Гражданство Российской Федерации. Вопросы теории и практики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 00:03, курсовая работа

Описание работы

Гражданство является важнейшей гарантией обязанности государства защищать в полном объеме закрепленные в конституции права и свободы личности. В юридической литературе гражданство рассматривается либо как устойчивая правовая связь человека с государством, правоотношение, возникающее, изменяющееся или прекращающееся в связи с определенными юридическими фактами (рождение на территории страны, обращение с просьбой о натурализации, приобретение второго гражданства, утрата гражданства), либо как определенное правовое положение лица в конкретной стране.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3


1. Гражданство. Общие положения…………………………………… 4

1.1. Понятие гражданства. Основные принципы гражданства……… 4

1.2. Порядок приобретения гражданства Российской Федерации …. 10

1.3. Порядок прекращения гражданства Российской Федерации…... 20

2. Институт гражданства в судебной практике. ……………………… 23

Государственные органы, ведающие делами о гражданстве.

Заключение……………………………………………………………… 28

Список использованной литературы………………………………….. 29

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МОЯ.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

а) приобретение гражданства  по рождению

Из всех оснований  приобретения гражданства рождение является, бесспорно, самым важным. В любом государстве преобладающая часть граждан - это граждане именно по рождению.

Закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г. в отличие от ранее действующего закона объединяет все условия приобретения гражданства по рождению в ст. 12. В ней указывается, что ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день его рождения:

а) оба  его родителя или единственный его  родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

б) один из его родителей имеет гражданство  Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба  его родителя ИЛИ ЕДИНСТВЕННЫЙ РОДИТЕЛЬ, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители ИЛИ ЕДИНСТВЕННЫЙ РОДИТЕЛЬ, не предоставляют ему свое гражданство.(В редакции Федерального закона от 11 ноября 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" (п. 1 ст. 1))

Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев.

Закон устанавливает новое правило, согласно которому ребенок, родившийся на территории России от состоящих в браке родителей, имеющих различное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации по рождению без необходимости согласия родителей. Ребенок же, родившийся в таком браке за границей, приобретает гражданство Российской Федерации в порядке приема по заявлению родителей (ст. 14). 

б) приобретение гражданства  в результате приема в Гражданство  Российской Федерации 

Одним из оснований приобретения гражданства  иностранцами и лицами без гражданства  является прием в гражданство. Так  как прием в гражданство касается лиц, не имеющих права на гражданство данного государства, он является не обязанностью государства, а его правом, актом свободного усмотрения государственной власти, которая всегда может в нем отказать.

Поскольку государства не признают себя обязанными принимать в гражданство каждого просящего об этом иностранца или каждое лицо без гражданства, то прием в гражданство обусловливается специальными условиями. Эти условия служат материально-правовым основанием приобретения гражданства лицами, не имеющими права на гражданство данного государства и достигшими совершеннолетия.

Устанавливая  такие условия, государство преследует цель предотвратить прием в гражданство  нежелательных лиц, которые ищут перемены гражданства только как  средства избегнуть, например, уголовного преследования и т.п. Поэтому прием в гражданство допускается после получения о желающем приобрести гражданство необходимых государству сведений, для чего от претендентов на гражданство часто требуется предварительное проживание в стране в течение определенного срока. 

 В  Законе о гражданстве Российской  Федерации 2002 г. в соответствии  со ст. 13 устанавливается общий  порядок приема в гражданство  Российской Федерации. Он предусматривает  право иностранных граждан и  лиц без гражданства, достигших 18 лет и обладающих дееспособностью, обращаться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. Однако таким правом пользуются далеко не все из указанных граждан и лиц - оно принадлежит только тем иностранцам и лицам без гражданства, которые отвечают следующим основным требованиям Закона. Эти лица должны:

1) иметь  вид на жительство - документ, удостоверяющий  личность лица без гражданства,  выданный в подтверждение разрешения  на постоянное проживание на  территории Российской Федерации  лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию;

2) проживать  на территории Российской Федерации  со дня получения вида на  жительство и до дня обращения  с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года.5

3) взять  на себя обязательство соблюдать  Конституцию и законодательство  РФ;

4) иметь  законный источник средств к  существованию;

5) обратиться  в полномочный орган иностранного  государства с заявлением об  отказе от имеющегося у них  иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или действующим федеральным законодательством либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

6) владеть  русским языком. Порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Отказ от иного гражданства при приобретении российского гражданства отвечает принципу устойчивой правовой связи лица с государством и согласуется с широко распространенной законодательной и правоприменительной практикой других государств. Это требование не исключает возможности приобретения гражданином Российской Федерации в дальнейшем иного гражданства, однако оно в определенной мере снимает коллизию с законами о гражданстве стран СНГ и открывает перспективу дальнейшего сближения законодательств этих стран путем заключения международных договоров. Без соблюдения всех этих условий может быть принято в гражданство Российской Федерации лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией.

Вместе  с тем Закон 2002 г. предусматривает  обстоятельства, облегчающие прием  в гражданство. В нем указывается, что пятилетний срок проживания на территории Российской Федерации сокращается до одного года, если имеется хотя бы одно из следующих оснований:

а) рождение лица на территории РСФСР и наличие  у него в прошлом гражданства;

б) состояние  в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

в) наличие у  нетрудоспособного лица дееспособных сына или дочери, достигших возраста 18 лет и имеющих гражданство Российской Федерации.6

г) наличие  у лица высоких достижений в области  науки, техники и культуры; обладание  лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

д) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

е) признание  лица беженцем в порядке, установленном  федеральным законом. 

Закон о гражданстве 2002 г. отказался от регистрации как способа приобретения российского гражданства. Однако он предусматривает упрощенный порядок приема в гражданство, т.е. порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по этим вопросам в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, установленные им.

Упрощенный  порядок приема в гражданство  не предусматривает необходимости  проживания на территории Российской Федерации и позволяет приобрести гражданство Российской Федерации  лицам, проживающим за границей. Это  касается иностранцев и лиц без  гражданства, которые:

а) имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации7

б) имели  гражданство СССР, проживали и  проживают в государствах, входивших  в состав СССР, не получили гражданства  этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный  закон "О гражданстве Российской Федерации" установил также, что  упрощенным порядком пользуются граждане государств, входивших в состав СССР, получившие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 г.

В этом Законе также устанавливается, что  иностранные граждане и лица без  гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обращаться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного Законом, если указанные граждане и лица:

а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

б) состоят  в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста 18 лет и являющихся гражданами Российской Федерации.

Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г., вправе обращаться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации, установленного Законом, и без представления вида на жительство.

Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие  в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных Законом, и без представления вида на жительство, если они до 1 января 2006 г. заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

В гражданство  Российской Федерации принимаются  в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных Законом, и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной  войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.

Что же касается детей и недееспособных лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, то для  них упрощенный порядок приема в  гражданство предусматривает снятие требования проживать на территории Российской Федерации и иметь законный источник средств к существованию, владеть русским языком, обязательства соблюдать Конституцию и законодательство РФ, а также требования об отказе от иного гражданства.

К числу  лиц, принимаемых в упрощенном порядке в этих случаях, относятся:

а) ребенок, один из родителей которого имеет  гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и  при наличии согласия другого  родителя на приобретение ребенком гражданства  Российской Федерации. Такого согласия не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет  гражданство Российской Федерации, - по заявлению родителя;

в) ребенок  или недееспособное лицо, над которым  установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

Прием в гражданство Российской Федерации  в упрощенном порядке основывается на принципах почвы и крови  и отвечает интересам лиц, желающих сохранить связь с Россией как своей исторической родиной.

Закон о гражданстве 2002 г. предусматривает  ряд оснований отклонения заявлений  о приеме в гражданство Российской Федерации, независимо от того, идет ли речь об общем или упрощенном порядке  приема в гражданство (ст. 16). В соответствии с ним отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, поданные лицами, которые:

Информация о работе Гражданство Российской Федерации. Вопросы теории и практики