Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 19:19, курсовая работа
Целью исследования в настоящей курсовой работе является на основе изучения действующего федерального и регионального законодательства и положений юридической административной науки дать целостное представление об исполнительной власти и системе органов исполнительной власти субъекта РФ: от теоретико-правовых аспектов ее организации до анализа различий органов исполнительной власти субъектов РФ.
Введение……………………………………………………………………………...3
Исполнительная власть в Российской Федерации…………………………...7
Роль органов исполнительной власти в государственном
управлении…………………………………………………………………………...7
1.2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства РФ……………10
Состав Правительства РФ…………………………………………………...10
Порядок формирования Правительства РФ………………………………..12
Прекращение полномочий Правительства РФ…………………………….13
Функции Правительства РФ………………………………………………...14
Полномочия Правительства РФ и его деятельность………………………15
Полномочия Правительства РФ…………………………………………….15
Формы деятельности Правительства РФ…………………………………..18
Акты Правительства РФ и их реализация………………………………….21
Ответственность Правительства РФ………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников и литературы……………………………...31
Президент
РФ может также уволить
Министры также несут ответственность перед Президентом РФ. «Силовые» министры, министр иностранных дел, некоторые другие руководители служб и ведомств подчинены ему непосредственно и Несут ответственность только перед ним. Остальные министры также назначаются Президентом РФ и отвечают перед ним, хотя их деятельностью непосредственно руководит премьер-министр и Правительство в целом. Президент неоднократно увольнял отдельных министров из состава Правительства, объявляя выговоры заместителям министров. Председатель Правительства также объявлял публичные замечания отдельным министрам.
Контроль парламента в отношении Правительства РФ в определенных формах применяется, но ответственность Правительства перед парламентом имеет ограниченный характер. Во-первых, перед Советом Федерации Правительство ответственности не несет. Совет Федерации не вправе отказывать Правительству в доверии и даже ставить этот вопрос. Хотя представители Правительства выступают Иногда на заседаниях Совета Федерации, это, как правило, лишь информация (правда, новый Регламент Совета Федерации 2002 г. содержит некоторые контрольные элементы). Во-вторых, ответственность Правительства перед Государственной Думой из-за альтернативного полномочия Президента РФ (права уволить или не увольнять при вотуме недоверия) не безусловна. Государственная Дума не может уволить Правительство в отставку даже при двух вотумах недоверия. Это прерогатива Президента. Кроме того, как говорилось, вотум недоверия только тогда имеет юридическое значение, когда их два и в течение трех месяцев. Если разрыв достигает более трех месяцев, вотумы недоверия недействительны.
Акты
и действия Правительства могут
быть обжалованы в суд. Так, в 1998г. Верховный
Суд РФ, который организационно обеспечивает
деятельность судов РФ, обратился в Конституционный
Суд РФ с жалобой по поводу того, что Правительство
(Министерство финансов РФ) не выделяет
запланированных средств из бюджета для
работы судов. Обжаловались в Конституционный
Суд РФ некоторые акты Правительства,
затрагивавшие конституционные права
личности.
Заключение
В заключении курсовой работы можно резюмировать следующее:
Система
органов государственной власти
состоит из разветвленных подсистем,
одну из которых образуют органы исполнительной
ветви власти.
Сложившийся состав этой системы таков:
Правительство РФ, правительства республик
в составе РФ, правительства, администрации
иных субъектов Федерации, а также министерства
и иные центральные органы исполнительной
власти (включая их подразделения в субъектах
Федерации), отраслевые и территориальные
органы исполнительной власти субъектов
РФ. Конституция РФ не дает однозначного
ответа на вопрос о том, кто утверждает
систему федеральных органов исполнительной
власти. В ст. 112 сказано только, что Председатель
Правительства РФ вносит предложение
о структуре федеральных органов исполнительной
власти.
До
конца не определенными остаются
место и значение Президента РФ в
системе исполнительной власти. Конституция
предоставляет ему широкие
Конституция
воздерживается и от более четкого
определения правительственного статуса
в системе федеральных органов исполнительной
власти. Уточняет статус Правительства
РФ Федеральный конституционный закон
(ФКЗ) «О Правительстве Российской Федерации»
1997 года, где Правительство именуется
высшим органом исполнительной власти
(ст. 1).
До принятия Указа Президента РФ от 9 марта
2004 года «О системе и структуре федеральных
органов исполнительной власти» структуру
Правительства формально определяли Конституция
РФ и вышеназванный закон 1997 года. Она
включала Председателя Правительства,
заместителей Председателя и федеральных
министров.
Конституция РФ выделяет особое положение Председателя Правительства РФ. Оно в первую очередь проявляется в самом порядке его назначения - Президентом и только с согласия Государственной думы. ФКЗ «О Правительстве РФ» содержит норму, согласно которой освобождение от должности Президентом Председателя Правительства влечет за собой отставку Правительства РФ.
На
Председателе лежит обязанность
по определению основных направлений
деятельности правительства и по организации
его работы (ст. 113 Конституции). Он представляет
правительство за пределами территории
РФ; ведет заседания правительства, обладая
правом решающего голоса; распределяет
обязанности между своими заместителями;
ставит вопрос о доверии правительству
перед Государственной думой. Председатель
Правительства РФ направляет президенту
на утверждение предложения о структуре
федеральных органов исполнительной власти,
о назначении на должность федеральных
министров и об освобождении от нее. Он
также постоянно информирует президента
о работе правительства.
За годы реформ и реорганизаций происходил
постепенный отказ от традиционного понимания
роли министерства как отраслевого органа
управления. Его стали наделять функциями
межотраслевого управления в соответствии
с предпринятым укрупнением объектов
государственного управления, «глобализацией
сферы ведения».
Однако с самого начала ощущалась неудовлетворенность столь громоздкой и многоступенчатой конструкцией. Тем более что еще в Послании Президента Федеральному собранию 1998 года говорилось о целесообразности сохранить только три вида органов исполнительной власти: министерства, федеральные службы и надзоры, четко дифференцировав их правовой статус. Причем министерствам отводилась роль «опорных элементов правительства».
Эта идея
нашла воплощение в президентском
указе от 9 марта 2004 года «О системе
и структуре федеральных
Конституция РФ устанавливает единство
исполнительной власти, как на федеральном
уровне, так и на уровне субъектов Федерации.
Федеральный закон «Об общих принципах
организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной
власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года
закрепляет принцип единства системы
органов исполнительной власти субъектов
Федерации. Во главе нее - высший исполнительный
орган государственной власти субъекта
РФ. Помимо высшего в систему могут входить
иные органы исполнительной власти субъекта
Федерации: министерства, управления,
комитеты, департаменты и др. включая территориальные
(местные) органы государственной исполнительной
власти, действующие в границах административно
- территориальных образований (городов,
районов, административных округов).
В единой
системе исполнительной власти предусмотрена
возможность взаимного перераспределения
полномочий между федеральными органами
исполнительной власти и соответствующими
органами субъектов Федерации. Оно осуществляется
на основе добровольного соглашения обеих
сторон, соблюдения Конституции РФ и федеральных
законов. При этом перераспределение полномочий
не должно приводить к изменению конституционно-правового
статуса субъектов Федерации.
Конституция РФ и Закон о Правительстве
РФ 1997 года предусматривают возможность
создания федеральными органами исполнительной
власти собственных территориальных органов
в субъектах РФ. Статус территориальных
органов, как правило, определяется в Положении
о федеральном органе исполнительной
власти.
Система
органов исполнительной власти субъектов
Федерации образуется с учетом местных
социально-экономических условий и бюджетно-финансовых
возможностей согласно Указу Президента
РФ от 10 января 1994 года. Она формируется
каждым субъектом в соответствии с общими
принципами, такими принципами являются:
государственная и территориальная целостность
РФ; распространение суверенитета РФ на
всю ее территорию; верховенство Конституции
РФ и федеральных законов на всей территории
РФ; единство системы государственной
власти; разделение государственной власти
на законодательную, исполнительную и
судебную; разграничение предметов ведения
и полномочий между органами государственной
власти РФ и органами государственной
власти субъектов РФ; самостоятельное
осуществление органами государственной
власти субъектов РФ принадлежащих им
полномочий; самостоятельное осуществление
своих полномочий органами местного самоуправления.
Список использованных источников и литературы
Информация о работе Исполнительная власть в Российской Федерации