силу второй он объявляет войну или заключает мир, посылает и принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия. В силу третьей власти он карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Последнюю власть можно назвать судебной, а вторую - просто исполнительной властью государства» 28.

    Рассматривая  истоки теории разделения властей, равно  как и процесс ее становления  и развития, в научной и учебной  юридической литературе совершенно справедливо указывается на то, что, несмотря на общность многих положений, высказанных Локком и Монтескье в отношении рассматриваемой теории, учение Монтескье о разделении властей «обладало значительной новизной по сравнению с предшествующими концепциями» 29.

    В чем это проявлялось? Во-первых, в  том, что Монтескье соединил либеральное понимание свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей. Свобода, доказывал просветитель, «устанавливается только законами и даже законами основными» 30. А во-вторых, в том, что он более определенно высказался за включение в состав властей, подлежащих разграничению, судебных органов. Система государственного управления, построенная на основе принципа разграничения властей, в первую очередь законодательной и исполнительной власти, дополнялась у Монтескье принципом независимости судей.

    Рассмотренная им триада в виде законодательной, исполнительной и судебной властей со временем стала  классической формулой теории конституционализма.

    Идеологически теория разделения властей была направлена против королевского абсолютизма и  служила обоснованию сложившегося в условиях предреволюционной Франции компромисса буржуазии и дворянства.

    Теория  разделения властей имела и имеет  в настоящее время не только научное, академическое, но и практическое значение. Идеи разделения властей были широко представлены, например, в таких фундаментальных актах, имевших огромное для своего времени юридическое и политико-практическое значение, как Декларация прав человека и гражданина (1789 г.), в которой акцентировалось особое внимание не только на индивидуальных правах и свободах, но и на важности для установления конституционного порядка разделения властей (ст.16); Конституция Франции (1791 г.), где закреплялось принципиально важное положение о том, что «во Франции нет власти, стоящей над законом» и что «король царствует лишь в силу закона, и лишь именем закона он может требовать повиновения» (гл. II, отдел 1, ст. 3); и др.

    Весьма  важным в плане разделения властей  было конституционное установление, согласно которому «ни одна часть  народа, никакое лицо не может себе присвоить его осуществление».

    В соответствии с этим установлением  «законодательная власть вверяется  Национальному Собранию, в состав которого входят представители свободно избранные народом на определенный срок». Исполнительная власть «вверена королю и осуществляется под его главенством министрами и прочими ответственными органами». Судебная же власть «вверена судьям, избираемым народом на определенный срок» (разд. III, ст. 1-5).

    По  мере своего становления и развития теория разделения властей нашла  довольно широкий отклик в академических и политических кругах не только Англии и Франции, но и ряда других стран. 
 

    2.2. Идеи разделения властей в России

    В России среди ряда других государственных  деятелей и ученых теория разделения властей занимала особое внимание М.М. Сперанского. В своем «Введении к уложению государственных законов» (1809 г.) он писал в связи с попыткой использования этой теории для «преобразования» самодержавия и стремлением поставить ее в рамки закона, что «нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет и составлять закон и исполнять его». Необходимо ее разделение. Необходимо, чтобы одни «установления» действовали в процессе составления закона, а другие - при их исполнении31.

    М.М. Сперанский предлагал «два различных  устройства» самодержавной власти на основе закона и принципа разделения властей.

    Первый  вариант такого устройства состоит  в том, чтобы «облечь правление  самодержавное» всеми «внешними  формами закона, оставив в существе его ту же силу и то же пространство самодержавия» 32.

    Главные черты и особенности такого устройства сводятся, по мнению автора, к тому, чтобы: 1) «установить сословие, которое  бы представляло силу законодательную, свободную», которая на самом деле была бы «под влиянием и в совершенной  зависимости от власти самодержавной»; 2) силу исполнительную «так учредить, чтобы она по выражению закона состояла в ответственности, но по разуму его была бы совершенно независима»; 3) власти судной «дать все преимущества видимой свободы, но связать ее на самом деле такими учреждениями, чтобы она в существе своем всегда состояла во власти самодержавной» 33.

    Данный  вариант самодержавного устройства, делал вывод Сперанский, будет  лишь казаться «во мнении народном»  действующим. Но на самом деле он никогда  не будет таковым.

    Суть  второго варианта такого устройства сводится к тому, чтобы не только «внешними формами покрыть самодержавие», но и ограничить его 
«внутреннею и внешнею, существенною силою установлений». Нужно учредить державную власть на законе не словами, но самим делом34.

    Если, писал автор, предпочтение будет  отдано этому варианту, тогда все  «установления» должны быть «расположены на иных правилах». А именно: 1) «законодательное сословие должно быть так устроено, чтобы оно не могло совершать своих положений без державной власти, но чтобы мнения его были свободны и выражали бы собою мнение народное»35;     2) сословие судебное должно быть так образовано, «чтобы в бытии своем оно зависело от свободного выбора, и один только надзор форм судебных и охранение общей безопасности принадлежали правительству»36; 3) власть исполнительная «должна быть вся исключительно вверена правительству». А чтобы эта власть «распоряжениями своими под видом исполнения законов» не могла бы «ни обезобразить», «ни совсем уничтожить» их, то она должна быть поставлена под «ответственность власти законодательной»37.

    Сравнивая два эти возможных варианта преобразования самодержавия с помощью теории разделения властей, Сперанский делал окончательный  вывод в пользу второго как  более совершенного и более действенного варианта.

Информация о работе Истоки теории разделения властей