Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 19:19, курсовая работа
Целью исследования в настоящей курсовой работе является на основе изучения действующего федерального и регионального законодательства и положений юридической административной науки дать целостное представление об исполнительной власти и системе органов исполнительной власти субъекта РФ: от теоретико-правовых аспектов ее организации до анализа различий органов исполнительной власти субъектов РФ.
Введение……………………………………………………………………………...3
Исполнительная власть в Российской Федерации…………………………...7
Роль органов исполнительной власти в государственном
управлении…………………………………………………………………………...7
1.2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства РФ……………10
Состав Правительства РФ…………………………………………………...10
Порядок формирования Правительства РФ………………………………..12
Прекращение полномочий Правительства РФ…………………………….13
Функции Правительства РФ………………………………………………...14
Полномочия Правительства РФ и его деятельность………………………15
Полномочия Правительства РФ…………………………………………….15
Формы деятельности Правительства РФ…………………………………..18
Акты Правительства РФ и их реализация………………………………….21
Ответственность Правительства РФ………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников и литературы……………………………...31
Все
органы и должностные лица огромного
аппарата исполнительной власти, осуществляющие
ее на основе делегирования от Правительства
РФ (в определенных случаях - от Президента
РФ) или от других высших органов государственной
власти в субъектах РФ (в сфере исполнительной
власти субъектов РФ), должны действовать
на основе закона и в соответствии с указаниями
вышестоящих органов. Вместе с тем они
обладают дискреционными полномочиями:
правом принимать решения по своему усмотрению,
но в пределах закона.
1.2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства РФ
Правительство РФ состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Министрами являются не только лица, возглавляющие министерства. Главы некоторых федеральных ведомств (например, Федеральной службы безопасности) тоже имеют ранг федерального министра и входят в состав Правительства РФ с правом решающего голоса на его заседаниях.
Правительство — орган коллегиальный. Свои решения оно принимает на заседаниях (возможны и другие формы, о которых говорится ниже, но важные решения принимаются только на заседаниях). Поскольку Правительство РФ представляет собой коллектив, то возможно принятие им решений большинством голосов (это часто бывает за рубежом, особенно в коалиционных правительствах нескольких партий). Юридически Председатель Правительства РФ (премьер-министр) - первый среди равных, но на практике голосование проводится очень редко. Мнение премьер-министра имеет решающее значение. К тому же министры назначаются Президентом РФ после заслушивания мнения премьера и во многом зависят от него.
Структуру
Правительства, его персональный состав
определяет Президент РФ при консультациях
с назначенным ранее
Председатель Правительства ведает организацией работы Правительства, представляет Правительство внутри и вне страны, ведет заседания Правительства, подписывает акты Правительства, представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, назначении и освобождении заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, наложении на них дисциплинарных взысканий (взыскания налагает Президент РФ). Председатель Правительства распределяет обязанности между своими заместителями. Он обязан систематически информировать Президента РФ о работе Правительства.
Заместители Председателя Правительства участвуют в выработке и реализации политики Правительства, подготовке и исполнении его решений, координируют и контролируют работу групп министерств.
Федеральные министры участвуют в подготовке решений Правительства, их принятии, исполняют их, руководят соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В некоторых составах Правительства РФ были и есть «министры без портфеля» (как правило, один), если они имели звание «федеральный министр». Если они не имеют такого звания (теперь - министр РФ по вопросам социально-экономического развития Чечни, министр РФ по национальным отношениям), то в состав Правительства не входят, на заседаниях присутствуют по приглашению с правом совещательного голоса. Они не руководят какими-то министерствами, другими органами исполнительной власти, а в основном оказывают помощь Председателю Правительства, выполняют его поручения, а главное, занимаются координационной работой в сфере своей деятельности.
Наряду с федеральными министерствами есть также другие центральные органы государственного управления. Их обобщенно называют ведомствами. Это государственные комитеты (например, Государственный таможенный комитет), федеральные службы (Федеральная служба безопасности), федеральные агентства (Российское агентство по обычным вооружениям), федеральные комиссии (Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг), федеральные надзоры (Федеральный горный и промышленный надзор), иные органы, например, Главное управление специальных программ Президента РФ. Их руководители могут входить в состав Правительства, если имеют ранг федерального министра (например, директор Федеральной службы безопасности), а чаще - не имеют ранга министра и не входят в Правительство (например, руководители Федеральной пограничной службы, Российского авиационно-космического агентства, Государственного комитета по рыболовству, Федерального надзора по ядерной и радиационной безопасности).
В заседаниях Правительства по приглашению его Председателя могут участвовать руководители других центральных органов, приглашенные лица. Однако они имеют лишь совещательный голос и не участвуют в принятии решений.
В
составе Правительства
Из состава членов Правительства образуются также комиссии и советы, объединяющие группу министров, близких по профилю работы (комиссии по внешней политике, по экономике, по координации соглашений о разделе продукции, по вопросам Содружества Независимых Государств и др.). Есть межведомственные комиссии (например, по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных производителей). Иногда создаются временные комиссии (например, Комиссия по оперативным вопросам, в кризисных условиях создавался оперативный штаб Правительства для стабилизации экономического положения). Председателем некоторых наиболее важных комиссий может быть Председатель Правительства, другими руководят его заместители.
Процедура формирования Правительства начинается с того, что Президент, РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит эту кандидатуру на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Согласие Думы выражается тайным или открытым голосованием, необходимо получить большинство голосов от общего состава. После трехкратного отклонения представленных кандидатур (кандидатуры) Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу. На практике имело место согласие Думы и назначение премьер-министра с первого предложения Президента, было -с третьего (1998 г.), трехкратный отказ не имел места.
После получения согласия Думы Президент РФ назначает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет ему предложения о структуре Правительства (перечень министерств, ведомств) и, как это сложилось на практике, кандидатуры конкретных лиц. Хотя кандидатуры на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров предлагает премьер-министр, решающее слово принадлежит Президенту РФ. Назначения производит он, издавая указ о составе Правительства РФ.
Существуют
различные основания
1) оно слагает полномочия перед вновь избранным Президентом РФ в день вступления его в должность. Президент может сохранить прежний состав Правительства, но юридически создается новое Правительство с применением указанных выше процедур;
2) Правительство подает в отставку, о чем объявляет Председатель Правительства. Инициатива отставки исходит от самого Правительства;
3) решение
об отставке Правительства
4) оно
может быть уволено в
5) Правительство может прекратить свои полномочия по инициативе Председателя Правительства. Он может подать Президенту РФ заявление о невозможности исполнения своих полномочий (основания могут быть самыми разными: болезнь, ситуация, сложившаяся в Правительстве, и др.). Прекращение полномочий Председателем Правительства одновременно означает отставку Правительства.
Среди
перечисленных оснований
Во всех случаях прекращения полномочий Правительства оно по поручению Президента РФ продолжает действовать до создания нового Правительства.
Заместители Председателя Правительства и министры также могут подать в отставку. Она принимается Президентом, уведомлять Государственную Думу не требуется. Президент РФ назначает на место ушедших в отставку новых членов Правительства.
Правительство РФ, управляя страной, осуществляет
следующие функции. Во-первых, Правительство
действует как высший орган исполнительной
власти, ему подчинены другие центральные
федеральные исполнительные органы государственной
власти (за исключением подчиненных непосредственно
Президенту РФ) и в конечном счете — все
другие федеральные исполнительные органы.
Правительству РФ подчинены также исполнительные
органы субъектов РФ по вопросам исключительных
предметов ведения Федерации и по вопросам
совместного ведения Федерации, субъектов
РФ. Во-вторых, Правительство РФ обеспечивает
координацию и единство деятельности
органов исполнительной власти. В том
числе оно координирует деятельность
министерств и ведомств, непосредственно
подчиненных Президенту РФ. В-третьих,
Правительство РФ осуществляет непосредственную
управленческую деятельность на территории
всей страны. Оно вправе принимать постановления
общего характера, обязательные для физических
и юридических лиц. Постановления и распоряжения
Правительства РФ обязательны к исполнению
в Российской Федерации (ч. 2 ст. 115 Конституции
РФ).
Правительство РФ обладает широкими полномочиями в различных сферах общественной жизни. Оно может делегировать исполнение части своих полномочий отраслевым федеральным органам исполнительной власти (министерствам и др.), если эти полномочия не относятся к исключительным полномочиям Правительства. По соглашениям (договорам) с органами исполнительной власти и субъектов РФ Правительство может передавать последним часть своих полномочий, а органы исполнительной власти субъектов РФ - передавать Правительству РФ долю своих полномочий. Однако и то, и другое возможно, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. В течение нескольких лет после принятия Конституции РФ таких соглашений о взаимном делегировании полномочий между различными органами исполнительной власти Федерации и ее субъектов было подписано более 500. Затем эта практика прекратилась.
Полномочия Правительства РФ закреплены в Федеральном конституционном законе о Правительстве 1997 г. В нем содержится детальный перечень полномочий Правительства по нескольким направлениям, включающий около 80 пунктов.
В сфере обеспечения прав и свобод личности, выполнения гражданином своих конституционных обязанностей, законности и охраны общественного порядка Правительство осуществляет меры, направленные на обеспечение безопасности личности, законности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями; разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров и материально-технической базы правоохранительных органов, по обеспечению деятельности органов судебной власти. Правительство не устанавливает своими актами основные права и обязанности граждан, основы законности, порядок деятельности судов. Это делает парламент. Главное направление деятельности Правительства в этой сфере - обеспечительное.
В сфере экономики Правительство осуществляет общее регулирование экономических процессов и управляет государственным сектором экономики, федеральной государственной собственностью. Оно обеспечивает единство экономического пространства, единую финансовую политику, свободу экономической деятельности, прогнозирует социально-экономическое развитие страны, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики, разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение и представляет Думе отчет об этом, управляет государственным внутренним и внешним долгом России, принимает меры по защите отечественных товаропроизводителей, охране природы и др. Главное направление деятельности Правительства в этой сфере - создание условий для функционирования экономики и ее регулирование.
Информация о работе Исполнительная власть в Российской Федерации