Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:13, курсовая работа
Задачами настоящей курсовой работы является следующее:
- рассмотрение общей характеристики источников конституционного права;
- определение конституционных принципов и какое место они занимают в системе права и его источников;
- рассмотреть общую классификацию источников конституционного права;
- дать краткую характеристику таким источникам конституционного права, как Конституция РФ, Федеральный конституционный закон, федеральный закон, указы и распоряжения Президента, Постановления Правительства и другие.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА 6
1.1. Общая характеристика источников конституционного права 6
1.2. Конституционные принципы: форма выражения, 9
место в системе права и его источников 9
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИИ 15
2.1. Конституция РФ - основной источник конституционного права 15
2.2. Федеральные законы как источники конституционного права 19
2.3. Указы и распоряжения Президента РФ 23
2.4. Постановления правительства РФ 26
2.5. Правовое положение Конституционного суда как источника конституционного права. 27
2.6. Договора и соглашения. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Наличие
в отечественном
Так, Лазарев Л.В. полагает, что «...прецедентный характер акта конституционной юрисдикции означает, что выраженная в нем правовая позиция относительно конституционности конкретного акта или нормы является образом (правилом), которым должны руководствоваться законодательные, судебные и иные органы, должностные лица при решении вопросов в рамках своей компетенции»20.
В современной науке существует позиция, согласно которой решения Конституционного Суда являются источником российского права.
Основными
аргументами сторонников
Однако было бы недальновидным отрицать решения Конституционного Суда как источника права лишь на том основании, что Конституционный Суд РФ не является законодательным органом. Нормотворчеством в известной мере занимаются все государственные органы, в связи с чем вряд ли разумно оспаривать наличие норм права в постановлениях Правительства РФ, Указах Президента РФ, приказах министерств, служб и агентств, хотя они и не являются законодательными органами. Однако данное нормотворчество осуществляется в пределах строго определенной компетенции. Принцип разделения властей, закрепленный в Конституции РФ, призван предотвратить узурпацию власти, не допуская концентрацию ряда различных функций в компетенции одного органа государственной власти. Ставя органы государства в зависимость друг от друга, Конституция РФ позволяет воздействовать им на деятельность друг друга в целях недопущения произвола.
Проблема статуса правовых позиций Конституционного Суда состоит не столько в вопросе о признании или непризнании их источником права, сколько в определении круга правоотношений, по поводу которых возможно формирование Конституционным Судом РФ нормативно подобных предписаний.
Закон о Конституционном Суде определяет одной из его основных функций толкование Конституции Российской Федерации. Такими полномочиями в системе органов государственной власти больше никто не наделен, в чем и проявляется принцип разделения властей в отношении такого специфического органа, как Конституционный суд. Официальные толкования общих правовых принципов и основ государственного устройства, заложенных в Конституции РФ, несомненно, имеют статус источника конституционного права в силу тех аргументов, которые мы перечисляли выше, однако ситуация, когда Конституционный Суд начинает устанавливать порядок регулирования правоотношений иного отраслевого законодательства, является недопустимой.
Конституционный Суд может выступать в иных (кроме конституционного) отраслях права только как «негативный» законодатель, реализуя тем самым функцию конституционного надзора. Установление же новых отраслевых норм возможно только посредством права законодательной инициативы, предусмотренной для Конституционного Суда Российской Федерации ст. 104 Конституции России. Поэтому мы полагаем, что решения Конституционного Суда могут быть только источниками конституционного права и не должны содержать конкретные нормы других отраслей права.
Следует
различать международные
Конституция устанавливает примат международного права по отношению к внутреннему, указывая, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Эта конституционная норма будет иметь растущее значение в связи со вступлением России в Европейское Сообщество, в котором действует наднациональный парламент, обладающий законодательной функцией. Законы, принятые этим парламентом, являются источником конституционного права каждой входящей страны.
К числу источников конституционного права относятся правовые акты, принимаемые Содружеством Независимых Государств, одним из членов которого является Россия. Такие акты, еще не вошедшие в практику, в будущем, возможно, будут приниматься Межпарламентской Ассамблеей и наднациональными исполнительными и судебными органами. Процедура их принятия и юридическая сила пока не определены.
В практику Российской Федерации все шире входят внутренние до говоры и соглашения. Важным источником конституционного права ос тается Федеративный Договор от 31 марта 1992 г., которым были закреплены основы взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов. Другой пример: Договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан 1994 г., которым было проведено разграничение предметов ведения и взаимное делегирование полномочий между органами государственной власти Федерации и Республики Татарстан.
Итак, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что источники конституционного права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных источников напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права.
От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.
Необходимо нормативно зафиксировать «фундамент» регулятивной системы государства, главную форму права. В правовом государстве главной формой права должен быть признан не нормативно-правовой акт вообще, а только один из них - Конституция. При этом Конституция государства не может ограничиваться «цементированием» лишь правовых актов. Все правовые акты и иные формы действующего права Российской Федерации, противоречащие Конституции, не должны иметь юридической силы.
В юриспруденции термин «источник права» традиционно понимается в двух смыслах - материальном (содержательном) и формальном.
Источники
конституционного права классифицируются
по их юридической силе и месту в иерархии
правовых нормативных актов в зависимости
от того, в какой из сфер законодательного
регулирования, установленных ст.71-73 Конституции
России, они приняты, и по масштабу действия.
Среди источников Конституционного права особое значение занимает Конституции РФ и конституции субъектов РФ, поскольку все остальные федеральные законы, указы и распоряжения должны быть приняты в соответствии с Конституцией и не противоречащей ей.
Таким
образом, в настоящей работе проанализированы
отдельные наиболее важные нормативные
акты, регулирующие общественные отношения
в конституционном праве.
Нормативно-правовая
литература
Учебная
и научная литература