Идея и понятие демократии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:51, лекция

Описание работы

Конституционное право зарубежных стран — одна из многочисленных юридических наук и одновременно учебная дисциплина, изучаемая в системе высшего юридического профессионального образования. Все юридические науки и учебные дисциплины делятся на несколько групп: теоретико-исторические (фундаментальные), отраслевые, прикладные (специальные). Конституционное право зарубежных стран относят к особой группе юридических наук и дисциплин, изучающих государство и право зарубежных стран, наряду с международным публичным и международным частным правом. Другие относят его к отраслевым наукам и дисциплинам, изучающим отдельные отрасли права, поскольку само по себе конституционное право — это одна из отраслей права, так же как административное, гражданское и т. п.

Работа содержит 1 файл

Конституционный стргой зарубежных стран.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

В конституцию  Великобритании, кроме того, входят и обычные законы: Акт о парламенте 1911 г., Акт о местном управлении 1972 г., Акт о гражданстве 1981 г, Акт  о народном представительстве 1983 г. Многие составной частью конституции Великобритании считают исторические документы: Великую хартию вольностей 1215 г., Habeas corpus act 1679 г., Билль о правах 1689 г.

Можно выделить также конституции в формально-материальном смысле. Это такие ситуации, когда в стране имеется единый законодательный акт под названием «конституция» (конституция в формальном смысле) и кроме нее в конституцию в качестве составной части входят иные правовые акты, чаще всего всевозможные декларации, договоры, соглашения и другие акты. Так, составной частью конституции Франции 1958 г. признается преамбула (введение) Конституции Франции 1946 г. и Декларация прав человека и гражданина 1789 г.; в конституцию Италии входят Латеранские соглашения между Италией и Ватиканом 1929 г. Обычно решения о включении в состав конституции других правовых актов принимают специально уполномоченные на то государственные органы. Во Франции такое решение принял конституционный совет, в Италии — учредительное собрание. Составной частью Конституции Дании 1953 г. является акт о престолонаследии.

Конституции различают также и по другим основаниям.

1. По форме, т. е. в зависимости от того, как внешне выражаются конституционно-правовые нормы, конституции делятся на писаные (полностью писаные) и неписаные (частично писаные).

Писаные конституции  делятся на кодифицированные и некодифицированные. Кодифицированная писаная конституция имеет место при наличии в стране единого законодательного акта, регулирующего все основные конституционно-правовые вопросы и имеющего высшую юридическую силу в стране. Такой акт чаще всего так и называется «конституция», с указанием официального наименования государства. В некоторых странах он может называться и по- иному: например, Основной закон Федеративной Республики Германии (далее — ФРГ). Либо он называется конституцией, но с некоторыми уточнениями: Конституция (Основной закон) Эстонской Республики; конституции (основные законы) бывшего СССР и союзных советских республик; Конституция Аргентинской нации; Политическая конституция Мексиканских Соединенных Штатов. Кодифицированных конституций в современном мире большинство. Они полностью совпадают с понятием конституции в формальном смысле.

Некодифицированные  писаные конституции — это  часть конституций в материальном смысле, когда конституция состоит  из нескольких конституционных законов (Австрии, Швеция) или обычных законов (Канада).

Неписаные конституции — это тоже конституции  в материальном смысле, состоящие  из конституционно-правовых обычаев, судебных прецедентов и обычных законов (писаных), поэтому эти конституции  называют еще частично писаными, поскольку неписаных конституций не бывает.

2. По порядку принятия конституции бывают октроированные (дарованные), принятые парламентами, учредительным собранием, референдумом.

Октроированные  конституции характерны только для  монархий, они даруются монархом своему народу. В прошлом это были Конституция Японии 1889 г., Конституция Марокко 1911 г., в настоящее время конституции Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), Непала, Иордании.

Конституций, принятых парламентом, т. е. высшим законодательным органом страны, в современном мире большинство. Таковыми являются, например, конституции многих стран СНГ — бывших союзных советских республик: Конституция Кыргызской Республики 1993 г., Конституция Республики Молдова 1994 г., Конституция Туркменистана 1992 г., Конституция Украины 1996 г.

Конституции, принятые учредительным собранием, встречаются реже. Под учредительным  собранием понимается представительный орган, созываемый специально для принятия конституции. Иногда учредительное  собрание созывается для разработки проекта конституции, а сама она выносится на референдум (всенародное голосование). Учредительное собрание может созываться и для внесения существенных изменений в действующую конституцию. Учредительное собрание — понятие собирательное; оно может называться и по-иному, чаще всего конвентом или конгрессом.

Так, учредительным  собранием приняты конституции  Италии (1974 г.), Португалии (1976 г.). В этих странах учредительное собрания созывались на переломных этапах истории: в Италии — после Второй мировой войны и крушения фашистского режима Муссолини; в Португалии в 1976 г. также был свергнут фашистский режим.

В странах  американского континента учредительное  собрание называется конвентом или  конгрессом. Конституция США была принята конституционным конвентом в Филадельфии в 1787 г. Конституция Аргентинской нации была принята всеобщим учредительным конгрессом в 1853 г., а впоследствии изменялась национальным конвентом в 1866, 1896, 1957 и 1994 гг.

Среди бывших советских республик единственной конституцией, принятой учредительным собранием, является Конституция Латвийской Республики 1922 г. Действие этой конституции было восстановлено после обретения Латвией независимости в 1991 г.

Конституции, принятые референдумом, также характерны для стран, избирающих новый политический путь развития. Таковой является Конституция Франции 1958 г., принятая в период острого политического кризиса, Конституция Испании, принятая референдумом в 1978 г., после крушения фашистского режима генерала Франко. Особенностью Конституции Испании является то, что она восстановила монархическую форму правления и поэтому дополнительно была еще подписана королем — и только после этого вступила в действие.

Референдумом  принимались и конституции большинства  бывших советских республик: Белоруссии (1996 г.), Казахстана (1995 г.), Армении (1995 г.), Грузии (1995 г), Азербайджана (1995 г.), Литвы (1992 г.), Эстонии (1992 г.).

3. По порядку изменения и отмены конституции делятся на жесткие, особо жесткие и гибкие.

Для изменения  или отмены действия жесткой конституции требуется более сложный порядок, отличный от порядка изменения и отмены других законов — конституционных и обычных.

Жесткость конституции призвана обеспечить ее стабильность, что в свою очередь  способствует политической и экономической стабильности в обществе и государстве.

Для решения  вопроса об изменении или отмене действующей конституции требуется  квалифицированное или особо  квалифицированное (в отличие от простого) большинство голосов депутатов  однопалатных парламентов или депутатов и членов двухпалатных парламентов. При этом квалифицированным большинством, как правило, считается большинство в 2/3 голосов, а особо квалифицированным — в 3/4 или 4/5 голосов, в то время как простое большинство — 1/2 голосов (50% плюс один голос). Простым большинством голосов, как правило, принимаются обычные законы. Жесткими являются, например, конституции ФРГ, Японии.

Нередко для  изменения или отмены конституции  требуется не только квалифицированное  или особо квалифицированное  большинство голосов, но и еще более усложненный порядок. Такие конституции называются «особо жесткими».

Так, изменения  в конституции Италии принимаются  дважды в каждой из палат парламента; между обсуждениями изменений в  конституции должно пройти не менее  трех месяцев.

В Испании полный пересмотр (отмена) или изменение наиболее важных положений конституции (основ конституционного строя) возможны при одобрении их 2/3 голосов от общего числа депутатов обеих палат парламента, после чего они распускаются. Вновь избранный парламент рассматривает проект изменений или пересмотра конституции, и если он одобрит их квалифицированным большинством голосов в каждой из палат, то они ( изменения или пересмотр) выносятся на референдум.

Для внесения изменений и дополнений в конституцию  США (в США они называются поправками к конституции) требуется одобрение их 2/3 голосов от общего числа членов обеих палат конгресса (парламента) и законодательных собраний в 3/4 американских штатов. Учитывая, что в состав США в настоящее время входит 50 штатов, поправки к конституции, таким образом, должны быть одобрены в 38 штатах.

Гибкие конституции  изменяются, дополняются и отменяются так же, как и обычные законы, т. е. простым большинством голосов. Они характерны для тех стран, где конституции являются неписаными (частично писаными). В развивающихся странах это могут быть писаные конституции (например в Саудовской Аравии).

Изменения и дополнения в конституции могут  вноситься двумя способами:

  1. путем их внесения в основной текст конституции. Такой способ используется в большинстве стран;
  2. путем принятия поправок в качестве приложения к конституции. Такой способ используется в Конституции США. Всего в настоящее время имеется 27 поправок, каждая из которых имеет порядковый номер.

Конституция — хотя и основной, но не единственный источник конституционного права в зарубежных странах.

Конституции в материальном смысле, как уже  отмечалось, могут составлять конституционные  законы (Австрия, Швеция, Финляндия), обычные  законы (Канада), обычаи, прецеденты и обычные законы (Великобритания и Новая Зеландия). Эти же источники могут регулировать некоторые конституционно-правовые отношения в тех странах, где имеются конституции в формальном смысле.

Конституционные законы. Это законы, стоящие по своей юридической силе на втором месте после конституции, если они сами не составляют конституцию. В конституционном праве зарубежных стран обычно различают понятия «конституционный закон» и «органический закон». Конституционный закон — это закон, вносящий изменения и дополнения в конституцию, а органические законы — это законы, которые принимаются по вопросам, прямо предусмотренным конституцией. Часто понятия «конституционный закон» и «органический закон» отождествляются: например, в Российской Федерации федеральные конституционные законы — это законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным конституцией, т. е. на самом деле — это органические законы.

В дальнейшем под конституционным законами мы также будем подразумевать органические законы. Конституционные (органические) законы всегда принимаются в более усложненном порядке, чем обычные законы.

Понятие «органический  закон» впервые было принято в  Конституции Франции 1958 г., а затем  в большинстве франкоязычных  стран Африки (Алжир, Бенин, Мали, Сенегал, Тунис и др.). В настоящее время это понятие употребляется в Испании, Португалии, Румынии. Во французском конституционном праве применяется также понятие «конституционный блок», в который наряду с конституцией 1958 г. включаются нормативные акты и общие принципы, имеющие конституционное значение: Декларация прав человека и гражданина 1789 г.; преамбула Конституции 1946 г., ряд органических законов. Нормативно-правовые акты, входящие в «конституционный блок», — это источники французского конституционного права.

В конституциях бывших республик СССР различие между  конституционным законом и органическим законом проводится только в Конституции  Республики Молдова. Статья 72 этой Конституции  называется «Виды законов» и устанавливает, что парламент принимает конституционные, органические и ординарные (обычные) законы. При этом предусмотрено, что конституционные законы — это законы по пересмотру конституции, а органические законы принимаются по вопросам, предусмотренным конституцией, среди них: вопросы избирательной системы, организации и проведения референдума, организации и деятельности парламента, правительства, конституционного суда и др.

Органические  законы предусмотрены Конституцией Грузии. Они принимаются по вопросам организации и деятельности конституционного суда, прокуратуры, национального банка, а понятия «конституционный закон» конституция не знает, хотя парламенту Грузии предоставлено право принимать законы о пересмотре конституции, т. е. конституционных законов.

По Конституции  Азербайджанской Республики конституционный закон — это только закон дополняющий, но не изменяющий конституцию, а вместо понятия «органический закон» используется понятие «основной закон».

В конституциях Казахстана, Литвы, Таджикистана и Российской Федерации конституционными законами называют органические законы. Конституционный закон о поправках Конституции РФ называется «законом Российской Федерации».

В любом  случае и конституционные законы, и органические законы, в каком  бы смысле они не понимались, принимаются  и изменяются в более сложном порядке, чем обычные законы, и являются важнейшими после самой конституции источниками конституционного права.

Обычные законы являются источниками конституционного права в тех случаях, когда  они содержат в себе конституционно-правовые нормы. Эти законы принимаются чаще всего в случаях, предусмотренных самой конституцией, но в отличие от органических законов — в обычном порядке, как и все текущие законы. Например, ст. 47 Конституции Японии устанавливает, что избирательные округа, способы голосования и иные вопросы, относящиеся к выборам членов обеих палат парламента, определяются законом. Статья 157 Конституции Бельгии устанавливает, что «отдельные законы регулируют устройство военных трибуналов, их полномочия, права и обязанности членов этих трибуналов и срок их пребывания в должности».

Информация о работе Идея и понятие демократии