Источники конституционного права России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Задачами настоящей курсовой работы является следующее:
- рассмотрение общей характеристики источников конституционного права;
- определение конституционных принципов и какое место они занимают в системе права и его источников;
- рассмотреть общую классификацию источников конституционного права;
- дать краткую характеристику таким источникам конституционного права, как Конституция РФ, Федеральный конституционный закон, федеральный закон, указы и распоряжения Президента, Постановления Правительства и другие.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА 6
1.1. Общая характеристика источников конституционного права 6
1.2. Конституционные принципы: форма выражения, 9
место в системе права и его источников 9
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИИ 15
2.1. Конституция РФ - основной источник конституционного права 15
2.2. Федеральные законы как источники конституционного права 19
2.3. Указы и распоряжения Президента РФ 23
2.4. Постановления правительства РФ 26
2.5. Правовое положение Конституционного суда как источника конституционного права. 27
2.6. Договора и соглашения. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа содержит 1 файл

Курсовая- Источники конституц права.doc

— 180.00 Кб (Скачать)
"center">2.5. Правовое положение Конституционного суда как источника конституционного права.  

    Наличие в отечественном законодательстве многочисленных пробелов и коллизий требует дальнейших шагов по поиску механизма их разрешения. Одним из вариантов такового в российской правовой системе выступает Конституционный  Суд Российской Федерации, основной функцией которого является определение соответствия нормативно-правовых актов различного уровня Конституции РФ. В настоящее время решения Конституционного Суда РФ играют весьма значительную роль в правовом регулировании, поскольку большинство ведущих отечественных правоведов признают общеобязательный характер его правовых позиций.

    Так, Лазарев Л.В. полагает, что «...прецедентный характер акта конституционной юрисдикции означает, что выраженная в нем правовая позиция относительно конституционности конкретного акта или нормы является образом (правилом), которым должны руководствоваться законодательные, судебные и иные органы, должностные лица при решении вопросов в рамках своей компетенции»20.

    В современной науке существует позиция, согласно которой решения Конституционного Суда являются источником российского права.

    Основными аргументами сторонников признания  правовых позиций Конституционного Суда источником права является наличие  у них свойств, присущих нормам права, а именно: а) их общий и обязательный характер; б) обладание юридической силой, «приравниваемой к юридической силе самой Конституции»; в) наличие у них «характера конституционно-правовой нормы, хотя таковой она никогда не становится»; г) схожесть «в судебной и иной правоприменительной практике» с 2характером прецедента», хотя таковыми по своей природе не являются; д) их самостоятельность как источника конституционного и иных отраслей права среди других источников права21.

    Однако  было бы недальновидным отрицать решения  Конституционного Суда как источника права лишь на том основании, что Конституционный Суд РФ не является законодательным органом. Нормотворчеством в известной мере занимаются все государственные органы, в связи с чем вряд ли разумно оспаривать наличие норм права в постановлениях Правительства РФ, Указах Президента РФ, приказах министерств, служб и агентств, хотя они и не являются законодательными органами. Однако данное нормотворчество осуществляется в пределах строго определенной компетенции. Принцип разделения властей, закрепленный в Конституции РФ, призван предотвратить узурпацию власти, не допуская концентрацию ряда различных функций в компетенции одного органа государственной власти. Ставя органы государства в зависимость друг от друга, Конституция РФ позволяет воздействовать им на деятельность друг друга в целях недопущения произвола.

    Проблема  статуса правовых позиций Конституционного Суда состоит не столько в вопросе о признании или непризнании их источником права, сколько в определении круга правоотношений, по поводу которых возможно формирование Конституционным Судом РФ нормативно подобных предписаний.

    Закон о Конституционном Суде определяет одной из его основных функций  толкование Конституции Российской Федерации. Такими полномочиями в системе  органов государственной власти больше никто не наделен, в чем и проявляется принцип разделения властей в отношении такого специфического органа, как Конституционный суд. Официальные толкования общих правовых принципов и основ государственного устройства, заложенных в Конституции РФ, несомненно, имеют статус источника конституционного права в силу тех аргументов, которые мы перечисляли выше, однако ситуация, когда Конституционный Суд начинает устанавливать порядок регулирования правоотношений иного отраслевого законодательства, является недопустимой.

    Конституционный Суд может выступать в иных (кроме конституционного) отраслях права только как «негативный» законодатель, реализуя тем самым функцию конституционного надзора. Установление же новых отраслевых норм возможно только посредством права законодательной инициативы, предусмотренной для Конституционного Суда Российской Федерации ст. 104 Конституции России. Поэтому мы полагаем, что решения Конституционного Суда могут быть только источниками конституционного права и не должны содержать конкретные нормы других отраслей права.

2.6. Договора и соглашения.

 
 

       Следует различать международные договоры  и  соглашения,  заключаемые Российской Федерацией с  другими  суверенными  государствами,  и  внутренние договоры и соглашения,  заключаемые между Федерацией  и  ее  субъектами  или между  субъектами  Федерации.    Конституция   РФ (ч. 4 ст. 15) устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного   права  и международные договоры Российской Федерации  являются  составной  частью  ее правовой системы.  По аналогии с  рядом зарубежных конституций (США  и  другое)

       Конституция  устанавливает  примат  международного  права  по  отношению   к внутреннему,  указывая,  что,  если   международным   договором   Российской Федерации  установлены  иные  правила,  чем  предусмотренные   законом,   то применяются правила  международного  договора.   Эта  конституционная  норма будет иметь растущее значение в связи со вступлением  России  в  Европейское Сообщество,  в  котором  действует  наднациональный  парламент,   обладающий законодательной  функцией.  Законы,  принятые  этим  парламентом,   являются источником конституционного права каждой входящей страны.

       К  числу  источников  конституционного  права   относятся   правовые акты,  принимаемые Содружеством Независимых  Государств,   одним  из  членов которого является Россия.  Такие акты,   еще  не  вошедшие   в  практику,  в будущем,  возможно,  будут   приниматься   Межпарламентской   Ассамблеей   и наднациональными  исполнительными  и  судебными   органами.   Процедура   их принятия и юридическая сила пока не определены.

       В  практику  Российской  Федерации  все  шире  входят  внутренние  до говоры и соглашения. Важным источником конституционного права ос      тается Федеративный Договор от 31 марта 1992  г.,  которым   были       закреплены основы взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов.  Другой  пример: Договор  между  Российской  Федерацией  и  Республикой  Татарстан  1994  г., которым  было  проведено  разграничение      предметов  ведения  и  взаимное делегирование полномочий между органами государственной власти  Федерации  и Республики Татарстан.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

       Итак, на основании вышеизложенного  можно   сделать   вывод,   что   источники конституционного права имеют исключительно большое значение  для  укрепления  законности  в  правовом  государстве.  Совершенство   названных   источников напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и  от  качества по существу всех видов  юридической  практики.  Юридическая  наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации  по  улучшению  форм  права,  а практика должна  умело  реализовать  предложения  ученых  в  целях  создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей  системы  источников  права.

       От  качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.

       Необходимо нормативно зафиксировать  «фундамент»  регулятивной  системы государства, главную форму права.  В  правовом  государстве  главной  формой права должен быть признан не нормативно-правовой акт вообще, а только  один из  них  -  Конституция.  При  этом   Конституция   государства   не   может ограничиваться «цементированием» лишь правовых актов. Все правовые  акты  и иные  формы  действующего   права   Российской   Федерации,   противоречащие Конституции, не должны иметь юридической силы.

      В юриспруденции термин «источник  права» традиционно понимается в  двух смыслах - материальном (содержательном) и формальном.

      Источники конституционного права классифицируются по их юридической силе и месту в иерархии правовых нормативных актов в зависимости от того, в какой из сфер законодательного регулирования, установленных ст.71-73 Конституции России, они приняты, и по масштабу действия. 
 

      Среди источников Конституционного права особое значение занимает Конституции РФ и конституции субъектов РФ, поскольку все остальные федеральные законы, указы и распоряжения должны быть приняты в соответствии с Конституцией и не противоречащей ей.

      Таким образом, в настоящей работе проанализированы отдельные наиболее важные нормативные акты, регулирующие общественные отношения в конституционном праве.  
 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативно-правовая литература 
 

   
  1. Российская  Федерация. Конституция (1993). Конституция  Российской Федерации [Текст]: офиц. Текст. – М.: Маркетинг, 2001. - 39 с.
  2. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ [Текст] // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
  3. Постановление Конституционного Суда РФ № 10-П от 07 июня 2000 г.  [Текст] // СЗ РФ. 2000. № 7. Ст. 654.
  4. Постановление Конституционного Суда РФ № 2-П от 27 января 1999 г. «По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации» [Текст] // СЗ РФ. 1999. № 6. Ст. 866.
 

Учебная и научная литература 

   
  1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность [Текст] / С.А. Авакьян. - М., 2001. -287с.
  2. Конституционные принципы: форма выражения, место в системе права и его источников [Текст] : Конституционное и муниципальное право. –М., 2007. № 8.
  3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. [Текст] / М.В. Баглай - М.: Норма-Инфра-М, 1998.
  4. Василевич Г.А., Кондратович Н.М., Приходько Л.А. Конституционное право зарубежных стран [Текст] / Г.А. Василевич.  - Минск, 2006. -197с.
  5. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, природа, юридическая сила и значение [Текст] : Конституционное правосудие в меняющихся правовых системах. - М., 1999.
  6. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право. [Текст] / Б.Н. Габричидзе. - М., 2003.
  7. Решения конституционных судов субъектов Российской Федерации как источник права [Текст] : Законодательство и экономика. – М., 2007. № 9.
  8. Проблемы эффективности реализации законов как источников конституционного права России [Текст] : Конституционное и муниципальное право. – М., 2006. № 9.
  9. Решения конституционного суда РФ в системе источников российского права [Текст] : Журнал российского права. – М., 2006. № 11.
  10. Россия и ее Конституция [Текст] : Журнал российского права. – М., 2003. № 11.
  11. Федеральный закон в системе источников конституционного права РФ [Текст] : Журнал российского права. – М.. 2008. № 2.
  12. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития [Текст] - М., 2004. -262с.
  13. Конюхова И.А. Конституционное право Российской Федерации. Общая часть: Курс лекций. [Текст] / И.А. Конюхова. - М., 2006
  14. Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации [Текст] / О.Е. Кутафин. - М., 2002. 
  15. Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России [Текст] / Л.В. Лазарев. - М., 2003.
  16. Новый закон о референдуме [Текст] : Право и политика. -М., 2004. № 8.
  17. Лазарев В.В. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации [Текст] / Под ред. В.В.Лазарев. - М., Юрид. лит, 2003.
  18. Правовые позиции конституционного суда как источник конституционного права [Текст] : Российский судья.  – М., 2005. № 8.
  19. Методологические аспекты формирования понятийного аппарата юридической науки [Текст] : Правоведение. – М., 2006. № 4.
  20. Страшун Б.А. Федеральное конституционное право России.  Учебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов [Текст] / Б.А. Страшун. - М.: Норма, 1996.
  21. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник [Текст] / В.М. Сырых. - М., 2004.
  22. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник для вузов. 3-е изд. [Текст] / М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2000.
  23. Конституция (устав) субъекта Российской Федерации как источник конституционного права [Текст] : Конституционное и муниципальное право. – М., 2007. № 6.
  24. Россия, Конституция, достойная жизнь: анализ взаимосвязей  [Текст] : Государство и право. – М., 2006. № 5.

Информация о работе Источники конституционного права России