Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:51, лекция
Конституционное право зарубежных стран — одна из многочисленных юридических наук и одновременно учебная дисциплина, изучаемая в системе высшего юридического профессионального образования. Все юридические науки и учебные дисциплины делятся на несколько групп: теоретико-исторические (фундаментальные), отраслевые, прикладные (специальные). Конституционное право зарубежных стран относят к особой группе юридических наук и дисциплин, изучающих государство и право зарубежных стран, наряду с международным публичным и международным частным правом. Другие относят его к отраслевым наукам и дисциплинам, изучающим отдельные отрасли права, поскольку само по себе конституционное право — это одна из отраслей права, так же как административное, гражданское и т. п.
Источниками
конституционного права могут быть
и подзаконные нормативно-
Гораздо чаще парламент делегирует свои законодательные полномочия не главе государства, а правительству (Испания, Португалия и др.). По общему правилу подобные акты главы государства и правительства, имеющие силу закона, подлежат утверждению парламентом. Если эти акты содержат в себе конституционно-правовые нормы, то они также являются источниками конституционного права.
Судебные прецеденты как источники конституционного права широко распространены в странах англосаксонской правовой системы (не только в Великобритании и Новой Зеландии, а также в США, Австралии, где имеются писаные кодифицированные конституции, в Канаде, где конституцию составляет свод обычных законов). Имеет распространение судебный прецедент и в странах со смешанной правовой системой, сложившейся под влиянием англосаксонского права, например в Индии. Прежде всего это решения судов по конституционным вопросам.
Конституционно-правовые обычаи являются источниками конституционного права не только в Великобритании и Новой Зеландии, но и в других странах, в том числе и континентальной правовой системы, имеющих писаные конституции. Например, в Швейцарии на основе обычая по формуле 2 : 2 : 2 : 1 распределяются места между четырьмя политическими партиями в правительстве. Во Франции правительство по конституции не ответственно перед президентом, но такая ответственность установлена обычаем.
Источниками конституционного права могут быть различные договоры и соглашения — межгосударственные и внутригосударственные.
Межгосударственные (международные) договоры по конституциям многих развитых стран включены в национальное (внутригосударственное) законодательство и имеют приоритет перед ним. Например, ст. 8 Конституции Португальской Республики устанавливает, что нормы международных договоров, ратифицированные или одобренные должным образом, вступают в силу после официальной публикации и их выполнение становится обязательным для государства. Особое значение для конституционного права зарубежных стран имеют международно-правовые акты о правах человека и гражданина, подписанные этими государствами: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., а для стран Европы — Европейская конвенция 1950 г. и другие подобные акты. На основе этих актов строятся нормы конституции, регулирующие права и свободы человека и гражданина.
Источниками конституции права зарубежных стран являются и акты межгосударственных объединений, в которые входят эти страны. Так, в настоящее время ряд стран Европы входят в Европейский Союз и его акты входят в конституционное законодательство стран — членов Союза.
Внутригосударственные договоры, соглашения заключаются между центральной властью и территориальными органами государства, между самими территориальными подразделениями. Так, ст. 29 Основного закона ФРГ устанавливает, что изменения статуса земель (за исключением их границ)«могут осуществляться путем заключения государственного договора между заинтересованными землями». В Испании автономные сообщества могут заключать между собой соглашения для осуществления ими совместной деятельности и оказания друг другу услуг (ст. 145 Конституции Испании). Встречаются и иные внутригосударственные договоры — источники конституционного права зарубежных стран. Так, в 1995 г. на Украине был заключен конституционный договор между парламентом и президентом, имеющий целью ослабить напряжение между двумя ветвями власти. Источниками конституционного права являются регламенты палат парламента, устанавливающие порядок их работы.
Понятие конституционного строя и его основ в последние годы стало широко использоваться в российской юридической науке и законодательстве. Так, первая глава Конституции Российской Федерации 1993 г. называется «Основы конституционного строя». Под конституционным строем обычно понимают систему общественных отношений, соответствующих принципам правового государства. Это строй, при котором признаются, соблюдаются и защищаются права человека и гражданина, строй, при котором государственный механизм (система органов государства) действует в соответствии с принципом разделения властей, строй, при котором наряду с государством функционирует гражданское общество, включающее в себя общественные объединения, коммерческие и некоммерческие организации, органы местного самоуправления и т. д.
Государство,
в котором отсутствуют
Основы конституционного строя, кроме России, установлены в первом разделе Конституции Республики Беларусь, в первых главах конституций других стран СНГ: Армении, Таджикистана, Туркменистана. В конституциях других стран СНГ соответствующие главы или разделы конституции называются по-иному: общие положения — в конституциях Грузии, Казахстана, Украины; общие принципы в конституциях Кыргызстана, Молдовы, Узбекистана. В Конституции (Основном законе) Эстонской Республики имеется глава 1 «Общие положения», а в Конституции Латвийской республики — раздел 1 «Общие постановления».
Подобные
разделы установлены в
В конституциях стран Западной Европы основы конституционного строя установлены в вводном разделе Конституции Испании, в разделах об основных принципах конституций Италии и Португалии, в первом разделе «Общие положения. Европейский союз (подраздел «А») федерального конституционного закона 1920 г. Австрийской Республики. В других конституциях основы конституционного строя отдельно не выделяются, но их можно вычленить из текста этих конституций.
Основы конституционного строя, закрепленные в конституциях зарубежных стран, обычно начинаются с конституционных характеристик государства, в которых определяются форма правления (монархия или республика), форма государственного устройства (унитарное государство или федерация), политический режим (демократия), иные важные характеристики: правовой, социальный характер государства и т. п.
В ст. 1 австрийского федерального конституционного закона 1920 г. установлено, что «Австрия является демократической республикой», т. е. указан демократический политический режим и форма правления — республика, а в ст. 2 этого же Закона установлено, что «Австрия является федеративным государством», т. е. указана форма государственного устройства — федерация. Статья 1 Конституции Бельгии устанавливает форму государственного устройства: «Бельгия является федеративным государством, состоящим из сообществ и регионов» . В ст. 1 Конституции Греции сказано, что «государственный строй (с точки зрения юридической науки будет вернее — форма правления) Греции — парламентская республика».Статья 5 Конституции Ирландии, бывшей колонии Англии, подчеркивает независимость и суверенитет Ирландии: «Ирландия является суверенным, независимым и демократическим государством».
Обращают на себя внимание конституционные характеристики зарубежных стран, в которых в прошлом существовали фашистские диктатуры. В конституциях таких стран устанавливается правовой, социальный характер государства, подчеркивается отсутствовавший прежде политический плюрализм, необходимость признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
В ст. 1 Конституции Испании сказано, что «Испания конституируется как правое демократическое социальное государство, которое провозглашает высшими ценностями своего правопорядка справедливость, равенство и политический плюрализм» . В ст. 1 Конституции Португальской Республики установлено, что «Португалия — суверенная республика, основывающаяся на уважении человеческой личности и на народном волеизъявлении и ставящая своей целью построение свободного, справедливого и солидарного общества». В ст. 2 этой же конституции указано, что «Португальская Республика — демократическое правовое государство, основывающееся на народном суверенитете, на многообразии демократических мнений и демократического политического плюрализма, на уважении и гарантиях осуществления основных прав и свобод и имеющее целью претворение демократических принципов в экономической, социальной и культурной жизни и углубление демократии».
Подобные конституционные характеристики установлены и конституциями всех бывших советских республик. Статья 6 Конституции Азербайджанской Республики гласит: «Азербайджанское государство — демократическая, светская (т. е. нерелигиозная), унитарная республика»;ст. 1 Конституции Республики Армения: «Республика Армения — суверенное, демократическое, социальное, правовое государство» ; ст. 1 Конституции Республики Беларусь: «Республика Беларусь — унитарное демократическое социальное правовое государство», а в ст. 2 говорится, что«Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства»; ст. 1 Конституции Грузии:«Грузия — независимое, единое и неделимое государство, формой политического устройства грузинского государства является демократическая республика»; ст. 1 Конституции Республики Казахстан: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы»; ст. 1 Конституции Кыргызской Республики — «Кыргызская республика (Кыргызстан) — суверенная, унитарная, демократическая республика, построенная на началах правового, светского государства» ; ст. 1 Конституции Республики Молдова: «Республика Молдова — суверенное и независимое, единое и неделимое государство (ч. 1), форма государственного правления — республика (ч. 2). Республика Молдова — демократическое правовое государство, в котором достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются государством (ч. 3)»; ст. 1 Конституции Республики Таджикистан: «Республика Таджикистан — суверенное, демократическое, правовое, светское и унитарное государство (ч. 1), Таджикистан — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 2); ст. 1 Конституции Туркменистана:«Туркменистан — демократическое, правовое и светское государство, в котором государственное правление осуществляется в форме президентской республики», а ст. 3 этой же конституции — «В Туркменистане высшей ценностью общества и государства является человек»; ст. 1 Конституции Республики Узбекистан: «Узбекистан — суверенная демократическая республика»; ст. 1 Конституции Украины: «Украина есть суверенное и независимое, демократическое, социальное и правовое государство», ст. 2 — «Украина является унитарным государством», ст. 3 — «Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства»; ст. 1 Конституции Латвийской Республики: «Латвия есть независимая и демократическая республика» ; ст. 1 Конституции Литовской Республики: «Литовское государство является независимой демократической республикой» и ст. 1 Конституции (Основного закона) Эстонской Республики: «Эстония — самостоятельная и независимая демократическая республика…»
Другие основы
конституционного строя в конституциях
зарубежных стран выражаются в закреплении
равноправия граждан. Например, ст.
10 Конституции Бельгии
В многонациональных зарубежных странах, в странах, где имеются исторические области, в конституциях закрепляются некоторые принципы государственного (территориального) устройства, статус языков. В ст. 2 Конституции Испании сказано, что «Конституция основана на нерушимом единстве испанской нации, едином и неделимом отечестве всех испанцев; она признает и гарантирует право на автономию для национальностей и регионов, ее составляющих, и солидарность между ними» . Статья 2 «Формы правления» Швеции (глава 1 «Основы государственного строя») устанавливает, что «будет поощряться право этнических и религиозных меньшинств сохранять и развивать собственную культурную и общественную жизнь». Эта конституционная норма, в частности, воплощается в экстерриториальной (т. е. вне зависимости от территории проживания) автономии народа саами, имеющего собственный представительный орган. Статья 10 Конституции Республики Молдова признает и гарантирует право всех граждан на сохранение, развитие и выражение этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности. На основании этой статьи в Молдове принят и действует Закон об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери).
Статус государственных и других языков закреплен в конституциях многонациональных государств. В Бельгии на основе языковой принадлежности образованы лингвистические регионы — составные части бельгийской федерации: регион французского языка, регион нидерландского языка, двуязычный регион Брюссель — столица, и регион немецкого языка. В соответствии со ст. 3 Конституции Испании «кастильский язык является официальным государственным языком. Все испанцы обязаны его знать и имеют право пользоваться им. Остальные языки Испании являются также официальными в соответствующих автономных сообществах согласно их статутам. Богатство языков и разнообразие диалектов Испании является частью ее культурного наследия и пользуется особым уважением и защитой».