Гражданство в государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 17:00, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы – исследование способов приобретения и прекращения гражданства РФ.
Задачи работы:
• общая характеристика института гражданства;
• исследование особенностей порядка приобретения гражданства РФ;
• исследование особенностей порядка прекращения гражданства РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика института гражданства 8
1.1. Гражданство – история и основные функции института 8
1.2. Тенденции правового регулирования гражданства и подданства в современном мире 28
Глава 2. Способы приобретения гражданства РФ 41
2. 1. Признание российского гражданства 41
2.2. Приобретение российского гражданства 45
2.2.1. Общий порядок приобретения российского гражданства 45
2.2.2. Производство по делам о гражданстве РФ 48
2.2.3. Проблемные вопросы в приобретении гражданства РФ 58
2.3. Почетное гражданство 64
Глава 3. Прекращение российского гражданства 67
3.1. Отказ от гражданства 67
3.2. Прекращение гражданства по инициативе государства 69
Заключение 77
Список литературы 83

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 386.50 Кб (Скачать)
e="text-align:justify">Неполным является также положение статьи 14, закрепляющее правила приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. Так, по упомянутой статье в упрощенном порядке получить гражданство России имеют право лица, имеющие хотя бы одного нетрудоспособного родителя, обладающего гражданством Российской Федерации. Но на практике возможна и обратная ситуация, когда дети обладают гражданством России, а их родители претендуют на его получение. Тем самым законодатель поставил в неравное положение «отцов и детей».

Не лишена недостатков статья 16 рассматриваемого нами Закона, устанавливающая основания отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и восстановлении в гражданстве Российской Федерации. Так, отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, состоящими на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства.

Российская практика начала 90-х годов показала, что военнослужащие из бывших республик Союза ССР, получившие российское гражданство в соответствии с требованиями Закона о гражданстве, утратившего силу, добросовестно исполняют свои обязанности, а в некоторых случаях даже лучше, чем их сослуживцы. Такая же ситуация сложилась с работниками органов прокуратуры и внутренних дел.

Отдельное внимание следует уделить институту двойного гражданства. Конституция Российской Федерации допускает для своих граждан право иметь гражданство иностранного государства, но в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ (статья 62). Равно как и иностранный гражданин наделен правом иметь одновременно российское гражданство на основе международного договора России с государством, гражданством которого обладает данный гражданин.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» во исполнение конституционных положений определяет двойное гражданство как наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства.

Правоведы приводят ряд убедительных аргументов в пользу двойного гражданства. Во-первых, лица, обладающие двойным гражданством, получают возможность безвизового въезда в страну второго гражданства, а также во все иные страны, с которыми имеются соглашения о безвизовом въезде с государствами, гражданством которых обладает лицо. Во-вторых, лица с двойным гражданством имеют более широкие права в сфере предпринимательства и трудоустройства, которые труднодоступны иностранцам. В-третьих, наличие двойного гражданства в некоторых странах решает проблемы с медицинским обслуживанием и социальным обеспечением. В-четвертых, в некоторых правопорядках вместе с получением гражданства приобретаются и льготы в налогообложении.

С точки зрения гражданина, к отрицательным сторонам двойного гражданства в некоторых странах следует отнести необходимость исполнения обязанности по несению военной службы, ряд ограничений в отношении занятия ряда государственных должностей, возможные проблемы в налоговой области, связанные с разницей в налоговом законодательстве, а также иные проблемы.

Работая над вопросами гражданства, авторы столкнулись с проблемой употребления различных терминов в российской правовой системе и правовых системах развитых европейских государств. Речь идет о таких понятиях, как двойное и множественное гражданство. В законодательстве большинства развитых европейских государств используется такой термин, как множественное гражданство. Европейская конвенция о гражданстве 1997 года оперирует такой же категорией, подразумевая под множественным гражданством обладание одним и тем же лицом одновременно гражданством двух и более государств. Если сопоставить определение двойного гражданства в российском Законе и определение множественного гражданства, которым оперирует Страсбургская конвенция, то мы не сможем найти различия в содержании определений. Мы считаем, что законодатель использовал более узкое понятие (двойное гражданство), хотя практически Конституция Российской Федерации употребляет аналогичный термин, если бы в Законе использовался термин «множественное гражданство», то никакого противоречия между Конституцией и Законом не было бы, кроме того, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации не запрещают лицу обладать только гражданством двух государств.

 


2.3. Почетное гражданство

 

Российским законодательством на различных этапах его развития неоднократно предусматривался институт почетного гражданства.

В Российской империи учрежденное в 1832 г. почетное гражданство являлось, как уже ранее отмечалось, вторым, после дворянства, привилегированным сословием, образованным для того, чтобы ограничить стремление всех мало-мальски образованных людей получить дворянство. Почетное гражданство было создано как среднее почетное сословие, освобожденное от телесного наказания, от рекрутчины, от дисциплинарной власти налоговых органов и пользующееся рядом других привилегий. Его предполагалось сделать высшим городским сословием.

В советской России наряду с уничтожением сословий и чинов исчезло и почетное гражданство. Следует заметить, что почетное гражданство городов не было упразднено, но внимание к нему существенно снизилось. Это произошло, вероятнее всего, в связи с тем, что основная масса почетных граждан, которые получили это звание за благотворительную деятельность, принадлежала к правящим сословиям. Были найдены более современные формы общественного признания. Появились звания: почетного красноармейца, почетного депутата Совета, почетного ударника, стахановца, рабочего, колхозника. Присваивались также звания почетных граждан (жителей) городов, почетных крестьян уезда и т.п. По своему содержанию все эти виды признания личных заслуг граждан имели немало общего с почетным гражданством.

Постепенно начало возобновляться и почетное гражданство. В 1967 г. оно было введено в 36 республиканских, краевых, областных центрах. В дальнейшем оно стало присваиваться почти во всех республиканских, краевых, областных, окружных центрах, а также во многих городах, районных центрах, поселках городского типа, селах. Стали учреждаться звания почетного гражданина района, округа, области.

Институт почетного гражданства получил юридическое оформление в нормативных актах местных органов государственной власти. Обычно оно сводилось к принятию двух документов: решения об учреждении почетного звания и Положения о звании «Почетный гражданин».

За годы советской власти звание почетного гражданина было присвоено многим выдающимся людям страны, например Ю.А. Гагарин был почетным гражданином более чем 300 городов страны.

Имена всех почетных граждан в хронологической последовательности записывались в специально учрежденной «Книге почетных граждан города», которая хранилась в городском Совете.

В действующем Законе о гражданстве 2002 г. институт почетного гражданства не предусмотрен, хотя в регионах России он продолжает использоваться.

Например, Законом г. Москвы от 25 января 1995 г. «О почетном гражданине города Москвы» восстановлено существовавшее до 1917 г. звание «Почетный гражданин города Москвы». В нем указывается (ст. 1), что звание «Почетный гражданин города Москвы» учреждается в целях признания выдающихся заслуг граждан перед городом, поощрения личной деятельности, направленной на пользу города, обеспечение его благополучия и процветания.

Звание «Почетный гражданин» присваивается Московской городской Думой персонально, пожизненно гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам и не может быть отозвано (ст. 2). Лицу, удостоенному звания «Почетный гражданин», вручается Грамота и Знак Почетного гражданина города Москвы. В качестве документа, подтверждающего факт присвоения лицу этого звания, выдается специальное удостоверение (ст. 3).

Основаниями для присвоения звания «Почетный гражданин» являются:

- долговременная и устойчивая известность среди жителей города на почве эффективной благотворительной деятельности;

- совершение мужественных поступков во благо города;

- авторитет лица у жителей г. Москвы, обретенный длительной общественной, культурной, научной, политической, хозяйственной, а также иной деятельностью с выдающимся результатом для Российской Федерации и г. Москвы. Иностранным гражданам это звание может присваиваться по иным основаниям, в том числе связанным с большой общественно-политической значимостью акта присвоения этого звания (ст. 9).

Аналогичные законы приняты и в ряде других субъектов Федерации, например: Закон Владимирской области от 15 ноября 1996 г. «О присвоении звания «Почетный гражданин Владимирской области»; Закон Калужской области от 13 апреля 1995 г. «О почетном гражданине Калужской области»; Закон Свердловской области от 18 октября 1995 г. «О почетных гражданах Свердловской области»; Закон г. Санкт-Петербурга от 14 декабря 1995 г. «О звании «Почетный гражданин Санкт-Петербурга».

В ряде субъектов Федерации приняты законы о наградах и почетных званиях этих субъектов, в которых содержатся разделы или статьи, посвященные почетному гражданству. Например, согласно ст. 8 Закона Иркутской области «О наградах и почетных званиях в Иркутской области» (в ред. от 16 декабря 1997 г.) почетное звание «Почетный гражданин Иркутской области» является высшим признанием заслуг удостоенного его лица перед областью и присваивается за особо выдающиеся заслуги в сфере общественной и государственной деятельности по защите прав человека, укреплению мира и согласия в области, за деятельность, способствующую всестороннему развитию области в составе Российской Федерации, повышению ее авторитета в Российской Федерации и за рубежом.


Глава 3. Прекращение российского гражданства

3.1. Отказ от гражданства

 

Под отказом от гражданства понимается его прекращение по волеизъявлению гражданина или его представителя (для несовершеннолетних и недееспособных лиц). Однако отказ от гражданства не является волевым действием одностороннего характера. Другой обязательный элемент отношений, связанных с отказом от гражданства, - получение на это разрешения государства. Законодательство предусматривает два основания отказа от гражданства: выход из гражданства и оптация иностранного гражданства.

Закон о гражданстве 2002 г. (ст. 19) устанавливает, что непременным условием выхода из гражданства Российской Федерации является добровольное волеизъявление лица. Предусматриваются две процедуры выхода из гражданства: общий порядок для лиц, проживающих на территории России, и упрощенный - для лиц, проживающих за ее пределами. При этом законодатель руководствовался степенью правовой связи лица с государством гражданства.

Законодатель исходя из интересов ребенка устанавливает (ч. 3 ст. 19) упрощенный порядок выхода из гражданства Российской Федерации также для детей, один из родителей которых имеет гражданство Российской Федерации, а другой является иностранным гражданином либо единственный родитель которых является иностранным гражданином. При этом требуется заявление обоих родителей либо заявление единственного родителя. Надо сказать, что в период действия Закона о гражданстве Российской Федерации 1991 г. выход лиц, проживающих на территории России, из ее гражданства носил единичный характер. Тот же факт, что только за 1992 - 1999 гг. из гражданства России вышло 142374 человека[59], объясняется главным образом дискриминационной политикой стран СНГ и Балтии в отношении проживающих на их территории российских граждан как на бытовом, так и на государственном уровне, которая вынуждала этих лиц выйти из гражданства Российской Федерации.

Как и ранее действовавший Закон, Закон о гражданстве 2002 г. устанавливает (ст. 20) основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации. Однако теперь они несколько расширены: выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации имеет не выполненные перед Российской Федерацией обязательства, установленные федеральным законом; привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Согласно ст. 34 Закона 2002 г. при подаче заявления о выходе из гражданства Российской Федерации по заявлениям заинтересованных лиц на территории Российской Федерации взимается государственная пошлина, а за пределами Российской Федерации - консульский сбор, которые в случае отклонения заявления заявителю не возвращаются. Однако, как уже отмечалось в литературе, взимание денег за выход из гражданства представляется абсурдным[60].

Что касается второго способа отказа от российского гражданства - оптации (выбор иного гражданства), то, как уже отмечалось, он использовался в Российской империи при изменении государственной границы.

 


3.2. Прекращение гражданства по инициативе государства

 

С принятием Закона 2002 г. изменений в перечне возможных форм прекращения российского гражданства не произошло. Как и в Законе 1991 г., предусматриваются выход из гражданства РФ, формы его прекращения (которые прямо не названы), но предполагаются утрата и лишение гражданства, а также иные формы прекращения гражданства, которые возможны на основании международных договоров Российской Федерации (например, оптация).

Выход из гражданства (экспатриация) - это прекращение гражданства по волеизъявлению лица или его представителей (для несовершеннолетних). В Законах о гражданстве 1991 и 2002 гг. реализован разрешительный вид экспатриации, который заключается в прекращении гражданства на основе постановления компетентного государственного органа по просьбе заявителя. Этот вид выхода из гражданства отличается от свободной экспатриации, представляющей собой односторонний декларативный отказ лица от гражданства и не нуждающийся в каком-либо санкционировании со стороны государства. Так, в соответствии с законодательством Соединенных Штатов Америки гражданин США может выйти из гражданства путем подачи официального отказа от гражданства перед дипломатическим или консульским чиновником Соединенных Штатов в иностранном государстве.

Информация о работе Гражданство в государстве