Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 17:00, дипломная работа
Цель данной дипломной работы – исследование способов приобретения и прекращения гражданства РФ.
Задачи работы:
• общая характеристика института гражданства;
• исследование особенностей порядка приобретения гражданства РФ;
• исследование особенностей порядка прекращения гражданства РФ.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика института гражданства 8
1.1. Гражданство – история и основные функции института 8
1.2. Тенденции правового регулирования гражданства и подданства в современном мире 28
Глава 2. Способы приобретения гражданства РФ 41
2. 1. Признание российского гражданства 41
2.2. Приобретение российского гражданства 45
2.2.1. Общий порядок приобретения российского гражданства 45
2.2.2. Производство по делам о гражданстве РФ 48
2.2.3. Проблемные вопросы в приобретении гражданства РФ 58
2.3. Почетное гражданство 64
Глава 3. Прекращение российского гражданства 67
3.1. Отказ от гражданства 67
3.2. Прекращение гражданства по инициативе государства 69
Заключение 77
Список литературы 83
Распад Советского Союза потребовал отразить в правовом плане произошедшие геополитические изменения, что прежде всего коснулось института российского гражданства. Закон о гражданстве Российской Федерации от 28 ноября 1991 г.[1] существенно обогатил содержание института гражданства, положил начало новому подходу к его пониманию как основы конституционного строя, выражения суверенитета государства. В законе нашло закрепление республиканское гражданство, носившее со времени образования СССР и в течение всей его истории формальный характер.
Закон о гражданстве, сущностью и главной особенностью которого являлась возможность упрощенного получения российского гражданства соотечественниками, разрабатывался в условиях переходного периода от распада СССР к образованию на его территории ряда независимых государств, в силу чего не мог учитывать особенностей последующего развития Российской Федерации, ее правовой системы, а также характера взаимоотношений с новыми независимыми государствами. Поскольку он был принят до принятия Конституции Российской Федерации, отдельные его нормы вошли в противоречие с ее положениями, а также с положениями федерального законодательства и международно-правовыми актами.
Указанные обстоятельства предопределили разработку нового Закона «О гражданстве Российской Федерации».[1] Принятие Закона о гражданстве было направлено на решение следующих задач: приведение его норм в соответствие с Конституцией Российской Федерации; создание единой правовой базы в решении вопросов гражданства; максимальное отражение интересов государства и личности в правовой регламентации гражданства; укрепление российской государственности с учетом реалий и особенностей социально-экономического и политического развития России.
В Законе о гражданстве более четко сформулировано определение гражданства. Понятие это лишилось присущего ему ранее идеологического содержания. Теперь гражданство Российской Федерации понимается как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Расширен состав положений, относимых к принципам гражданства. Закрепляется, что принципы и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, «не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». Устанавливается, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его, не может быть выслан за пределы страны или выдан иностранному государству.
В соответствии с Конституцией гражданство Российской Федерации провозглашается единым и равным независимо от оснований его приобретения. Как следствие реализации этого принципа, Закон о гражданстве не предусматривает института гражданства субъектов Российской Федерации, имевшего место согласно Закону о гражданстве 1991 г.
Приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации нормы, устанавливающие основные положения по вопросу двойного гражданства. Закреплено, что гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором или федеральным законом. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.
Существенные изменения внесены в область решения вопросов приобретения гражданства. Так, сокращено количество оснований для приобретения гражданства. В соответствии с Законом гражданство приобретается: по рождению; в результате приема в гражданство; в результате восстановления в гражданстве; по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве или международным договором.
Ужесточая условия принятия и восстановления в гражданстве Российской Федерации, Закон о гражданстве тем не менее учитывает специфику сложных миграционных процессов, происходящих на территории бывшего Союза ССР, и допускает упрощенный порядок приобретения гражданства Российской Федерации для отдельных категорий граждан бывшего СССР.
Исследование основных историко-правовых этапов развития института гражданства в России свидетельствует, что правовое регулирование вопросов гражданства отражает политико-правовую идеологию, господствующую на определенном этапе развития государства.
Современное российское законодательство о гражданстве решает ряд актуальных правовых проблем, возникших в связи с преобразованием политических, экономических, социальных и иных форм организации государственной и общественной жизни, а также преодолением во многом искусственной самоизоляции страны и развитием отношений с другими странами и народами. Гражданство как политико-правовой феномен трудно поддается однозначному и универсальному определению в связи с многогранностью его проявлений, функциональных и юридических свойств. Множественность определений понятия гражданства, помимо различных подходов к его изучению, объясняется также и непрерывно происходящими в его содержании изменениями. Содержание гражданства связано с конкретными историческими условиями развития государства и находится под влиянием происходящих в нем процессов. Отмеченное дает основание для разногласий среди ученых по поводу того, существует ли общее определение понятия гражданства независимо от социально-политического различия государств.
Изучение различных точек зрения по вопросу определения понятия гражданства, выдвинутых в начальный период построения советского государства, показывает, что они сводились к пониманию гражданства как принадлежности лица к государству, определяющей правовой статус гражданина. В отношениях «государство─гражданин» государство выступало на первый план, являясь доминантой этой связи.
С признанием приоритета прав человека, утверждением взаимной ответственности государства и личности изменяется и понимание гражданства, проявлением чего является характеристика его как взаимосвязи человека с государством. Гражданство выступает как устойчивая правовая связь лица с государством, определяющая его правовое положение как внутри государства, так и в международном сообществе. Эта связь лица с государством характеризуется равноправием между субъектами отношений.
В июле 2002 года вступил в силу Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». Закон конкретизирует и развивает закрепленные в Конституции принципы и нормы, став основным регулятором норм о гражданстве. Его принятие - решительная мера по преодолению основных недостатков в области российского гражданства и важный шаг на пути к формированию гражданского общества. Несмотря на сходство в названии, действующий Закон значительно отличается от Закона о гражданстве РФ, принятого в 1991 году. Прежде всего изменена структура Закона. Законодатель исключил из Закона преамбулу; при этом сохраняется общее количество глав (девять), число статей сократилось с 51 до 45. В отдельную главу выделены вопросы отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации. А глава об исполнении решений по делам о гражданстве была преобразована в статью нового Закона. Важным преимуществом нового Закона является отказ от гражданства субъектов Российской Федерации. Так, гражданство можно рассматривать в качестве атрибута субъекта Федерации наряду с флагом, гимном и т.д. при условии, что это будет элементом сплочения народов, проживающих на территории субъекта, но не основанием для сепаратизма. В новом Законе законодатель исключил в качестве оснований приобретения гражданства категории признания и регистрации. Категория регистрации не оправдала надежд российских законодателей и правоприменителей, так как ряд государств, республик бывшего СССР, не был в этом заинтересован. Значительные изменения Федеральный закон вносит в условия приобретения гражданства. Срок непрерывного проживания на территории Российской Федерации до подачи заявления о приеме в гражданство увеличивается с трех до пяти лет, что соответствует Европейской конвенции о гражданстве и укоренившейся практике европейских государств. Также в России появились новые условия приема в гражданство - владение русским языком, наличие законного источника средств к существованию, а также обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося гражданства, отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или действующим Законом о гражданстве либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин.
Новеллой российского Закона о гражданстве является то, что в целях противодействия заключению фиктивных браков срок постоянного проживания для приобретения гражданства супругом, состоящим в браке с гражданином Российской Федерации три года, составляет один год. Это положение соответствует Нью-Йоркской конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 года. По сравнению с Законом 1991 года получили более детальное закрепление нормы о производстве по делам о гражданстве Российской Федерации, а также об обжаловании решений полномочных органов и должностных лиц, ведающих делами о гражданстве РФ.
Таким образом, проблемы гражданства России, носившие в советский период формальный характер в силу поглощения их гражданством СССР, сегодня стали неотъемлемым атрибутом российской государственности, свидетельством обретения Россией реального суверенитета.
Источники
1. Всеобщая декларация прав человека (принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН), ч. 2 ст. 15 // Российская газета. 1998. 10 декабря.
2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) – М.: Проспект, 2006
3. ФЗ «О гражданстве» № 1 мая 2002 года № 62-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 № 151-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 03.01.2006 № 5-ФЗ, от 18.07.2006 № 121-ФЗ, от 01.12.2007 № 296-ФЗ, от 04.12.2007 № 328-ФЗ, от 01.10.2008 № 163-ФЗ)
4. Закон РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» (с изм. и доп. от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г., 31 мая 2002 г.)
5. Постановление ВС РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-I «О Декларации прав и свобод человека и гражданина»
6. Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1318 «Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и ее состава»
7. Указ Президента РФ от 13 марта 1997 г. № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации»
Литература
8. Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. М., 1994
9. Анисимов Л.Н., Колосов Ю.М. Эмиграция и гражданство // Советское государство и право. 1989. № 5
10. Бабурин С.Н. Современные проблемы российской государственности: территория и гражданство // Государство и право. 1996. № 11
11. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1999
12. Беер Я., Ковач И., Самел П. Государственное право Венгерской Народной Республики. М., 1963
13. Бойцов В.Я. К вопросу о понятии гражданства как государственно-правового отношения // Сб. научных трудов Свердловского юридического института. Вып. 9. Свердловск, 1969
14. Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. М., 1986
15. Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979
16. Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985
17. Воеводин Л.Д. Охрана свободы личности и основных прав граждан в деятельности местных Советов // Вопросы развития Советов на современном этапе. М., 1966
18. Гегель. Философия права. М., 1990.
19. Денисов А.И., Кириченко М.Г. Советское государственное право. М., 1957.
20. Дурденевский В.Н. Закон о гражданстве Союза Советских Социалистических Республик // Проблемы социалистического права. Сборник. 1938. № 6
21. Дьяконов Л. Определение гражданства // Административный вестник. 1925.
22. Елисеев К. Правовые аспекты приобретения гражданства Российской Федерации мигрантами//В сб.: Российская миграция. – М.: Манускрипт, 2006
23. Заседания Верховного Совета СССР девятого созыва. 10-я сессия. Стенографический отчет. М., 1979
24. Златопольский Д.Л. Государственное устройство СССР. М., 1960
25. Кишкин С.С. Советское гражданство // Советский федерализм / Под ред. М.О. Рейхеля. М., 1930
26. Кишкин С.С. Советское гражданство. М., 1925
27. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1999
28. Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России. М., 1999.
29. Комаров С.А. Личность в политической системе российского общества. М., 1995.
30. Куприц Н.Я. Из истории науки советского государственного права. М., 1971
31. Кутафин О.Е. Российское гражданство. - М.: Юристъ, 2003
32. Кучинский В.А. Правовой статус и субъективные права граждан // Правоведение. 1965. № 4
33. Лепешкин А.И. Курс советского государственного права. Т. 1. М., 1961
34. Мальцев Г.В. Проблема личности в советской юридической науке // Советское государство и право. 1968. № 4
35. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Саратов, 1972
36. Миронов О.О. Содержание категории «советское гражданство» // Проблемы конституционного права. Вып. 1 (2). Саратов, 1974.
37. Попков В.Д. Советский гражданин (правовой статус и ответственность) // Вестник Моск. ун-та. 1968. № 1
38. Рубанов А.А. Основные коллизионные вопросы советского законодательства о гражданстве // Советское государство и право. 1979. № 7
39. Русинова С.И. Закрепление института гражданства в послевоенных конституциях буржуазных стран // Правоведение. 1962. № 4
40. Руссо Ж.Ж. Трактаты. М., 1969
41. Сафронов В.М. Конституция СССР и советское гражданство. М., 1984.