Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 19:19, курсовая работа
Целью исследования в настоящей курсовой работе является на основе изучения действующего федерального и регионального законодательства и положений юридической административной науки дать целостное представление об исполнительной власти и системе органов исполнительной власти субъекта РФ: от теоретико-правовых аспектов ее организации до анализа различий органов исполнительной власти субъектов РФ.
Введение……………………………………………………………………………...3
Исполнительная власть в Российской Федерации…………………………...7
Роль органов исполнительной власти в государственном
управлении…………………………………………………………………………...7
1.2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства РФ……………10
Состав Правительства РФ…………………………………………………...10
Порядок формирования Правительства РФ………………………………..12
Прекращение полномочий Правительства РФ…………………………….13
Функции Правительства РФ………………………………………………...14
Полномочия Правительства РФ и его деятельность………………………15
Полномочия Правительства РФ…………………………………………….15
Формы деятельности Правительства РФ…………………………………..18
Акты Правительства РФ и их реализация………………………………….21
Ответственность Правительства РФ………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников и литературы……………………………...31
Оглавление
Введение…………………………………………………………
управлении……………………………………………………
1.2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства РФ……………10
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников и литературы……………………………...31
Введение
Основополагающим принципом государственного устройства России, согласно Конституции РФ, является единство системы государственной власти. При этом предметы ведения и полномочия подлежат разграничению между органами государственной власти федерального уровня и органами власти субъектов Федерации (ст. 5, ч. 3). При расширении властных полномочий органов власти субъектов Федерации в обход Конституции РФ (примеров чему множество) единство системы нарушается.
Ряд
действующих конституционных
Конституция РФ не допускает множественности систем государственной власти субъектов Федерации. В то же время она не содержит жестко регламентированных норм, касающихся организационных форм конкретных органов власти.
Установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, по Конституции РФ, относится к федеральному ведению.
Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.
Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие).
Помимо указанного в Конституции Правительства РФ действуют и другие федеральные органы исполнительной власти - федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы.
Актуальность темы курсовой работы обуславливается следующим: построение эффективно функционирующей системы органов исполнительной власти – это важнейшая задача, стоящая перед каждым субъектом Российской Федерации , Согласно ч. 1 ст. 77 Конституции Российской Федерации практическое решение этого вопроса должно соотноситься с основами конституционного строя и достаточно «жесткими» принципами, установленными федеральным законодательством, что отвечает интересам федеративного государства и непосредственно направлено на укрепление единства системы исполнительной государственной власти в Российской Федерации.
Целью исследования в настоящей курсовой работе является на основе изучения действующего федерального и регионального законодательства и положений юридической административной науки дать целостное представление об исполнительной власти и системе органов исполнительной власти субъекта РФ: от теоретико-правовых аспектов ее организации до анализа различий органов исполнительной власти субъектов РФ.
Сформулированная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
- определить
роль органов исполнительной власти в
государственном управлении;
- исследовать состав, порядок формирования
и отставки Правительства РФ
- рассмотреть полномочия, ответственность Правительства РФ и его деятельность
- изучить
региональное законодательство, посвященное
непосредственному порядку формирования
органов исполнительной власти, выявить
общие подходы и уникальный опыт субъектов
РФ;
- обозначить основные проблемы совершенствования
взаимоотношений федерации и субъектов
РФ в сфере исполнительной власти.
Объектом
исследования в курсовой работе выступают
правоотношения, складывающиеся в сфере
организационного оформления исполнительной
власти в субъектах РФ и системы органов
исполнительной власти субъектов РФ.
Предметом
исследования в курсовой работе являются
нормативно-правовое регулирование в
сфере формирования исполнительной власти
в субъектах РФ и функционирования органов
исполнительной власти субъектов РФ.
Теоретическую
основу исследования в курсовой работе
составили работы как ведущих
отечественных ученых в области
системы государственного управления,
рассматривавших общетеоретические вопросы
организации исполнительной власти в
РФ. А также при написании работы были
использованы положения Конституции
РФ, Федеральные законодательство о полномочиях
органов исполнительной власти
Конституция
РФ говорит о единой системе исполнительной
власти, образуемой в пределах совместного
ведения соответствующих
Как
признано в научной литературе, указы
Президента РФ «О структуре федеральных
органов исполнительной власти», принятые
10 января 1994 года и 17 августа 1999 года (с
изменениями от 10 января 2000 года), не смогли
в полной мере устранить неясность конституционных
формулировок и пробелы федерального
законодательства относительно самого
понятия единой системы органов исполнительной
власти в России и механизма взаимодействия
федеральных исполнительных органов с
аналогичными органами в субъектах Федерации[1].
Вплоть до 9 марта 2004 года, когда появился
президентский указ «О системе и структуре
федеральных органов государственной
власти», отсутствовал какой-либо законодательный
акт, конкретизирующий соответствующие
положения Конституции РФ, в частности
п. «г.» ст. 71.
1.1.
Роль органов исполнительной
власти в государственном
управлении
Принятые парламентом законы, указы главы государства, решения судов необходимо исполнять. Для этого создаются специальные органы исполнительной власти. Они ведут огромную повседневную работу по исполнению правовых актов, проводят организационные и иные мероприятия (например, в соответствии с законом о государственной границе создают систему ее охраны, законодательство о массовых демонстрациях требует от исполнительных органов устанавливать маршрут движения, закон о партиях - вести реестр политических партий и т.д.). Делая это, они применяют распоряжения, сами издают правовые акты (в том числе нормативные) в пределах своих полномочий. Поэтому нередко говорится об исполнительно-распорядительной деятельности.
Конституция РФ гласит: «Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации». Правительство РФ не единственный, а высший орган исполнительной власти. Исполнительную власть Федерации - федеральную исполнительную власть осуществляют многие другие органы, в том числе центральные органы исполнительной власти, министерства и ведомства и их делегатуры (управления, отделы на местах), нижестоящие административные федеральные органы, но они действуют в конечном счете по поручению Правительства (некоторые органы - Президента РФ). В отдельных субъектах РФ существуют свои правительства (Татарстан, Москва, Нижегородская область, Ставропольский край и др.), в других исполнительной властью наделены главы администраций (президенты республик в составе РФ, губернаторы и др.), иногда — администрация субъекта Федерации, возглавляемая губернатором. Они осуществляют исполнительную власть субъекта Федерации. Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 77 Конституции РФ, в пределах ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов все органы исполнительной власти (федеральные и субъектов РФ) «образуют единую систему органов исполнительной власти». По указанным предметам ведения эти органы находятся в иерархическом соотношении, образуют исполнительную вертикаль. Конституции республик в составе РФ, уставы других субъектов РФ воспроизводят положение Конституции РФ о единой системе исполнительной власти (Калмыкия, Московская область и др.). В результате создается хотя и сложная, но целостная система органов исполнительной власти.
Органы исполнительной власти Федерации и ее субъектов находятся в тесной рганизационно-правовой связи. Федеральное правительство координирует работу органов исполнительной власти субъектов РФ, а федеральные министерства и ведомства взаимодействуют с аналогичными структурами в системе исполнительной власти субъектов. Единство исполнительной власти, однако, не является абсолютным. Поэтому конституции и уставы субъектов РФ иногда уточняют: органы исполнительной власти субъекта входят в единую систему в части осуществления полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 53 Устава Оренбургской области), так как исключительные полномочия РФ (предметы ведения) осуществляют федеральные органы, а исключительные полномочия субъекта РФ (предметы ведения) — органы субъекта. Федеральные исполнительные органы не могут выходить за эти рамки и нарушать предусмотренные Конституцией РФ права ее субъектов (их исключительные полномочия в форме «остаточной» компетенции). В сфере исключительных полномочий субъектов РФ необходимое единство действий органов исполнительной власти обеспечивается не директивными указаниями федеральных органов, а в результате реализации принципа верховенства федерального права, верховенства Конституции РФ.
Информация о работе Исполнительная власть в Российской Федерации