Государство, как политический институт общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 12:47, реферат

Описание работы

Как же происходит переход от общества без государства к обществу с государством? Он осуществляется тогда, когда в результате развития производительных сил появляется прибавочный продукт и возникает возможность регулирования условий жизнедеятельности, использования части общественного продукта на накопление, что порождает социальную дифференциацию. Имущественная дифференциация порождает класс собственников осознающих себя как особая группа в обществе.

Работа содержит 1 файл

государство.docx

— 57.35 Кб (Скачать)

Власть существовала и  в догосударственном (первобытно-общинном) обществе, но это была непосредственно  общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления, таким образом  носила внеклассовый характер.

Принципиальная  особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она  воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются  органы управления и принуждения (государственный  аппарат).

 Государство  без меньшинства чиновничества  - быть не может. Ибо если  чиновничества нет вовсе - то  некому осуществлять государственную  власть. А если всё общество  выстроено так что у каждого  есть определённые чиновничьи  полномочия - то это общество носит  бесклассовый характер, а значит  государство как политический  институт отмерло.

 Ленин писал по данному вопросу следущее: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством… Но мы… требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту». 

3. Государственный суверенитет. Понятие "государственный суверенитет" появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение.

Суверенитет как  свойство государственной власти заключается  в ее верховенстве, самостоятельности  и независимости.

Верховенство государственной  власти внутри страны обозначает:

- универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны;

- ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон);

- наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция или милиция, тюрьмы и др.).

Неразрывна связь  государства и права. Без права  государство существовать не может. Право юридически оформляет государство  и государственную власть и тем  самым делает их легитимными.

Сущность государства - смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Иными словами, вопрос о существовании государства - это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

2. Место и роль государства в политической системе общества.

Особое место и роль государства в политической системе  общества определяется еще и тем, что в его руках находятся  огромные материальные и финансовые ресурсы. В некоторых странах  оно является монопольным собственником  основных средств и орудий производства, что особенно ярко  проявлялось  во внутриполитической деятельности бывших социалистических стран.

Основное отличие  государства от других политических институтов общества состоит, прежде всего, в том, что ему принадлежит  высшая власть в обществе. Его властная сила универсальна: она распространяется на все население и общественные партии данной страны; она держится на прерогативах - полномочиях отмены всякой другой власти, а также на наличии таких средств воздействия, которыми никакие другие общественные организации, кроме нее, не располагают. К таким средствам воздействия  относятся законодательство, аппарат  чиновников, армия, суд и т.д.

Политические партии и массовые общественные организации  также могут иметь свои постоянно  действующие аппараты, которые призваны обеспечивать их нормальное функционирование. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в свое структуре, например,  таких органов, которые  призваны охранять действующую в  обществе правовую систему  -  органов  милиции, суда, прокуратуры, адвокатуры  и т.п., функционирующих в интересах  всех членов общества.

Однако если какие-либо массовые общественные организации  воспроизводят свои постоянно действующие  аппараты(органов милиции, суда, армии, и т.д.) которые призваны обеспечить их нормальное функционирование - тогда  может возникнуть ситуация двоевластия. Так было в России 1917го года, когда  функции государства стали осуществлять Советы, в конечном счёте этот общественный институт осуществляя государственную  власть, перерос непосредственно  в единовластный субъект в  государстве, стал государством.

Среди различных  элементов политической системы  государство выделяется еще и  тем, что располагает разветвленной  системой юридических средств, которые  дают ему возможность управлять  многими отраслями экономики  и оказывать воздействие на все  общественные отношения. Обладая соответствующими полномочиями, различные государственные  органы не только издают в рамках своей  компетенции нормативно-правовые

и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию. Достигается  это  по-разному - путем воспитания, поощрения и убеждения, осуществлением постоянного контроля за точным осуществлением этих актов, применением в необходимых  случаях мер государственного принуждения.

Следует отметить, что в некоторых  странах  общественные организации могут иметь в  своем распоряжении неприсущие им юридические  рычаги воздействия. Однако они, в отличие  юридических средств воздействия, находящихся в руках различных  государственных органов, носят  ограниченный характер.  Возникают  они у общественных организаций  не в силу самой природы данных объединений, а в результате того, что само государство наделило их правом издания юридических актов.

Наконец, государство  обладает суверенитетом. Суверенность политической власти выступает как  один из признаков государства. Его  содержание заключается в верховенстве этой власти по отношению ко всем гражданам  и образуемым ими негосударственным  организациям внутри страны и в независимом  поведении страны (государства) на внешней  арене.

Итак, государство и общественные объединения – это самостоятельные  части политической системы. Они  обладают внутренней самостоятельностью и независимостью в решении вопросов, касающихся их внутренних и внешних  дел.

Функционирование политической системы  общества осуществляется на основе правовых норм. Все организационные структуры  политической системы действуют  в рамках и на основе законов, которые  образуют правовой фундамент государственной  и общественной жизни.

Конечно, названные  особенности не исчерпывают всей специфики государства как элемента политической системы общества на фоне всех других ее структурных элементов. Но они дают общее представление  о государстве, а также о факторах, определяющих место и роль государства  в политической системе общества.

3. Классификация государства

 

    Методы, которыми осуществляются функции государства, применяемые  при этом средства, а также характер установленных в государстве  отношений позволяют классифицировать разные виды государств.

     Устоявшейся классификацией государств является по способу организации высшей власти. Выделяются монархии и республики.     

Монархии бывают:

- Самодержавные, абсолютные. Преобладавшие в прошлом, сегодня очень редки и сохранились лишь в Саудовской Аравии, Катаре, Омане и Объединенных Арабских Эмиратах и др.

- Конституционные, ограниченные. Представляя дань традиции, монархи в них - декоративные фигуры, не обладающие значительными политическими полномочиями, но играющие важную роль в моральном плане, способствующие консолидации нации.    

В реальности конституционные  монархии мало, чем отличаются от республик, в сущности являясь республиками.     

Республики - государства, где высшие органы государственной власти формируются на выборной основе. Бывают президентские и парламентские.     

Характерные признаки президентской республики.

- президент является одновременно главой государства, премьер-министром, подбирает кабинет министров и контролирует его деятельность;

- законодательная и исполнительная ветви власти формируются на основе двойной системы выборов и отчетливо разъединены;

- президент и правительство избираются внепарламентским методом;

- у правительства отсутствует прямая ответственность перед парламентом;

- парламент имеет солидные полномочия по контролю за деятельностью правительства и президента, вплоть до отклонения законопроекта. Эта форма президентской республики была впервые введена в США на основе Конституции 1787 года.

Современная Россия, с 1993года(путча(военного переворота) Ельцина - расстрела Дома Советов, органа парламентской  республиканской власти) - является президентской республикой.    

Для парламентской республики характерно:

- единая система выборов;

- победившие партии формируют высший законодательный орган;

- парламент формирует правительство из числа лидеров победивших партий;

- правительство несет ответственность перед парламентом;

- парламент может избирать президента.

Парламентская республика существует в Италии, Германии, Индии, Австрии, Швейцарии, Финляндии, Турции, Ирландии, Исландии и некоторых других странах. Парламентской республикой  был Советский Союз.

По национально-территориальной  организации государства делятся  на унитарные и федеративные.     

В унитарном государстве:

- единая конституция и гражданство;

- единая система высших государственных органов, права и суда, все это действует без ограничения на всей территории страны. Унитарные государства: Бельгия, Испания, Италия, Финляндия, Дания и др.

Федеративное государство характеризуется:

- наличием внутри государства государственных образований (штат, провинция, кантон, республика и др.);

- эти образования имеют определенную самостоятельность и собственное административно-территориальное деление.

Современная Россия является федеративным государством.    

Кроме того, любая федерация должна отвечать следующим критериям:

- исключительное право федерального правительства на осуществление внешней политики;

- отсутствие права рецессии (от лат. "сецессио" - отделение, уход);

- федеральное правительство использует власть без прямого одобрения государств - членов федерации;

- отсутствие у союзного правительства права на одностороннее изменение границ государств-членов;

- союзная конституция может быть изменена только с согласия членов федерации;

- наличие двухпалатного высшего законодательного органа с равным представительством каждого члена федерации;

- разделение власти и полномочий союзного государства и государств-членов федерации.

Помимо вышеперечисленных  типов государств существуют Конфедерации. Как правило, это государственные объединения государств для координации какого-либо вида государственной деятельности - военной, торговой, внешнеполитической. Эти объединения нестабильны, распадаются после решения поставленных задач или развиваются в федерацию (США, Швейцария).

С осени 1991года федерацию  СССР предполагалось трансформирование  в конфедерацию СНГ. Однако по факту, запустив центробежные тенденции, от идеи конфедерации отказались и СНГ стал просто международной организацией объединяющий Российскую федерацию  с некоторыми унитарными государствами  постСоветского пространства (все, кроме стран Прибалтики и Грузии).

Государства можно  подразделять по устойчивости политической жизни, ее непрерывности и преемственности. Здесь выделяются неустойчивые и  стабильные государства. Неустойчивые отличаются частой сменой президентов, правительств, парламентов, конституций, большим числом

переворотов. Так, на латиноамериканском континенте за последние 150 лет произошло 535 государственных  переворотов.

Государства могут  быть классифицированы по приоритетным, преимущественным функциям. Можно выделить военное, или полицейское, государство, социальное, правовое.     

Военное, или полицейское, государство характеризуется гипертрофированным развитием структур государственного насилия - армии, полиции, служб безопасности.

К таковым государствам можно отнести все фашистские режимы, военные диктатуры, государства  в момент своего становления(национально-освободительной  борьбы, революции и т.д.), а так  же устоявшиеся формально правовые и социальные государства на деле поступающиеся нормами права  и социальной политики в пользу армии  или структур внутреннего подавления(МВД, полиции и т.д.).

Информация о работе Государство, как политический институт общества