Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:30, курсовая работа
Современная наука административного права направляет определенные усилия на уяснение предмета и метода административно-правового регулирования, а также на выявление особенностей субъектного состава административного права. Наблюдается стабильное научное внимание к Президенту Российской Федерации как к субъекту административного права.
Научный интерес к данной проблеме обусловлен тем, что полномочия Президента Российской Федерации связаны с реализацией функций, прежде всего, в сфере исполнительной власти.
Введение 3
Глава 1 Исполнительная власть РФ 5
1.1.Определение и функции исполнительной власти 5
1.2 Структура органов исполнительной власти в соответствии с федеральным устройством 10
ГЛАВА 2 Правовой статус президента РФ 11 ГЛАВА 3 Президент РФ как орган исполнительной власти 15
3.1 Взаимодействие президента РФ и исполнительной власти 15
3.2 Контрольные полномочия Президнета РФ 20
Заключение 22
Список литературы 26
Наряду с функциями главы государства президент Российской Федерации наделён широкими полномочиями лица, де-факто возглавляющего исполнительную власть государства.
Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью, отличной от понятия «личная неприкосновенность», предусмотренной для всех граждан Российской Федерации статьёй 22 конституции, но не конкретизируемой законодательством Российской Федерации.
Статья 93 конституции
устанавливает порядок отрешени
Согласно статье 7 Федерального Закона «О государственной охране», в отличие от других лиц, замещающих государственные должности, которым предоставляется государственная охрана, «Президент Российской Федерации в течение срока своих полномочий не вправе отказаться от государственной охраны».14 Государственной охране также подлежат и члены семьи президента, а после окончания срока полномочий президента государственная охрана предоставляется ему пожизненно.
Стоит заметить, что Конституция РФ не говорит ни об одной обязанности Президента РФ прямо. Единственное, при условии замены в статье 82 Конституции РФ слов «клянусь» на «обязуюсь» получаются следующие обязанности Президента, при нарушении которых должна наступить его ответственность:
Конечно, президент должен нести ответственность и за нарушение других своих обязанностей. Но, к сожалению, эти обязанности сформулированы слишком широко, расплывчато, и настолько неопределенно, что, безусловно, могут возникнуть сложности при реализации конституционно-правовой ответственности.
Например, касательно обязанности уважаения прав и свобод гражданина, а также соблюдения Конституции РФ, то конституционным деликтом здесь может быть только лишь явное нарушение. Допустим, если бы Президент РФ своим Указом запретил все политические партии и движения, то можно было бы говорить о нарушении ч. 3 ст. 13 Конституции РФ, где сказано, что в Российской Федерации признаются политическое многообразие и многопартийность16.
По моему мнению, не все санкции, к примеру «недоверие Президенту РФ», «ограничение его прав», нашли свое законодательное закрепление, такая практика дошла пока только до экс-мэра Москвы, и то спустя больше десятка лет в подозрении о превышении своих полномочий и разворовывании бюджета, что говорит об укоренивашейся коррупционной системе и плотной системе «связей». До конца не разработан механизм уже предусмотренной Конституцией ответственности (отрешение от должности). И наконец набор санкций должен быть более разнообразным, сами санкции более гибкими.
ГЛАВА 3
Президент РФ как орган исполнительной власти
3.1 Взаимодействие президента РФ и исполнительной власти
Раскрывая проблему взаимодействия Президента Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти, следует остановиться не только на полномочиях главы государства в данной области, но, прежде всего, определить понятие самой исполнительной власти, что я сделал в 1 главе, и охарактеризовать Правительство Российской Федерации как орган, на который Конституцией Российской Федерации возложено осуществление исполнительной власти в России, остановиться на вопросе взаимодействия Президента и Правительства России.
Перед тем, как
определить место президента в исполнительной
власти, сначала посмотрим на его
влияние в сторону
Конституция
России 1993 года значительно повысила
статус Правительства, закрепив его
самостоятельность от органов законодательной
власти. С юридической точки зрения
Правительство необходимо для руководства
всей системой органов исполнительной власти, обеспечения
их совместной деятельности. Именно на
него Конституцией возложена ответственность
за осуществление единой государственной
политики в отраслях и сферах народного
хозяйства, отнесенных к исключительному
ведению Российской Федерации (статья
71), а также к совместному ведению Федерации.
Говоря о Правительстве
как об органе исполнительной власти,
необходимо выделить две основные его
функции: во-первых, организацию исполнения
законов, принятых Федеральным Собранием,
во-вторых, организацию контроля над исполнением
законов и указов Президента органами
исполнительной власти сверху донизу.
Здесь налицо взаимодействие Президента
и Правительства.17
Если взглянуть на полномочия Президента РФ во взаимодеиствии с Правительством Российской Федерации, то очень трудно разграничить полномочия между ними. После принятия Конституции РФ было покончено с жестким разделением властей, типичным для президентской формы правления. Президент Российской Федерации не отвечает за состояние исполнительной власти, но имеет ключевые полномочия по руководству ею и может прямо вмешиваться в дела Правительства.
Президент
являетсяглавным действующим
В соответствии с конституционными нормами Президент РФ является:
государственной целостности
В соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством
Президент РФ руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающие вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращением чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совбеза РФ.20
Таким образом, по конституции, Президент РФ не является главой исполнительной власти, но оказывает значительное влияние на деятельность ее органов. Но являясь главой государства, он наделен существенными полномочиями, дающими ему возможность активно влиять на организацию и функционирование механизма исполнительной власти.
Далее речь пойдет о его полномочиях по формированию структуры и системы федеральных органов исполнительной власти. Помимо того, что я упоминал выше, к компетенции Президента РФ отнесено еще и образование федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, назначение руководителей государственных комитетов, федеральных служб и др. Система федеральных органов исполнительной власти также утверждается указами Президента РФ по представлению Председателя Правительства РФ. В настоящее время она определяется Указом «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 22 сентября 1998 г.
Президент РФ осуществляет
общее руководство
Президент РФ назначает
ряд должностных лиц, имеющих
прямое отношение к функционированию
исполнительной власти. Это лица высшего
командования Вооруженных Сил РФ,
полномочные представители
Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства, участвовать в формировании его Президиума, принимать решение об отставке Правительства.
Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, вводит на территории РФ военное и чрезвычайное положение, руководит Советом Безопасности РФ.
Президент РФ вправе отменять правовые акты Правительства РФ, приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации. Его указами регламентируются многие важные стороны деятельности и механизма исполнительной власти.
В распоряжении Президента РФ имеется создаваемый им в соответствии с Конституцией РФ специальный аппарат – Администрация Президента РФ. В ее задачи входит обеспечение деятельности Президента РФ необходимыми организационными и информационными условиями. В ее составе действует несколько структурных подразделений. Среди них наиболее существенна роль Главного государственно-правового управления и Главного контрольного управления. Первое из них ведет юридическую работу: подготовку проектов нормативных указов Президента, обеспечение его правовой информацией и т.п. Функции второго связаны с осуществлением контроля за исполнением указов Президента РФ органами исполнительной власти.
Вопросы хозяйственного обслуживания Президента и его Администрации отнесены к ведению Управления делами Президента РФ.
Существует ряд органов,
действующих непосредственно
Президент РФ регламентирует своими указами многие стороны государственной службы. В составе его Администрации вопросы этого профиля отнесены к компетенции Совета по вопросам государственной службы и Управления по кадровой политике.21
3.2 Контрольные полномочия Президнета РФ
Президент РФ, как глава государства, наделен Конституцией РФ значительными контрольными полномочиями в сфере реализации исполнительной власти. Их осуществление связывается с решением важнейших вопросов формирования федеральных органов исполнительной власти. Это утверждение структуры таких органов по представлению Председателя Правительства, а также назначение на должности заместителей Председателя и федеральных министров.
Президент осуществляет контроль за соответствием законам и своим указам правовых актов Правительства и других федеральных органов исполнительной власти. Неправомерные акты этих органов он вправе отменять. В отношении правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ его полномочия ограничены правом приостановления их действия.
В составе Администрации Президента есть специальное структурное подразделение с контрольными функциями и полномочиями. Это Главное контрольное управление, основные задачи которого связаны с осуществлением систематического контроля и проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по исполнению законов, указов и распоряжений Президента. По результатам контроля вносятся предложения о привлечении виновных в неисполнении или ненадлежащем исполнении названных актов должностных лиц.
Определенные контрольные функции осуществляет также Главное государственно-правовое управление в основном в процессе подготовки законопроектов, проектов нормативных указов Президента РФ.
В регионах контроль за исполнением федеральных законов и указов Президента возложен на полномочных представителей Президента.
В частности, они вносят Президенту предложения о приостановлении действия правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ.