Гражданство Российской Федерации. Вопросы теории и практики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 00:03, курсовая работа

Описание работы

Гражданство является важнейшей гарантией обязанности государства защищать в полном объеме закрепленные в конституции права и свободы личности. В юридической литературе гражданство рассматривается либо как устойчивая правовая связь человека с государством, правоотношение, возникающее, изменяющееся или прекращающееся в связи с определенными юридическими фактами (рождение на территории страны, обращение с просьбой о натурализации, приобретение второго гражданства, утрата гражданства), либо как определенное правовое положение лица в конкретной стране.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3


1. Гражданство. Общие положения…………………………………… 4

1.1. Понятие гражданства. Основные принципы гражданства……… 4

1.2. Порядок приобретения гражданства Российской Федерации …. 10

1.3. Порядок прекращения гражданства Российской Федерации…... 20

2. Институт гражданства в судебной практике. ……………………… 23

Государственные органы, ведающие делами о гражданстве.

Заключение……………………………………………………………… 28

Список использованной литературы………………………………….. 29

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МОЯ.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования 
 

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ 

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ОЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ) 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По  дисциплине «Конституционное право» 
 

ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И  ПРАКТИКИ 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:  
 
 
 
 
 

Научный руководитель:   
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение………………………………………………………………… 3 
 

1. Гражданство. Общие положения…………………………………… 4

1.1. Понятие гражданства.  Основные принципы гражданства………    4

1.2. Порядок приобретения гражданства Российской Федерации …. 10

1.3. Порядок прекращения гражданства Российской Федерации…...      20 

2. Институт гражданства  в судебной практике. ……………………… 23

Государственные органы, ведающие делами о гражданстве. 

Заключение……………………………………………………………… 28 

Список использованной литературы………………………………….. 29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гражданство. Общие положения 

     1.1. Понятие гражданства.  Основные принципы  гражданства

    Гражданство является важнейшей гарантией обязанности государства защищать в полном объеме закрепленные в конституции права и свободы личности. В юридической литературе гражданство рассматривается либо как устойчивая правовая связь человека с государством, правоотношение, возникающее, изменяющееся или прекращающееся в связи с определенными юридическими фактами (рождение на территории страны, обращение с просьбой о натурализации, приобретение второго гражданства, утрата гражданства), либо как определенное правовое положение лица в конкретной стране. В последнем значении гражданство — это особый статус, который предполагает юридическое признание государственной принадлежности лица внутри страны и за рубежом и наделение ею в полном объеме комплексом прав и обязанностей, предусмотренных в законодательстве этого государства1.

  «Обладание  гражданством – предпосылка полного  распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством и не только внутри страны, но и за ее пределами»2.

    В монархических государствах употребляется  термин "подданство", который обозначает личную верность народа монарху. Этот термин фактически равен гражданству. Независимо от формы правления в правовом государстве гражданство означает согласие лица на распространение на него всех обязанностей, установленных конституцией и законами. В это же время граждане обладают в отношении государства определенными правами и могут требовать от него защиты своих прав.

    Для  большинства людей в каждой стране получение гражданства не представляет собой сложный процесс, так как они являются гражданами  с момента рождения и сохраняют этот правовой статус на протяжении всей жизни. Однако существует множество причин (прежде всего это межнациональные конфликты и растущая интернационализация экономики), в результате которых происходит миграция некоторого процента населения одной страны в другую. Такие передвижения - индивидуальные и групповые, распространены и в Российской Федерации. Браки, заключаемые между гражданами различных государств, также постоянно создают проблемы приобретения и изменения гражданства. Законодательство об иммиграции и гражданстве, а также судебная практика по этим вопросам весьма развиты в настоящее время. Значительная часть вопросов, связанных с определением гражданства, разрешается с помощью международного права (по соглашениям, заключаемым между государствами). 

    В государствах с унитарной формой правления обычно определено единое гражданство, в то время как во многих государствах, форма правления  которых определяется как федерация, лицо считается гражданином и союза государств и субъекта этой федерации, в котором оно проживает, одновременно. Таким образом, на него распространяются не только федеральные законы, действующие на всей территории федерации, но и законодательство данного субъекта. Значение такого положения определяется тем, что в федеративных государствах присутствует разделение компетенции между федерацией и субъектами федерации, вследствие чего имеются определенные различия в правовых нормах между субъектами одной и той же страны (например, в сфере действия трудового, семейного, налогового законодательства и т. д.). Такое положение характерно и для Российской Федерации.

    В любом государстве проживают  лица, чье правовое положение отличается от статуса основной части населения. Большинство жителей с самого рождения имеют гражданство данного государства, но значительные группы не имеют гражданства вообще (апатриды) или являются иностранными гражданами. Во многих государствах признается двойное гражданство. Такие лица называются бипатридами. Различия в правовом положении не означают дискриминации тех, кто не имеет гражданства, а даже наоборот государство защищает права этой категории жителей, поскольку многие права принадлежат человеку независимо от гражданства. Разумеется, государство в полном объеме охраняет права и свободы тех, с кем состоит в законных отношениях, т. е. своих граждан. 

    Конституция Российской Федерации и Закон  о гражданстве устанавливают  прежде всего те общие основы, которые  определяют сущностные черты отношений гражданства. Среди них надо выделить следующие3.

    1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

    2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

    3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

В Российской Федерации  основополагающие принципы гражданства  относятся к числу основ конституционного строя. 
 

    Федеральным законом, регулирующим вопросы гражданства  в Российской Федерации, является Федеральный  Закон «О гражданстве Российской Федерации» (в редакции от 31 мая 2002г.)

Закон о гражданстве 2002 года установил следующие принципы гражданства4:

    1. Принципы гражданства Российской  Федерации и правила, регулирующие  вопросы гражданства Российской  Федерации, не могут содержать  положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

    2. Гражданство Российской Федерации  является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

    3. Проживание гражданина Российской  Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.

    4. Гражданин Российской Федерации  не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

    5. Гражданин Российской Федерации  не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.

    6. Российская Федерация поощряет  приобретение гражданства Российской  Федерации лицами без гражданства,  проживающими на территории Российской  Федерации.

    7. Наличие у лица гражданства  Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. 

    Главные принципы гражданства, которые закреплены в ст.6 Конституции РФ – это  принципы единство и равенства независимо от оснований приобретения.

Принцип единого  гражданства необходимо связать с федеративным устройством России, наличием в ее составе государств-республик, в которых наряду с существованием гражданства Российской Федерации установлено существованием гражданства своей республики.

    Конституционный принцип равного гражданства означает, что оно является таковым для всех российских граждан. На территории не установлены никакие ограничения, различия в правовом статусе граждан, в том числе на основании того, когда и как они приобрели гражданство Российской Федерации. Проявлением этого принципа является равноправие обоих полов при решении вопросов о российском гражданстве. Заключение или расторжение брака гражданина России с лицом, не имеющим российского гражданства, не влечет за собой изменения гражданства.

    В Конституции и Законе о гражданстве определены и иные принципы российского гражданства: возможность иметь двойное гражданство; недопустимость лишения гражданина Российской Федерации своего гражданства или права изменить его; защита и покровительство граждан Российской Федерации, находящихся за ее пределами, сохранение российского гражданства за лицами, проживающими за пределами России;

Еще одним важным принципом является невозможность  лишения гражданина вышеописанной  правовой связи с государтсвом. Этот принцип впервые был закреплен в законе о гражданстве 1991 г., затем в Конституции РФ и повторен в законе о гражданстве 2002 года. Он также соответствует положениям ст. 15 Всеобщей декларации прав человека. В нем гарантируется право человека на гражданство, свободное осуществление гражданами своих прав и свобод без боязни его утратить, например за инакомыслие или длительное проживание за границей. Именно по этим причинам советские граждане часто лишались своего гражданства и высылались за границу на всем протяжении существования Советского Союза.

    Закон о гражданстве в особом порядке  указывает на то, что проживание гражданина России за ее пределами  не прекращает и не ограничивает его  гражданства и что российские граждане за границей находятся под  защитой и покровительством Российской Федерации. Согласно ст. 61 Конституции, гражданин России также не может быть выслан за пределы страны, а также выдан (касается преступников) другому государству. Закон о гражданстве 1991 года противоречил этой статье. Согласно его положениям, выдача российского гражданина другому государству была вполне возможна. Конституция - правовой акт высшей юридической силы - решила вопрос иначе. Закон о гражданстве 2002 года повторил данную конституционную норму в качестве одного из принципов.

    Несмотря  на это, Конституция гарантирует право изменить свое гражданство путем выхода из российского гражданства или выбора гражданства (оптации). Изменение гражданства осуществляется только на основе добровольного волеизъявления лица, но не может быть односторонней акцией, так как гражданство предусматривает взаимную ответственность государства и личности и регулируется законом.  

    Существуют  основания, по которым может быть отказано в выходе из гражданства. Это  касается граждан, намеревающихся проживать в стране, которая не связана с Россией договорными обязательствами о правовой поддержке, имеющих имущественные обязательства перед другими гражданами и юридическими лицами Российской Федерации, либо неисполненные обязанности перед государством. Закон одновременно определяет случаи, когда выход из гражданства не допускается: после получения повестки о призыве на военную или альтернативную службу и до ее окончания, а также, если лицо привлечено в качестве обвиняемого либо обязан отбыть наказание на основе приговора суда.

      Основания, препятствующие изменению гражданства, имеют временный характер и не противоречат положениям ч. 3 ст. 55 Конституции о допустимости ограничения федеральным законом прав и свобод только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны.

Говоря о принципах  нужно отметить, что закон 2002 года предусматривает предоставление защиты и покровительства гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами (ст.7).

    Действующее законодательство о гражданстве определило основные принципы гражданства, которые соответствуют общепринятым международным принципам. Но независимо от этого, в каждом государстве регулирование вопросов порядка приобретения и прекращения гражданства имеет некоторые особенности. 

  1.2.. Порядок приобретения гражданства Российской Федерации

Важным субинститутом  гражданства и одновременно содержанием  права на гражданство являются вопросы  приобретения, изменения, выбора и утраты гражданства.

Приобретение  гражданства 

Ст. 11 Федерального Закона «о гражданстве Российской Федерации» (в редакции от 31 мая 2002г) устанавливает, что гражданство приобретается:     

а) по рождению; 
     б) в результате приема в гражданство Российской Федерации; 
     в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; 
     г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
 

Информация о работе Гражданство Российской Федерации. Вопросы теории и практики