Идея и понятие демократии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:51, лекция

Описание работы

Конституционное право зарубежных стран — одна из многочисленных юридических наук и одновременно учебная дисциплина, изучаемая в системе высшего юридического профессионального образования. Все юридические науки и учебные дисциплины делятся на несколько групп: теоретико-исторические (фундаментальные), отраслевые, прикладные (специальные). Конституционное право зарубежных стран относят к особой группе юридических наук и дисциплин, изучающих государство и право зарубежных стран, наряду с международным публичным и международным частным правом. Другие относят его к отраслевым наукам и дисциплинам, изучающим отдельные отрасли права, поскольку само по себе конституционное право — это одна из отраслей права, так же как административное, гражданское и т. п.

Работа содержит 1 файл

Конституционный стргой зарубежных стран.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

Источниками конституционного права могут быть и подзаконные нормативно-правовые акты. Прежде всего это акты главы  государства (монарха или президента), имеющие силу закона (декреты, ордонансы, указы), издаваемые как по прямому предписанию конституции, так и по уполномочию парламента (в силу делегированного законодательства). Например, ст. 87 Конституции Итальянской Республики предусматривает, что президент«издает декреты, имеющие силу закона». Во втором случае парламент по инициативе президента вправе делегировать главе государства свои законодательные полномочия на определенный срок по определенным вопросам. Такое право признано, например, конституцией Казахстана.

Гораздо чаще парламент делегирует свои законодательные полномочия не главе государства, а правительству (Испания, Португалия и др.). По общему правилу подобные акты главы государства и правительства, имеющие силу закона, подлежат утверждению парламентом. Если эти акты содержат в себе конституционно-правовые нормы, то они также являются источниками конституционного права.

Судебные  прецеденты как источники конституционного права широко распространены в странах  англосаксонской правовой системы (не только в Великобритании и Новой  Зеландии, а также в США, Австралии, где имеются писаные кодифицированные конституции, в Канаде, где конституцию составляет свод обычных законов). Имеет распространение судебный прецедент и в странах со смешанной правовой системой, сложившейся под влиянием англосаксонского права, например в Индии. Прежде всего это решения судов по конституционным вопросам.

Конституционно-правовые обычаи являются источниками конституционного права не только в Великобритании и Новой Зеландии, но и в других странах, в том числе и континентальной правовой системы, имеющих писаные конституции. Например, в Швейцарии на основе обычая по формуле 2 : 2 : 2 : 1 распределяются места между четырьмя политическими партиями в правительстве. Во Франции правительство по конституции не ответственно перед президентом, но такая ответственность установлена обычаем.

Источниками конституционного права могут быть различные договоры и соглашения — межгосударственные и внутригосударственные.

Межгосударственные (международные) договоры по конституциям многих развитых стран включены в  национальное (внутригосударственное) законодательство и имеют приоритет перед ним. Например, ст. 8 Конституции Португальской Республики устанавливает, что нормы международных договоров, ратифицированные или одобренные должным образом, вступают в силу после официальной публикации и их выполнение становится обязательным для государства. Особое значение для конституционного права зарубежных стран имеют международно-правовые акты о правах человека и гражданина, подписанные этими государствами: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., а для стран Европы — Европейская конвенция 1950 г. и другие подобные акты. На основе этих актов строятся нормы конституции, регулирующие права и свободы человека и гражданина.

Источниками конституции права зарубежных стран  являются и акты межгосударственных объединений, в которые входят эти страны. Так, в настоящее время ряд стран Европы входят в Европейский Союз и его акты входят в конституционное законодательство стран — членов Союза.

Внутригосударственные договоры, соглашения заключаются между центральной властью и территориальными органами государства, между самими территориальными подразделениями. Так, ст. 29 Основного закона ФРГ устанавливает, что изменения статуса земель (за исключением их границ)«могут осуществляться путем заключения государственного договора между заинтересованными землями». В Испании автономные сообщества могут заключать между собой соглашения для осуществления ими совместной деятельности и оказания друг другу услуг (ст. 145 Конституции Испании). Встречаются и иные внутригосударственные договоры — источники конституционного права зарубежных стран. Так, в 1995 г. на Украине был заключен конституционный договор между парламентом и президентом, имеющий целью ослабить напряжение между двумя ветвями власти. Источниками конституционного права являются регламенты палат парламента, устанавливающие порядок их работы.

3. Основы конституционного  строя и их закрепление  в зарубежных странах

Понятие конституционного строя и его основ в последние годы стало широко использоваться в российской юридической науке и законодательстве. Так, первая глава Конституции Российской Федерации 1993 г. называется «Основы конституционного строя». Под конституционным строем обычно понимают систему общественных отношений, соответствующих принципам правового государства. Это строй, при котором признаются, соблюдаются и защищаются права человека и гражданина, строй, при котором государственный механизм (система органов государства) действует в соответствии с принципом разделения властей, строй, при котором наряду с государством функционирует гражданское общество, включающее в себя общественные объединения, коммерческие и некоммерческие организации, органы местного самоуправления и т. д.

Государство, в котором отсутствуют указанные  признаки, не имеет конституционного строя, даже несмотря на наличие в нем законодательного акта под наименованием «конституция», и наоборот, в странах с неписаной конституцией или конституцией в материальном смысле, несмотря на отсутствие акта, именуемого конституцией, конституционный строй существует при наличии упомянутых признаков. Яркий пример того — страна с неписаной конституцией Великобритания, где впервые в мире были признаны права человека (Великая хартия вольностей 1215 г.), выделилась сильная и независимая судебная власть, образован первый в мире парламент, что привело к практическому разделению властей, и т. д. Несмотря на отсутствие писаной конституции, конституционный строй в Великобритании существует.

Основы конституционного строя, кроме России, установлены  в первом разделе Конституции Республики Беларусь, в первых главах конституций других стран СНГ: Армении, Таджикистана, Туркменистана. В конституциях других стран СНГ соответствующие главы или разделы конституции называются по-иному: общие положения — в конституциях Грузии, Казахстана, Украины; общие принципы в конституциях Кыргызстана, Молдовы, Узбекистана. В Конституции (Основном законе) Эстонской Республики имеется глава 1 «Общие положения», а в Конституции Латвийской республики — раздел 1 «Общие постановления».

Подобные  разделы установлены в конституциях стран Восточной Европы — бывших странах «социалистического лагеря»: глава 1 «Основные начала» Конституции  Республики Болгария; глава 1 «Общие положения» Конституции Венгерской Республики; часть первая «Общие принципы» Конституции Румынии; раздел 1 главы 1 Конституции Словацкой Республики; глава 1 Конституции Чешской Республики и раздел 1 Конституции Союзной Республики Югославии называются «Основные положения».

В конституциях стран Западной Европы основы конституционного строя установлены в вводном разделе Конституции Испании, в разделах об основных принципах конституций Италии и Португалии, в первом разделе «Общие положения. Европейский союз (подраздел «А») федерального конституционного закона 1920 г. Австрийской Республики. В других конституциях основы конституционного строя отдельно не выделяются, но их можно вычленить из текста этих конституций.

Основы конституционного строя, закрепленные в конституциях зарубежных стран, обычно начинаются с  конституционных характеристик государства, в которых определяются форма правления (монархия или республика), форма государственного устройства (унитарное государство или федерация), политический режим (демократия), иные важные характеристики: правовой, социальный характер государства и т. п.

В ст. 1 австрийского федерального конституционного закона 1920 г. установлено, что «Австрия является демократической республикой», т. е. указан демократический политический режим и форма правления — республика, а в ст. 2 этого же Закона установлено, что «Австрия является федеративным государством», т. е. указана форма государственного устройства — федерация. Статья 1 Конституции Бельгии устанавливает форму государственного устройства: «Бельгия является федеративным государством, состоящим из сообществ и регионов» . В ст. 1 Конституции Греции сказано, что «государственный строй (с точки зрения юридической науки будет вернее — форма правления) Греции — парламентская республика».Статья 5 Конституции Ирландии, бывшей колонии Англии, подчеркивает независимость и суверенитет Ирландии: «Ирландия является суверенным, независимым и демократическим государством».

Обращают  на себя внимание конституционные характеристики зарубежных стран, в которых в  прошлом существовали фашистские диктатуры. В конституциях таких стран устанавливается правовой, социальный характер государства, подчеркивается отсутствовавший прежде политический плюрализм, необходимость признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

В ст. 1 Конституции  Испании сказано, что «Испания конституируется как правое демократическое социальное государство, которое провозглашает высшими ценностями своего правопорядка справедливость, равенство и политический плюрализм» . В ст. 1 Конституции Португальской Республики установлено, что «Португалия — суверенная республика, основывающаяся на уважении человеческой личности и на народном волеизъявлении и ставящая своей целью построение свободного, справедливого и солидарного общества». В ст. 2 этой же конституции указано, что «Португальская Республика — демократическое правовое государство, основывающееся на народном суверенитете, на многообразии демократических мнений и демократического политического плюрализма, на уважении и гарантиях осуществления основных прав и свобод и имеющее целью претворение демократических принципов в экономической, социальной и культурной жизни и углубление демократии».

Подобные  конституционные характеристики установлены  и конституциями всех бывших советских  республик. Статья 6 Конституции Азербайджанской  Республики гласит: «Азербайджанское государство — демократическая, светская (т. е. нерелигиозная), унитарная республика»;ст. 1 Конституции Республики Армения: «Республика Армения — суверенное, демократическое, социальное, правовое государство» ; ст. 1 Конституции Республики Беларусь: «Республика Беларусь — унитарное демократическое социальное правовое государство», а в ст. 2 говорится, что«Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства»; ст. 1 Конституции Грузии:«Грузия — независимое, единое и неделимое государство, формой политического устройства грузинского государства является демократическая республика»; ст. 1 Конституции Республики Казахстан: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы»; ст. 1 Конституции Кыргызской Республики — «Кыргызская республика (Кыргызстан) — суверенная, унитарная, демократическая республика, построенная на началах правового, светского государства» ; ст. 1 Конституции Республики Молдова: «Республика Молдова — суверенное и независимое, единое и неделимое государство (ч. 1), форма государственного правления — республика (ч. 2). Республика Молдова — демократическое правовое государство, в котором достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются государством (ч. 3)»; ст. 1 Конституции Республики Таджикистан: «Республика Таджикистан — суверенное, демократическое, правовое, светское и унитарное государство (ч. 1), Таджикистан — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 2); ст. 1 Конституции Туркменистана:«Туркменистан — демократическое, правовое и светское государство, в котором государственное правление осуществляется в форме президентской республики», а ст. 3 этой же конституции — «В Туркменистане высшей ценностью общества и государства является человек»; ст. 1 Конституции Республики Узбекистан: «Узбекистан — суверенная демократическая республика»; ст. 1 Конституции Украины: «Украина есть суверенное и независимое, демократическое, социальное и правовое государство», ст. 2 — «Украина является унитарным государством», ст. 3 — «Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства»; ст. 1 Конституции Латвийской Республики: «Латвия есть независимая и демократическая республика» ; ст. 1 Конституции Литовской Республики: «Литовское государство является независимой демократической республикой» и ст. 1 Конституции (Основного закона) Эстонской Республики: «Эстония — самостоятельная и независимая демократическая республика…»

Другие основы конституционного строя в конституциях зарубежных стран выражаются в закреплении  равноправия граждан. Например, ст. 10 Конституции Бельгии устанавливает, что «в государстве не существует никаких сословных различий»; ст. 3 Основного закона ФРГ — что «все люди равны перед законом, мужчины и женщины равноправны». Часто в конституциях указывается на принцип приоритета международного права. Например, ст. 29 Конституции Ирландии гласит, что «Ирландия подтверждает свою преданность идеалам мира и дружеского сотрудничества между народами, основывающиеся на международной справедливости и морали»; ст. 4 Конституции Республики Молдова — что «при наличии несоответствия между пактами и договорами об основных правах человека, одной из сторон которых является Республика Молдова, и внутренними законами приоритет имеют международные нормы».

В многонациональных  зарубежных странах, в странах, где  имеются исторические области, в  конституциях закрепляются некоторые  принципы государственного (территориального) устройства, статус языков. В ст. 2 Конституции Испании сказано, что «Конституция основана на нерушимом единстве испанской нации, едином и неделимом отечестве всех испанцев; она признает и гарантирует право на автономию для национальностей и регионов, ее составляющих, и солидарность между ними» . Статья 2 «Формы правления» Швеции (глава 1 «Основы государственного строя») устанавливает, что «будет поощряться право этнических и религиозных меньшинств сохранять и развивать собственную культурную и общественную жизнь». Эта конституционная норма, в частности, воплощается в экстерриториальной (т. е. вне зависимости от территории проживания) автономии народа саами, имеющего собственный представительный орган. Статья 10 Конституции Республики Молдова признает и гарантирует право всех граждан на сохранение, развитие и выражение этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности. На основании этой статьи в Молдове принят и действует Закон об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери).

Статус государственных  и других языков закреплен в конституциях многонациональных государств. В  Бельгии на основе языковой принадлежности образованы лингвистические регионы  — составные части бельгийской  федерации: регион французского языка, регион нидерландского языка, двуязычный регион Брюссель — столица, и регион немецкого языка. В соответствии со ст. 3 Конституции Испании «кастильский язык является официальным государственным языком. Все испанцы обязаны его знать и имеют право пользоваться им. Остальные языки Испании являются также официальными в соответствующих автономных сообществах согласно их статутам. Богатство языков и разнообразие диалектов Испании является частью ее культурного наследия и пользуется особым уважением и защитой».

Информация о работе Идея и понятие демократии