Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 17:00, дипломная работа
Цель данной дипломной работы – исследование способов приобретения и прекращения гражданства РФ.
Задачи работы:
• общая характеристика института гражданства;
• исследование особенностей порядка приобретения гражданства РФ;
• исследование особенностей порядка прекращения гражданства РФ.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика института гражданства 8
1.1. Гражданство – история и основные функции института 8
1.2. Тенденции правового регулирования гражданства и подданства в современном мире 28
Глава 2. Способы приобретения гражданства РФ 41
2. 1. Признание российского гражданства 41
2.2. Приобретение российского гражданства 45
2.2.1. Общий порядок приобретения российского гражданства 45
2.2.2. Производство по делам о гражданстве РФ 48
2.2.3. Проблемные вопросы в приобретении гражданства РФ 58
2.3. Почетное гражданство 64
Глава 3. Прекращение российского гражданства 67
3.1. Отказ от гражданства 67
3.2. Прекращение гражданства по инициативе государства 69
Заключение 77
Список литературы 83
Государство соединяет общество правовыми отношениями и, будучи всеобщностью (системой), способствует единству в нравах, образовании и во всеобщем образе мыслей и действий. Обязанности граждан перед государством - это долг каждого перед целым. Но целое (государство) имеет также свои обязательства перед конкретным человеком. Как могут развиваться эти связи? Во многом направление развития зависит от понимания сущности государства его гражданами. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Если государство рассматривать как союз между равноправными свободными гражданами, то возникает один набор возможностей; если государство рассматривать как систему, состоящую из управляющих и подвластных, - другой набор.
Отношения гражданства трансформируются в современном мире. Так, чтобы получить гражданство США, иммигрант должен сдать экзамен по английскому языку, по американской истории и основам политического устройства, принять присягу. Каждый претендент на гражданство должен иметь достаточные навыки чтения, письма и устной речи на официальном языке государства. Претендент на американское гражданство не обладает необходимой моралью с точки зрения американского государства, если он: совершал преступления против личности, собственности или государства; страдает наркотической зависимостью, болезненной склонностью к алкоголю, уличен в нелегальных азартных играх, проституции либо многоженстве; уличен в неуплате алиментов либо ином аналогичном проступке в отношении своих детей; уличен во лжи, связанной с иммиграцией; был депортирован по любой причине; в любой форме осуществлял дискриминацию любого лица на территории США по национальным, политическим, расовым либо религиозным признакам. Каждый получающий гражданство США должен любить свою новую родину. И наконец, перед тем как стать полноправным гражданином США, необходимо пройти через специальную церемонию принятия клятвы на верность Соединенным Штатам. Принимая эту клятву, человек берет на себя обязательство соблюдать американские законы, конституцию и объявляет свою верность Америке. В то же время необходимо отказаться от аналогичных обязательств в отношении прочих государств.
Лица, претендующие на получение финляндского, норвежского гражданства (подданства), должны иметь источники материального обеспечения.
В Греции, Канаде, скандинавских странах от натурализующихся требуется ведение добропорядочного образа жизни, во Франции - хорошее здоровье.
В отдельных арабских странах (Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия и др.) в гражданство могут быть приняты только мусульмане, лица же других вероисповеданий, в том числе супруги, должны для приема в гражданство изменить свою религию.
По сводным статистическим данным о приобретении гражданства в странах СНГ и Балтии за 1999 г., предоставленным Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ, приобрели гражданство Российской Федерации: за 1992 - 1996 гг. - 1167394 чел.; в 1998 г. - 140756 чел.; в 1999 г. - 75490 чел.; всего за 1992 - 1999 гг. - 1506833 чел.
По данным Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ, вышли из гражданства Российской Федерации: в 1992 - 1996 гг. - 71500 чел.; в 1997 г. - 8963 чел.; в 1998 г. - 24295 чел.; в 1999 г. - 27626 чел., всего за 1992 - 1999 гг. - 142374 чел.[49]
Ввиду того факта, что численность мигрирующего населения в мире в настоящее время составляет более 150 млн. человек и продолжает расти, а отдельные группы населения теряют статус граждан в результате изменения границ и иных социально-политических изменений, проблема гражданства приобретает общемировые масштабы.
Проблема прав переселенцев и других лиц, не имеющих гражданства, заслуживает особого внимания как в контексте равноправия, так и в более широком контексте.
Любое общество должно сформулировать для себя, кто принадлежит к данной общности граждан, какие степени принадлежности к ней признаются юридически и какие способы участия в жизни общества предусмотрены для тех, кто является или не является членом данной общности.
Конкурентоспособность государства можно повышать разными способами. Это пути, которые используются сегодня: административная реформа, которая приводит к изменению системы управления государством; политическая реформа; реформа местного самоуправления и т.д. Не меньше возможностей, а может быть, и значительно больше содержится в реформе отношений гражданства.
Показательны проблемы взаимосвязи гражданства и суверенитета государства на примере конфликта в Южной Осетии. На известной Люблянской 2005 года конференции министров иностранных дел европейских стран было недвусмысленно указано, что «территориальная целостность Грузии не может быть подвергнута сомнению». Проблема в том, что этой целостности фактически не существует: она, скажем так, подвергнута практическому сомнению. Речь таким образом идет скорее о принципе, а не факте. Более того, речь идет не о поиске фактического компромиссе принципов целостности и самоопределения, а о компромиссе принципа целостности, должного быть утвержденным, и фактически состоявшимся самоопределением, подлежащим отмене (или подлежащим, скажем, некой коррекции в соответствии с нормами международного права и даже новейшей практикой их исполнения).
«Территориальная целостность» – это лишь первая часть предложения, сформулированного международным сообществом и обращенного к сторонам в конфликте (да и к самому себе как «системе координат урегулирования»). Это только часть предложения о том, какими являются базовые принципы урегулирования. В силу таковой ограниченности «принцип целостности» не может быть исчерпывающим, самодостаточным. Главное ведь не в том, чтобы провозгласить нечто «целостным», но в том, чтобы определить, как возможно его восстановление и, самое главное, каков будет механизм, который сможет эту целостность поддерживать в приемлемой – для данной «системы координат» - форме. Территориальная целостность Грузии не может быть и не будет безусловной и единственной заботой международного сообщества в урегулировании – нет, не только в урегулировании «культурных» или «социально-гуманитарных» аспектов данного конфликта, - но его политико-правовых, статусных аспектов. Если целостность Грузии должна быть достигнута с помощью международных партнеров и гарантируется международным правом, политическая автономия Южной Осетии в международно-признанных границах Грузии также должна включать международные гарантии. Именно опасения того, что Южная Осетия никак не застрахована от будущих рецидивов нацие-строительства в Грузии, ограничивает Цхинвали в политической гибкости по статусному вопросу, а Россию - в том, чтобы сделать принцип «территориальной целостности Грузии» своим безусловным государственным приоритетом.
Именно здесь существо урегулирования: Южная Осетия не может быть «мирно» или хотя бы «устойчиво» реинтегрирована в Грузию, не обладая элементами «внешнего патроната» - в процедурном отношении (т.е. в ходе длительного процесса реинтеграции), или же в институциональном отношении (имея этот внешний «анкораж» записанным, зафиксированным в итоговом статуте автономии). Речь должна идти о характере и процедуре этого патроната, о форме международного «ограничения» полноты грузинского суверенитета над Южной Осетией и лишь в содержательной связке с этим - о реконструкции этого (ограниченного) суверенитета.
Показательно, что грузинский «полномасштабный план» вовсе не упоминает ни то, какое направление конституционных реформ самой Грузии полагается потребным для реинтеграции Южной Осетии, ни самой автономии, ни процедур встраивания ее политических институтов в «тело» грузинского государства.
Сегодня же Тбилиси пытается действовать таким образом, как будто искомый суверенитет и территориальная целостность уже обеспечены, уже гарантированы, что показал военный конфликт между Россией и Грузией 2008 г. Это усугубляет проблему виз и «законности нахождения иностранных граждан на территории Грузии» (имеется ввиду миротворцы в Южной Осетии или осетины с российскими паспортами без грузинских виз, проживающие или пребывающие в Южной Осетии). Южная Осетия до настоящего времени является зоной грузино-югоосетинского конфликта. Это – особая зона, фактический военно-политический и политико-правовой режим которой напрямую связан с процессом урегулирования, его международным форматом и во многом основывается на Сочинском соглашении 1992 года. Вопрос о введении или согласованном исключении грузинского паспортно-визового и иного контроля на Рокском тоннеле, может быть в повестке переговоров по политико-правовому урегулированию лишь на заключительных этапах процесса – тогда, когда станет ясной и согласованная модель для статуса Южной Осетии. Тогда же станет ясным, какой будет форма согласованного паспортно-визового контроля на въезде в Южную Осетию. До того, как не согласованы общие контуры статуса Южной Осетии, а суверенитет Грузии над территорией Южной Осетии остается лишь принципом, а не развернутой в легитимирующих институтах реальностью, вопрос о Рокском тоннеле не может включать установления здесь грузинского контроля. Меньше всего этот вопрос сегодня может быть предметом дискуссий и инструментом давления на югоосетинскую сторону. Развитие законодательства о гражданстве Южной Осетии является направлением, которое имеет большой потенциал повышения конкурентоспособности участвующих в конфликте государств. В XXI веке возникает потребность поиска нового содержания отношений гражданства, которые должны отвечать на вызовы времени.
Принадлежность к российскому гражданству всегда определялась законом прежде всего путем установления круга лиц, признающихся российскими гражданами.
Признание гражданства является своего рода юридической «инвентаризацией» государством своего населения, разделением его на «своих» и «чужих», которое осуществляется периодически на основе наиболее общих, часто формальных принципов, обусловливающих связь лица с государством. Устанавливая круг своих граждан, государство создает тем самым необходимые предпосылки для отграничения граждан от иностранцев или лиц без гражданства, а также для решения всех других вопросов гражданства. При этом государство определяет условия, наличие которых необходимо для того, чтобы лицо было признано гражданином.
На самом деле признание гражданства означает, что лицо приобретает право на принадлежность к гражданству независимо от его на то согласия, а тем более волеизъявления, направленного на признание за ним гражданства. Что же касается государства, то оно обязано признать всякое лицо своим гражданином, если такое признание соответствует определенным государством условиям. Оно не вправе ему в этом отказать.
Следует сказать, что в отечественной правовой литературе нет единого понимания того, что представляет собой признание гражданства. Оно часто отождествляется с приобретением гражданства, особенно когда приобретение гражданства, как и его признание, не требует согласия лица, приобретающего гражданство. Такое отождествление иногда встречается даже в законодательных актах, посвященных гражданству.
По мнению в прошлом В.М. Сафронова, признание (констатация) наличия у лица гражданства - это такая форма возникновения у лица гражданства СССР, при которой, по общему правилу, от лица или его законных представителей не требуется письменно выраженного волеизъявления. Поэтому признанием гражданства он считает все случаи приобретения гражданства в силу рождения, в силу изменения гражданства родителей и т.д.[50]
28 ноября 1991 г., как уже говорилось, Верховный Совет РФ принял Закон «О гражданстве РСФСР». Со дня его вступления в силу - 6 февраля 1992 г. - прекратилось действие на территории Российской Федерации тех положений Закона СССР о гражданстве и других нормативных актов СССР, которые противоречили ему.
Для признания гражданства России в новом Законе (ч. 1 ст. 13) был избран наиболее демократичный, так называемый «нулевой» вариант. Гражданами России признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления Закона в силу, т.е. на 6 февраля 1992 г. При этом под территорией Российской Федерации понималась территория России по состоянию на дату их рождения.
В течение года с момента вступления в силу Закона (т.е. до 6 февраля 1993 г.) каждый мог заявить о своем несогласии состоять в гражданстве Российской Федерации, т.е. отказаться от российского гражданства.
Часть 2 ст. 13 Закона устанавливала рамки признания гражданства по рождению. Гражданами Российской Федерации по рождению признавались все лица, родившиеся 30 декабря 1922 г. (день подписания Договора об образовании СССР) и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, если они родились на территории РСФСР или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории РСФСР. При этом под территорией РСФСР понималась территория РСФСР по состоянию на дату их рождения, поскольку границы РСФСР после октября 1917 г. постоянно изменялись.
Закон о гражданстве 2002 г. (ст. 8), в основном повторяя норму Закона 1991 г. о гражданстве Российской Федерации и браке, внес в нее лишь некоторые редакционные изменения.
Сохранение гражданства лицами, проживающими за пределами страны, направлено на поддержание связей между нашей страной и ее гражданами, проживающими за рубежом. Оно ликвидирует складывающиеся годами представления о том, что проживание граждан за границей, не связанное с исполнением ими служебного долга, заслуживает осуждения. Понятно, что пребывание граждан за границей может быть обусловлено многими причинами как субъективного, так и объективного характера, что, разумеется, не должно приводить к нежелательным для гражданина правовым последствиям.
Важное значение имеют и нормы законов о гражданстве, посвященные вопросам гражданства и брака. Поскольку вступление в брак и связанное с ним изменение гражданства нередко негативно сказывается на судьбе женщины, действующий и предшествовавшие ему законы о гражданстве исходят из основных положений Конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 г., в которой, с учетом того, что «коллизии в праве и практике, относящиеся к гражданству, возникают как результат постановлений об утрате или приобретении гражданства женщинами вследствие вступления в брак, расторжения брака или перемены гражданства мужем во время существования брачного союза», предусматривается, что ни заключение, ни расторжение брака с иностранцем, ни перемена гражданства мужем во время существования брачного союза не будут отражаться автоматически на гражданстве жены. Конвенцией предусмотрено также, что ни добровольное приобретение кем-либо из граждан гражданства какого-либо государства, ни отказ кого-либо из граждан от своего гражданства не будут препятствовать сохранению своего гражданства женой этого гражданина.
Вместе с тем, признавая значение брачного союза для каждого человека, Конвенция предусматривает возможность приобретения иностранкой гражданства мужа по ее просьбе в специальном упрощенном порядке натурализации. При этом оговаривается, что приобретение гражданства в таком порядке может быть ограничено в интересах государственной безопасности или публичного порядка.