Источники (форма) права

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 23:57, контрольная работа

Описание работы

Юридическая наука рассматривает источники права в неразрывном единстве с содержанием правовых норм. Выражение юридических норм в обычае, прецеденте, в судебной практике имеет не всегда определенный характер. Эти нормы складываются постепенно, по мере повторения частных случаев, применения определенного правила поведения. Поэтому юридические нормы не могут в этих формах воплотить в себе общего и достаточно определенного выражения.

Содержание

Введение ..…………………………………………………………………………. стр. 3

1. Понятие источников (форм) права……………………………………………..стр. 4
1.1. Форма права в материальном и формальном смыслах………………...…....стр. 4
1.2. Понятие источников права, их соотношение с формой права...….…….......стр. 5
2. Общая характеристика источников права………………………………….…. стр. 10
2. 1. Нормативно-правовой акт как источник права...……………………….…. стр. 10
2.2. Правовые обычаи, их характеристика…………...……………………….…. стр. 11
2.3. Судебный прецедент………………………………………………...…….…. стр. 13
2.4. Договоры нормативного содержания………………………………….....…. стр. 14
2.5. Религиозные тексты………………………………………………………..…. стр. 14
2.6. Правовая доктрина………………………………………………….………....стр. 15

Заключение …………………………………………………………………..……. стр.16
Список использованной литературы…………………………….………………..стр. 18

Работа содержит 1 файл

1. источники (форма) права.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

    Выбор термина «источники права» приписывают  Титу Ливию, который в своей «истории»  называет Закон 12 таблиц источником права. Историки государства и права и сегодня называют исторические памятники источниками права. В прошлом и сегодня к понятию «источники права» подходят по сути, с двух позиций:

  1. его понимают как материальный источник права – т.е. откуда идет содержание нормы или правотворческая сила; например, государственная власть, судебные органы;
  2. формальный источник права – способ выражения содержания правил поведения или то, что дает правилу общеобязательный характер.

    «Многозначность термина «источники права» требует от теории права обойти его и заменить иным термином – «формы права». Формы права – это по сути разные виды права, которые сложились исторически и которые выбирает государство, отличаются они по способу оформления содержания норм права. Это внешняя форма существования содержания норм права»10.

    Таким образом, форма права – это  внешнее оформление содержания общеобязательных правил поведения, которые официально установлены или санкционированы  государственной властью или  общепризнанны обществом – правовые обычаи, решения, принятые на всенародных и местных референдумах.

    Этот  термин часто используется в двух аспектах: социальный (материальный) источник права или юридический.

    Если  под источником понимать то, что  порождает право или правовые нормы, а именно в этом значении обычно и используется этот термин, то следует указать, что для субъектов, которые устанавливают юридические нормы, и субъектов, которые их применяют, источники права разные. Так, в первом случае источником является юридический мотив, общественные отношения, которые имеют правовую природу, т. е. те, которые могут и должны быть урегулированы правовыми нормами, типовые виды поведения, конкретные фактические правоотношения, правовые принципы, законы, международно-правовые договоры, общечеловеческие ценности, достигнутый уровень правовой культуры и правосознание.

    Источники права – это то, что порождает  право, вызывает его к жизни. Принято  различать источники права в  так называемом правообразующем  и юридическом смысле. Правообразующими источниками являются общественные потребности, которые преломляются через волю социальных групп и отдельных людей. Право служит целям удовлетворения потребностей общества, общественных групп и личности. Источниками права в юридическом смысле, согласно современной теории, является действующее законодательство в конкретных формах его выражения. Это – конституция, другие конституционные акты, текущие законы, принятые парламентом, акты президента, правительства, местных представителей учреждений и др.

    Проблема  происхождения права позволяет уяснить сущность, и выводит на понимание качества законов, от которого зависит состояние законности и правопорядка в обществе.

    Как уже отмечалось ранее, право, как  и государство, возникает из необходимости  управления социальными процессами, упорядочения междуличностных отношений в связи с усложнением и совершенствованием, в конечном счете, общественного производства. Право всегда социально обусловлено.

    Право имеет своим источником (в широком  смысле этого слова) общественные отношения, потребность в регулировании которых возникает в жизни и должна быть осознана законодателем. Это значит, что у законодателя возникают взгляды, представления, сознается мнение о том, что определенная совокупность социальных связей, определенный вариант поведения участников общества должны стать общеобязательным правилом, приобрести форму всеобщности, стать законом. В законе не может быть ничего, что не содержалось бы в правосознании, выступающем в качестве идейного источника норм права. Познав эту потребность, государство непосредственно формулирует устанавливаемую правовую норму либо санкционирует уже сложившиеся в жизни правила поведения и тем самым придает им качество юридической нормы».11

    Право предлагает не только юридические нормы, содержащиеся в законодательстве и других источниках, но и наличные (субъективные) права физических и юридических лиц, их правомочия. В первом случае речь идет о праве в объективном смысле (объективном праве), во втором – о праве в субъективном смысле (субъективном праве). Эти термины приняты в юридической науке. Сложившиеся в жизни и осознанные людьми правила поведения в форме юридических норм объективируются в законодательстве и становятся независимыми от любого субъекта, даже принадлежащего к господствующему классу (кланам), парламентариям и т. п.

    Различие  объективного и субъективного права  имеет познавательное и практическое значение. Выявляется, с одной стороны, относительная независимость объективного права от человека, т.к. люди прямо  или косвенно участвуют в правотворчестве, с другой стороны, относительная зависимость субъективного права от того, кто им обладает, т.к. в любом государстве своими правами можно пользоваться не безгранично, а лишь таким образом, чтобы не приносить вред другим людям, обществу и государству. Нельзя не учитывать, что между объективным и субъективным правом существует тесная взаимосвязь, органическая зависимость и взаимодействие. Поэтому следует говорить о двух сторонах единого права – объективной и субъективной, вне взаимодействия которых не может существовать и воплощаться в жизнь, возведенная в закон воля.

    В зависимости от характера правообразовательного  процесса в том или ином государстве, в тот или иной период времени, имеют место определенные интервалы  между формированием той или  другой стороной права, в силу чего возникает кажущийся «приоритет» одной разновидности или (стороны) права над другой. «Так, в ранние периоды развития человеческого общества при первоначальном возникновении права, а также в настоящее время в различных, современных государствах (Англия, США, Индия и др.) решающее место среди источников права занимает судебная практика – прецедентное право»12.

    Если  государство законодательствует активно  и основным источником права являются нормативно-правовые акты органов власти и управления, в незначительной степени признается или совсем не признается (пусть формально) в качестве источника права правовой прецедент, то объективное право как бы предшествует субъективному. Устанавливаются общие правовые нормы, в соответствии с ними, на их основе возникают правоотношения, т.е. требования правовой нормы индивидуализируются, конкретизируются, применительно к фактической ситуации в форме субъективных прав и юридических обязанностей сторон. И в этом случае только кажется, что правоотношения целиком зависят от законодателя, а не от системы факторов и в конечном счете от экономической основы общества. Общие нормы законов остаются на бумаге – (право не действует), если они не воплощаются в наличные права (обязанности) субъектов права. Следовательно, вне субъективного нет реализации общих норм законодателя.

    Терминологические споры относительно понятия «источник  права» не всегда схоластические. Одни ученые называют нормативные правовые акты, обычаи, прецеденты формами права, другие – источниками. Но разные определения одних и тех же явлений только подчеркивает многообразие проявления их сущности. Поэтому можно использовать как то, так и другое понятие, уяснив предварительно содержание каждого.

    «Об источниках права говорят, прежде всего, в смысле факторов, питающих появление и действие права. Таковыми выступают правотворческая деятельность государства, воля господствующего класса и материальные условия жизни. Об источниках права пишут также в плане познания и называют соответственно: исторические памятники права, данные археологии, действующие правовые акты, юридическую практику, договоры, судебные речи, труды юристов и др13. Однако есть и более узкий смысл понятия «источник права», указывающий на то, чем практика руководствуется в решении юридических дел. В континентальных государствах это в основном нормативные акты. Договор как источник права имеет относительно небольшое распространение, обычай почти не имеет места, а прецедент континентальной правовой системой отвергается.»

    По  существу речь идет о внешней форме права, означающей выражение государственной воли вовне. Форма права в идеале характеризуется рядом особенностей. Она призвана, во-первых, выразить нормативно закрепляемую волю граждан и в конечном счете должна быть обусловлена существующим социально-экономическим базисом; во-вторых, закрепить и обеспечить политическую власть народа, служить его интересам; в-третьих, утвердить приоритетное значение наиболее демократических форм, какими являются законы; в-четвертых, быть выражением демократической процедуры и прохождения нормативных актов в законодательном органе.

    Важность  разделения форм установления и отображения  права заключается еще и в  том, что все акты нормотворчества  в широком смысле содержат и отображают нормы права. Например, акты признания  судебного прецедента или санкционирования обычая не содержат юридических норм, они всего лишь их силой юридической обязательности.

    Поэтому эти акты не порождают права, а  только признают его – юридизуют. «Для субъекта, который использует и реализует юридизованное право, все иные источники не имеют значения»14. Потому что только официально изданный юридический документ является источником его прав и обязанностей при определенных условиях, опять-таки официально установленных.  

    2. Общая характеристика источников права 

    2.1. Нормативно-правовой акт как источник права 

    Нормативный акт – доминирующий источник права  во всех правовых системах права. Обычно под нормативными правовыми актами понимают акты, устанавливающие нормы  права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего характера. Этим они отличаются от актов применения права и от остальных индивидуальных актов, рассчитанных на однократное действие, привязанных к определенным субъектам, к конкретным обстоятельствам места и времени. Но в реальной практике часто встречаются смешанные акты, когда в них включены одновременно и нормы права и конкретные индивидуальные предписания правоприменительного характера.

    Нормативно-правовой акт характеризуется такими признаками:

  1. утверждается или санкционируется уполномоченными органами государства, их должностными лицами, иными субъектами правотворчества и их односторонним волеизъявлением;
  2. имеет внешнюю форму в виде определенного письменного документа;
  3. включает новые нормы права или изменяет, отменяет уже действующие;
  4. принимается в соответствии с определенной процедурой;
  5. имеет юридическую силу, которая отображает соотношение с иными правовыми актами, место и роль в системе законодательства и правового регулирования;
  6. придает воле народа официальный характер.

    От  нормативно-правовых актов следует отличать официальные юридические документы, которые не содержат норм права и не вносят непосредственно изменения в законодательство. Например, акты утверждения положений, правил, статутов или акты, которые складываются из деклараций, отзывов, призывов.

    Иными словами, это документ, принимаемый  в определенном порядке компетентным государственным органом, в котором  содержатся нормы права. Нормативно-правовой акт как источник права можно  охарактеризовать, обратив внимание на следующие его основные признаки: нормативный акт издается компетентным государственным органом в определенном процедурном порядке; нормативный акт носит государственно-властный характер; нормативный акт охраняется средствами государственного принуждения; нормативный акт обладает юридической силой – свойством реально действовать, фактически порождать юридические последствия; нормативный акт документально оформлен, имеет установленную форму и реквизиты. Правовые нормы, которые содержатся в нормативных актах, называют писаным правом.

    «В  рабовладельческих и феодальных государствах нормативные акты были относительно немногочисленны, регулировали относительно небольшой круг общественных отношений и не имели того значения, которое они имеют в настоящее время»15.

    Нормативный акт как источник права имеет  и свои преимущества, и свои недостатки. Все же при помощи писаного права  достаточно удобно регулировать общественные отношения, поэтому в настоящее время издаваемые государством официальные документы являются основным либо одним из основных источников права практически во всех правовых системах мира. Нормативные акты имеют различные названия, они также отличаются друг от друга по юридической силе, по органам, их издающим и т. д. Нормативно-правовые акты будут подробнее рассмотрены в специальной теме. 

    2.2. Правовые обычаи, их характеристика 

    Правовой  обычай – это правило поведения, сложившееся вследствие фактического его применения в течение длительного времени, нигде в официальных документах не записанное, но признаваемое государством.

    Основные  черты обычая как источника права. Продолжительность существования. «Обычай очень консервативен и сообразуется не столько с перспективой развития общества, сколько с его прошлым»16. Обычай закрепляет то, что складывалось в результате длительной общественной практики и может отражать как общие моральные, духовные ценности народа, так и в значительной мере предрассудки, расовую и религиозную нетерпимость, неравноправие полов и т. д. Поэтому государство к различным обычаям относится по-разному: одни запрещает, другие одобряет и развивает.

Информация о работе Источники (форма) права