Исполнительная власть РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:30, курсовая работа

Описание работы

Современная наука административного права направляет определенные усилия на уяснение предмета и метода административно-правового регулирования, а также на выявление особенностей субъектного состава административного права. Наблюдается стабильное научное внимание к Президенту Российской Федерации как к субъекту административного права.
Научный интерес к данной проблеме обусловлен тем, что полномочия Президента Российской Федерации связаны с реализацией функций, прежде всего, в сфере исполнительной власти.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Исполнительная власть РФ 5
1.1.Определение и функции исполнительной власти 5
1.2 Структура органов исполнительной власти в соответствии с федеральным устройством 10
ГЛАВА 2 Правовой статус президента РФ 11 ГЛАВА 3 Президент РФ как орган исполнительной власти 15
3.1 Взаимодействие президента РФ и исполнительной власти 15
3.2 Контрольные полномочия Президнета РФ 20
Заключение 22
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

 

Оглавление

 

Введение   3

Глава 1 Исполнительная власть РФ  5

1.1.Определение  и функции исполнительной власти   5

1.2 Структура органов исполнительной власти в соответствии с федеральным устройством     10

             ГЛАВА 2 Правовой статус президента РФ   11                                    ГЛАВА 3 Президент РФ как орган исполнительной власти 15

3.1 Взаимодействие  президента РФ и исполнительной  власти 15

 3.2 Контрольные полномочия Президнета РФ 20

Заключение      22

Список литературы 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная наука административного права  направляет определенные усилия на уяснение предмета и метода административно-правового  регулирования, а также на выявление  особенностей субъектного состава  административного права. Наблюдается стабильное научное внимание к Президенту Российской Федерации как к субъекту административного права.

Научный интерес к данной проблеме обусловлен тем, что полномочия Президента Российской Федерации связаны  с реализацией функций, прежде всего, в сфере исполнительной власти.1

В данный момент Россия находится на стадии формирования в правовое государство, которое  должно представлять собой систему  органов, обеспечивающих нормальное фунционарование  нашего общества на основе права, а  так же защиту прав  и свобод граждан РФ.

А для того, чтобы успешно  обеспечить общество их правами,  потребностями  и нуждами в самостоятельном  и независимом государстве (каким  себя и провозгласила Россия в 1991 году), необходимо определиться с формой государственного правления.

Ученые-юристы выделяют три основных вида формы государственного правления в республиках: президентская, парламентарная и социалистическая.  Предпочтение России было отдано президентской республике. Институт президентства в РФ возник 24 апреля 1991 г. с момента принятия Закона РФ "О Президенте РСФСР". С принятием Конституции РФ в 1993 г. Россия была конституционно закреплена как президентская республика. Вместе с тем был несколько изменен и правовой статус Президента РФ. Сегодня правовое положение Президента РФ закреплено главой 4 (ст. 80 - 93) Конституции РФ.2

Согласно ст. 10 и 11 Конституции, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей — на законодательную, исполнительную и судебную, а также  разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и органами государственной власти ее субъектов.3 Но в данной работе меня интересует исполнительная власть, и ее взаимодействие с президентом РФ, целью которой является определение влияния президента на систему исполнительной власти, но для этого сначало понадобится:

- дать определение  исполнительной власти, определить  ее функции;

-  определить правовой  статус президента РФ;

    - и, наконец, провести анализ взаимодействия президента РФ и исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

 Исполнительная власть в РФ

1.1 Определение и функции исполнительной власти

Исполнительная  власть является одним из видов относительно самостоятельой и независимой ветвью единой государственной власти (но при этом, исполнительная власть подзаконна, то есть зависит от законов) Российской Федерации, которая тесно взаимодействует с судебной и законодательной властями. Она представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как подзаконодательное регулирование, внешнеполитическое представительство, осуществление административного управления. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России— организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.4

Особенность органов исполнительной власти заключается  в том, что они выполняют исключительно  государственно-властные полномочия в  системе разделения властей и находятся в непосредственном контакте и постоянном взаимодействии с двумя другими ветвями государственной власти. Важно отметить, что Конституция Российской Федерации, выделив исполнительную власть как самостоятельную ветвь, возложила ее осуществление на специальную систему органов, возглавляемую Правительством Российской Федерации.

В настоящий момент функциями исполнительной власти являются:

 

  • Исполнительная, т.е. исполнение законов. Органы исполнительной власти имеют право издавать подзаконные акты.
  • Контроль, т.е. проверка фактического положения дел для выявления и устранения нарушений законов.
  • Учет людских, материальных, денежных и иных средств для осуществления исполнительно-распорядительной деятельности.
  • Информационное обеспечение и информационно-аналитическая работа. 
  • Разработка и реализация политики, выражающаяся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов (например, демонополизации, приватизации, инвестиционная, энергетическая, жилищная и т.д.).
  • Установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни (например, обеспечение равноправия всех форм собственности, государственное стимулирование предпринимательства, охрана прав потребителей, пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции, защита прав собственника и т.п.).
  • Управление учреждениями и предприятиями государственного сектора.
  • Регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора.
  • Координация функционирования национализированного и денационализированного секторов хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства.
  • Обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления. 56

 Отличительным признаком исполнительной власти  власти выступает то, что она реализуется в отношении как и к коллективным так и к индивидуальным элементам государственно-организованного  общества, т. е.

в общегосударственном  масштабе и в качестве специфической  государственной функции правоприменительного характера. Это является наиболее важной характеристикой исполнительной власти, поскольку она раскрывает ее особую государственно-правовую природу, позволяет разграничить исполнительство такого рода и исполнительство, присущее любой организованной ячейке социума в качестве средства управления собственными делами.

  
   Также, являясь ветвью единой государственной власти, исполнительная власть не тождественна виду государственной деятельности. Соответствующий вид такой деятельности - это не сама власть, а только ее форма реализации. А потому исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности: власть — это сущностное выражение этой деятельности, ее функциональной направленности и компетенционной определенности, то есть категория базового характера. Значит, исполнительная власть не тождественна государственному управлению, так как оно выступает определенным видом государственной властной деятельности. 7

 
 Однако необходимо учитывать,  что действующим законодательством  Российской Федерации фиксируются функции и компетенция не самой исполнительной власти, как государственно-правового института, а лишь субъектов, реализующих ее на том или ином уровне государственной организации (например, статус федеральных и региональных органов исполнительной власти.

  
Исполнительная власть - необходимый атрибут государственно-властного механизма, построенного на основе разделения властей. До принятия Конституции Российской Федерации 1993 года законодательная власть осуществлялась только на федеральном и республиканском уровнях. Разделение властей в буквальном смысле имело известные формальные ограничения. Сейчас таковые отсутствуют, так как все субъекты федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов (ст. 76). Естественно, что на указанных уровнях осуществляется исполнительная и судебная власть. Там же, где отсутствуют три ветви государственной власти, исполнительная власть в ее государственно-правовом (конституционном) значении не функционирует. Например, ее нет на уровне отдельных государственных предприятий и учреждений, негосударственных формирований.8

Так как речь идет об исполнительной власти, о государственной  деятельности по ее практической реализации, неизбежен вопрос о том, какому именно звену государственно-властного механизма, построенному на началах разделения властей, поручается такого рода деятельность. До того как Конституция РФ 1993г, установила, что государственная власть в стране осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ), данный вопрос решался достаточно просто: на различных уровнях государственной организации была построена и соответствующим образом функционировала система органов государственного управления. Она полностью соответствовала одному из ведущих проявлений государственной власти, а именно — государственно-управленческой или исполнительно-распорядительной деятельности, осуществляемой наряду с законодательной и судебной.

Соответственно  органы государственного управления в центре и на местах являлись основными субъектами административного права или же носителями административной правосубъектности.

Другими словами, государственное управление как  самостоятельный вид деятельности государства по реализации своих  задач и функций имело специального, конституционно закрепленного субъекта.

Конституция РФ 1993г. вместо термина «государственное управление» ввела в оборот понятие  «исполнительная власть». И теперь конституционные нормы содержат ряд общих положений, из содержания которых можно получить известное представление как о самой исполнительной власти, так и о реализующих ее органах. Так, ст. 77 (ч. 2) Конституции РФ говорит о том, что в пределах ведения Российской Федерации и субъектов Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Так впервые появляется конституционное, упоминание об органах исполнительной власти.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Структура органов исполнительной власти в соответствии с федеральным устройством

 

          В соответствии с федеральным государственным устройством органы исполнительной власти подразделяются на:

      -федеральные органы исполнительной власти, распространяющие свою деятельность на всю территорию России (Президент России и Администрация Президента,Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, государственные комитеты и иные федеральные органы исполнительной власти);

         -региональные федеральные органы исполнительной власти, действующие на территории определенных регионов, т.е. на части территории России. Деятельность этих органов может осуществляться в пределах нескольких республик, краев, областей и иных территориальных единиц (в пределах военного округа, железной дороги и др.). Такие органы являются межтерриториальными (межрегиональными);

    -органы исполнительной власти субъектов федерации, осуществляющие деятельность, соответственно, в пределах территорий республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов. В масштабе республик действуют президенты, правительства, министерства, комитеты и иные ведомства. В масштабе края, области, города федерального значения и автономного образования исполнительная, управленческая деятельность осуществляется соответствующей администрацией, руководимой ее главой (губернатором, мэром).10

           В данном случае нас интересуют  федеральные органы исполнительной власти, распространяющие свою деятельность на всю территорию России, а точнее Президент РФ. Для того, чтобы конкретезировать сферу деятельности президента в системе исполнительной власти, сначала определим его правовой статус.

ГЛАВА 2

 Правовой статус президента РФ

Принципиально новая дефиниция статуса Президента РФ, содержащаяся в Конституции, означает, что Президент РФ занимает особое место в системе органов государственной власти  и не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей.

Но данное положение не дает никаких оснований трактовать президентскую власть, как власть, стоящую над другими властями и зависящими от нее. Каждая из властей осуществляет свои конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими властями, обеспечена определенными рычагами давления на иные власти и на Президента. В Конституции заложена необходимая система "сдержек и противовесов", которая способствует сбалансированному взаимодействию властей. Но между ними нет отношений подчинения. Свои полномочия Президент реализует в рамках Конституции РФ, в соответствии с ней и федеральными законами, во взаимодействии с парламентом и Правительством РФ.

Действующая Конституция  РФ предусматривает лишь один вид  конституционно-правовой ответственности Президента РФ — это его отрешение от должности в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией РФ.

Важной  особенностью правового положения Президента является то, что он одновременно — и субъект конституционной ответственности (т.е. ответственный за нарушение конституционных норм) и лицо, уполномоченное применять санкции конституционной ответственности к иным структурам и должностным лицам.

В соответствии со ст. 81 Конституции РФ Президент  РФ избирается с 2012 года на 6 лет гражданами РФ на основе всеобщего, равного и  прямого избирательного права при  тайном голосовании. Президентом РФ может быть гражданин РФ не моложе 35 лет (верхний предел возраста Конституцией не указывается, в отличие от Закона РФ "О Президенте РСФСР", который ограничивал возраст Президента 65 годами), постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента свыше двух сроков подряд. Для исследования административно-правового статуса Президента РФ необходимо определить его место в системе государственной власти. До принятия Конституции РФ 1993 г. Президент РФ являлся высшим должностным лицом республики, главой исполнительной власти. Понятие "высшее должностное лицо республики" подразумевало такие полномочия Президента, как представление РФ внутри Федерации и во вне, награждение государственными наградами и т. д. Но главной функцией Президента РФ как высшего должностного лица, можем предположить, являлась обязанность обеспечения делового сотрудничества законодательной, исполнительной и судебной властей, обеспечение целостности и суверенитета России, мира, согласия и демократического режима. Для осуществления перечисленных функций статуса главы исполнительной власти было явно недостаточно. Именно поэтому Конституция РФ 1993 г. провозгласила Президента РФ главой государства и выделила целую главу в конституции, посвященную правовому статусу Президента РФ. 1112

Информация о работе Исполнительная власть РФ