Государство, как политический институт общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 12:47, реферат

Описание работы

Как же происходит переход от общества без государства к обществу с государством? Он осуществляется тогда, когда в результате развития производительных сил появляется прибавочный продукт и возникает возможность регулирования условий жизнедеятельности, использования части общественного продукта на накопление, что порождает социальную дифференциацию. Имущественная дифференциация порождает класс собственников осознающих себя как особая группа в обществе.

Работа содержит 1 файл

государство.docx

— 57.35 Кб (Скачать)

Реферат

Государство, как политический институт общества

Широкое распространение получило определение  государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими  людьми, и власти. Известный государствовед Л. Дюги выделял четыре элемента государства:

  • совокупность человеческих индивидов;
  • определенную территорию;
  • суверенную власть;
  • правительство.
  • Ф. Энгельс сформулировал краткое определение "государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим". В.И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: "Государство - это есть машина для поддержания господства одного класса над другим".

Признаки  и сущность государства:

    1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах.

2. Публичная (государственная)  власть.

3. Государственный  суверенитет

Место и роль государства  в политической системе общества

1. в его руках находятся огромные материальные и финансовые ресурсы.

2.ему принадлежит высшая власть в обществе

3.рычаги воздействия - законодательство, аппарат чиновников, армия, суд и т.д.

4. государство обладает  суверенитетом.

государство и общественные объединения – это самостоятельные  части политической системы. Они  обладают внутренней самостоятельностью и независимостью в решении вопросов, касающихся их внутренних и внешних  дел.

Функционирование политической системы общества осуществляется на основе правовых норм. Все организационные  структуры политической системы  действуют в рамках и на основе законов, которые образуют правовой фундамент государственной и  общественной жизни.

Военное, или полицейское, государство характеризуется гипертрофированным развитием структур государственного насилия - армии, полиции, служб безопасности. К таковым государствам можно отнести все фашистские режимы, военные диктатуры, государства в момент своего становления(национально-освободительной борьбы, революции и т.д.),    

Правовому государству присущи следующие признаки:

  • верховенство закона во всех сферах жизни;
  • разделение политической власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви;
  • эффективные формы контроля и надзора за соблюдением законности;
  • разделение государственных и негосударственных политических институтов;
  • взаимная ответственность государства и личности.

 

   Социальное государство сосредотачивает основные усилия на проведении активной социальной политики, содействует смягчению и предупреждению социальных конфликтов.

Особенности Российского государства:

  • Формально, по конституции, Российскому государству присущи следующие внутренние функции - обеспечение народовластия, экономическая, социальная функция, налогообложение, экологическая функция, функция охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.
  • В реальности политика Российского государства на разгосударствление собственности и приватизацию, снятия с государства социальной ответственности и функций, политики налогооблажения (плоская 13% шкала подоходного налога, отсутствие налога на роскошь и т.д.) и т.д. - показывают курс на проведение антиконституционной (антисоциальной) политики государства.
  • Так же Российскому государству присущи следующие внешние функции - функции интеграции в мировую капиталистическую экономику, внешнеэкономического партнерства и государственной поддежки иностранных инвестиций, поддежки мирового капиталистического  правопорядка(борьба с терроризмом), сотрудничества с другими государствами в рамках международных организаций.
  • Введение

    Существовали и существуют до сих пор общества, которые не создали для управления особые специализированные и публичные институты, обладающие возможностью использовать легитимное(законное, признанное обществом) принуждение - это  первобытно-общинные общества находящиеся  на самом низком цивилизационном  уровне и уровне развития производительных сил. В обществе без государства  политические функции не монополизируются на постоянной основе привилегированной  его частью, классом. Здесь отсутствует  власть центральной группы, опирающейся  на иерархический административный аппарат и строящей свою деятельность на базе юридических норм. Здесь  отсутствуют классовые противоречия(между  правящим классом и другими классами).

    Как же происходит переход от общества без государства  к обществу с государством? Он осуществляется тогда, когда в результате развития производительных сил появляется прибавочный  продукт и возникает возможность  регулирования условий жизнедеятельности, использования части общественного  продукта на накопление, что порождает  социальную дифференциацию. Имущественная  дифференциация порождает класс  собственников осознающих себя как  особая группа в обществе. Далее  естественным является стремление данной группы закрепить своё особое, господствующее положение в обществе через консолидацию представителей своего класса в однородную социальную группу, иерархически построенной  над остальным обществом с  целью подчинения и присвоения прибавочного продукта. Таким образом выстраивается  классовое, иерархическое политическое(государственное) общество.

    1. Понятие и сущность государства

    1.1. Понятие  государства в международном  праве.

    На 2012 год  не существует единого юридического определения термина «Государство», всецело признанного наукой и всеми странами мира. Крупнейшая международная организация — ООН — не имеет соответствующих полномочий определять, является ли то либо иное образование государством или нет. «Признание нового государства или правительства — это акт, который могут совершить или отказаться совершить только государства и правительства. Как правило, оно означает готовность установить дипломатические отношения. Наличие дипломатического признания является пожалуй главным и единственным внешним фактором существования государства, дающим ему возможности в полной мере осуществлять свои государственные функции в сфере дипломатии.

    Так как любое  государстве есть классовая иерархическая  структура, то любые дипломатические  связи между государствами носят  международный  внутриклассовый  характер, где представители своего господствующего класса наделённые дипломатическими полномочиями ведут  диалог с аналогичными представителями  от другого государства. Таким образом, если в результате прогресса, роста  производительных сил какое-либо государство  меняет свой господствующий класс(например феодалов) на более передовой(буржуазию) - то такому государство переходит  на качественно новый уровень, ещё  более укрепляя и налаживая государственные  институты внутри государства, но при  этом вступая в противоречие с  господствующими классами всех остальных  государств, теряя таким образом  свои государственные дипломатические  способности ввиду не признания  себя как государственного субъекта другими государствами. Так было с Французской революционной  республикой где пришедший к  власти класс буржуазии вступил  в конфликт со всеми феодальными  монархиями Европы.

    Так было и в России. Во время становления государственности  СССР первым министром иностранных  дел стал Троцкий. Советская республика со времени 

    своего возникновения  долгое время не признавалась большинством государств буржуазных государств. Министр  иностранных дел занимал самую  важную должность после главы  правительства. Но Троцкий сам принизил значение своей должности, так как  по сути дипломатическое признание  России оказала лишь заинтересованная в мире Германия. Революция, сказал он, не нуждается в дипломатии: "Вот  издам несколько революционных  прокломаций к народам и закрою лавочку." Однако в дальнейшем Советскому Союзу, для реализации своих государственных  возможностей(в частности по внешней  торговле с другими государствами) потребовалась дипломатия и дипломатическое  признание других государств, как  важнейшая составляющая своей государственности.

    Таким образом можно  сделать вывод что единого  общепринятого для всего мира понятия "государства" нет в  силу того что каждое государство  в мире имеет свою специфику, обусловленную  как уровнем производительности труда и классовой природой, так  и многими другими (цивилизационными, культурными, религиозными) факторами.

    1.2. Понятие и определение государства.

    Широкое распространение получило определение  государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими  людьми, и власти. Известный государствовед Л. Дюги выделял четыре элемента государства:

    • совокупность человеческих индивидов;
    • определенную территорию;
    • суверенную власть;
    • правительство.

    "Под именем  государства, - писал Г.Ф. Шершеневич, - понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти".

    Рассматриваемое определение  верно отражает некоторые черты (признаки) государства, но послужило  поводом для различных упрощений. Ссылаясь на

    него, одни авторы отождествляли  государство со страной, другие - с  обществом, третьи - с кругом лиц, осуществляющих власть. В.И. Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть: "Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было".

    Не согласны с  приведенным понятием и сторонники психологической теории права. Ф.Ф. Кокошкин утверждал: "Государство не совокупность людей определенного рода, а отношения между ними, форма общения, известная психическая связь между ними. Однако "форма общежития", форма организации общества - тоже лишь один из признаков, но не все государство".

    Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что это "та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой

    все гражданское  общество данной эпохи находит свое сосредоточение". Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое определение "государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим". В.И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: "Государство - это есть машина для поддержания господства одного класса над другим".

    Вынося на первый план классовую основу, указанные  определения отводят на второстепенный план прочие признаки(цивилизационные, культурные и т.д.).

    В современной литературе государство обычно определяется как  политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая  специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данное определение синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Поэтому более точной будет следующая формулировка: государство - это политическая организация общества, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную (независимую) власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая те нормы которые описаны в основном законодательном акте государства (конституции).

    1.3. Признаки  и сущность государства

    Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так  и от негосударственных организаций  общества. Иными словами, анализ признаков  государства углубляет знания о  нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой  формы организации общества и  важнейшего общественно-политического  института.

    1. Территориальная организация  населения и осуществление публичной  власти в территориальных пределах. В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровнородственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализированную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт - подданство или гражданство.

    2. Публичная (государственная) власть. Публичной она называется потому, что совпадает с обществом, выступает от его имени, формально от имени всего народа (фактически от имени господствующего класса, под которым зачастую и понимается народ. К примеру в Древней Греции словом "народ" (по гречески "демос") обозначался только класс свободных военнообязанных граждан мужского пола, класса рабовладельцев).

    Информация о работе Государство, как политический институт общества